ГЛАВНОЕ

Концепция модернизации закона об охране Байкала
Концепция модернизации закона об охране Байкала
читать далее
ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
ЦЕРН представила проект «коллайдера будущего» со 100-километровым тоннелем
читать далее
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
Иркутский госуниверситет: итоги 2018 года в области науки
читать далее
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
В Иркутске скончался ученый-радиофизик, бывший глава института солнечно-земной физики Александр Потехин
читать далее
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
Китайский аппарат «Чанъэ-4» первым сел на обратной стороне Луны
читать далее
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
В Тунке построят уникальный радиогелиограф для наблюдений за вспышками на Солнце
читать далее
 

Общественные науки  ·  СЛОВО УЧЕНОГО

29.09.2013 Сергей Юрьевич Лепехов
доктор философских наук

Конфессии в меняющейся Азии: в каких сегодня верят богов?

 

Заместитель директора Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН доктор философских наук Сергей Лепехов рассказал, почему распространяется буддизм, возрождается шаманизм и отчего для многих современных людей характерно стремление «придерживаться» сразу нескольких конфессий, а также объяснил, чем опасны «новые религиозные учения».

Ученые из ИМБТ СО РАН занимаются изучением стратегии расширения влияния и взаимодействия конфессий в странах Северной, Центральной и Восточной Азии. Исследование проводится уже 10 лет. Оно построено на материалах, собранных в экспедициях в разные области России, Монголии, КНР, Индии, Бутана, Сиккима - интервью, анкетах, наблюдениях, аудио и видеоматериалах, а также на статистических данных, анализе СМИ и научных публикаций по теме.

Буддизм: традиционный Восток и мятежный Запад

Одна из самых активно распространяющихся религий сегодня - буддизм. В одних странах он успешно развивается, сохраняя преемственность многовековых традиций (например, в Китае, несмотря на все репрессии, до сих пор существуют старые монастыри со своими школами), в других находится в процессе возрождения (в Калмыкии в советское время были разрушены все буддийские храмы, уничтожено все духовенство, но за последние 15-20 лет удалось многое восстановить), в третьих - появляются новые формы, в частности, так называемый «западный буддизм».

Говорить об этой религии как о некотором организованном социальном целом довольно сложно. «Какой-либо единой международной организационной структуры в буддизме нет, и никогда не было, - рассказывает доктор философских наук, заместитель директора ИМБТ СО РАН Сергей Лепехов. - Эта конфессия существует как совокупность монастырских и философских школ, имеющих свои уставы, наиболее чтимые канонические сочинения, своих выдающихся религиозных деятелей. Таких объединений в каждой стране может быть множество. И то, что характерно для одного из них, не всегда имеет отношение к другим. По этой причине ученые-буддологи обычно избегают «размашистых» заявлений, в которых даются какие-то определения для этой религии в целом».

Также следует различать традиционные формы буддизма (характерные для восточных стран) и западные «новообразования». Первые гораздо теснее вплетены в образ жизни народа. Всякий, кто пытался изучать их, очень быстро убеждался, что одного знакомства с набором религиозных текстов недостаточно. Приходиться глубоко «погружаться» в культуру, язык, историю, литературу. «Западный» же буддизм — это форма адаптации древней буддийской культуры и философии к условиям европейского общества. Он находится только в начале пути и зачастую, приспосабливаясь к западным реалиям, модифицируется до неузнаваемости. «В современном мире понятие «религиозная потребность» очень быстро дополнилось понятием «религиозная услуга». В соответствии с рыночными представлениями - если есть спрос, то есть и предложение. Разумеется, то что «предлагается» не имеет ничего общего с религиозными верой и опытом в их традиционном понимании. По аналогии это можно назвать «духовным фастфудом», который так же далек от «естественных конфессий», как суррогат от натуральных продуктов. Нередко за такими «духовными школами» стоят чьи-то меркантильные интересы и цели», - утверждает Сергей Лепехов.

Однако и «классический» буддизм давно вышел за пределы Востока. В последнее время он активно идет на диалог с учеными. Попытки наладить взаимоприемлемые отношения с властью побуждают его искать различные способы достижения своего рода «общественного договора», а необходимость конкуренции с другими конфессиями за влияние заставляет использовать этнические, экономические, политические, культурные факторы. Буддизм вообще располагает к повышению уровня образования, поэтому и стратегии расширения у него могут быть более многочисленными иразнообразными, чем у других религий.

Шаманизм: к истокам в поиске опоры

Сейчас в некоторых азиатских странах возрождается шаманизм. В большей степени это характерно для Монголии и Тувы, в меньшей степени — для Бурятии, где пик интереса к шаманизму пришелся на начало 90-х годов и с тех пор, несколько снизившись, стабилизировался. Интересно, что к шаманизму обращаются не только сельские жители, но и городская интеллигенция. Что заставляет современных людей возвращаться к религиозным формам, казалось бы, почти себя изжившим?

«Возрождение шаманизма связанно с кризисом идеологии и поиском основ для укрепления этнической, культурной, цивилизационной, государственной идентичности в новых исторических условиях, - отвечает на этот вопрос Сергей Лепехов. - Если мы в одночасье перестали быть советскими людьми, строящими коммунистическое общество, нам ничего не оставалось, как вспомнить, что мы еще принадлежим к какому-то этносу, обладающему теми или иными конфессиональными предпочтениями». Шаманизм - это, наверное, древнейший религиозный феномен, который возник в палеолите и сохранился только в Центральной, Северной Азии и у арктических народов. Он теснейшим образом связан с фольклором, мифами, легендами, этническим художественным творчеством, поэтому нет ничего удивительного в том, что те народы, где шаманизм остался, снова к нему обращаются.

Но и здесь не обошлось без «паразитизма». Сейчас не только в Сибири, но и в европейской части России появилось множество людей якобы владеющих шаманским даром. Они проявляют недюжинную активность, в то время как настоящие служители культа воспринимают свой дар не как личное достоинство, выделяющее их из ряда «обычных людей», а чаще как тяжкое бремя, которое они вынуждены нести, от которого рады были бы избавиться, порой стыдятся его и никогда не рассматривают как способ быстрого обогащения.

Мультиидентичность - религия XXI века

Феномен, когда человек ощущает себе принадлежащим одновременно к нескольким культурным общностям и вынужден искать способы каким-то образом снять тот когнитивный диссонанс, который неизбежно в связи с этим возникает— характерная особенность нашего времени. «Мультиидентичность была известна еще в древности, она возникала всякий раз, когда встречались или сталкивались разные культуры и цивилизации. В ней нет ничего удивительного для китайцев, японцев, корейцев, индийцев, где не редкость храмы, в которых можно поклоняться божествам различных религий», рассказывает Сергей Лепехов. Обычно со временем происходит «естественное» разделение функций между конфессиями. Японцы, например, свадьбы справляют по синтоистским обычаям, а хоронят своих близких как буддисты. В культуре китайцев конфуцианские, даосские и буддийские элементы тесно связаны и переплетены, воспринимаются не как конкурирующие идеологические течения, а скорее как единое трехчастное учение. «Можно сказать, что мультиидентичность – это переходное состояние в культуре, которое должно закончиться появлением нового культурного явления – новой идентичности» — утверждает ученый.

Религиозная картина будущего: проблемы и перспективы

«В наше время все традиционные религии повсюду испытывают достаточно сильное давление. Это следствие глобализации. А причина в том, что ценности и морально-нравственные устои верующих являются серьезным препятствием для самого разного рода новаций и реформаций, а иногда и просто мешают манипулировать сознанием и поведением людей в желаемом направлении», — говорит Сергей Юрьевич. Традиционные конфессии вынуждены реагировать на это давление, что должно привести к некоторому обновлению как в догматике, так и в церковных иерархиях, и в целом в системе организации религиозной жизни. «Само по себе это может быть для них и неплохо, но всеми этими процессами обязательно будут стремиться воспользоваться в своих целях те, кто хочет разрушить конфессии изнутри. А таких желающих в наше время немало», — уверяет ученый. — Сейчас получили большое распространение разнообразные «новые религиозные движения», которые сами по себе не могут произвести какой-либо значимый результат, а способны существовать только за счет уже известных, интерпретируя их и видоизменяя по своему усмотрению. Паразитируя на традиционном учении, эти «вирусы» искажают его культурный код, и с обществом происходит приблизительно то же, что с человеком, заболевшим гриппом и с такими же приблизительно последствиями».

Сергей Лепехов утверждает, что основная конкуренция сейчас разворачивается не столько между традиционными конфессиями, как это ни странно, а между ними и «новыми религиозными движениями», и таким «духовными» объединениями, которые мимикрируют под традиционные. Сами же они являются скорее союзниками в этой борьбе и имеют все основания для плодотворного и эффективного диалога, который является для них едва ли не единственным способом выживания. Причем, по мнению ученого, попытки «развести» традиционные конфессии как изначально «способные к диалогу» и «неспособные» — методологически несостоятельны. «На прошедшем недавно в Монголии международном тибетологическом конгрессе глава калмыцких буддистов Тэло Тулку Ринпоче на довольно провокационные вопросы об отношениях буддизма с «агрессивной и тоталитарной православной церковью» честно ответил, что они хорошие, идет конструктивный диалог, нигде в России буддисты и, конкретно, тибетцы не ущемляются в своих гражданских правах, имеют возможность спокойно жить, работать, исповедовать свою религию. Чем, признаться, разочаровал часть аудитории, ждавшей совсем других признаний», — рассказывает он. Некоторые стремятся искусственно сталкивать религии, чтобы раздуть имеющееся всегда и везде социальное напряжение до размеров непримиримых противоречий. Они придают конфликтам этническую и конфессиональную окраску, «подкрепляют» их псевдоисторическими и псевдорелигиоведческими изысканиями. «В сущности, идеологическая война, о кончине которой поспешили объявить в конце прошлого века, в действительности никогда не прекращалась, просто сейчас она приобрела более изощренную и завуалированную форму, - считает Сергей Лепехов. - Гораздо выгоднее и удобнее представить ее в форме столкновения разных конфессий, культур, цивилизаций».

В целом же, говоря о межконфессиональных отношениях, нужно учитывать, что они являются результатом многих социальных, экономических, культурных и политических факторов, действие которых может существенно различаться даже в пределах одного субъекта федерации. Для того чтобы делать точные и обоснованные выводы и прогнозы, нужно учитывать их все, иначе получится что-то вроде ответа синоптика на вопрос: «какая будет погода в следующем году?»

Сергей Лепехов, Диана Хомякова

«Байкал24.Наука»


Источник:


ВСС


Новости

11.02.2019 Разное

Юрий Трутнев: будем создавать условия для реализации проектов молодых ученых ДВФУ

читать далее

11.02.2019 Разное

СФУ расширит научное сотрудничество с Республикой Филиппины

читать далее

11.02.2019 Общественные науки

Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного

читать далее

11.02.2019 Астрономия

В ДВФУ собирают наноспутник для проведения технологических экспериментов в космосе

читать далее

31.01.2019 Физика

Ушел из жизни профессор НГУ Андрей Андреевич Кочеев

читать далее

31.01.2019 Общественные науки

На Дне открытых дверей в ИРНИТУ абитуриенты познакомились с профессией бизнес-аналитика

читать далее

31.01.2019 Химия

Эффективную технологию очистки воды от урана разработали ученые ДВФУ и ДВО РАН

читать далее

31.01.2019 Байкал

Концепция модернизации закона об охране Байкала

читать далее

31.01.2019 Байкал

Учёные Лимнологического института собирают деньги на исследование внутриклеточных паразитов на Байкале

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Статьи

24.01.2019 Байкал

Математическое моделирование на страже экологии

читать далее

06.12.2018 Разное

Тех, кто не тянет, государству не надо финансировать

читать далее

23.11.2018 Общественные науки

Что делает наш разум, когда мы моем посуду

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



Слово ученого

Бубеев Юрий Аркадьевич

Бубеев
Юрий Аркадьевич

31.08.2016 Науки о жизни

Юрий Бубеев: Человек уже мог бы жить на Марсе, если бы не гонка вооружений и пристрастие к модным тряпкам

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

25.05.2016 Разное

Александр Афанасьев, и.о. ректора ИрНИТУ: «Университеты – основа новой экономики»

читать далее

Афанасьев Александр Диомидович

Афанасьев
Александр Диомидович

23.04.2016 Разное

Александр Афанасьев о ситуации в системе высшего образования

читать далее

ОСТАЛЬНЫЕ



ООО "Байкал-Иннования"
© Все права защищены
О проекте