Астафьев васюткино озеро уроки тайги

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»: «Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты»

Разделы: Литература

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

  • Портрет В.П.Астафьева
  • Текст рассказа “Васюткино озеро”
  • Видеофильм “Таинственный лес”
  • Презентация “В.П.Астафьев”
  • Презентация в Smart Notebook File “Васюткино озеро”
  • Васюткина карта
  • Рисунки учащихся
  • Ход урока

    I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

    Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

    • Она величественна и похожа на океан.
    • Она щедра и сурова.
    • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
    • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
    • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

    Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

    • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
    • Он беззащитный и в то же время сильный.
    • Он сын и одновременно хозяин.
    • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
    • Он совершает ошибку и исправляет ее.

    Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

    Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

    Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

    — Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

    Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

    — Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

    • Природа – друг или враг?
    • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
    • Какие уроки дает природа герою и читателю?

    Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

    В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое — то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это — творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме. Но ему хотелось рассказать об озере, “открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”. И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее. (Чтение наизусть начала рассказа)

    Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?

    Природа (Слайд 2-й)

    Природа — учитель и друг (Слайд 3-й)

    “Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг…” (Сюнь-цзы)

    Задание: Какие ловушки устраивает природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”) Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

    Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.

  • Природа – открытая книга (слайды 4-5-й)
  • “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

    Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

    Тест: а) мудрые слова деда;

    в) знания, полученные в школе?

    А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

      1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
      2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
      3. Что предвещает вечером смену погоды?
      4. В чем особенность эха в лесу?
      5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

    Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

    (Стр. 126, 131, 132)


      Природа – мать, кормилица

    “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит” (Слайд 6-й)

    Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.

    Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.

    Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.


    Природа – величественный храм. (Слайд 7-й)

    Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным (стр. 129, 132), очищается ( 134) и даже исповедуется (Стр. 132)

    Да и красота природы подобна великолепию храма:

    Природа – некий храм, где от живых колонн
    Обрывки смутных фраз исходят временами.
    Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
    И взглядом родственным глядит на смертных он.
    Ш.Бодлер

    Задание по слайду: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь.

    Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов. (Отрывки наизусть)

  • Природа – зеркало души (Слайд 8-й)
  • Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

    Задание: работа в группах

    • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
    • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
    • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

    Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

    Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

    Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

    Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

    Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

    Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

    1. Имя существительное, определяющее тему.
    2. 2 прилагательных – описание темы.
    3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
    4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
    5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

    Источник

    Законы тайги (Васюткино озеро)

    Рассказ В. Астафьева “Васюткино озеро” во многом автобиографичен и повествует о детских годах писателя. История подростка, вынужденного жить в тайге целых 5 дней, раскрывает характер и силу духа еще совсем юного мальчика. Какие законы тайги (“Васюткино озеро”) нужно знать, чтобы выжить в суровых климатических условиях?

    Краткое содержание

    Когда 13-летний мальчик Васютка отправился с отцом ловить рыбу, он даже не подозревал, какие события ждут его впереди. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами, мальчик сбился с пути и потерялся. Все дело в том, что он погнался за глухарем и позабыл про зарубки, которые могли его вывести к знакомым местам. Ему пришлось одному скитаться по тайге 5 суток, пока он не вышел к реке и не повстречал рыбаков. Скитаясь по тайге, он наткнулся на озеро, где было много рыбы белых пород. Позже он привел туда бригаду отца, и рыбы оказалось столько много, что рыбаки решили перейти с речного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

    Законы тайги

    В тайге Васютке помогли выжить несколько законов, которые обязательно должен знать человек, который отправляется в неизвестную местность. Во-первых, необходимо взять с собой продовольствие и спички. С помощью спичек можно развести костер, около которого можно согреться. Также огонь может привлечь внимание людей и отогнать диких зверей.

    Важно делать засечки на деревьях, именно они помогают заблудившимся путникам вернуться домой. Когда Васютка отвлекся и забыл про эти зарубки, тогда он и сбился с пути. Если у путника есть ружье, патроны нужно расходовать очень осторожно. Они могут понадобиться, чтобы застрелить дичь или отогнать дикого зверя.

    Когда Васютка вышел к озеру, то очень удивился, что там обитает белая рыба, ведь ее обычное место обитания – реки. Васютка сделал вывод, что озеро проточное и имеет выход в Енисей.

    Характер Васютки

    Васютка – 13-летний мальчик, который за 10 дней до окончания каникул отправляется с отцом Григорием Шадриным и его командной ловить рыбу. Мальчик оказался очень трудолюбивым, он с удовольствием помогал рыбакам. Одним из его любимых занятий было собирание кедровых орешков. Мальчик очень любит природу: он разговаривает с белками и птицами.

    У Васютки пытливый ум. Он внимательно слушает рассказы рыбаков и запоминает важные детали. Когда он осознал, что заблудился, то сначала начал паниковать и расплакался. Однако потом собрался, понимая, что главное – не поддаваться панике. Васютке пригодились его знания природы и любовь к ней, поэтому он выбрался целым и невредимым из этой опасной ситуации.

    Источник

    Урок литературы по теме «Таежные уроки Васютки» (по творчеству В.Астафьева, 5 класс)

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

    • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

    Курс повышения квалификации

    Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Русский язык» в условиях реализации ФГОС ООО

    • Сейчас обучается 86 человек из 41 региона

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

    «Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной

    Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее уже твои дороги, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы… . Все во мне встрепенулось, отозвалось на едва ощутимый проблеск памяти. Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик. Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату — ответную любовь. . Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого, — неужто он был мною, а я им?! (В.Астафьев. «Ода русскому огороду»)

    Я твёрдо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь… В.Астафьев

    Тема: «Васюткино озеро». Таежные уроки Васютки

    ЦЕЛИ УРОКА: 1. Осмысленно читая и изучая текст, понять, какие знания, умения и навыки помогли герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» преодолеть трудности и выйти из тайги к людям. 2. Изучить эмоции, переживаемые героем рассказа, научиться преодолевать чувство страха и отчаяния и воспитывать в себе твердость духа. 3. Найти поучительные аспекты рассказа: с помощью рассказа «Васюткино озеро» научиться бережному, осмысленному отношению к природе; научиться вести себя в трудной ситуации; научиться извлекать из текста информацию, которая может пригодиться в жизни.

    АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ Автобиография «авто» – сам, «био» – жизнь, «графос» – пишу ЖИЗНЕОПИСАНИЕ, НАПИСАННОЕ САМИМ АВТОРОМ

    Композиция рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ

    Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери. Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала: — Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь.

    Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он… увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло… Глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. Глухарь перелетел через мшистую поляну… и сел на сухостоину. Попробуй подкрадись! Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса.

    Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя… Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской. …Он вдруг навзрыд расплакался…

    . Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером. — Неужели дождался? — Васютка вскочил, протёр глаза и закричал: — Стучит! …Тут же опомнился, …побежал по берегу навстречу боту, …отчаянно закричал: — На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! Бах!

    План СОЧИНЕНИЯ-ОТЗЫВА по рассказу «Васюткино озеро» Тема: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит» 1. Васютка – герой автобиографического рассказа В.Астафьева 2. Что помогло Васютке выжить в тайге? «таежные законы» Советы и слова старших Умел рассуждать и наблюдать, запоминать Преодолел отчаяние и усталость Не терял самообладания 3. Что понравилось в рассказе? 4. Чему вы научились у героя рассказа? Какие качества Васютки поразили, восхитили вас? В чем хотелось бы быть на него похожим? 5. Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством Виктора Астафьева? Спасибо за хорошую работу! Удачи!

    Краткое описание документа:

    Урок литературы в 5 классе

    Учитель Корзунова Ж.В.

    Тема: «Таежные уроки Васютки»

    Тип урока : комбинированный, урок-исследование

    Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

    1. Осмысленно читая и изучая текст, понять, какие знания, умения и навыки помогли герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» преодолеть трудности и выйти из тайги к людям.
    2. Изучить эмоции, переживаемые героем рассказа, научиться преодолевать чувство страха и отчаяния и воспитывать в себе твердость духа.
    3. Найти поучительные аспекты рассказа: с помощью рассказа «Васюткино озеро» научиться бережному, осмысленному отношению к природе; научиться вести себя в трудной ситуации; научиться извлекать из текста информацию, которая может пригодиться в жизни.

    Цели обучения литературе определяются через ключевые компетенции, через формирование читательской компетентности . Учащиеся учатся:

    — умению работать с текстом и лингвистическими словарями, понимать читаемый текст,

    — искать информацию на данную тему в предоставляемых текстовых материалах

    — находить решения на поставленные вопросы по тексту, делать выводы философского, нравственного характера,

    — определять тему и основную мысль текста,

    — видеть образные средства в тексте, помогающие автору выразить основную мысль, воздействовать на читателя,

    — умеют формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения,

    — отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность собственной речи при решении определенной лингвистической задачи,

    — обобщать полученные в ходе работы с текстом знания и выводы и отражать их в сочинении-отзыве по прочитанному произведению

    Познавательный аспект : научить учащихся находить основную мысль текста посредством анализа изобразительно-выразительных средств языка, анализа автобиографических особенностей текста;

    Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, развивать умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать в заданном времени, развивать умения учащихся работать с текстом философской, духовно-нравственной проблематики;

    Воспитательный аспект: воспитание осмысленного отношения к языку художественного произведения; развитие навыка смыслового чтения; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач

    1. Закрепить теоретические знания по темам: автобиографический рассказ, композиция рассказа, изобразительно-выразительные средства

    2. Исследовать художественный текст через стратегии смыслового чтения (ориентиры предвосхищения, чтение вслух, вопросы после текста);

    3. Развивать умение работать с текстом в группе, паре в заданном времени, развивать умение самооценки и взаимооценки работы в паре, группе;

    4. Использовать при выполнении задания навыки устной аргументированной речи.

    Для реализации задач урока использованы следующие виды работы :

    Работа с лингвистическим словарем

    Работа с текстом (научным, художественным) по вопросам (плану).

    Работа с иллюстрациями.

    Наблюдение, исследование (работа в парах, группах)

    по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

    по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;

    по источнику знаний : словесные, практические;

    стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;

    интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

    контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

    по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

    Стратегии смыслового чтения: направленное чтение (по Сметанниковой), прием смыслового прогнозирования на одном тексте «чтение – поиск» (по Бородиной); ориентиры предвосхищения, чтение вслух, вопросы после текста.

    Приемы смыслового чтения, используемые на уроке : критическое слушание, критический анализ, вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации; антиципация (предвосхищение того, что скажет автор в последующем, использование антитезы для понимания следующей мысли автора), реципация (возвращение к прочитанному в начале урока, выводы по теме урока); восстановление / заполнение пропусков; упражнение на дополнение (в рефлексии); сопоставление; перекодирование информации из формы текста в форму схемы, алгоритма; множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов (тест); конспектирование/составление кратких записей; верные/неверные утверждения.

    Урок предназначен для сильного класса — с высокой мотивацией к учению, высоким уровнем подготовленности. Ребята умеют работать с текстом самостоятельно, приучены искать и выделять нужную информацию, делать выводы, формулируя их в устном ответе; используя разработанный ими алгоритм действия, выразить полученные наблюдения и выводы в форме письменного ответа.

    Прогнозируемый результат: найти ответы на вопросы текста, подтвердить текстом высказанные гипотезы, выводы; отразить полученные знания в процессе решения теста (промежуточный результат); отразить полученные знания, наблюдения и выводы в сочинении-отзыве по прочитанному рассказу (конечный результат).

    1. Слайдовая презентация, медиапроектор,

    2. Текст рассказа «Васюткино озеро»

    3. Листки с заданиями для «хранителей словарей», «экспертов русской речи», «знатоков леса» (парная работа, оранжевые); задание для работы с композицией рассказа (индивидуальная работа, желтые)

    4. Пакет иллюстраций и отрывков из текста (для работы в группе, желтые),

    5. Раздаточный материал: тест «Васюткино озеро»

    6. Раздаточный материал: домашнее задание (тема, план-схема сочинения-отзыва)

    7. Толковый словарь С.Ожегова

    ХОД УРОКА.

    1.Организационный момент. Введение в тему.

    — Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас хороший весенний день. Свежий воздух врывается в класс и заставляет радоваться жизни. Чтобы понять, о чем сегодня пойдет разговор, я прошу вас послушать отрывок из текста Виктора Астафьева.

    Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее уже твои дороги, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь («встречь»: автор использует слово диалектное, сибирское, наречие, равное по значению наречию «навстречу») , которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом . Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы…

    . Далеко-далеко возникло легкое движение, колыхнулась серебряная нить, колыхнулась и поугасла, слилась с небесным маревом. Но все во мне встрепенулось, отозвалось на едва ощутимый проблеск памяти . Там, в неторопливо приближающемся прошлом , по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес , притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик.

    Я тороплюсь навстречу ему, бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре, бухаю обнажившимися костями но замшелой мерзлоте. Спешу, спешу, минуя кроволития и войны; …мимо житейских дрязг…

    Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так , за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату — ответную любовь.

    . Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого, — неужто он был мною, а я им?!

    — Это отрывок из повести В.Астафьева «Ода русскому огороду». Обратите внимание на выделенные на слайде ключевые слова и скажите, о каких важных для автора вещах говорится в отрывке? (о любви к родным местам, о памяти, о детстве, о близких людях, о том, что пережил сам автор)

    — Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова В.Астафьева: «Я твердо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь». Пропустите первую строчку в тетради, запишите в правой части страницы эпиграф.

    2. Тема и цели урока.

    — Многое из того, что пережил Виктор Астафьев, отражается в его произведениях, это их объединяет. Из предыдущего урока мы знаем, что рассказ «Васюткино озеро» тоже отражает жизненный опыт писателя. Что мы можем вспомнить об истории создания рассказа? (сначала пятиклассник Виктор Астафьев написал сочинение на тему «Как я провел лето», в котором рассказал историю о том, как заблудился в лесу, о собственных приключениях и впечатлениях; потом этот рассказ опубликовали в школьном журнале под названием «Жив», а обратил внимание на литературные способности будущего писателя его учитель, впоследствии известный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский)

    — Когда вы читали рассказ дома, что больше впечатлило и поразило вас? (то, как Васютка, заблудившись, смог взять себя в руки, вспомнить все, чему его учили, и спастись, выжить в тайге, выйти к людям)

    — Какой главный закон должен был помнить Васютка? («Тайга хлипких не любит»)

    — Давайте запишем тему урока: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит»

    — Каковы цели нашего урока? На какие вопросы мы должны ответить в ходе разговора? (что помогало Васютке не пасть духом, преодолев отчаяние и страх, выжить в тайге и найти дорогу из нее; с помощью текста сделать для себя выводы, какие знания и умения помогают выжить в тайге; как не растеряться в трудной ситуации)

    3. Постановка задачи группам учащихся.

    Чтобы вместе прийти к достижению целей урока, мы проявим своем умение внимательно, осмысленно читать текст и постараемся решить несколько задач: найти в тексте правила, законы, мудрости, помогающие выжить в тайге; понаблюдать над языком произведения; вспомним некоторые важные понятия из теории литературы; выясним, какие качества характера помогают человеку выйти с достоинством из трудной ситуации.

    Выполнить эти задачи нам помогут Хранители словарей – они найдут для нас значение некоторых терминов литературы; Знатоки леса – они найдут в тексте приметы и законы, которые важно знать любому человеку, идущему в лес; Эксперты русской речи – они расскажут нам об изобразительно-выразительных средствах произведения и об их роли. (раздаются задания парам)

    4. Автобиографический рассказ.

    — В начале урока мы коснулись темы личных впечатлений и переживаний автора. От чьего имени ведется повествование в рассказе? (от первого лица) Чьи приключения описываются в рассказе? (приключения самого В.Астафьева). Рассказ, в котором отражается жизненный опыт писателя, с каким словом будет связан? – вопрос Хранителям словарей. (ответ Хранителей: автобиография). Значит такой рассказ будет называться автобиографическим.

    Что же такое автобиографический рассказ? Давайте запишем в тетрадь. (диктуют Хранители словарей)

    На слайде схема:

    Автобиографический Рассказ

    Автобиография малая литературная форма, небольшое

    «авто» – сам произведение с реалистической окраской,

    «био» – жизнь повествующее о каком-либо событии,

    «графос» – пишу эпизоде из жизни героя

    — Автобиографический рассказ – произведение в малой литературной форме, содержащее элементы биографии автора. Автор рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, своего характера.

    — Какие еще произведения мы можем назвать автобиографическими? (Л.Толстой «Кавказский пленник», Л.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»)

    5. Композиция рассказа

    — Что такое рассказ? Из каких композиционных частей он состоит? Давайте вспомним и запишем: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка.

    Предлагаю вспомнить содержание рассказа «Васюткино озеро» и восстановить порядок повествования. Приглашаю желающего выполнить это задание у доски. Время на выполнение задания 1,5 – 2 минуты.

    6. Работа с текстом.

    I . Фронтально.

    — Давайте вспомним события рассказа (беседа по тексту)

    1. Зачем Васютка пошел в тайгу? (за кедровыми шишками, их любили охотники)

    2. О каком «таежном законе» напомнила Васютке мать? («Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь»)

    Что такое затеси? (зарубки на деревьях, чтобы охотники могли найти дорогу, чтобы постепенно образовалась тропинка для всех, кто приходит в лес. «Затеси» — это название произведения В.Астафьева, обозначают зарубки на памяти, то, что необходимо помнить)

    3. С чего начались Васюткины приключения? Какой еще «таежный закон» нарушил герой?

    4. С кем сравнивает себя мальчик, когда понял, что заблудился? (С мухой, бьющейся в паутине)

    5. Какие чувства овладевали мальчиком, с чем он боролся? (отчаяние, страх)

    6. Как преодолевает герой страх? (говорит вслух с собой, с кедровкой и др., убеждает себя в том, что все будет хорошо)

    7. Чем закончились приключения Васютки? (он вышел к озеру, а затем к большой воде)

    II . В группе.

    Нельзя найти пути решения наших задач без обращения к тексту.

    Давайте вспомним, как Васютка попал в трудную ситуацию, как преодолевал страх, как автор с помощью пейзажа помогает нам понять душевное состояние героя. Лучше всего понимает автора художник, создающий иллюстрации к книге. Я приглашаю группу желающих поработать с иллюстрациями и показать нам, какие чувства и поступки героя постарался отразить художник. Задача: соотнести иллюстрацию и отрывок текста, а затем разместить это для нас на доске.

    III . Проверка индивидуального задания. А пока ребята работают, мы вернемся к композиции рассказа (ответ ученика у доски).

    Экспозиция – Рассуждения об озерах и их названиях.

    Скучное житьё Васютки.

    Завязка – Поход Васютки в тайгу за орехами.

    Охота на глухаря. Потеря затесей.

    Развитие действия – Страх и отчаяние.

    Что делать? Васютка предпринимает действия по своему спасению.

    Кульминация – Выход к воде. Озеро! Речка!

    Появление бота и возвращение героя

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    «Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    «Начало учебного года современного учителя»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Источник

    Читайте также:  Афанасьев васюткино озеро читательский дневник
    Поделиться с друзьями
    Байкал24