5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки невы исправь исторические ошибки

Ледовое побоище. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

1. Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.

2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Оборудование: компьютер, презентация, карта «Русь в XII — начале XIII в.», схема «Ледовое побоище», репродукции картин, запись сюиты А.Прокофьева «Александр Невский»

I. Организационный момент.

Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!” (слайд 1)

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

II. Введение в тему. Постановка цели.

— Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.

— Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку, знания,…)

— Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

Работа со словарём.

— Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.

— Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

— Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.

— Вот сегодня мы и поговорим о побоище.

— Почему люди воюют? (Слайд 3)

III. Актуализация опорных знаний.

— Попробуйте составить кластер. Русь VIII века.

— Назовите причины нашествия крестоносцев? (Слайд 4)

— Какие задачи ставили перед собой крестоносцы? (Слайд 5)

Продолжите предложение: Александр Невский – это…

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

«Чтение с пометками» (С. 119)

“V” — “знаю”;
“-“ – “противоречит моим первоначальным представлениям”;
“?” – “хочу узнать”;
“+” – “это для меня новое”.

— Кому могут принадлежать эти слова? «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”.

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

Каждая группа получает текст, и отыскать ответ на вопрос.

Ледовое побоище
(отрывок из летописи)

“Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)”.

1 группа: Где происходило Ледовое побоище? (Слайд 6)

2 группа: Почему на озере не было видно льда? (Слайд 7)

3 группа: Что означает выражение летописца «гнали их русские с боем как по воздуху. «? (Слайд 8)

4 группа: Когда происходило Ледовое побоище. (Слайд 9)

Работа со стихотворением.

— Уже в ХХ веке Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище».

Прочитав отрывок из стихотворения, задайте “Тонкие и толстые” вопросы другой команде:

В субботу, 5 апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по прежнему спокойно
Следил за битвою с горы
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.

Задание. Из данных слов выбери (кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем).

Читайте также:  Зарядное устройство для фотоаппарата рекам

1 группа: одежду русских воинов. (Кольчуга, шлем)

2 группа: выбирает одежду крестоносцев. (Шлем с рогами, белый плащ с крестом, железные доспехи)

(Мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры)

3 группа: вооружение русских воинов. (Мечи, луки, копья, щиты, боевые топоры)

4 группа: вооружение крестоносцев. (Мечи, копьё, щиты, латы)

— Сравните и сделайте вывод. (Слайд 10–11)

Работа с планом и схемой сражения. (Слайд 12-13)

Работа с таблицей. (Слайд 14)

Найти ошибки в историческом тексте. (Слайд 15)

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как “Ледовая битва”.

— Имеет ли историческое значение это событие? (Слайд 16–17)

— Защищать Отечество — священный долг всех людей.

— Кому могут принадлежать эти слова?

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”. (Слайд 18)

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

— Продолжите предложение: Александр Невский – это… (Слайд 19)

— Назовите принципы Александра Невского. (Слайд 20)

Учитель. Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна.

Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.

— За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 21-22)

— Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? (Cлайд 23)

— Составьте синквейн к Александр Невский. (Cлайд 24)

Упражнение “От обратного”.

— Что было бы, если победили крестоносцы ……

IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

— Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы

Задание “Шесть шляп”. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было Ледовое побоище.

Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек должен знать историю своей Родины.

Черная. Проблема. Война — это страшное кровавое бедствие. Гибли десятки тысяч людей. А каждая смерть — это горе для близких.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось составлять характеристику Александра Невского — защитника Отечества. Это вызывало гордость.

Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о защитниках Отечества.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

Источник

разработка урока истории по теме «Ледовое побоище» (7 класс)

Урок истории, 7 класс

Тема. Ледовое побоище

Цель. Дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.

Образовательные: рассказать о целях и тактике ведения боя немецкими рыцарями; с помощью схемы показать, каков был боевой порядок войска и сил, русских перед началом битвы на Чудском озере; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем.

Коррекционно–развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Основные знания: 1242 год – Ледовое побоище.

Читайте также:  Заправки на реке ока

Основные термины и понятия: фланг.

Оборудование и материалы.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский».

Тип урока: комбинированный.

Готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1.) Работа с тестом: (на доске)

— На предыдущем уроке мы с вами изучали тему «Невская битва». Ответьте мне на следующие вопросы с помощью тестов?

1. В каком году произошла битва новгородских дружин со шведскими

2. На какой реке произошла битва со шведскими рыцарями?

3. Имя новгородского князя, победившего шведов?

4. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами на реке Неве?

5. Найдите, кто был участниками Невской битвы, лишних вычеркните из списка:

6. Кто одержал победу в Невская битва?

7. Кто сказал слова « Не в силе Бог, а в правде»

Владимир – Красное солнышко

2) Послушайте как поэт А.Майков пишет об Александре Невском: (портрет А.Невского)

“…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв — отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил-
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”

— Откуда родом был Александр Невский?

(Переславль- Залесский – родина Александра Невского)

— Сколько лет было Александру Ярославичу, когда его позвали княжить в Новгород?

(19 лет, но он был уже опытным воином, умным и образованным)

3) – Выберите, какие из перечисленных черт человека можно отнести к Александру Невскому? (доска)

— Какие войска угрожали Руси на западных границах?

(немецкие и шведские рыцари- крестоносцы)

— Покажите на карте Ливонский орден, Новгород, место Невской битвы)

— Что они хотели от Руси?

(Они хотели, чтобы русский народ, отрёкся от православной веры и принял католическую веру)

III . Актуализация знаний, сообщение новой темы урока.

Введение в тему.

— Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Они вошли на Псковскую землю, захватили г. Изборск, а затем, с помощью посадника Твердилы Ивановича и сам Псков.

-Снова собрались новгородские полки под начало Александра Невского на защиту Отечества.

Сообщение темы и целей урока .

— Сегодня мы подробно узнаем, о битве на Чудском озере, почему битва носит такое название «Ледовое побоище», какие цели преследовали немецкие рыцари, и как полководческий талант князя Александра повлиял на ход сражения.

Запишите тему урока в тетрадь «Ледовое побоище» (тетрадь)

IV . Изучение нового материала.

1) Объяснительная беседа.

Весной 1242 года рыцарское войско появилось в 30 верстах от Новгорода. (карта). Опасность угрожала этим краям, уцелевшим от татарского погрома. Александр Невский занялся формированием боеспособной дружины. Воспрянувшие духом новгородцы под его командованием отбили у немцев Изборск, затем был освобождён Псков.

Рыцари повсюду отступали, но главное сражение было ещё впереди.

Встреча русских отрядов и немецких рыцарей произошла на Чудском озере. На одном берегу Чудского озера был разбит лагерь немецких рыцарей, а войско Александра Невского на противоположном берегу озера.

2) По схеме (стр. 254) учитель рассказывает о построении войск на льду Чудского озера.

Князь Александр хорошо знал военную тактику Ливонского Ордена в сражениях. Тяжеловооружённая, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение «свиньёй». Немецкие воины шли плотными рядами, выставив вперёд щиты. Пробить такое построение было почти невозможно. Они вклинивались в ряды противника и разбивали его.

Александр знал этот приём и решил перехитрить рыцарей. В центре на берегу озера он поставил не самые лучшие и многочисленные отряды. Зато усилил

(тетрадь) фланги (записывают слово в тетрадь) – расположение войск по правой и левой стороне

там находились конные отряды, а впереди войска выдвинул стрелков из луков — лучников. Позади этих отрядов расположил повозки обоза. К тому же Александр Невский скрыл часть войска за огромным Вороньим камнем, так что немцы не знали численность русских бойцов.

3) Просмотр анимации

4) Ответы на вопросы после просмотра анимации:

— Как построили свои войска рыцари- крестоносцы?

— Как построил свои войска Александр Невский?

Читайте также:  За рекой сестрою ударение

— Как проходила битва и чем она закончилась?

5) К. Симонов посвятил подвигу русского народа поэму « Ледовое побоище»

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках – перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты…

— 5 апреля 1242 года (записывают в тетрадь) битва на Чудском озере «Ледовое побоище»

— Летописцы отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца.

6) События хода боя излагаются учителем по схеме.

-Рыцари бросили свою «свинью» в стремительную атаку. Лучники князя нанесли ощутимый урон нападавшим, но центр полков Александра оказался под сильным ударом, и возникла угроза прорыва. В этот критический момент боя русские фланги взяли орденское войско в мощные «клещи». Дрогнули рыцари, но не сдались. Сражение продолжилось. Никто не хотел сдаваться. (продолжение стр.255, последний абзац «Тогда Александр Невский… была названа летописцами «Ледовым побоищем»)

Вот как об этом пишет летописец в летописи XV века : «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду…» (извлечение из летописи)

Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и русских, и слышен был треск ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, и пало немцев 500, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.) .

5) Фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский».

— Постарайтесь запомнить слова Александра Невского, с которыми он ввязался в бой. (01.04.47 –«За Русь, за Русь…»

Вывод. Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей.

Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: (отрывок из к/ф «Александр Невский» эпизод 01.46.40)

6) Соберите «крылатое» выражение Александра Невского, которое он произнес после Ледового побоища (на доске)

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

— Папа Римский ещё не раз посылал послов с предложением принять католичество и вместе с ним титул короля, но Александр Невский отверг это предложение, сохранив верность православному вероучению.

V . Закрепление нового материала.

Задание 1. Что относится к Ледовому побоищу?

Александр Невский

Немецкие рыцари

Ледовое 1242г.

побоище 1240г.

Задание 2. (найдите и исправьте ошибки)

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы.

Впереди находилась тяжеловооружённая конница, а за ними пешие рыцари.

Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил c флангов. Началась жестокая битва. Вскоре монгольские рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

Правильный вариант — 5 апреля 1242 года немецкие рыцари построились клином на льду Чудского озера. Впереди находилась тяжеловооружённая конница, а за ними пешие рыцари. Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил с флангов. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный апрельский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовое побоище».

Задание 3. Выполнение теста

1. В каком году произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище?

2. Где произошло Ледовое побоище?

На Чудском озере

3. Кто был противником русских дружин в Ледовом побоище?

4. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?

-С какой темой познакомились на уроке? (Ледовое побоище)

-Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище? (Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей)

Исследование причин победы русских на Чудском озере

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24