Астафьев васюткино озеро черты характера героя таблица

«Васюткино озеро» характер Васютки

«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб. Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку. Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда вaтникoм защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость: «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение: «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Заботливость. «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
Эмоциональность «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность: Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание: «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.

Смекалка. Находчивость.

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Подводя итог, храбрый и смекалистый парень, которому самообладание помогло выжить в тайге. «Васюткино озеро» характер Васютки — достойный пример для детей.

Источник

Черты характера Васютки из рассказа Васюткино озеро Астафьева

Мальчик Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро» Виктора Астафьева. Ему всего тринадцать лет. Он живет в Красноярском крае на реке Енисей со своей семьей. Его отец — начальник рыболовецкой бригады. Васютка очень активный, трудолюбивый мальчик, поэтому он помогает своему отцу и рыбакам. Он собирает кедровые орехи, которые нужны для рыбалки. Все очень любят ребенка за его трудолюбие, активность, жизнерадостность, энергичность. Мальчик делает жизнь рыбаков ярче.

Васютка все свою жизнь провел в тайге, на лоне природы. Он знает лишь один город — Игарка. Мальчик также учится в школе, которая располагается в соседней деревне. Васютка очень шаловлив, поэтому его часто ругают. Потом он будет жалеть, что так плохо вел себя на занятиях.

Васютка очень умен. Он с раннего детства изучал природу, поэтому знает все ее законы. Мальчик хорошо разбирается в животных, птицах, растениях, грибах. Он знает, где они обитают и чем питаются. Васютка знает, как нужно вести себя в лесу, как не заблудиться. Однако по нелепой случайности однажды мальчик не может найти дорогу домой.

Пять дней провел Васютка в лесу. Здесь он смог применить все свои умения. Это характеризует его как находчивого, сообразительного, сильного мальчика. Он не унывает, так как верит, что может найти путь домой. Но стоит сказать, что эта надежда не пустая, так как мальчик все делает для ее воплощения.

Васютка находит в лесу озеро, где живет очень много белой рыбы. Мальчик знает, что такая рыба может обитать только в проточных озерах. Эта информация помогла найти ему Енисей, а оттуда и путь домой. Это говорит о его находчивости и об его уме.

В деревне мальчик не забыл рассказать рыбакам о чудном озере, которое он открыл. Он всегда хотел сделать что-то полезное для людей. Это озеро назвали в его честь, но найти его на карте невозможно. Там начался промысел.

Васютка — очень любопытный ребенок. Он мечтает увидеть целый мир, когда вырастет. Мальчик хочет познакомиться и с другими городами, реками, озерами, животными, растениями.

Образ Васютки — это образ честного, открытого, активного мальчика с большими планами на будущее, который верит в чудеса.

2 вариант

Василий Шадрин или попросту Васютка — главный герой произведения «Васюткино озеро», автором которого является В.П. Астафьев. Он ещё подросток: ему всего-навсего тринадцать лет. Однако в отличие от других детей его возраста, мальчик довольно самостоятелен и владеет многими знаниями да навыками.

Обладая пытливым умом, Васютка внимательно слушает рассказы взрослых и старается запомнить их мудрые наставления. Он основателен и практичен, добр и заботлив. Ему не нравится бездельничать, потому он ходит собирать для рыбаков кедровые орешки, чтобы те могли вечером полакомиться.

Мальчик любит лес и его обитателей. Частенько гуляет среди деревьев, напевая что-то. Эмоционально разговаривает с белкой, с птицами. Заблудившись, не теряет самообладания. Даже в трудные минуты не поддаётся страху и отчаянию, а действует рассудительно. Чтобы не умереть в тайге от голода и холода, парнишка разводит костёр, самостоятельно добывает пищу и готовит её, бережёт спички, патроны и единственную краюшку хлеба.

Васютка — парень волевой, мужественный, выносливый, находчивый и смекалистый. Превозмогая усталость и желание лечь отдохнуть, двигается к Енисею, сообразив, что вода из озера течёт к реке. А чтобы его заметили люди плывущие на боте, начинает стрелять из ружья и кричать.

Он не падает духом, не опускает руки, потому-то ему удаётся выжить в экстремальной ситуации. Парнишка достоин уважения и найденное им рыбное озером недаром было названо в его честь.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты характера Васютки из рассказа Васюткино озеро

Популярные сегодня темы

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине

Ослик Мафин проверял свой огород. За грядкой с огурцами он увидел огромного паука. Ему стало страшно, и он уже хотел убежать, но вдруг увидел на глазах паука слезы. Он спросил паука почему он такой печальный и плачет.

Уставший, слегка эгоистичный, а то и вовсе иногда деспот – Верейский. Князь горд своим происхождением, званием, да и вообще, молодую жену вполне заслуживает.

Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным

Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.

Источник

Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»

Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» известно многим. Описательный стиль повествования, простые для понимания диалоги действующих лиц, большое внимание русской природе сразу обращают на себя внимание читателя. Главный герой, 13-летний мальчик Васютка, заблудился в тайге, и в повествовании хорошо прорисовывается его личность, черты характера, умение выживать в сложных условиях. Автор с помощью цитат позволяет читателям легко представить себе переживания и ощущения Васютки, а также вместе с ним пережить непростую прогулку по тайге.

Характеристика главных героев рассказа «Васюткино озеро»

В представленном рассказе не очень много действующих лиц. И центральным героем является мальчик Васютка, деревенский житель, понимающий и знающий природу, обладающий чуткостью и смелостью. Другие персонажи относятся к второстепенным, их описание дается автором с меньшей подробностью.

Характеристики главного героя Васютки

Васютка является главным действующим лицом рассказа. Ему 13 лет, и полное имя его – Василий Шадрин. Следующие цитаты подтверждают это: «…Да это я, Васька! Заблудился я. », «…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…».

Мальчик всю свою жизнь провел в непосредственной близости к тайге, знает ее и отлично понимает: «…дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…». Он не боится один оставаться наедине с природой: «Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…». Вместе с отцом Васютка живет в Заполярье, около реки Енисей: «…Заполярная тайга не страшна зверьём…», «…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…».

Васютку можно описать следующим образом:

  • характерная внешность мальчика описывается как уверенного в себе маленького жителя тайги. «…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» и «…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…»;
  • учеба мальчика проходит в местной деревенской школе: «…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…», «…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»;
  • процесс учебы идет своими темпами, и хотя мальчик вследствие своей природной активности и любознательности часто шалит и хулиганит во время уроков, он получает необходимые навыки и знания. «…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком…»;
  • любовь Васютки к природе описана многими цитатами. Отец обучил сына узнавать признаки присутствия зверей и птиц, определять стороны света по природным признакам, что облегчает ему возможность ориентироваться в лесу. «…Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг», «…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…», а умение собирать дары природы помогало ему не голодать: «…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил;
  • мальчик умеет обращаться с оружием, без которого невозможно ощущать себя уверенно в условиях дикой природы. «…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»

Заблудившись в тайге, Васютка не пугается. Благодаря своим приобретенным навыкам мальчик легко ориентируется, охотится, собирает плоды. Однако в душе его растет страх, что он не найдет верной дороги и никогда не выберется к людям: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?» Увидев озеро, он эмоционально радуется и уже не боится, сигнализируя руками проплывающим по Енисею судам.

Второстепенные герои

Рассказ «Васюткино озеро» имеет и второстепенных действующих лиц. К ним относятся отец мальчика, Григорий Шадрин. Он – бригадир рыболовной бригады. Охарактеризовать его можно как серьезного и справедливого человека.

Кроме отца, имеются следующие второстепенные герои:

  • мать Васютки, Анна Шадрина, добрая и сердечная женщина;
  • Шадрин Афанасий, дедушка главного героя. Он знает и рассказывает множество интересных познавательных историй;
  • дядя Коляда помог мальчику добраться домой, капитан судна справедлив и добр.

Источник

Астафьев васюткино озеро черты характера героя таблица

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 76-77

УРОК 76
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
ЮНЫЙ ГЕРОЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Восприятие и выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов, анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о писателе (см. страницу Основные темы творчества В. П. Астафьева. Урок литературы в 11 классе) с показом презентации, включающей в себя галерею портретов и изображения мест, связанных с именем Астафьева.

II. Чтение статьи учебника об Астафьеве (см. статью ниже), статьи «Деревня Овсянка» (см. статью ниже) из раздела «Литературные места России» в конце учебника, ч. 2 и обобщающая беседа:

Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе?

Могут ли рассказы о родне, земляках, односельчанах быть интересны для людей, которые их не знали? Обоснуйте своё мнение.

Какие трудности перенёс Астафьев в детстве и юности? Какие испытания он преодолел в жизни?

Как понять слова «. всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу»?

Поведение героя в лесу. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях

III. Выразительное чтение, пересказ и работа с текстом рассказа «Васюткино озеро» (в группах).
Текст для каждой группы могут прочитать несколько пятиклассников.

Г р у п п а 1.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа с начала до слов «. иногда из ружья пальнёт».

Расскажите, какая проблема озадачила рыбаков из бригады Васюткиного отца.

Г р у п п а 2.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Васютка проснулся поздно» до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу».

О каких таёжных законах предупреждала Васютку мать? Почему мальчик не выстрелил в кедровку?

Г р у п п а 3.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов: «Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало» до слов «. где же затеси? Пора уж им быть».

Как Васютка справился с глухарём?

Какие навыки охотника он проявил?

Картины сибирской природы и их нравственный смысл

Г р у п п а 4.
Выразительно прочитайте фрагмент рассказа со слов «Он посмотрел кругом» до слов «„Будь что будет“, — отрешённо подумал он».

Какой символический смысл вложил автор в описание «мёртвой птички» и «мухи, влипшей в тенёта»?

Г р у п п а 5.
Перескажите подробно, как Васютка провёл первую ночь в тайге, со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь» до слов «Он отламывает отростки от корневища и несёт их костру».

Какие качества характера проявил Васютка во время первой ночёвки в тайге?

Какие первые испытания предложила ему тайга?

Что он сумел сделать? Как он спасался в тайге от голода и холода?

Г р у п п а 6.
Перескажите подробно, как Васютка провёл свой первый день в незнакомом месте, когда заблудился, со слов «Коротка августовская ночь в Заполярье» до слов «По всем признакам ждать этого осталось недолго».

Какие картины сибирской природы подтверждают мысль автора о том, что тайга — живое существо?

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитать рассказ «Васюткино озеро» со слов «Солнце пошло на закат» до конца и подготовиться к пересказу этой части.

Индивидуальные задания.

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» и подготовиться к их защите.

УРОК 77
В. П. АСТАФЬЕВ. «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»:
СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

Основные виды деятельности учащихся.
«Открытие» Васюткой нового озера. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных испытаниях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Основное содержание урока
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя рассказа. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитат). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе — письменный ответ на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.

I. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера героя в сложных испытаниях

Чтение вслух и пересказ второй половины рассказа «Васюткино озеро», лексические и историко-культурные комментарии (в группах):

Г р у п п а 1.
Пересказ эпизода «Васютка находит озеро» со слов «Солнце пошло на закат. » до слов «. и вскоре забылся беспокойным сном».
(Заглавия эпизодов могут придумать пятиклассники.)

Почему Васютка, найдя озеро, расплакался? Что особенно удивило его в озере?

Какие законы природы и таёжной жизни он вспомнил во время своего пребывания в тайге?
(Болота чаще всего бывают у берегов озёр; пока хватит терпения, не трогать хлеб; поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил: «Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?»; вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»)

Почему Васютку «начало донимать раскаяние»?

Г р у п п а 2.
Пересказ эпизода «Утро на берегу Васюткиного озера» со слов «Проснулся Васютка поздно. » до слов «. и снова забылся тяжёлым сном».

Как объяснил Васютка наличие в озере множества белой рыбы?
(Озеро проточное, значит, из него вытекает речка, ведущая к Енисею; заметил входящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка; появились высокие обрывистые берега. «Вот она, речка!»)

Как эти знания помогли мальчику выжить?

Какие метафоры и образные сравнения применяет автор для создания картин суровой и неумолимой тайги?

Докажите, что всё-таки для автора она прекрасна.

Г р у п п а 3.
Пересказ эпизода «Васютка выходит на берег Енисея» со слов «На рассвете Васютка, стуча зубами от холода. » до слов «Вот стучит, стучит, стучит».

Как Васютка преодолевал трудности последних ночей в тайге?
(Находил дрова, берёг спички, готовил пищу, устраивал ночлег, подвязал разорвавшуюся обувь и др.)

Какие «фокусы тайги» и приметы таёжной жизни он знал?
(Гудок всегда откликается на ближнем водоёме; в верховьях реки появился дымок. Идёт пароход; так могла стучать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота и др.)

Как автор описывает состояние Васютки при виде берега Енисея и теплохода «Серго Орджоникидзе»? Сравните эти состояния.

Какие слова и выражения находит автор для выражения радости и разочарования героя?

Г р у п п а 4.
Прочитайте по ролям эпизод «Васютка спасён» со слов «Тут же опомнился, схватил свои манатки. » до слов «. протягивая руки навстречу сыну».

Какие интонации присущи репликам Васютки? Как они выражают состояние мальчика?

Как украинский говор дяденьки Коляды помогает создать неповторимый образ этого персонажа?

Опишите чувства читателя, узнавшего о состоянии матери и деда пропавшего Васютки.

Г р у п п а 5.
Прочитайте по ролям эпизоды «Васютка снова дома» и «Рыбаки на Васюткином озере» со слов «. И вот Васютка дома!» до слов «. открыли постоянный промысел».

Как отнеслись к приключениям Васютки мать, отец и дед? Какие слова и выражения автор использует для изображения состояния персонажей, когда мальчик вернулся?

Какие нравственные уроки мог извлечь Васютка из реакции отца на его рассказы? Почему он «постеснялся плыть в лодке»?

Прочитайте два последних абзаца рассказа. Какие чувства и мысли о нашей Родине они вызывают?

Обобщающая беседа:

Вспомните детали приключений Васютки, которые помогли выработке у него мужского характера.

Что он знал о тайге до своих скитаний и чему научила его тайга?

Выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

II. Основные черты характера Васютки
Составление плана характеристики Васютки.

Возраст героя, его внешний вид.

Занятия родителей и деда и отношение Васютки к ним.

Черты характера Васютки:

•Стремление помогать старшим (собирал кедровые орешки для рыбаков и др.).

•Закалка таёжного жителя (умение стрелять, пользоваться спичками и беречь их, находить в тайге пищу и воду, экономить хлеб и соль и др.)

•Умение находиться одному в лесу (разжёг костёр, высушил одежду, устроил ночлег, чтобы не замерзнуть, приготовил пищу, знал приметы, по которым в тайге находят север и юг, определяют близость реки или болота, умел определять породы рыб и др.).

•Смелость и находчивость (не испугался один ночевать в лесу, определил, что озеро проточное, и др.).

•Оптимизм, вера в победу над тайгой (не пал духом во время своих скитаний, старался не плакать и сохранять самообладание, постоянно думал о практических способах выхода из тайги и умело применял их в своих приключениях и др.).

•Любовь к родной земле (глубокое чувство Родины при встрече с Енисеем и др.).

Черты характера мальчика, вызывающие восхищение читателей.

Прослушивание устных сообщений учащихся по пунктам плана.

III. Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева о своей детской «робинзонаде».

Почему рассказ «Васюткино озеро» называют автобиографическим?

IV. Автобиографичность рассказа. Герой и автор
Чтение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“»
(см. отрывок ниже).

Можно ли считать историю создания рассказа необычной?

Как автор относится к своему герою?

Как проявилась в рассказе авторская позиция?

Обобщить свои наблюдения над текстом школьники могут в таблице:

IV. Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся к рассказу.

Домашнее задание

Создать письменную характеристику Васютки, используя материалы таблицы.

Подготовиться к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов (см. следующий урок).

УРОКИ 78-79
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Основное содержание урока.
Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А. Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.

I. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1. Какой изображена русская природа в творчестве С. А. Есенина, П. П. Бажова, К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

Составление плана письменного высказывания и подбор цитат, раскрывающих пункты плана:

Что такое пейзаж в литературном произведении? Зачем писатели используют описания природы в своих стихах и прозе?

Какое время года рисует писатель? Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Как при помощи пейзажа передаются чувства и настроения человека?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы сделать своё описание красочным?

Можно ли по пейзажу определить авторское отношение к конкретному времени года, к природе вообще?

В чём необычность и своеобразие русского пейзажа в выбранном вами произведении?

Какое впечатление производят описания природы на читателя, на вас лично (на примере конкретного произведения)?

Ответ на каждый вопрос подкрепляется примерами из текста.

2. Какие поступки сверстников и черты их характера вызывают моё восхищение в произведениях К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П. Астафьева? (по одному произведению)

В какой семье воспитывался герой? Кто были его родители, ближайшее окружение, чем они занимались?

Как они влияли на образование героя, его воспитание, взгляды на жизнь?

Что мы узнаём о герое до его появления в произведении?

Какие приёмы использует автор для создания образа героя (выбор имени, обстановка появления героя в произведении, портрет, речь, мир вещей, характеризующий героя, поступки героя, оценка героя другими персонажами, самооценка героя)?

Каково авторское отношение к герою, как оно выражается (автор прямо оценивает героя или показывает свои оценки скрыто)?

II. Пересказ содержания будущих ответов.
На втором уроке пятиклассники будут отвечать на эти вопросы письменно.

Домашнее задание

Найти в справочной литературе или Интернете материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о военной биографии А. Т. Твардовского, найти в Интернете его портреты в военное время.

Подобрать одно стихотворение о детях на войне, подготовиться читать его выразительно, нарисовать к нему иллюстрацию (это задание даётся нескольким пятиклассникам).

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
АСТАФЬЕВ

1924-2001

. Думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую
голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были
интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле.
В. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился близ Красноярска в крестьянской семье. Рано потерял мать. Около трёх лет жил у бабушки и дедушки. Затем переехал с отцом и мачехой в Игарку, убежал из дому, беспризорничал, поступил в школу на станции Енисей, работал в пригороде Красноярска, участвовал в боях в Великую Отечественную войну, был ранен, потом работал разнорабочим. Позднее он напишет:

«. Масса встреч, масса впечатлений, множество событий, разных, приятных и неприятных, — всё это откладывалось, где-то накапливалось потихоньку, пока не попросилось наружу».

В 1951 году он написал первый рассказ «Гражданский человек». В автобиографии В. П. Астафьев пишет:

«. Я твёрдо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь. Я всегда и всюду много читал, и читал порой в ущерб учебе. Начался я как литератор не в тот вечер, когда сел писать свой первый рассказ, а, видимо, тогда, когда сочинял длинные „лирические» письма с фронта, когда в госпиталях, в пути и на привалах рассказывал о своих фронтовых товарищах, о разных случаях из своей жизни». В 1953 году в Перми был опубликован первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны».
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

СУДЬБА РАССКАЗА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей.
В. П. Астафьев
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

Задания к рассказу «Васюткино озеро»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

«Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным „припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает?

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух: „Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. «» Почему Васютка стал разговаривать вслух?

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. — какие из этих слов вы часто используете в своей речи?

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу.
Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев
Деревня Овсянка. (Красноярский край)

Овсянка — родина выдающегося русского писателя В. П. Астафьева. Рано оставшийся без матери мальчик воспитывался в семье деда и бабушки. Образ бабушки Катерины Ивановны — один из самых ярких и светлых во всём литературном наследии писателя (рассказы «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» и др.). Воспоминания детства легли в основу многих произведений писателя.

В последние годы жизни В. П. Астафьев вновь вернулся в Овсянку. Здесь ему особенно хорошо писалось. В Овсянке, благодаря заботе и настойчивости писателя, была построена одна из лучших в крае сельских библиотек.

Многие любители русской литературы едут в Овсянку, чтобы отдать дань уважения писателю.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)

Источник

Читайте также:  Выткался на озере алый цвет зари средства выразительности
Поделиться с друзьями
Байкал24