3 июля святое озеро

Освящение озера в Косино: в Москве отметили праздник Косинской иконы Богородицы

3 июля, приход Успенского храма в Косино праздновал память Косинской (Моденской) иконы Божией Матери: после праздничной Литургии многолюдный крестный ход дошел до озера Святое, где управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон с лодки освятил его воды. ФОТОРЕПОРТАЖ

Озеро Святое в Косино почитается в народе как чудотворное. Ежегодно 3 июля оно освящается священниками храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино. В этом году гостем торжеств стал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель синодального Отдела по благотворительности и управляющий Восточным викариатством Москвы.

После праздничной Литургии епископ Пантелеимон обратился с молящимся с проповедью:

«Нужно благодарить Бога за все великие благодеяния, которые Он совершает по отношению к нам, поэтому мы всегда, когда совершаем Литургию, прежде всего благодарим Бога. Благодарение – это наша основная молитва.

Не покаяние в грехах — мы все с вами грешники, у всех множество грехов, но благодарение Богу за то, что Он долготерпит, прощает наши грехи, не воздает нам по нашим делам, а воздает по Своей милости и Своему милосердию.

Мы с вами должны понимать, что прославление иконы — это есть прославление Божией Матери. А прославляем мы Божию Матерь за то, что она была смиреннейшая и кротчайшая из всех людей. К сожалению, часто люди, которые называют себя православными, не понимают, что подлинная, истинная и настоящая красота – это смирение. Подлинная, настоящая, всепобеждающая сила – это кротость.

Божья Матерь, кроткая и смиренная, как и кроткий и смиренный ее Божественный Сын, нам с вами об этом напоминают. И мы с вами в нашей жизни должны быть кроткими и смиренными.

Это не значит быть смиренными перед злом или грехом – нужно противиться злу и греху. Нужно быть смиренными друг перед другом, нужно быть кроткими перед теми искушениями, которые Господь посылает. Нужно их преодолевать с кротостью и смирением, положившись на волю Божию, с надеждой на Его помощь.

Без этих кротости и смирения нет настоящей красоты Православия, нет истинной радости, и, самое главное, нет любви. Потому что кротость и смирение – это основа главной добродетели, называемой любовь. Любовь превосходит всякую радость. И все, что можно сказать о ней – это ничто перед этой радостью и величием этой добродетели».

Из храма вынесли список Косинской иконы Богоматери, и крестный ход с этой иконой прошел от храма до озера Святое. На берегу озера епископ Пантелеимон совершил молебен, после чего сел в лодку, которую отвели от берега четыре добровольца.

Епископ Пантелеимон трижды погрузил в воду напрестольный крест, прося у Бога освятить воды озера. После освящения, по просьбе людей, последовавших за лодкой в воду, архипастырь окропил их освященной водой.

Напомним, что по версии, изложенной на официальном сайте Успенского храма, Косинская икона Богородицы была преподнесена храму императором Петром первым в память о недолгом пребывании в этих краях – на озере Белое император собирался ходить на своем «Ботике». Из итальянского города Модена Петру икону привез граф Борис Петрович Шереметьев. Впоследствии икона хранилась в косинском храме и прославилась многими чудотворениями, которые, начиная с 1808 г., были записаны приходским духовенством и сохранились до наших дней. Память иконы празднуется в день ее обретения — 3 июля.

Святое озеро получило такое название благодаря тому, что со времен Крещения Руси народ считает эти места святыми. До революции на Святом озере был устроен православный комплекс, состоящий из часовни, купален и тополиной аллеи, соединяющей Косинские храмы со Святым озером. По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника в честь чудотворной Косинской иконы Божией Матери в Косино издалека стекалось множество богомольцев. Почти при каждом крестьянском доме в саду стояли врытые в землю столы со скамейками, где богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром шли в храм. После торжественной службы совершался многолюдный крестный ход на Святое озеро.

Читайте также:  Красивые озера подмосковья для купания


Обнесенные каменной оградой, на берегу Белого озера стоят три храма: Успенский, Никольский и Тихоновский. Успенский в стиле ампир, величавый, с желто-белыми стенами, рядом с ним Никольский, оставшийся за кадром, и деревянный Тихоновский

Несмотря на то, что из-за необычно жаркой погоды в храме было очень жарко и душно, храм был переполнен людьми


Статуя Христа — нехарактерный для православных храмов элемент внутреннего убранства

Те, кто не поместились в храме, стояли или сидели снаружи, спасаясь в тени и слушая происходящее в храме через колонки









После службы все участники праздника пошли традиционным крестным ходом до озера Святое

Пройти пришлось около километра

Сразу за хоругвеносцами, идущими впереди, следовал список с чудотворной икона Божией матери Косинская. Оригинал Иконы, как считается, была подарен храму Петром Первым


Для того, чтобы больше тысячи человек смогли одновременно дойти до озера, была перекрыта для автотранспорта одна из второстепенных улиц, крестный ход сопровождали полицейские и казаки

Участник крестного хода

Собравшиеся люди пошли в воду вслед за епископом Пантелеимоном, севшим в лодку. Благочестивое стремление погрузиться в освященную воду удачно совпало с желанием спастись от тридцатиградусной жары

На Святом озере дежурили спасатели на тот случай, если кто-то не рассчитает своих сил во время купания

Лодку буксировали вручную, благо озеро неглубокое



Епископ Пантелеимон с напрестольным крестом в руках

По просьбе людей, последовавших за лодкой, епископ Пантелеимон кропит их освященной водой озера

Когда лодка пристала к берегу, люди обступили ее, чтобы получить архиерейское благословение

Текст и фото: Кирилл МИЛОВИДОВ

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

Источник

МОСКОВСКИЙ КИТЕЖ

Тридцать лет назад возобновлена приходская жизнь в вошедшем тогда же в столичную черту селе Косино

Ежегодно 3 июля, в день празднования Моденской Косинской иконы Божией Матери, в Косине совершается торжественный крестный ход на Святое озеро.

Озер в этой живописной местности на востоке столицы три (два других – Белое и Черное – соединяются протокой), и об их происхождении до сих пор ведутся научные споры. Как гласят легенды, русские воины омывали водами Святого озера раны, полученные на Куликовом поле. Немало тайн и чудесных происшествий связано и с более хронологически близкой нам историей этих загадочных водоемов.

Некогда на Святом озере обрели житийную икону Николая Чудотворца с поясным изображением святителя, со временем ставшую почитаемой. Вероятно, паломничество сюда стало массовым уже в XVII веке: на дне озера находили много серебряных копеек времен царя Михаила Федоровича и медных монет Алексея Михайловича. Широкую же известность село приобрело благодаря неоднократно бывавшему здесь Петру I. Юный самодержец посчитал Белое озеро пригодным для плавания на судах. Позднее царь передумал, и в 1692 г. главным флотским испытательным полигоном стало Плещеево озеро. Но Косино Петр I не забыл и в 1717 г. подарил Никольскому храму икону, привезенную его соратником графом Борисом Шереметевым из итальянского путешествия 1695–1697 гг. Как считается, этот образ критской иконописной школы XVII столетия был приобретен в городе Модене. В Косине икона с изображением стоящей Богородицы с младенцем Иисусом, указывающих направо, прославилась как чудотворная. Так, в 1808 году от нее исцелилась не ходившая девушка с сильной болью в ногах. Богородица во сне посоветовала той молиться перед своей иконой в Косине и искупаться в Святом озере. Выполнив это, больная выздоровела и пожертвовала на икону медную вызолоченную ризу.

Читайте также:  Как определить географическое положение озера байкал

В позапрошлом столетии местные жители как один уверяли: когда на дворе спокойно, над волнами слышно, как внизу, в толщах Святого озера, раздается церковное пение. До сих пор многие москвичи считают, что в тихую погоду в воде, приглядевшись, можно увидеть блеск церковных куполов, а если очень уж повезет – даже услышать колокольный звон. По всей Руси ходят легенды о московском Китеж-граде с сомкнувшимися над куполами церкви озерными водами…

Так ли, нет, но в именно в XIX веке мирную жизнь гостеприимного села нарушило наполеоновское вторжение. Никольская церковь оказалась разграблена, местные жители разорены. К счастью, нашелся человек, принявший на себя заботы по возрождению села – почетный гражданин Москвы родом из Гороховца, купец первой гильдии Дмитрий Лухманов. Благодаря ему на берегу Белого озера в 1823 году косинский храмовый комплекс существенно расширился: появилась Успенская церковь, каменная колокольня сменила деревянную, а в ее нижнем ярусе возник теплый храм во имя Николая Чудотворца. В 1839 году весь ансамбль окружили каменной оградой с пятью башнями-бойницами и двумя железными воротами.

После смерти Лухманова местные крестьяне – одними из первых в Московской губернии – добились освобождения от крепостной зависимости (усадьбу и озера государство сохранило за собой). В благодарность Богу за свое освобождение по дороге от храма до Святого озера крестьяне насадили тополиную алею, а в 1861 году построили новую деревянную часовню на озере вместо обветшавшей. В следующем году Никольский храм под колокольней расширили, украсили резным вызолоченным иконостасом и настенными росписями. Священник Иоанн Цветков тогда же открыл церковно-приходскую школу.

До появления железнодорожной станции Косино покрывал сосновый бор, по которому перед праздниками почти непрерывной цепью от Рогожской заставы шли богомольцы. Миновав арку с крестом и иконой и тополиную аллею, они встречали другую арку с надписью «Святое озеро», а затем по деревянному мосту с перилами над трясиной шли до площадки посреди водоема. Там их встречала большая часовня со списками Косинской (Моденской) иконы Божией матери и образа Николая Чудотворца, парами мужских и женских купелей и иордань, где можно было набрать воды для питья. Все посещавшие Святое озеро считали долгом окунуться в его воды.

Разорение косинских храмов началось в 1920 году, когда власть изъяла оклады обеих чтимых икон. Перед Великой Отечественной войной сбросили кресты, затем закрыли храмы и изъяли сами иконы. Так бесследно исчезла икона Николая Чудотворца. Не уцелели ни постройки на Святом озере, ни тополиная аллея. В 1947 году случилось большое несчастье: поселившиеся в старинном деревянном Никольском храме сторожа так раскалили печку-времянку, что церковь загорелась, и спасти ее не удалось.

В 1976 году Косинскую (Моденскую) икону местные жительницы опознали в одной из икон Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Всю войну она провела в Музее истории религий и атеизма в Казанском соборе Ленинграда, а после вернулась в Москву. Десять лет спустя на месте сгоревшего храма Николая Чудотворца была выстроена деревянная церковь в древнерусском стиле. В 1993 г. ее освятили в честь неоднократно бывавшего в Косине Патриарха Тихона – любящего, сострадательного, твердого в вере Предстоятеля Русской Церкви. В декабре 1999 года освящена построенная близ Успенской церкви водосвятная часовня во имя свт. Филарета, митрополита Московского. Рядом девять лет назад выстроена еще одна часовня в честь новомучеников – подвижников косинских храмов Евгения (Васильева), Алексия (Смирнова), Иоанна (Смирнова), Николая Гусева.

Дарья Акулова

Легенда Косино

«На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери. Она была устроена поселившимся тут старцем-священником, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей. Уединение с подвижником разделил пустынник Букал, помогавший священнику в совершении службы. Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, возникнет город Москва, который понесет много испытаний от нашествия врагов и от пожаров. Град сей прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал и в таких мыслях пошел в Косино, и поведал о своем видении старцу-священнику.

Читайте также:  Зельда озеро черепа торговец

Тогда они оба вошли в церковь и со слезами молили Бога и его Пречистую Матерь за православный народ русский и за будущий град – Москву. Священник начал совершать Божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью. Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм».

Священник Иоанн Цветков, служивший в Косинской церкви в середине XIX века.

Протоиерей Димитрий Бабьев,
настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино

В Россию икона Божией Матери Касинской (Моденской) была привезена графом Борисом Петровичем Шереметьевым из города Модена (север Италии). Затем она была подарена Петром I нашему приходу в знак признательности за гостеприимство. От образа Божией Матери стали изливаться многочисленные чудеса. Люди замечали: особенно образ Божией Матери помогает тем супружеским парам, у которых нет детей. Записи об исцелениях сохранились.
И мы ведем тщательный список чудес, которые Матерь Божия являет людям, желающим обрести радость воспитания чад. У нас собрано уже несколько десятков таких чудесных случаев. Этот праздник объединяет не только наших прихожан, но и множество паломников, приезжающих со всей России.

Таисия Викторовна Старостина,
председатель приходского совета с 1990 г. по н.в.

Из музея имени прп. Андрея Рублева икону вернули 2 июля 1991 года. На следующий день в храме служил Патриарх Алексий II, а владыка Арсений ходил на озеро крестным ходом и освящал воду. Потом почти каждой год приезжал к нам на праздник. В этом году Литургию и освящение воды совершил епископ Воскресенский Савва.
Традиция освящать воду в озере была и до революции, но тогда все происходило иначе: в озеро выдавался двухсотметровый помост, заканчивался он площадкой, на которой была часовня, иордань и пять купален. Воду освящали в этой иордани, а потом уже народ в купальнях погружался.

Прихожанка Мария, 82 лет

Я живу здесь много лет. Когда храм открыли, стала в него ходить. Сейчас уже трудно часто бывать на богослужениях, но на праздник всегда стараюсь прийти. Мы всегда знали, что озеро святое, вода в нем необыкновенная. Еще в детстве мы всегда купались в нем, хотя тогдашние местные власти чинили этому препятствия: разбрасывали осколки люминесцентных лам, а потом говорили, что купаться опасно – время такое было. Слава Богу, что теперь все изменилось.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24