Атлас рек европейской части россии

Содержание
  1. Карта рек России. Самые крупные реки на карте
  2. Речная система Енисей-Ангара-Селенга
  3. Обь-Иртышская речная система
  4. Амур-Аргунская система
  5. Река Лена
  6. Река Волга
  7. Общие сведения
  8. Схема расположения
  9. Государственных бумажных навигационных карт
  10. внутренних водных путей Волжского бассейна
  11. Картографические издания ФБУ «Администрация Волжского бассейна»
  12. Корректура карт
  13. Вниманию судоводителей:
  14. Электронные навигационные карты внутренних водных путей (ЭНК ВВП) Волжского бассейна
  15. Навигационный Атлас Единой Глубоководной Системы РОССИИ
  16. Молитва о восстановлении мира
  17. Атлас рек европейской части россии
  18. ПРЕДИСЛОВИЕ
  19. НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
  20. Сокращения, принятые на листах Атласа
  21. НАВИГАЦИОННО-ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
  22. Камское водохранилище
  23. Воткинское водохранилище
  24. Камское водохранилище
  25. Воткинское водохранилище
  26. Камское водохранилище
  27. Воткинское водохранилище
  28. Камское водохранилище
  29. Воткинское водохранилище
  30. Камское водохранилище
  31. Воткинское водохранилище
  32. Камское водохранилище
  33. Воткинское водохранилище
  34. КАМСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Карта рек России. Самые крупные реки на карте

Поскольку Россия является самой большой страной в мире по площади, неудивительно, что именно здесь протекают многие из самых больших рек в мире. В статье представлены 2 карты: с названиями нескольких самых крупных рек, протекающих по территории Российской Федерации, а также карта с названиями 9 самых длинных рек России, а также дан краткий обзор самых больших речных систем России.

Карта рек России с названиями крупным планом

Речная система Енисей-Ангара-Селенга

Самая длинная из речных систем — система Енисей-Ангара-Селенга, общей протяженностью более 5500 километров, это самая длинная река, впадающая в Северный Ледовитый океан. Река Селенга берет свое начало в Монголии, затем впадает в Россию к югу от озера Байкал и впадает в самое глубокое озеро на Земле. Река Ангара истощает озеро Байкал и соединяет его с рекой Енисей, пройдя почти 1800 километров по Сибири.

Обь-Иртышская речная система

Вторая по длине речная система — Обь-Иртышская. Река Иртыш берет свое начало в китайско-монгольских районах Алтайских гор, затем прорезает северо-восточный Казахстан, прежде чем войти в Россию, и присоединяется к верхней части реки Обь на севере. Река Обь впадает в Карское море, недалеко от устья реки Енисей.

Самые крупные реки на карте

Амур-Аргунская система

Третье место в списке по длине речной системы занимает Амур-Аргунская система. Это самый длинный в России сток в Тихий океан. Река Аргунь обозначает границу с России с Китаем на протяжении почти 1000 километров, прежде чем соединиться с рекой Шилка, образуя реку Амур, которая продолжается и далее, на китайско-российской границе.

Река Лена

Четвертая по длине река — Лена, которая в отличие от предыдущих трех, не входит в какую-либо речную систему. Ее источник находится всего в нескольких километрах от озера Байкал. Ее длина 4472 км, что делает ее самой длинной из всех рек.

Река Волга

Завершает список топ-5 российских рек — река Волга. Она единственная в пятерке лидеров, которая протекает по европейской территории. Это также самая длинная река Европы, которая питает самое большое озеро на Земле, Каспийское море.

Другие крупные реки России — Вилюй, приток реки Лены, река Колыма в Восточной Сибири, река Урал, которую часто называют границей между Азией и Европой, Нижняя Тунгуска, все из которых длиннее 2500 километров.

Источник

Общие сведения

На водные пути Волжского бассейна, находящиеся в зоне ответственности ФБУ «Администрация Волжского бассейна», служба картографии:

  • — самостоятельно создает составительские и издательские цифровые оригиналы бумажных навигационных карт для типографской печати;
  • — формирует информацию для выпуска Корректуры на начало навигации и Извещений судоводителям к тому № 5, тому № 6 часть I, тому № 6 часть II, тому № 7 Атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ (ЕГС ЕЧ) и карт малых рек;
  • — составляет и распространяет извещения судоводителям по всем Атласам Единой глубоководной системы Европейской части РФ;
  • — создает корректурные файлы для электронных навигационных карт (ЭНК) (обновление наборов ячеек) с целью поддержания их в актуальном состоянии.

Схема расположения

Государственных бумажных навигационных карт

внутренних водных путей Волжского бассейна

Картографические издания ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Основной масштаб 1:

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ. Том 5. Река Волга. От Рыбинского гидроузла (423 км) до Чебоксарского гидроузла (1185 км)

10 000 15 000 25 000 50 000

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ. Том 6. Часть I. Река Волга. От Чебоксарского гидроузла (1185 км) до Самарского гидроузла (1665 км)

25 000 50 000 100 000

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ. Том 6. Часть II. Река Волга. От Самарского гидроузла (1665 км) до Волгоградского гидроузла (2530 км)

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ. Том 7. Река Волга. От Волгоградского гидроузла (2530 км) до города Астрахань (3020 км)

Карта дельты реки Волга

Карта реки Вятка. От города Киров до устья

Схема водных путей ФГУ «Волжское ГБУ» (ФБУ «Администрация Волжского бассейна»)

8 Схема судового хода на р. Чапаевка и на р. Кривуша 5 000 10 000 2019

Корректура карт

Ежегодно, три раза за навигацию (март, июль, октябрь), издаются: корректура на начало навигации (КН) и извещения судоводителям (ИС‑1, ИС‑2).

КН содержит материалы по корректировке томов Атласа ЕГС ЕЧ РФ Волжского бассейна.

ИС‑1 и ИС‑2 включают в себя корректурные материалы к следующим томам Атласа ЕГС ЕЧ РФ: том № 2, том № 3 (части I, II, III), том № 4, том № 5, том № 6 (часть I, II), том № 7, том № 8 (части I, II), том № 9 (части I, II), том № 10.

Сводная корректура к тому включает в себя все выпуски корректурного материала, начиная со дня выпуска соответствующего тома Атласа ЕГС ЕЧ РФ.

Корректура малых рек содержит корректурную информацию по боковым рекам Волжского бассейна (р. Вятка, р. Ветлуга, р. Сура, дельта р. Волга).

Вниманию судоводителей:

19.02.2021 выпущен очередной корректурный материал «Корректура на начало навигации 2021 года».

ФБУ «Администрация Волжского бассейна» реализует за плату по утвержденным расценкам : бумажные навигационные карты, корректурные материалы и извещения судоводителям, схему водных путей Волжского бассейна.

По вопросам приобретения картографической продукции необходимо обращаться в службу картографии ФБУ «Администрация Волжского бассейна» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 23, бокс № 66, телефон:(831) 431‑32‑12; факс:(831) 431‑32‑33; e‑mail: map@volgavp.ru.

Электронные навигационные карты внутренних водных путей (ЭНК ВВП) Волжского бассейна

ЭНК ВВП Волжского бассейна являются частью ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 25.07.2012 № АД‑191‑р функции организации-фондодержателя возложены на Федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ).

Для организаций и конечных пользователей электронные навигационные карты и корректурные наборы реализуются официальными распространителями ЭНК ВВП, уполномоченными ФБУ СМБ.

На схеме представлено покрытие участков водных путей электронными навигационными картами в формате стандарта Международной гидрографической организации S-57. Все ячейки прошли камеральную проверку на соответствие правилам кодирования, требованиям по составу и качеству информации и действующему руководящему документу РД 152‑012‑01 на электронные навигационные карты внутренних водных путей.

Источник

Год выпуска: 1990…..
Описание: Формат .jpg
Масштаб 1:10 000 – 1:50 000
Карты имеют разрешение от 8000х7000 до 1300х1000 100-600ppd 24bit color
Доп. информация:
Включены тома:
ТОМ 2 — от Москвы до городов Рыбинск, Череповец и Тверь
представлен в трех вариантах:
— цветной — 1987г,
— цветной — 1987г с корректурой и частично привязан к OZI (год неизвестен)
— монохромный – 2005г.
— Участок от Угличского до Рыбинского водохранилищ имеет привязки OZi. (листы 26-35)
ТОМ 3 (часть1) — от Санкт-Петербурга до Онежского озера (1992)(2002 — OZi привязка)
ТОМ 3 (часть2) — от Онежского озера до Рыбинского водохранилища (1992)(2004)
ТОМ 3 (часть3) — от Онежского озера до Рыбинского водохранилища (2007)(2008)
ТОМ 4 — Беломоро-Балтийский канал
ТОМ 5 — Река Волга от Рыбинского гидроузла до Чебоксарского гидроузла (1988)
ТОМ 5 — 2004г. с корректурой 2008г, привязки к OZi
ТОМ 6 — Река Волга от Чебоксарского гидроузла до Волгоградского гидроузла (1990)
ТОМ 6-КС — 1996. (привязки к OZi и .jpr)
ТОМ 7 — Река Волга от Волгоградского гидроузла до Астрахани
ТОМ 8 — Волго-Донской водный путь от Волгограда до Азовского моря (с корректурой 200.?)
ТОМ 8 (часть2) — р.Дон от Волгодонска до устья издания 2006 г. Корректура 2009
ТОМ 9 (часть1) — Река КАМА (Камское и Воткинское водохранилища) от поселка Керчевский до города Чайковский
ТОМ 9 (часть2) — Река КАМА (Нижнекамское водохранилище) от города Чайковский до устья реки Вятка (1987 корректура 1993)
ТОМ 9 (часть2) — В формате Fugawi (.FX4)
ТОМ 10 — Река БЕЛАЯ (АГИДЕЛЬ)
Отдельными картами представлены:
— река КАМА от устья реки Лиз до п. Керчевский (256 км) 34 листа
— река ВИШЕРА от Красновишерска до устья (138км ) 36 листов (1988)
— реки СУХОНА (549 км) и ВОЛОГДА (27 км) 90 листов (1988)
— река Ока от Щурово до устья (850км) 38 листов (1988)
— река Клязьма от Владимира до устья (287 км). 87 листов (1987)
— Северо-Двинская шлюзованная система (от р. Шексна до шлюза Знаменитый) (1987)

Молитва о восстановлении мира

Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, – дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, – запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов – в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова – в домы введи, голодныя – напитай, недугующая и страждущая – укрепи и исцели, в смятении и печали сущим – надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным – прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Источник

Атлас рек европейской части россии

Примечание: Листов с со схемами расположения листов тома атласа, к сожалению, нет, если кто-то богат, шлите сюда

Примечание: Том содержит 27×2 листов. для просмотра конкретной
страницы кликните на выделенный лист.
Средний размер листа 500 kb общий размер тома 30 mb

ПРЕДИСЛОВИЕ

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РФ, том 9, часть I , содержит карты и лоцийные сведения на Камское и Воткинское водохранилища от поселка Керчевский до города Чайковский, карту реки Иньва от устья до селения Майкор, карту реки Обва от устья до поселка Ильинский.

Листы Атласа составлены в проекции Гаусса в масштабах 1:25 000 (листы 1-5, 11-21), 1:50 000 (листы 6-10, 22-27); врезки составлены в масштабах 1:10 000 и 1:25 000.

Тексты, помещенные на листах Атласа, содержат извлечения из действующих правил плавания, указания, предупреждения и рекомендации, направленные на обеспечение безопасности судоходства, и другие полезные для судоводителей лоцийные сведения.

При составлении Атласа использованы:

Атлас единой глубоководной системы Европейской части РСФСР, том 9,
часть I , изд. 1984 г.

Материалы гидрографических работ, выполненных в 1992-1996 гг. русло­выми изыскательскими партиями № 1-3 Верхне-Камского района водных путей и судоходства Камводпути.

3. Материалы корректур по выпускам извещений судоводителям единой

глубоководной системы европейской части РФ за 1984-2000 гг. При плавании надлежит пользоваться Атласом, откорректированным на дату плавания.

Обо всех замеченных расхождениях листов Атласа и лоцийных сведений с действительностью, если эти расхождения не имеют временного характера, просьба сообщать по адресу: 614600, г. Пермь, ГСП, Комсомольский проспект, 16, «Камводпуть».

Листы Атласа составлены в Камводпути старшим картографом М. Е. Михалевой и картографом Н. Ф. Кузнецовой под руководством начальника службы пути П. В. Лобанова. В составлении лоцийных сведений принимали участие главный специалист по безопасности плавания А. П. Русинов и инженер службы пути Т. И. Калюжная.

Лоцийные сведения, состав и местоположение навигационных знаков согласованы с Государственной речной судоходной инспекцией Камского бассейна и АО СК «Камское речное пароходство».

Атлас отредактирован и подготовлен к изданию Главной редакцией карт внут­ренних водных путей при ГБУ «Волго-Балт». Ведущий редактор А. А. Соколов.

Начальник Камводпути В. И. СИЛИН

НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

Глубины на листах Атласа даны: на Камском водохранилище (листы 1-10, 26, 27) от проектного уровня, который на участке от поселка Керчевский до поселка Тюлькино на 1,1 м, а на остальных участках на 1,5 м ниже нормального подпорного уровня (НПУ); на Воткинском водохранилище (листы 11-25) от НПУ, который на 2 м выше проектного. Высоты берегов даны от уровней, принятых за нуль глубин. Отметки уровней воды по опорным водомерным постам приведены в таблице гарантированных габаритов судового хода на стр. 7 и 8.

Высоты судоходных пролетов мостов указаны от проектного и расчетного (высокого) судоходных уровней. Высоты воздушных переходов даны с учетом установленных запасов и максимального провиса проводов от проектного и максимального уровней.

Расстояния по оси основного судового хода даны в километрах от Южного порта Москвы. По дополнительным судовым ходам, дублирующим основные или ведущим в боковые реки и к пунктам, расположенным в стороне от основного судового хода, счет километров ведется от мест их ответвления от основного судового хода. Расстояния на листах засечены через 1 км; километраж оцифрован через 5 км на листах масштаба 1:50 000 и через 1 км — на остальных листах и врезках.

В текстовой части Атласа местоположение объектов указано в соответствии с километражем по оси судового хода, как правило, с точностью до 0,1 км. При указании целого значения километража имеется в виду, что объект (ориентир, опасность, пристань и т.п.) находится в пределах данного километра.

В описаниях мостов порядковые номера судоходных пролетов указаны для общей ориентировки судоводителей. Номера пролетов даются от правого берега с учетом пролетов, расположенных на берегу.

Прорези на листах Атласа показаны в тех местах, где габариты судового хода поддерживаются на уровне гарантированных систематическими дноуглуби­тельными работами.

Магнитное склонение на картографируемом участке на 1999 год восточное от 15,2° (лист 1) до 13° (лист 25). Годовое изменение на всем участке 0,04° к Е.

Направление истинного меридиана обозначено на картах Атласа ориентирными стрелками.

Логарифмическая шкала скорости, помещенная на каждом листе Атласа справа от линейного масштаба, предназначена для облегчения расчетов при определении действительной скорости судна в любой момент при движении по водному пути. Шкала позволяет определить скорость судна в км/ч по пройденному расстоянию в километрах и времени в минутах. Для этого необходимо одну иглу циркуля установить на деление шкалы, равное числу пройденных километров, а другую — на деление, равное числу минут, за которое пройдено это расстояние. После этого, не меняя раствора циркуля, одну иглу установить на отметку шкалы 60, тогда другая игла установится на отсчет, равный скорости судна в км/ч.

Например, судно прошло 3,5 км за 15 мин. В данном случае одну иглу циркуля устанавливаем на деление шкалы 3,5, а другую — на деление 15,0. Переставляем циркуль, не меняя раствора, так, чтобы одна его игла установилась на отметку шкалы 60, тогда другая станет на деление 14. Таким образом, скорость составляет 14 км/ч. Шкала позволяет определить скорость судна до 60 км/ч.

Примечание. Километраж Атласа от Южного порта Москвы указан с учетом изменений, которые произошли при вводе в действие Атласа ЕГС, том 6, изд. 1990 года. Поэтому при переходе с карты на карту необходимо иметь в виду, что 1928,0 км данного Атласа соответствует 1938,0 км на листе 1 Атласа ЕГС тома 9, части II , изд. 1987 года.

Сокращения, принятые на листах Атласа

— акционерное общество «Судоходная компания «Камское речное пароходство»

— база технического обслуживания флота

— Губахинский химический завод

— организация, снабжающая город топливом

— детский оздоровительный центр

— дополнительный судовой ход

— Камское государственное бассейновое управление водных путей

— отдел рабочего снабжения

— Пермское речное училище

— Пермский электромеханический завод

— Производственно-монтажная фирма «Уралхиммонтаж-3»

— Пермский судостроительный завод

— район водных путей и судоходства

— управление рабочего снабжения

— Управление эксплуатации Камского и Воткинского водохра­нилищ

— Заостровский перевалочный район

— акционерное общество открытого типа

— акционерное общество закрытого типа

— нерудные строительные материалы

— дорожное ремонтно-строительное управление

— дорожно-строительная передвижная механизированная колонна

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. Участок реки Кама от поселка Керченский до города Чайковский представляет собой искусственный водный путь протяженностью 620 км, включающий в себя Камское и Воткинское водохранилища. Эти водохранилища образованы Камским и Воткинским гидроузлами, введенными в эксплуатацию соответственно в 1954 и 1961 годах.

Река Кама — одна из важнейших водных магистралей Европейской части России, самый крупный и многоводный приток Волги. Свое начало Кама берет в северной части Верхне-Камской возвышенности вблизи поселка Кулига Удмуртской Республики. От поселка Керчевский Кама течет в общем направлении на юг, а от города Пермь — на юго-запад. В верхнем течении Кама как бы образует большую петлю, меняя направление течения сначала на север, а затем на восток и юго-восток и впадает в Волгу слева на расстоянии 73 км ниже города Казань.

Река Кама протекает по территории Удмуртской Республики, Коми-Пермяцкого автономного округа, Кировской и Пермской областей, республик Татарстан и Башкортостан, а на отдельных участках является водной границей между некоторыми из этих регионов. Для регулярного судоходства используется участок реки протяженностью 1416 км от поселка Сейва до устья. Наиболее крупными судоходными притоками Камы являются реки Вишера, Яйва, Иньва, Косьва, Обва, Чусовая, Белая.

По характеру рельефа в бассейне реки Кама вниз по течению выделяются: Верхне-Камская возвышенность, западные предгорья Среднего Урала и Восточно-Европейская равнина.

В целом Кама принадлежит к числу равнинных рек, ее среднее падение равно 11 см/км.

Территория бассейна реки Кама находится в основном в лесной зоне, представленной на равнинной части елово-кедрово-пихтовой тайгой, березово-осиновыми лесами. Леса здесь сменяются сельскохозяйственными угодьями и редко — облесенными болотами. Почвенно-растительный покров средней полосы Камского бассейна разнообразен. На Восточно-Европейской равнине на обширной территории распространены дерново-подзолистые, суглинистые, местами песчаные и супесчаные почвы. По долинам реки Кама и ее притоков песчаные и супесчаные почвы развиты на современных аллювиальных отложениях и в пределах древних террас. На западных склонах Среднего Урала почвенный покров состоит из горно-таежных подзолистых и дерново-подзолистых, местами горно­-луговых и торфяно-болотистых почв.

Река Кама почти на всем протяжении участка имеет широкую асимметричную пойму. Правобережная пойма выражена слабо, левобережная, ширина которой от 1 до 8 км, затоплена почти на всем протяжении, за исключением зон переменного подпора ГЭС. Ширина старого меженного затопленного русла Камы постепенно увеличивается вниз по течению от 300 м в районе поселка Керчевский до 500-1000 м ниже города Пермь.

Берега водохранилищ глинистые, суглинистые и супесчаные, на отдельных участках встречаются выходы известняковых пород. Правый берег преимущественно высокий и крутой, на отдельных участках оползневый, левый — пологий и низкий. Оба берега почти на всем протяжении покрыты лесом.

Грунт дна водохранилищ на затопленной пойме глинистый, суглинистый и песчаный, в границах затопленного старого русла Камы и ее притоков — песчаный и песчано-гравелистый.

Картографируемый участок пути является одним из грузонапряженных в Единой глубоководной системе Европейской части России. Каменный уголь, нефть, строительные грузы, химические и минеральные удобрения, хлеб, лес в судах и плотах — далеко не полный перечень перевозимых здесь грузов. Выполняются также пассажирские перевозки.

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. В данном разделе приводятся общие сведения, необходимые для оценки гидрометеорологических факторов при плавании по Камскому и Воткинскому водохранилищам.

Трасса пути проходит в зоне умеренного континентального климата. Длительность теплого периода года, считая от устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 0°С весной до перехода к отрицательной температуре осенью, составляет в среднем 196 дней. По данным многолетних наблюдений средняя дата перехода температуры воздуха через 0°С весной у города Соликамск 7 апреля, у города Чайковский 5 апреля, осенью соответственно 19 и 27 октября.

Весна здесь начинается в первых числах апреля и продолжается до конца мая. В течение весны теплая погода чередуется с похолоданиями; случается, что в мае — начале июня выпадает снег.

Лето умеренно теплое, оно длится с июня до начала сентября. Самым теплым месяцем является июль, средняя температура которого в районе города Соликамск 17,5°С, в районе города Чайковский 19,1°С.

Осень умеренно сырая, холодная, начинается в сентябре и продолжается до конца октября. Для осени типична циклоническая погода с осадками, большой облачностью, туманами и сильными ветрами. В первой половине осеннего сезона часто бывает теплая погода.

Зима холодная, иногда наблюдаются оттепели. Снежный покров появляется в среднем в районе города Березники 17 октября, в районе города Оса 22 октября. Полное таяние снега происходит 23-27 апреля. Число дней со снежным покровом в среднем составляет 171.

Наиболее благоприятными для плавания месяцами являются июль и август, когда меньше всего дней с плохой видимостью и мала вероятность штормовых ветров на водохранилищах.

Самые сильные штормовые ветры, скорость которых достигает 19 м/с, наблюдаются на Воткинском водохранилище; наиболее часты они в октябре. При сильных штормовых ветрах высота волн достигает 270 см. На Камском водохранилище на участке между селениями Висим и Бор-Ленва при северном ветре, скорость которого 7 м/с, наибольшая высота волны составляет 300 см.

Усиление ветра до штормового наблюдается: при прохождении циклонов по северу Европейской части России и Западной Сибири и наличии области высокого давления над югом Европейской части России и Северным Казахстаном; при прохождении в восточном направлении северных циклонов; при образовании циклонов, перемещающихся из районов Черного или Средиземного морей.

Условия развития ветрового волнения на водохранилище определяются морфологией чаши и берегов водоема, размерами акватории и ветровым режимом. Размеры ветровых волн на водохранилище в значительной степени зависят от размеров акватории, определяющей длину разгона, и характера изменения глубины. Сильное влияние оказывают конфигурация водохранилища в плане, а также высота и изрезанность берегов. Над отмелями при малой глубине происходит опрокидывание и дробление волн. В зависимости от повторяемости ветра и его скоростей находится повторяемость и развитие волнения на водохранилище. Наряду с величиной скорости очень большую роль играет преобладающее направление ветров. Волны большой высоты формируются при сильных ветрах, совпадающих по направлению с общей ориентацией плесов. При устойчивом ветре волнение за 1 — 1,5 часа развивается до наибольших пределов, соответствующих данной скорости ветра, и также быстро затухает при прекращении ветра.

Физическая навигация на водохранилищах длится в среднем 190 суток.

ГАБАРИТЫ ПУТИ. Гарантированные габариты судового хода на Камском и Воткинском водохранилищах на навигацию 1999 года и отметки уровней по водомерным постам приведены в таблице.

Участок водного пути

Протя­жен­ность участ­ка, км

Гарантированные габариты судового хода, м

Наименование водомерного поста

Абсолютная отметка, м

уровня над нулем графика водомер­ного поста, см

Камское водохранилище

Верхний бьеф Камского гидроузла

Пристань Пожва — Пермский шлюз

Верхний бьеф Камского гидроузла

Воткинское водохранилище

Пермский шлюз — пристань Закамск (2274 — 2244 км)

Правый судовой ход
(2263,2 — 2250,2 км)

Пристань Закамск — Чайковский шлюз (2244 — 1928 км)

Верхний бьеф Воткинского гидроузла

Сведения о наименьших фактических габаритах судового хода на участках, где не установлены гарантированные габариты, приведены в следующей таблице:

Участок водного пути

Протяжен­ность участка, км

Наименьшие фактические габариты, м

Камское водохранилище

Поселок Керчевский — устье реки Вишера

Устье реки Вишера — пристань Тюлькино

Пристань Тюлькино — промпорт Соликамск

Промпорт Соликамск — порт Березники

Река Инва. Пристань Майкор — устье

Река Обва. Пристань Ильинский — устье

РекаЧусовая. 10км — устье

Воткинское водохранилище

Река Нытва. 7км — устье

Дополнительный судовой ход № 6

Примечание: указанные габариты соответствуют проектным уровням воды.

Наименьшая ширина камер шлюзов, расположенных на описываемом водном пути составляет 29,8 м.

Габариты судового хода по высоте на участке от поселка Керчевский до города Чайковский ограничивают мосты и воздушные переходы, сведения о которых приведены в таблице.

Участок водного пути

от проектного уровня

от максималь­ного уровня

от расчетно­го уровня

Камское водохранилище

Воткинское водохранилище

ШЛЮЗОВАНИЕ СУДОВ. Судоходные сооружения Пермского гидроузла состоят из одной пары шестиступенчатых шестикамерных параллельных шлюзов, а судоходные сооружения Чайковского гидроузла — из одной пары однокамерных параллельных шлюзов.

При подходе к шлюзам судоводитель должен заблаговременно установить радиосвязь на УКВ с начальником вахты шлюза. Порядок пропуска судов и составов через шлюзы регламентируется Правилами пропуска судов, составов и плотов через судоходные шлюзы Единой глубоководной системы Европейской части РФ, издания 1988 г.

В ожидании шлюзования суда отстаиваются на рейдах или в специально отведенных местах, указываемых диспетчером шлюза. Заходить в подходные каналы шлюзов и швартоваться к их причальным стенкам можно только с разрешения диспетчера (начальника вахты) шлюза. Необходимые сведения о подходных каналах и местах стоянки в ожидании шлюзования приведены на соответствующих листах карты.

Перед заходом в шлюзы судоводители обязаны проверить исправность ДАУ и рулевого устройства и доложить об этом диспетчеру (начальнику вахты) шлюза.

Во время шлюзования необходимо внимательно наблюдать за натяжением швартовов, учитывая резкие колебания и образование течений при наполнении и опорожнении камеры шлюза. Главные и вспомогательные двигатели надлежит держать в немедленной готовности к действию; на случай обрыва швартовов следует иметь наготове запасные.

Судоводители крупногабаритных судов и составов при заходе в шлюз должны учитывать направление и силу ветра, чтобы не допустить захода судна под углом к оси шлюза и навала на ворота и устои шлюза.

Сигнализация на шлюзах. Пропуск судов через шлюзы регулируется при помощи светофоров дальнего, промежуточного и ближнего действия.

Светофоры дальнего и промежуточного действия регулируют движение судов в подходных каналах шлюзов. Светофоры дальнего действия установлены на оконечностях дамб или на оконечностях причальных стенок подходных каналов. Светофоры промежуточного действия установлены в средней части причальных стенок подходных каналов.

Светофоры ближнего действия, регулирующие вход судов в камеру шлюза или выход из нее, установлены вблизи шлюзовых ворот.

Светофор имеет два сигнальных огня: зеленый — разрешающий проход и красный — запрещающий.

Кроме того, на шлюзах устанавливаются знаки «Стоп», указывающие полезную длину камеры шлюза; за эти знаки не должен выступать корпус судна в период шлюзования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УКВ РАДИОСВЯЗИ. Во время движения судна УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на канале 5 (частота 300,2 мГц), который береговым радиостанциям служит для вызова судов, а судовым — для вызова друг друга, для ответа на вызов, кратких переговоров по вопросам обгона, расхождения судов и сообщения о переходе на другую частоту.

В случае возникновения аварийной ситуации капитан (вахтенный начальник) обязан вызвать ближайшие суда и береговые радиостанции на канале 5 радиостанции «Кама» (РСД-70, «Волжанка» или другой радиостанции на частоте 300,2 мГц) и сообщить о случившемся.

Канал связи изменяется при прохождении шлюзов и на пришлюзовых участках. Номера каналов связи на этих участках даны в таблице.

Рабочие каналы УКВ радиосвязи между судами на участке

Камского ГБУВПиС от поселка Керченский до Чайковского шлюза

Участок водного пути

Номер канала связи

Камское водохранилище

Канал 3 используется также для связи с диспетчером шлюза

Воткинское водохранилище

1937,0 км — нижняя граница нефтеналивного рейда нижнего бьефа (т.9,часть II )

Канал 3 используется также для связи с диспетчером шлюза

При изменении номера канала связи, чтобы исключить возникновение аварийной ситуации из-за ошибок при использовании каналов межсудовой связи, вахтенный начальник судна обязан обеспечить прослушивание канала 5 на резервной радиостанции «Кама» (РСД, «Волжанка»). Это условие может быть не выполнено только в том случае, если на судне имеется одна радиостанция.

УСЛОВИЯ СУДОХОДСТВА. По условиям плавания водный путь от поселка Керчевский до города Чайковский согласно правилам Речного Регистра РФ подразделяется на следующие участки:

Участок водного пути

Протяженность участка, км

Камское водохранилище

От верхней границы картографируемого участка до
города Березники (2547 — 2467км)

Речные (разряд «Л»)

От города Березники до Камского гидроузла
(2467- 2274км)

Озерные (разряд «О»)

Река Чусовая от Чусовского моста до устья реки
Сылва (22- 4км)

Речные (разряд «Р»)

Воткинское водохранилище

От Камского гидроузла до селения Частые
(2274- 2036км)

Речные (разряд «Р»)

От селения Частые до Воткинского гидроузла
(2036- 1928 км)

Озерные (разряд «О»)

На Камском водохранилище наиболее сложным для плавания является участок от поселка Керчевский до промпорта Соликамск (2547-2496 км). Гарантированные габариты судового хода здесь не установлены, а наименьшие фактические габариты на перекатах Керчевский, Нижнесоломинский, Тюлькинский, Усть-Мошевской, Тетеринский и других при сработке водохранилища до проектного уровня не обеспечивают безопасное движение крупнотоннажных судов. Затруднительным для судоходства является также участок в районе Кондасского колена из-за крутого изгиба русла и мелководной затопленной поймы, близко подступающей к судовому ходу.

На Воткинском водохранилище наиболее затруднительным для плавания в связи с ограниченными глубинами и интенсивным движением судов является участок от Пермских шлюзов до пристани Закамск (2273-2244 км) — здесь расположены водозаборы, водовыпуски, имеется много грузовых и пассажирских причалов, рейдов для отстоя плотов и судов.

Сложными для плавания являются участки 2112-2107 и 2080-2070 км, на которых крутые изгибы судового хода сочетаются с опасной близостью мелководной затопленной поймы. Опасны также участки в районе Веретьевского спрямления (2050 км) и участок 2059-2012 км, где радиус закругления и глубина судового хода ограничены.

На Камском и Воткинском водохранилищах вблизи кромок судового хода встречаются подводные препятствия в виде эксплуатируемых или выведенных из эксплуатации гидротехнических сооружений (водовыпусков, полузапруд, водозаборов и т.д.) и затонувших судов.

На акваториях портов и пристаней судоходство осложняется тем, что здесь наблюдается интенсивное движение судов и в темное время суток среди большого скопления различных источников света на берегу огни навигационных знаков и сигнальные огни судов трудно различимы.

По гидрометеорологическим условиям наиболее сложными для плавания являются озерные части Камского и Воткинского водохранилищ, где высота волн при штормовых ветрах может достигать двух и более метров. На водохранилищах много затопленных устьев рек — заливов, часть из которых служит убежищами или укрытиями для отстоя судов и плотов во время сильных ветров.

На Камском и Воткинском водохранилищах, а также на реке Иньва имеются зоны затопленного леса и районы лова рыбы сетями, которые показаны на карте. Судоводителям следует учитывать, что заходить в эти зоны опасно.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. Береговые и плавучие средства навигацион-ного оборудования на всем протяжении водного пути от поселка Керчевский до города Чайковский соответствуют государственным стандартам на навигационные знаки, применяемые на внутренних водных путях России.

На Камском водохранилище на участке 2398-2357 км и реке Обва, а также на Воткинском водохранилище на участках 2262-2257 и 2042-1934 км плавучие знаки навигационного ограждения расставлены по оси основного судового хода; отдельные опасности на этих участках ограждены кромочными буями. На остальной части водного пути судовой ход огражден кромочными плавучими знаками по латеральной системе.

У буев, стоящих на местах, где ограждение должно быть особенно надежным, выставляются дополнительно несветящие сигарообразные буи, которые остаются на своих местах после снятия плавучего ограждения в связи с ледовой обстановкой.

Нумерация средств навигационного оборудования на всех участках водного пути ведется снизу вверх. На Камском водохранилище знаки навигационного оборудования пронумерованы от Камского гидроузла до поселка Керчевский, на Воткинском водохранилище — от Воткинского до Камского гидроузла. На указанных выше участках установлена раздельная нумерация створных и остальных береговых навигационных знаков, кромочных и осевых буев. На реках Иньва и Обва нумерация навигационных знаков самостоятельная и ведется от устьев рек.

На дополнительных судовых ходах нумерация береговых и плавучих средств навигационного ограждения раздельная. Номер каждого знака состоит из дроби, в числителе которой указывается порядковый номер знака, в знаменателе — номер судового хода.

Береговые и плавучие навигационные знаки, ограждающие акватории, искусственные сооружения и препятствия, принадлежащие сторонним организациям (подходы к причалам, водозаборы, водовыпуски и т.п.), нумерации не имеют. Не установлена нумерация береговых и плавучих знаков на акваториях убежищ, пристаней и подходах к ним, а также береговых знаков на боковых реках Иньва и Обва.

Основу навигационного ограждения составляют береговые знаки; плавучее ограждение, выставленное на кромках судового хода и вблизи опасностей, имеет вспомогательное значение. При плавании по водному пути следует иметь в виду, что плавучие навигационные знаки могут быть по разным причинам смещены со своих штатных мест или повреждены.

Следует иметь в виду, что навигационные знаки основного судового хода на участке от поселка Керчевский до промпорта Соликамск и на реках Иньва и Обва действуют в отдельные периоды навигации, когда эти водные пути официально открыты для судоходства. Информация о начале и прекращении действия средств навигационного оборудования на указанных участках пути дается в радиобюллетенях Верхне-Камского РВПиС.

Часть плавучих навигационных знаков вводится в действие только при снижении уровня воды до определенной отметки. Информация о таких знаках и периоде их действия дается в разделе «Предупреждения» лоцийных сведений к соответствующим листам карты.

Плавание на водных путях, не оборудованных плавучими знаками согласно схеме, нанесенной на карту, допускается в соответствии с пунктом 8.1 Правил плавания по внутренним водным путям РФ только по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Необходимо учитывать, что береговые знаки, ограждающие подводные и воздушные переходы, установлены не везде или не в полном соответствии с действующими стандартами и «Правилами плавания по внутренним судоходным путям РФ». В тех местах, где переходы знаками не ограждены или ограждены частично, на картах Атласа даны предупредительные надписи «Опускать мачты» или «Якоря не бросать».

Навигационное оборудование обслуживается бригадным методом. Бригады размещаются на судах, которые оснащены УКВ радиостанциями. При необходимости информацию о состоянии навигационного оборудования можно получить непосредственно у бригад. Связь осуществляется на УКВ, канал 5.

Сведения о бригадах, обслуживающих навигационное оборудование

Обслуживаемый участок

Название бригады

Название теплохода, обслуживающего участок

Место базирования бригад

Камское водохранилище

2422,0-2275,0 км, реки Иньва и Обва

Воткинское водохранилище

ПОРТЫ, ПРИСТАНИ, РЕЙДЫ, УБЕЖИЩА И ЗАТОНЫ. На участке от поселка Керченский до города Чайковский расположены порты Березники, Левшино, Пермь, Чайковский. Порты оборудованы причальными стенками и хорошо механизированы.

В границах участка находятся пристани: на Камском водохранилище — Тюлькино, Соликамск, Орел, Пожва, Чермоз, Добрянка, Ильинское; на Воткинском водохранилище — Закамск, Краснокамск, Усть-Качка, Новоильинск, Нытва, Оханск, Оса, Елово.

Порядок стоянки судов на рейдах портов и других предприятий определяется Правилами пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РФ и Местными правилами плавания по судоходным путям Камского бассейна. В соответствии с этими правилами суда и составы на рейдах становятся в линии (счалы), которые располагаются перпендикулярно берегу. Суда в одной линии могут счаливаться бортами. Расстояние между линиями по течению, т.е. ширина полосы чистой воды, определяется в зависимости от типа и габаритов стоящих в линиях судов и устанавливливается указанными выше правилами. Конкретные сведения о порядке стоянки судов на рейдах и у отдельных причалов даны на листах карты.

В границах Камского водохранилища суда и плоты при штормовых ветрах могут укрыться при необходимости в убежищах: Пожва (2412 км), Чермоз (2373 км), Добрянка (2328 км). В зависимости от направления и силы ветра для отстоя судов и плотов могут быть также использованы укрытия: Ошвинское (2344 км), Бутыры (2330 км), Городищенское (2281 км).

В пределах Воткинского водохранилища суда и плоты во время шторма при необходимости могут укрыться в убежищах: Ерзовка (2041 км), Бабка (1980 км); для отстоя судов и плотов при сильных ветрах определенных направлений также могут быть использованы укрытия: Головниха (2029,0-2027,5 км), Змиево (2024,0-2022,5 км), Степаново (1970,0-1968,0 км), Костоватовское (5,0-8,0 км дополнительного судового хода № 2).

В границах картографируемого участка имеется большое количество затонов и пунктов отстоя судов, наиболее крупными из которых являются: Мошевской затон АО СК КРП (2524 км, лист 2), затон Соликамского СРЗ (2511 км, лист 3), затон Усолье порта Березники (2467 км, лист 5), затон Междуречье Заозерской РЭБ (2281 км, лист 10), затон Пермского СРЗ (2250 км, лист 12), затон Чайковской РЭБ (1929 км, лист 25).

Подробные сведения о портах, пристанях, рейдах, убежищах и затонах приведены на соответствующих листах карты.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФЛОТА. В портах Березники, Левшино, Пермь и Чайковский организовано комплексное обслуживание транспортного флота, которое выполняется по предварительным заявкам, подаваемым по радио или другому виду связи за сутки до прибытия в пункт обслуживания. В заявке следует указывать виды услуг.

Ниже приводятся сведения о некоторых видах обслуживания флота.

Ремонт судов производится во всех крупных затонах, перечисленных в предыдущем разделе очерка.

Сбор фекальных и подсланевых вод и сухого мусора осуществляется в портах Березники, Левшино, Пермь и Чайковский.

Снабжение питьевой водой из берегового водопровода организовано у причалов портов Левшино, Пермь, Чайковский.

Обеспечение продовольствием осуществляется через береговой магазин Заостровского перевалочного района порта Пермь.

Снабжение топливом и смазочными материалами производится в городе Пермь на нефтебункеровочной станции, расположенной на 2246,9 км (лист 12).

Снабжение газом (пропан-бутан) осуществляет порт Пермь.

Настройку РЛС специалистами ГП «Камречсвязь» можно произвести на полигоне, оборудованном у речного вокзала города Пермь.

Определение скорости судна можно произвести на мерной линии, которая обозначена створами. Эта мерная линия расположена на Воткинском водохранилище на участке длиной 3000 м между 2204,2 и 2201,2 км.

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА. Организация диспетчерской службы регламентируется Положением по диспетчерскому управлению движением судов в Камском бассейне, действие которого распространяется на все суда, плавающие в границах бассейна, независимо от их принадлежности.

Движение и стоянка судов, выполняющих транзитные рейсы, подлежат обязательному контролю и слежению на контрольных пунктах (КП). Сведения о КП, действующих в границах картографируемого участка, приведены в таблице.

Границы КП (км по карте)

Номер канала связи

Примечание: Связь с КП устанавливается в обязательном порядке при пересечении любой из его границ в любом направлении. При транзитном безостановочном движении мимо КП связь устанавливается один раз — при входе в его границы.

Капитан (вахтенный начальник) транзитного судна при движении в границах связи с КП в обязательном порядке выходит на УКВ радиосвязь с диспетчером движения пункта и сообщает следующие данные:

наименование, принадлежность, пункт приписки судна;

местонахождение судна и расчетное время подхода к шлюзу (диспетчеру
РГСС);

пункты назначения и отправления;

наибольшие габариты судна (состава, плота) по длине, ширине, осадке и
высоте (диспетчеру РГСС);

условный объем (модуль) судна;

количество пассажиров, наименование и количество груза, его особые
свойства;

техническое состояние судна (состава, плота), в т.ч. надежность
движительного и рулевого устройств (диспетчеру РГСС);

класс судна и установленные ограничения плавания по ветро-волновому
режиму и в ледовых условиях;

наличие на борту путевой информации предстоящего перехода и прогноза
погоды.

Ближайшему диспетчеру КП (порта, РВПС, РГСС) капитан (вахтенный начальник) судна сообщает незамедлительно:

о неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановке на судне;

о транспортных происшествиях в пути следования;

о неисправностях пути и средств навигационного оборудования;

о вынужденных остановках в пути (время, причина, предполагаемое время
продолжения движения);

о выходе из пункта вынужденной остановки.

НАВИГАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Судоводители при плавании на Камском и Воткинском водохранилищах должны иметь откорректированную на дату плавания карту, в которой помещается навигационная информация постоянного или долговременного характера. Такая информация для корректуры карты дается в Извещениях судоводителям, выпускаемых в период навигации диспетчерским информационным пунктом Волжского ГБУВПиС, и в межнавигационной корректуре к тому 9, части I , Атласа, рассылаемой Камским ГБУВПиС за плату по заявкам судовладельцев.

Своевременное обеспечение судов Извещениями судоводителям и межнавигационной корректурой является обязанностью судовладельцев, которые самостоятельно определяют порядок получения и последующей передачи Извещений на суда.

Навигационная информация о путевых условиях плавания оперативного, временного и, в отдельных случаях, постоянного характера (до публикации в Извещениях судоводителям) объявляется в радиобюллетенях, ежедневно выпускаемых Верхне-Камским РВПиС.

Радиобюллетени выпускаются в границах участков:

№ 1 — река Кама с притоками выше промпорта Соликамск;

№ 2 — промпорт Соликамск — Пермский шлюз;

№ 3 — Пермский шлюз — Чайковский шлюз.

Радиобюллетени содержат сведения об отметках уровней воды по опорным гидрологическим постам, о наименьшей фактической глубине и ширине судового хода по отдельным его участкам (плесам) на 8 часов утра местного времени, об открытии и закрытии дополнительных судовых ходов или отдельных участков пути, об изменениях в составе навигационного оборудования и условиях судоходства, об ограничениях и особых требованиях к судоходству в районах производства строительных, дноуглубительных и подводно-технических работ.

Радиусы закругления оси судового хода и минимальные высотные габариты надводных переходов даются только при их несоответствии объявленным в карте.

В гидрометеорологическую информацию включаются сведения о высотах волн, которые сообщаются по участкам. Схемы расположения участков для определения высоты волн помещены на 15-й странице.

Суда, не принявшие во время сеанса связи радиобюллетень, могут получить его по запросу от ближайшей из передающих информацию береговых радиостанций.

Радиобюллетени, а также прогнозы погоды и штормовые предупреждения передаются судоводителям через береговые УКВ радиостанции государственного предприятия «Камречсвязь». Перечень таких радиостанций с указанием их позывных, номеров рабочих каналов, районов обслуживания и времени передачи публикуется в Указаниях по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям Европейской части Российской Федерации, а также приведен в расположенной ниже таблице.

Время передачи прогноза погоды и путевой информации УКВ радиостанциями ГП «Камречсвязь»

Радиостанция, ведущая передачи

Время передачи прогноза и путевой информации

Устье реки Вишера — город Березники

07.00-07.10; 11.00-11.10; 18.00-18.10

Город Соликамск — селение Пожва

Селение Усть-Иньва — селение Бор-Ленва

Селение Хохловка — поселок КамГЭС

Поселок Левшино — поселок Закамск

Поселок Заостровка — курорт Усть-Качка

Продолжение

Радиостанция, ведущая передачи

Время передачи прогноза и путевой информации

Селение Устъ-Нытва — селение Казанка

07.00-07.10; 11.00-11.10; 18.00-18.10

Селение Беляевка — речка Жулановка

Речка Жулановка — селение Елово

Селение Елово — селение Бабка

Селение Гольяны — селение Степаново

Примечание: в 07.00-07.10 передается только прогноз погоды; 18.00-18.10 передается только путевая информация.

Информация о судоходных условиях на акваториях и подходах к причалам, рейдам, карьерам, затонам и другим участкам водных путей не общего пользования, а также о габаритах акваторий, ветроволновом режиме, опасностях, имеющемся навигационном оборудовании и его действии, дополнительных мерах безопасности предоставляется судоводителям владельцами акваторий.

КАМСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Камское водохранилище образовано в 1954 году в результате перекрытия реки Кама плотиной Камского гидроузла в районе города Пермь.

Протяженность водохранилища от поселка Керченский до Камского гидроузла 274км, ширина — от 200м до 30км. Площадь водного зеркала Камского водохранилища при нормальном подпорном уровне составляет 1915км 2 , полный объем 12,2км , полезный объем 9,2 км . Объем навигационной сработки водохранилища рассчитан на сезонное регулирование стока. Максимальный напор на гидроузел составляет 21,5м.

По морфометрическим особенностям и условиям плавания Камское водохранилище подразделяется на три характерных участка.

На верхнем участке от поселка Керчевский до поселка Пожва ширина водохранилища при проектном уровне — от 200м до 3,85км. Глубины при проектном уровне в пределах затопленного русла составляют от 1,0 до 14,5м, на затопленной пойме они, как правило, не превышают 3-4 м. Условия плавания на участке преимущественно речные.

Средний участок от поселка Пожва до селения Ошва наиболее широкий. Ширина водохранилища здесь — от 1,2 до 30км. Глубины при проектном уровне в пределах затопленного русла составляют 5,4-19,5м, на затопленной пойме 1,5-10м. Судовой ход здесь ведет как по затопленному руслу реки Кама, так и по ее затопленной пойме. Условия плавания на этом участке озерные.

Нижний участок от селения Ошва до Камского гидроузла имеет ширину 1,5-4,3км. Глубины при проектном уровне в пределах затопленного русла составляют 10,6-23м, на затопленной пойме — от 1,7 до 16м. Условия плавания на участке озерные.

В подпоре от Камского гидроузла находятся притоки Камы: реки Яйва, Кондас, Косьва, Иньва, Обва, Чусовая, а также приток реки Чусовая — река Сылва.

Ветры. Преобладающими ветрами на Камском водохранилище в навигационный период являются ветры северного, южного, юго-западного и северо-западного направлений. Эти направления являются наиболее опасными для судоходства при скорости ветра более 9 м/с из-за возможности возникновения при этом максимального разбега ветровой волны.

Средняя месячная скорость ветра в период открытого русла составляет от 2,5 до 5,0 м/с (слабый ветер).

В течение навигации возможны ветры, скорости которых достигают 18-20 м/с. Штормовые ветры, скорость которых выше 20 м/с, на водохранилище не наблюдались, но раз в 20 лет возможен ветер, скорость которого увеличивается до 28 м/с. В среднем за навигацию продолжительность штормовых ветров не превышает 6 часов более чем в 50% случаев, продолжительность от 7 до 12 часов — около 30%, от 13 до 18 часов — до 15%. Штормовые ветры, продолжительность которых более 18 часов, бывают в единичных случаях. Обычно штормовые ветры наблюдаются во второй половине дня, меньше всего — в вечерние и ночные часы.

Волнение. Большая протяженность водохранилища, изрезанность береговой толосы, наличие больших заливов, чередование расширенных плесов и узких проливов, значительные изменения глубин и некоторые различия в режиме ветра создают неодинаковые условия для развития ветрового волнения на разных участках водоема.

Наиболее сильное и часто повторяющееся ветровое волнение характерно для расширен-ного озеровидного участка, чему благоприятствуют большие длины разгона волн (до 30-40 км) при господствующих направлениях ветра и значительные на большей части участка глубины. Максимальная высота волны на данном участке, зафиксированная вблизи селения Висим, составила 300 см. В глубоководном приплотинном районе (селение Усть-Гаревая — Камская ГЭС) ветровое волнение выражено слабее из-за малой ширины и извилистости акватории, экранирующего влияния высоких залесенных берегов, подступающих к урезу воды. Максимальная высота волны на данной акватории достигала в районе города Добрянка 200 см.

На участке водохранилища севернее города Березники процессам развития ветрового волнения препятствуют как малые глубины, так и незначительные длины разгона волн.

В течение навигационного периода повторяемость высокого волнения во всех эайонах водохранилища выше в весенние (май, начало июня) и осенние (сентябрь, октябрь) месяцы, что соответствует внутригодовому ходу скорости ветра. Графики зависимости высоты волн от направления и силы ветра на транзитном судовом ходе Камского водохранилища при нормальном подпорном уровне помещены на 16-й странице.

Туманы на Камском водохранилище возможны в любое время навигации, среднее число дней с туманами за этот период составляет в районе города Березники 8,9. Наиболее вероятны туманы ночью и утром. Максимальное число дней с туманами приходится на август, сентябрь и октябрь.

Число дней с неблагоприятной для плавания погодой (ветер, волнение, туман) здесь составляет: для буксиров с плотами — 18%, для судов класса «Р» — 11% и для судов класса «О» — 4% общей продолжительности навигационного периода.

Осадки. Среднегодовое количество осадков на Камском водохранилище составляет: в городе Соликамск — 605 мм, в городе Чермоз — 535 мм, в городе Добрянка — 613 мм. В теплый период года с апреля по октябрь выпадает 397 мм осадков (город Добрянка). Максимум осадков отмечается в июле, минимум в феврале. Средняя продолжительность осадков за навигационный период, по сведениям метеостанции Чердынь, составляет 766 часов при 2322 часах за год.

Средние многолетние суточные максимумы осадков достигают 35мм. Наибольшая суточная сумма осадков наблюдалась в мае 1966 года и составила 114 мм (город Добрянка).

Ливни — частое явление на территории Камского водохранилища. В большинстве случаев слой осадков за ливень менее 10 мм, ливней со слоем осадков больше 10 мм в среднем за теплый период не более 3-5. Ливни со слоем осадков менее 10 мм бывают обычно кратковременными. Ливни со слоем осадков более 10 мм продолжаются 3-9 часов и более. Интенсивность дождя может достигать 5-7 мм/мин и более, но повторяемость таких ливней не превышает 3%.

Колебания уровня. Камское водохранилище относится к водохранилищам с сезонным регулированием стока. Полезная емкость водохранилища составляет 9,2км, а среднемного-летний приток весеннего половодья — 29,2 кв.км.

Объем Камского водохранилища составляет лишь пятую часть от стока реки Кама у створа плотины, что гарантирует наполнение водохранилища в любой по водности год. Весеннее наполнение Камского водохранилища, по средним многолетним данным, начинается 18 апреля, доля снегозапасов в весеннее половодье составляет около 82%, дождевых вод — 4%, подземных вод — 14%. В этот период уровень воды возрастает в среднем на 0,15-0,17 м/сутки, продолжительность весеннего наполнения в разные годы изменяется от 30 до 70 дней.

Наполнение водохранилища до нормального подпорного уровня (НПУ) заканчивается в конце мая — начале июня, накопленный объем воды срабатывается полностью или частично в том же году. В начале половодья обеспечивается наполнение Камского водохранилища до отметки 104,0 м, затем Воткинского водохранилища до отметки 86,0 м. После этого наполнение водохранилищ до нормального подпорного уровня продолжается параллельно с некоторым опережением наполнения Воткинского водохранилища. Суточная интенсивность подъема уровня в диапазоне отметок 104,0-108,0 м не должна превышать 0,4-0,5 м/сут, далее она уменьшается до 0,20-0,25 м/сут.

Уровень максимальной навигационной сработки составляет 2,5 м ниже НПУ. Величина сработки в меженный период зависит от ряда причин: от величины навигационной приточности, от потребностей энергетиков (изменение нагрузки и аварии в энергосистеме) и т.д. Дождевые паводки на водосборной площади Камского водохранилища являются обычным явлением. В среднем за летне-осенний период на данной территории наблюдается 1-3 паводка, в отдельные дождливые годы паводки почти непрерывно следуют один за другим, межпаводочные периоды сокращаются до 2-5 дней. При наличии дождевых паводков Камское водохранилище в течение навигации срабатывается медленно и отметки водохранилища колеблются между 108,0 и 108,5 м. В годы с сухими летом и осенью навигационная сработка Камского водохранилища ниже отметки 107,0 м допускается только для обеспечения гарантированного навигационного пропуска в нижний бьеф Воткинского гидроузла и в случае аварии в энергосистеме лишь после сработки Воткинского водохранилища до отметки 87,0 м.

Нормальная зимняя сработка водохранилища в период с декабря по апрель составляет 7,5 м ниже НПУ. В исключительных случаях допускается сработка до 8,5 м при согласовании с органами водного хозяйства. Об этом предварительно предупреждаются все заинтересованные организации.

При сработке Камского водохранилища до абсолютной отметки 100,0 м участок выше поселка Орел выходит из зоны подпора. В створе водпоста города Березники период естественного режима уровня составляет от 1 до 1,5 месяца, а в районе пристани Тюлькино от 2 до 2,5 месяцев. Участок от плотины ГЭС до поселка Пожва (139 км от плотины) имеет малые уклоны в течение всего годового цикла хода уровня. На участке выклинивания подпора выше пристани Орел в период весеннего половодья резко возрастают уклоны свободной поверхности воды.

При сильных устойчивых ветрах, совпадающих по направлению с ориентацией водоема, на озеровидном участке Камского водохранилища наблюдаются ветровые перекосы водной поверхности. Повторяемость значительных сгонно-нагонных явлений невелика и в большинстве случаев ветровые перекосы водной поверхности не превышают 10 см. Во всех случаях ветер, вызвавший денивиляции, был северных или южных направлений, скорость его составляла не менее 12-14 м/с.

Сведения об уровнях воды на Камском водохранилище

Уровень воды

Дата наступления уровня

Отметка уровня воды относительно нуля графика водомерного поста, см

Источник

Читайте также:  Река ваймуга какая рыба водится
Поделиться с друзьями
Байкал24