ГЛАВНОЕ

Концепция модернизации закона об охране Байкала
Концепция модернизации закона об охране Байкала
читать далее
ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
читать далее
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
читать далее
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
читать далее
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
читать далее
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
читать далее
 

Общественные науки  ·  СЛОВО УЧЕНОГО

08.06.2012 Юрий Федорович Абрамов

На религию я смотрю исключительно с научных позиций

 

В апреле 2012 года в Иркутском государственном университете открылся первый в Сибири факультет религиоведения и теологии. Это событие сразу получило широкий общественный резонанс, несмотря на то, что профильная кафедра в вузе начала работу еще в 2007 году. Исполняющий обязанности декана нового факультета Юрий Абрамов рассказал, что в первую очередь здесь смогут получать образование будущие преподаватели предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в школьную программу с этого года. А изучать теологию в вузе согласно образовательным стандартам имеют возможность не только православные священники, но и представители других христианских церквей, а также мусульмане и иудеи. Сам же профессор, к слову, называет себя материалистом, на религии смотрит как на предмет научного исследования.

Заповеди – это общечеловеческие принципы коллективного бытия

– Юрий Федорович, какова сегодня роль религии в России?

– За последние 20 лет социальная реальность в нашей стране сильно изменилась. Сейчас религия пытается занять ту нишу, которую в СССР занимал отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Несколько десятилетий наш народ свято верил в коммунистическую мифологию и воспитывался на ней. Я считаю, что если бы жизнь к 1990-м годам была такая, как написано в программе КПСС, то никаких катаклизмов бы не произошло. А так, людям морочили голову, они долго напрягались, терпели лишения, но реальных улучшений не дождались. В итоге коммунистическая идея себя изжила. Надо отметить, что она во многом опиралась на основы православия – коллективизм, соборность…

– Но ведь в России существуют и другие конфессии.

– Да, в частности, у нас в стране есть территории, где много мусульман. Но, тем не менее, по опросам социологов, около 90% россиян относят себя к православным, либо ассоциируют себя с мировоззренческими и гуманитарными ценностями, которые исповедует данная вера. При этом они не обязательно верят в Бога. В христианском вероучении есть заповеди, и для обывателя по существу они не религиозные, а общечеловеческие – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». В них прямо не говорится о Боге. Эти нравственные максимы являются просто принципами коллективного человеческого общежития. Хочешь быть успешным – будь им, но выбирай такой путь, чтобы своей успешностью не навредить ближнему.

– О чем, как мне кажется, мы подзабыли в последнее время.

– Забыли потому, что занимаемся только переделом материальных ценностей и социальных статусов. А чем сейчас увлечена молодежь? Гоняет по социальным сетям, смотрит телевизор, а там все время убийства, насилие, обещания конца света. Поэтому у наших властей появилась инициатива, призванная помочь юному человеку разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо» с позиций исторического опыта многих поколений, исходя из традиций, в том числе религиозных. Речь идет о новом школьном предмете «Основы религиозных культур и светской этики».

– Но, по большому счету, в обществе нет понимания, кто и как будет преподавать этот предмет.

– Преподавать его будут люди с профильным педагогическим образованием. Задача священнослужителя – заниматься душой человеческой в приходе, в школе должен работать профессиональный учитель, который изучал педагогику, возрастную психологию, специализировался на своем профильном предмете, в нашем случае – религиоведении – философской науке, изучающей религию как явление социума, феномен духовной жизни общества, форму общественного сознания. Любая религия удовлетворяет мировоззренческие потребности определенной группы людей. Это может быть этнос, нация и т. д. Церковь профессионально развивает данную мировоззренческую идею, пропагандирует, обучает ей, в целом осуществляет функцию, которую не может осуществить государство или другой социальный институт. Религиозность как фактор общественной жизни свойственна самой природе человека и требует всестороннего рассмотрения.

– Но если церковь не должна присутствовать в школе, то откуда тогда появятся специалисты-религиоведы?

– Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебных заведениях с сентября этого года. Сейчас педагогов готовят на специальных курсах, но это лишь полумера. Нельзя за короткое время обучить человека этому непростому предмету, обращенному к тысячелетней истории и традициям. Почему учителей математики, литературы или физики в вузах готовят несколько лет, а религиоведов – 72 часа? Разумеется, такое положение вынужденное, его надо исправлять. Только Иркутской области скоро потребуется более тысячи преподавателей религиоведения с высшим образованием. Мы в своем вузе при активной поддержке ректора осознали эту проблему еще несколько лет назад. В 2007 году я возглавил в университете отделение политологии и религиоведения с правами факультета. Позднее политология перешла в ведение исторического факультета, что весьма логично. А у нас на кафедре философии, религиоведения и теологии стали готовить религиоведов. Сейчас у нас открылся факультет религиоведения и теологии. В первую очередь мы ждем у себя действующих учителей, которые смогут получить второе высшее образование. На факультете две кафедры: я возглавляю кафедру философии и методологии науки, а кафедрой религиоведения и теологии руководит профессор ИГУ митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.

Теологами могут стать христиане, мусульмане и иудеи

– На вашем факультете учатся, главным образом, православные священники?

– Хочу подчеркнуть следующее: наш вуз все обучение проводит в соответствии с принятыми государственными стандартами, разработанными Министерством образования РФ. Это касается и подготовки бакалавров религиоведения и теологии. Религиоведение в большей степени рассчитано на школьных учителей. Теология – комплекс наук, которые изучают историю вероучений, религиозное культурное наследие, в том числе религиозные тексты. Но, в отличие от богословия, теология изучает эти тексты с помощью рациональной научной методологии и систематики. Теолог может быть светским и религиозным. Вместе с тем, по государственному стандарту, мы можем подготовить лишь бакалавра по христианской, исламской или иудейской теологии. У нас сейчас среди студентов наряду с православными есть и католики. Хотя, конечно, наибольший интерес к факультету демонстрируют представители православной церкви. Не так давно при активном содействии Иркутской епархии в Харлампиевской церкви создан Восточно-Сибирский православный научно-образовательный центр ИГУ. Епархия заинтересована в том, чтобы в приходах служили образованные настоятели. Как правило, начиная служение, они не имеют соответствующего уровня подготовки, поэтому поступают заочно в духовные семинарии. Ближайшая семинария находится в Тобольске. Но ездить туда на сессии священникам, особенно сельским, из небольших приходов, сложно, в том числе и с материальной точки зрения. Теперь они могут получить теологические знания в нашем вузе. К тому же у нас студентам оказывается аудиторная поддержка: лекции, семинары, консультации и др. Но подчеркну, что главное направление нашего факультета – подготовка школьных учителей.

– Не возникает ли на ваших занятиях межрелигиозных конфликтов?

– В образовательном стандарте говорится, что преподавание теологии носит светский характер. У студентов нет разногласий между собой на религиозной основе потому, что наш учебный процесс объективно этого не допускает. Вот рассмотрим вопрос: кому Библия больше принадлежит – православным, католикам, протестантам или иудеям? Никому. Особенно когда речь идет о «Ветхом Завете». Содержание учебного процесса не провоцирует различных истолкований.

Остерегайтесь духовных подделок

– А кому еще кроме священников и педагогов может быть интересно религиоведческое и теологическое образование?

- У нас могут учиться художники, поэты, писатели – те, кто представляет духовно-художественную элиту. Знания основ религии нужны широкому кругу специалистов, в том числе системы исполнения наказаний. Там тоже проходит вектор, связанный с чувствованием человеком вечных ценностей. В свое время у меня докторскую диссертацию по социологии писал начальник одной из исправительных колоний. Вспомним, ведь первое массовое движение по восстановлению церквей 20 лет назад началось главным образом в зонах. Осужденным не на что опереться, они отвергнуты социумом, где не прижились, поэтому многие ищут отдушину в храме.

Кроме того, надо отметить, что в России в последнее время появилось множество различных проповедников и миссионеров, они провозглашают себя носителями абсолютной истины, которая способна спасти человека и помочь ему добиться невиданных успехов. Рынок проявляет себя не только в экономической области, но и в религиозной. А значит, нам нужно быть грамотными потребителями и остерегаться подделок. Тем более, что духовные подделки очень опасны.

– А каков ваш личный мировоззренческий выбор?

– Я даю знания о религии и не занимаюсь миссионерством. Как социальный философ я «исповедую» позицию диалектического реализма, позволяющего оставаться в познании за пределами религиозного или атеистического понимания мира. Иначе я не смогу исследовать предмет моей науки.

«Байкал24.Наука»


Источник:


ВСС


Новости

11.02.2019 Разное

Юрий Трутнев: будем создавать условия для реализации проектов молодых ученых ДВФУ

читать далее

11.02.2019 Разное

СФУ расширит научное сотрудничество с Республикой Филиппины

читать далее

11.02.2019 Общественные науки

Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного

читать далее

11.02.2019 Астрономия

В ДВФУ собирают наноспутник для проведения технологических экспериментов в космосе

читать далее

31.01.2019 Физика

Ушел из жизни профессор НГУ Андрей Андреевич Кочеев

читать далее

31.01.2019 Общественные науки

На Дне открытых дверей в ИРНИТУ абитуриенты познакомились с профессией бизнес-аналитика

читать далее

31.01.2019 Химия

Эффективную технологию очистки воды от урана разработали ученые ДВФУ и ДВО РАН

читать далее

31.01.2019 Байкал

Концепция модернизации закона об охране Байкала

читать далее

31.01.2019 Байкал

Учёные Лимнологического института собирают деньги на исследование внутриклеточных паразитов на Байкале

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Статьи

24.01.2019 Байкал

Математическое моделирование на страже экологии

читать далее

06.12.2018 Разное

Тех, кто не тянет, государству не надо финансировать

читать далее

23.11.2018 Общественные науки

Что делает наш разум, когда мы моем посуду

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Слово ученого

Бубеев Юрий Аркадьевич

Бубеев
Юрий Аркадьевич

31.08.2016 Науки о жизни

Юрий Бубеев: Человек уже мог бы жить на Марсе, если бы не гонка вооружений и пристрастие к модным тряпкам

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

25.05.2016 Разное

Александр Афанасьев, и.о. ректора ИрНИТУ: «Университеты – основа новой экономики»

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

23.04.2016 Разное

Александр Афанасьев о ситуации в системе высшего образования

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



ООО "Байкал-Иннования"
© Все права защищены
О проекте