ГЛАВНОЕ

ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
читать далее
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
читать далее
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
читать далее
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
читать далее
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
читать далее
ДВФУ-2018: год научных прорывов
ДВФУ-2018: год научных прорывов
читать далее
 

Общественные науки  ·  СТАТЬИ

27.10.2018

Праздничная урбанистика: Французы о Красноярске

 

В первый понедельник октября человечество празднует Всемирный День архитектуры, учреждённый 33 года назад генеральной Ассамблеей ООН для стимулирования дискуссии о состоянии современных городов. Среднестатистическому красноярцу сегодня не нужен дополнительный повод, чтобы подумать о бытности своего миллионника. А потому понятен неподдельный интерес, вызванный недавним приездом в наш город целого десанта французских урбанистов.

Визит проходил под эгидой долгосрочного проекта Французского института в России «Сопровождение городской трансформации». Этот начавшийся в 2017 году проект сфокусирован на знаковой для Санкт-Петербурга территории — Красногвардейском районе. Красногвардейский расположен в окружающем исторический центр индустриальном и постиндустриальном пространстве и далёк от «открыточных» представлений о Петербурге. Но именно его жители активно проявляют готовность преобразовывать район. Чтобы воплотить их творческие инициативы, необходимо взаимодействие отдельных людей и общественных институций, представителей культуры и административных структур. Наладить такой диалог и призван французско-русский проект.

Сотрудничество с Францией предоставляет новые инструменты для осмысленного изменения района. «Эфемерная архитектура и повторное использование материалов» — вот типичный пример ворк-шопа для студентов. В ходе работы создаётся серия конструкций из материалов действующего завода слоистых пластиков, на территории которого расположен Музей уличного искусства. Эти конструкции устанавливаются в общественных местах, заставляя прохожих задуматься о том, что делает особенным это пространство, что в нём объединяет людей.

Какой смысл столь подробно рассказывать о проекте в Северной Пальмире? В Красноярск французские специалисты по развитию городов прибыли завести знакомство, результатом которого при удачном раскладе станет аналогичный проект в центре Сибири. Дабы навести мосты дружбы и сотрудничества, совместно с Молодёжным архитектурным содружеством (МАС) и Музейным центром «Площадь Мира» была организована целая серия встреч разных форматов со студентами, представителями СМИ, НКО и ответственными за город официальными лицами.

Но прежде чем обсуждать и придумывать классные совместные культурно-архитектурные проекты, французы гуляли. Гуляли четыре дня в попытке увидеть и понять Красноярск. Благодаря Бертрану ГОСЛЕНУ (см. примечания) у этих визитёров было гораздо больше возможностей распознать истинное лицо столицы края, чем у среднестатистического галопирующего европейца.

А по завершении пешей «разведки боем» на площадке МАС состоялся круглый стол «Новые урбанистические задачи: городской пейзаж и инновационные пространства», собравший весомый состав представителей профессионального архитектурно-урбанистического сообщества и представителей культурных институций.

Но, пожалуй, доминантным мероприятием в этом путешествии из Франции в Россию стала открытая лекция Альфреда ПЕТЕРА «Новые пейзажи устойчивого города».

Даже за 4 дня Альфреду Петеру стало очевидно, что одна из главных проблем Красноярска связана с воздухом, воздушными потоками. Реалист Альфред не предлагает срочно закрыть чадящие предприятия. Если решить вопрос с улучшением циркуляции воздуха, то ситуация заметно улучшится, считает он. И вспоминает проект реконструкции одного из районов Сеула, где за счёт застройки, способствующей улучшению потоков воздуха с реки Чхонгечхон, и обильных зелёных насаждений удалось добиться улучшения вегетации потоков свежего воздуха в центре города и, как следствие, улучшения экологической ситуации.

Сеульский опыт. Река Чхонгечхон почти полвека находилась под землёй: на её месте проходило многополосное шоссе. Власти решили вернуть воду жителям и сделать из загазованного района центр городской активности.

Сеульский опыт. Река Чхонгечхон почти полвека находилась под землёй: на её месте проходило многополосное шоссе. Власти решили вернуть воду жителям и сделать из загазованного района центр городской активности.

Самый больной — транспортный вопрос. Чем больше дорог город строит, чем больше автомобилистов хотят ими пользоваться, тем более загруженными эти дороги становятся. «Я на проблемы перемещения смотрю по–другому, — рассказал Альфред. — Самый эффективный вид транспорта — ноги. Люди хотят ходить. Сегодняшние европейские врачи зачастую вместо лекарств прописывают ходьбу».

И дело не в климате, дело в том, чтобы ходить было приятно. Мы не обязаны пересекать весь город пешком или экстренно добираться на своих двоих до работы. Должны быть островки отдыха от сурового климата, общественные пространства, которые будут не только аккумулировать пешеходные потоки, но «играть с человеком». И, конечно же, нужен удобный, эмоционально привлекательный общественный транспорт. Например, автобусы, похожие на карамельки, и автобусные остановки под стать им.

Подземные переходы — это стандартный этап развития современного города, который нужно преодолевать и постепенно от него отказываться. Спускаться под землю можно только к метро.

«Я знаю, что у вас есть технические сложности с постройкой метро, и автобусное движение не получается отрегулировать при нынешней транспортной ситуации. В таком случае нужно искать альтернативу автобусам», — резюмировал Альфред. В последние 15 лет происходит возвращение трамваев во все города Европы и по всему миру. Бюро Альфреда было первым, предложившим засеять пространство между рельсами травой и таким образом сделать этот вид транспорта ещё более «зелёным».

В отличие от многих ораторов Альфред не занимался презентацией себя и своего бюро (в анамнезе у которого более 152 урбанистических, градостроительных, инфраструктурных международных проектов), не рассказывал о грандиозных прожектах, которые Красноярску «не светят».

Складывалось ощущение, что Альфред Петер готовил своё выступление исходя из местных реалий. Предлагаем вашему вниманию некоторые из его тезисов, развитые архитектором в интервью после лекции.

- Хочешь сделать действительно хорошо — посоветуйся с жителями: что им нужно? Иногда они даже и не догадываются, какими неожиданными способами можно достичь желаемого. Но нельзя строить или что-то менять в городе, никого не спрашивая, даже если у тебя на это есть финансовые и юридические права. Конечно, предварительная исследовательская работа, все эти опросы горожан отнимают время. Но зато гарантируют правильные градостроительные решения.

- Вообще, ничто так не важно для качественного устойчивого развития городской территории, как понимание и коммуникация между жителями. Главная сила, качественно развивающая города, — обмен информацией между их обитателями. Самое современное общественное пространство — то место, которое сделали сами пользователи. Во Франции в самом центре города был гражданский аэропорт. И так же, как в Красноярске, когда город разросся, он был вынесен за жилую территорию. Однако горожане настояли на том, чтобы не застраивать огромные освободившиеся пространства, а оставить их для свободного использования, творческих локаций, концертов и пикников. Оказалось, что 90% знакомств между представителями самых разных классов и этносов в этом городе происходит в бывшем аэропорту. А это прямой путь к интеграции и созданию комфортной атмосферы в городе.

- Ещё один способ достичь желаемого — тактический урбанизм и уличное искусство. Проще говоря, пусть жители вместе создадут что-то, хоть арт-объект из грязи и палок — это объединит их лучше, чем любой управдом.

- Хотя Красноярск — город вполне современный, но «Больше публичных пространств» — вот девиз, который стоило бы выбить на его гербе.

>> Нужно что-то придумать для нормального размещения наружной рекламы. Многие современные города, в том числе азиатские, создаются с учётом определённого места для неё. Рекламные щиты должны быть частью архитектуры города. Это, к сожалению, не про Красноярск: вся реклама здесь выглядит как лишний элемент.

>> Важно не только ЧТО, но и КАК. Как происходит сам процесс реновации. Не зря горожане ропщут на перманентный ремонт. В Европе, если перекладывают тротуар, то полностью закрывают его и предоставляют пешеходам альтернативный безопасный путь, а не заставляют бегать людей по пересечённой местности среди песка или плотного потока машин.

- Генеральный план застройки города — это не инвентаризация всего «понастроенного» на данной территории. Генплан начинается со смыслов. Поэтому первыми в городское пространство, нуждающееся в качественном изменении, должны приходить художники. Для решения многих городских задач одних архитекторов и урбанистов уже недостаточно, нужны люди, которые будут делать художественные исследования местности, экспериментировать с его ментальностью, то есть — художники. Кроме того, они смогут качественно «донести» проект, презентовать его горожанам.

- Природа на сегодняшний день — это не просто красота, это качество жизни, то, что помогает нам жить комфортно. Природная зелень в городе создаёт особую атмосферу для человеческого общения. Например, самый центр Страсбурга — место, где можно поставить палатки и отдохнуть на природе, не уезжая из города. Так можно избежать пробок на подъездных дорогах и познакомиться с огромным количеством людей, которые также вышли на природу. Жаль, что подобный отдых на территории «дикой» части острова Татышев хоть и не запрещается, но не приветствуется.

- Современные урбанисты за синтез деревни и города (в разумном балансе). Почему бы полиции не ездить на лошадях и не выделить в самых оживлённых районах города места для контролируемого выгула собак? Источниками биоразнообразия могут стать обычные газоны. В городе почти сотни гектаров газонов, практически никак не использующихся. Почему не позволить там находиться животным или расти каким-нибудь овощам? Появится новая атмосфера, иное пространство.

- Сегодня очень часто города теряют свою «самость», свою уникальность, просто потому что пытаются скопировать успешный опыт других территорий. Лучше постараться сохранить свою идентичность, самобытность за счёт сохранения исторических зданий. Пусть это даже будут бывшие промышленные постройки. Если посмотреть на те проекты, которые стали наиболее успешными из реализованных за последние 20 лет в Европе, то это объекты, получившие вторую жизнь. Не стоит торопиться сносить индустриальные здания и на их месте строить что-то новое. Лучше посмотреть: нельзя ли эти бывшие корпуса заводов, фабрик преобразовать под общественные пространства. Ведь многие из них оригинальны и достаточно красивы. Хороший европейский пример, когда из бывшего завода по производству металла сделали самый большой в Европе каток. Природа в городе и история — ценный ресурс, который Красноярску надо срочно научиться видеть и использовать.

- Первое, что бросается в глаза в Красноярске, — это центральное место реки. Именно она диктует логику развития города, и это самое ценное.

«Длинная прибрежная линия длиной около 7 км. Но эта береговая линия очень неравно развита, не связана с водой, кроме небольших, фрагментарных участков набережной. Без функциональной или визуальной связи между перпендикулярными улицами центра города и набережной. Помимо простой проблемы перестройки набережной реновация прибрежных районов города представляет собой проблему их географического «поворота» в сторону водной стихии. Следует умело объединить элементы побережья, обеспечить развлечения и доступность для всех, оставляя сильное позитивное и неизгладимое впечатление у жителей и гостей». Согласитесь, будто про Красноярск написано? А это описание проблематики Либревиля, сделанное бюро Альфреда Петера.

«Байкал24.Наука»


Источник: sibforum.sfu-kras.ru


ВСС


Новости

21.01.2019 Разное

ДВФУ и Хэйлунцзянский университет планируют совместные образовательные программы

читать далее

21.01.2019 Инженерные науки

Систему интеллектуального управления роботами создали на Дальнем Востоке

читать далее

21.01.2019 Науки о жизни

Центр ядерной медицины в Новосибирске будут лечить рак головного мозга за один сеан

читать далее

17.01.2019 Науки о земле

Оттаивание вечной мерзлоты в Сибири набирает стремительные обороты

читать далее

17.01.2019 Байкал

НГУ вошел в группу лидеров по итогам Совета Проекта 5-100

читать далее

17.01.2019 Разное

ИРНИТУ на 15 пунктов улучшил свои позиции в глобальном рейтинге GreenMetric

читать далее

17.01.2019 Науки о жизни

ИРНИТУ примет участие в создании Байкальского научно-технического центра медицинских инноваций

читать далее

17.01.2019 Химия

В ИГУ проходит олимпиада по химии

читать далее

17.01.2019 Физика

ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Статьи

06.12.2018 Разное

Тех, кто не тянет, государству не надо финансировать

читать далее

23.11.2018 Общественные науки

Что делает наш разум, когда мы моем посуду

читать далее

22.11.2018 Науки о жизни

Обеспечат ли онколитические вирусы революцию в онкологии?

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Слово ученого

Бубеев Юрий Аркадьевич

Бубеев
Юрий Аркадьевич

31.08.2016 Науки о жизни

Юрий Бубеев: Человек уже мог бы жить на Марсе, если бы не гонка вооружений и пристрастие к модным тряпкам

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

25.05.2016 Разное

Александр Афанасьев, и.о. ректора ИрНИТУ: «Университеты – основа новой экономики»

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

23.04.2016 Разное

Александр Афанасьев о ситуации в системе высшего образования

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



ООО "Байкал-Иннования"
© Все права защищены
О проекте