Астафьев васюткино озеро проблематика

Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Читайте также:  Свежую рыбу с озерами

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Также читают:

Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ

Популярные сегодня темы

Дорогой папа! Прости ты меня! Я тогда сбежала

Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось

Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.

Главная тема комедии «Горе от ума» — противостояние идеологий «века минувшего» и «века нынешнего». Чтобы в полной мере раскрыть идею пьесы, Грибоедов наряду с главными героями ярко и правдиво изображает и второстепенные образы

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Источник

О рассказе Виктора Астафьева Васюткино озеро

Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» считается одним из лучших произведений о сибиряках – людях стойких и упорных, трудолюбивых и смекалистых, умеющих до самозабвения любить свою суровую и прекрасную природу, выживать в экстремальных условиях – в тайге, в одиночку, не сломавшись и не спасовав ни перед какими трудностями.
Главный герой рассказа – тринадцатилетний Васютка, принадлежит как раз к этой породе настоящих сибирских жителей. Недаром его именем назвали озеро в глухой тайге близ Енисея! Такой чести далеко не каждый удостоится. Читатель-ровесник Васютки, конечно же, сразу будет заинтригован: чем так прославился мальчишка, если даже на официальных картах близ голубого «озёрного» пятнышка было подписано: «Васюткино оз.». Да просто паренёк нежданно-негаданно нашёл его в самой глухой тайге и людям показал, хотя для этого ему пришлось преодолеть немало трудностей. И совсем не случайно автор призывает читателей не быть равнодушными к своей родной земле, любить её, открывать всё новые и новые её тайны. Он пишет: «Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

В тайге Васютка – свой человек. Все его близкие: дедушка, мама, отец (бригадир рыбаков) добывают рыбу на Енисее и не в первый раз берут с собой мальчишку. Он помогает на рыбном промысле, собирает в лесу кедровые орехи для бригады, охотится. Не маменькин сынок, не белоручка, смекалист и находчив, многое знает и умеет. Именно это поможет Васютке выжить одному в труднейшей жизненной ситуации, преодолеть все препятствия на нелёгком пути среди тайги.
Обычно, когда рыба не идёт, мальчику в бригаде бывает скучно: поиграть не с кем (кругом одни взрослые), гулять особо негде. Да и среди рыбаков в такой ситуации не чувствуется «азарта, лихости, хорошего трудового веселья»… И тогда Васютка берёт ружьё и отправляется в тайгу – добыть какую-либо дичь или набрать орехов.
Мать обычно не беспокоилась насчёт таких походов сына, ведь он хорошо знал окрестности и был наслышан о «таёжных законах». Один из них гласил: «Идёшь в лес – бери еду, бери спички». Таков старинный порядок, усвоенный не одним поколением сибиряков. А ещё – надо делать ножиком затеси на деревьях, чтобы не заблудиться и суметь по ним вернуться к дому.
Всё правильно делал Васютка в тайге, да вот не учёл он своего охотничьего азарта, когда ранил из ружья глухаря и бросился за подбитой птицей. Обо всём забыл, упиваясь счастьем удачливого охотника! В такой ситуации и у взрослого-то дух захватывает. Что говорить о мальчишке. Словом, заблудился Васютка, потерял свои зарубки: везде один лес стоит сплошной стеной. Конечно, мальчик испугался. Ведь слышал не раз, что и взрослые мужики иногда из тайги не возвращались. Долго ли сгинуть подростку?

В этой сложнейшей жизненной ситуации и проявляется в полной мере сила характера Васютки, его энергия и непреклонная воля в борьбе за жизнь. Слабый человек растерялся бы, опустил руки, запаниковал да так и сгинул бы в бескрайней тайге, не найдя дороги к людям. Но Васютка победил отчаяние и панику, решил бороться до конца, искать путь, идти вперёд, не сдаваться. Недаром же отец говорил ему: «Тайга хлипких не любит!».
Очень помогло мальчику и то, что не был он совершенно беспомощным, многое знал и умел. Мог развести костёр, определить по солнцу и по веткам деревьев стороны света, умел определить по некоторым приметам, где может быть река, которая выведет к людям. Мог настрелять уток себе на пропитание, пока были патроны, и приготовить дичь на костре.
Словом, на Васюткином примере автор щедро делится с читателями своим немалым опытом о том, как выжить в одиночку в тайге, как не погибнуть среди дикой природы.

Читайте также:  Озера курганской области для охоты

Мощный инстинкт самосохранения и мысли о горе родителей, осознавших, что любимый сын заблудился в тайге, гонят Васютку вперёд и вперёд, не дают просто залечь под ёлку и тихо умереть. Он спал по ночам на сооружённом лежбище из веток и хвои, предварительно прогретом углями бывшего костра. Страшно было ночью: мерещились дикие звери и какие-то неведомые твари. Но мальчик не давал страху победить себя, преодолевал его, старался думать не о погибели, а о спасении.
Природа тайги не только была сурова к мальчику, но и помогала ему, подкармливая то ягодами, то дичью. Конечно, Васютке было не до лесных красот. А вот автор часто останавливал внимание читателя на удивительных описаниях мира тайги, на чудесах и тайнах сибирской природы. Сколько поэзии, например, в таких словах: «Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду». Будто своими глазами видишь эту яркую, поэтическую картину! Да ещё слышишь звуки оживлённой тайги: пение птиц, постукивание дятла, шум дождя…

Васютка подбадривал себя мыслью о том, что его уже, наверняка, ищут по всему лесу. Есть такой таёжный закон взаимовыручки, который незыблем и непререкаем: кто бы ни попал в беду – выручать, искать человека, чего бы это ни стоило. Но не было ответа на ружейные выстрелы мальчика, на его отчаянный зов, обращённый к маме, папе, дедушке – вечным защитникам и помощникам. Тайга молчала. «Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием». Автор так умеет передать чувства своего юного героя, что читатели невольно ощущают себя на его месте, со всеми его страхами и горькими мыслями о возможной гибели. Однако, вызывает уважение то, что Васютка не сдаётся, не позволяет себе раскиснуть, а решает бороться до конца, искать путь к людям. Только путь этот был далёк. Нашёл Васютка на этой бесконечной дороге чудесное озеро, полное белой речной рыбы. Никто и никогда не слышал про это озеро: вот бы привести сюда рыболовецкую бригаду! Но где она? Совершенно взрослые думы о жизни приходят в голову мальчишке. Раньше такие мысли его не посещали – только здесь явились они, на грани жизни и смерти. Вот, например: «Много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много! Узнает ли? Выберется ли из тайги?».
И всё же практические соображения всегда оказывались сильнее философских. Глядя на озеро, Васютка вдруг подумал: «Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею».
Вот так смекалка и отличное знание живой природы помогли мальчику выбрать верный путь.
Удивительно, но Васютка проблуждал в тайге почти пять дней и ушёл от рыболовецкого стана на 60 километров. Тут и взрослый неподготовленный человек мог бы погибнуть. А мальчишка выжил, добрался до большой реки, до людей!
Затерянный в тайге рыбный водоём, обнаруженный мальчиком, артельщики потом нашли и назвали озеро Васюткиным – на веки веков. Ибо достоин парень такой чести!

Источник

Анализ произведения «Васюткино озеро» Астафьева.

Перу Виктора Петровича Астафьева принадлежит обилие интересных произведений. Среди них выделяется «Васюткино озеро» 1952 года.

История создания

Автор отмечал, что произведение носит автобиографический характер. Связано это с тем, что рассказ основан на детских воспоминаниях автора. Он их осмыслил, облачив в художественную форму. При этом Астафьев очень хорошо разбирался в детской психологии. Нет, он не учился специально на психолога, просто очень много общался с людьми, замечал их специфику поведения.

Направление

«Васюткино озеро» написано в направлении реализма.

Произведение было написано Астафьевым в формате рассказа.

Собирая для рыбаков кедровые орешки, Васютка заблудился. Однако мальчик не растерялся. Он обдумал всё и стал искать выход. Ему помогли знания и опыт. Также мальчик открыл новое озеро, которое не было нанесено на карту.

Главные герои и характеристики

Васютка – 13-летний сообразительный и весьма смелый мальчик. Является главным героем произведения.

Афанасий – дедушка мальчика.

Дядя Коляда в рассказе выступал старшиной, трудившимся на рыбосборочном боте.

Проблематика

Решение детьми сложных проблем, преждевременное взросление, поиски решений – проблематика произведения, написанного Виктором Петровичем.

Читайте по теме:

Основная мысль

Знания – это путь к спасению. В рамках рассказа это выражение можно воспринимать в буквальном смысле.

Чему учит

Важно думать о том, куда идти. Никогда не стоит сбрасывать со счетов риски, при этом важно обдумывать запасные планы на экстремальные ситуации.

Читайте также:  Как хранить грязь сакского озера

Источник

В чем смысл рассказа Васюткино озеро — Виктор Астафьев

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Сибири, очень любил свою малую родину и посвятил ей немало своих произведений. Один из них написан по истории из жизни самого писателя. Будучи ещё школьником, учеником пятого класса, он потерялся в тайге, провёл в ней несколько дней совсем один, но сумел выжить и выбраться из леса. Этот случай писатель запечатлел в школьном сочинении «Как я провёл лето», его напечатали в рукописном школьном журнале под названием «Жив», а много лет спустя Астафьев опять вспомнил об этом случае и написал по его мотивам рассказ «Васюткино озеро».

О чём рассказ «Васюткино озеро»

Тринадцатилетний Васютка проводит лето в сибирской тайге на берегах Енисея с рыбаками из бригады своего отца. Рабочих постигает неудача за неудачей: они почти ничего не могут поймать, рыбы мало. Васютке в лесу скучно, чтобы хоть как-то помочь рыбакам и развлечься самому, он иногда ходит в тайгу за орехами. В один из таких походов он видит глухаря, стреляет и ранит его. Глухарь пытается сбежать, а потому Васютка гонится за ним и ловит. Но обнаруживает, что в погоне за птицей он потерялся в лесу. Мальчик вначале паникует, но потом решает бороться за свою жизнь. Васютка три дня выживает в лесу, после чего внезапно выходит в тайге на озеро с огромным количеством рыбы. После этого Васютка догадывается, что озеро может быть проточным и что тогда оно приведет его к Енисею. Догадка мальчика оправдывается, через некоторое время он попадает на берег реки, где его подбирает бот с рыбаками, знакомыми его отца. Мальчика возвращают в поселение рыбаков, где он рассказывает про увиденное озеро с рыбой. Рыбаки во главе с Васюткой идут к этому месту. Бригада открывает здесь постоянный промысел, а водоём называют «Васюткиным озером».

Смысл названия книги

Озеро, которое нашёл Васютка в лесу, назвали в его честь. Ведь мальчик не только смог обнаружить его в лесу, но еще и определил, что в нём водится много рыбы. После этого он сам дошел до мысли, что, раз озеро кишит рыбой и в нем есть течение, то оно может быть проточным. Благодаря усиленным поискам Васютка нашёл перешеек, по которому в озеро поступала вода из речки. И по едва приметному бережку мальчик смог выбраться к большой воде, к Енисею.

Но и это еще не всё, Вася запоминает дорогу, а когда добирается до своих рыбаков, первым делом он рассказывает про озеро, в котором много рыбы. Он знал, что сейчас эта новость очень важна для рыбаков, и пытается внести вклад в общее дело. И торопится показать свою находку, показывает дорогу всей бригаде.

Своим открытием он помогает зарабатывать на жизнь сразу большому количеству человек, которые кормились от этого озера не одно лето.

Астафьев считает, что у каждого человека в жизни может встретиться такое вот «озеро», которое награждает нас за труды и позволяет помочь другим людям. Главное, когда встретишься с этим «озером», не пройти мимо него, узнать и открыть, поняв простые и вечные жизненные ценности.

Смысл произведения

Астафьев в своем рассказе показывает единство природы и человека, красоту окружающего мира. Он напоминает, что человек — это часть природы и навсегда ей останется. Не нужно забывать своих корней, надо любить и понимать природу, уметь обращаться с ней, знать основные законы природы.

Ведь Васютка спасается только благодаря этим умениям и познаниям, которые он получил от рыбаков: пытается найти еду, ориентируется по затесям, разводит костер, ловит уток, экономит соль. На протяжении всей книги он бережно относится к природным богатствам, воспринимает лес как живой организм. И за счет этого выживает и возвращается домой.

Смысл финала рассказа «Васюткино озеро»

В конце произведения смелый мальчик награждается за свои старания, ведь он не только выбирается живым из леса и находит нужно для рыбаков озеро, что удаётся не каждому взрослому, но ещё и становится лучше: взрослее, мудрее, сильнее, отважнее, перестаёт хвастаться. Финал рассказа учит никогда не падать духом в сложных ситуациях, а, наоборот, брать себя в руки, быть внимательным и осторожным, учит в любой ситуации находить выход. Кроме того, писатель показывает, что как бы ни было сложно, нужно всегда бороться и идти до конца, и тогда обязательно будешь вознагражден за свои труды.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24