- Разное — Происшествия
- Хронология аварий и крушений российских рыболовецких судов
- В акватории Баренцева моря 28 декабря 2020 года опрокинулось и затонуло рыболовецкое судно «Онега»
- Вода, кругом вода: крупнейшие наводнения в России
- 1824 год
- 1908 год
- 1972 год
- 1987 год
- 1990 год
- 1991 год
- 1993 год
- 2001 год
- 2002 год
- 2004 год
- 2012 год
- 2013 год
- Багровые реки. Крупнейшие экологические катастрофы России и их последствия
- Усинская катастрофа, 1994 год
- Брянский разлив, 2006 год
- Керченский пролив, 2007 год
- Прорыв дамб «Алросы» в Якутии, 2018 год
- Как этого избежать?
Разное — Происшествия
3515 · Тип 1787 (всех модификаций), проект 1787У, Пермь
ОТА-865 · Тип ОТА-800, проект 758А, Пермь
Река Ока
Нижегородская область, Нижний Новгород
2 км
Буксир ОТА-865 с баржей 3515 сел на мель чуть выше Метромоста.
Сейчас он пытается самостоятельно сойти с мели.
Азовское море
Донецкая область, Мариуполь
Фото с телеграм канала «Заметки с передовой» от 31 мая 2022г.
Ангара-55 · Тип БТ, БМ, Ангара, проект Р-96А, Красноярск
Капитан Колыгаев · Тип Озёрный (ЧССР), проект 3801-С, Подтёсово
(вне водоёма)
Красноярский край, Енисейский район, Подтёсово
Татарский пролив
Сахалинская область, Холмск
Порт Холмск, Северная гавань
Эгейское море, бухта Немрут
Турция, Алиага
18 сентября 2021 года в Эгейском море произошло столкновение греческго балкера «Levantes» и датского балкера «Clipper Como». Получивший значительные повреждения балкер «Clipper Como» отбуксирован в турецкий порт Алиага.
26 сентября 2021 г.
Автор: A K
Эгейское море, бухта Немрут
Турция, Алиага
Повреждения корпуса, полученные судном в результате столкновения.
18 сентября 2021 года в Эгейском море произошло столкновение греческго балкера «Levantes» и датского балкера «Clipper Como». Получивший значительные повреждения балкер «Clipper Como» отбуксирован в турецкий порт Алиага.
26 сентября 2021 г.
Автор: A K
Капитан Воронин · Проект 502ЭМ, тип Василий Яковенко, Мурманск
Карат · Тип Плотовод, проект Р-33Б, Архангельск
Карское море, пролив Югорский шар
Фото предоставил Юрий Панченков
Карское море, пролив Югорский шар
Фото предоставил Юрий Панченков
Карское море, пролив Югорский шар
Фото предоставил Юрий Панченков
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Перекат Кривощёковский (706,5-708,5 км)
Толкачу «Фрегат-2», капитально застрявшему на каменистой мели за красной кромкой судового хода, оказывает помощь толкач «Прилив».
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Перекат Кривощёковский (706,5-708,5 км)
Толкачу «Фрегат-2», капитально застрявшему на каменистой мели за красной кромкой судового хода, оказывает помощь толкач «Прилив».
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Перекат Кривощёковский (706,5-708,5 км)
Толкачу «Фрегат-2», капитально застрявшему на каменистой мели за красной кромкой судового хода, оказывает помощь толкач «Прилив». Рядом суетится «Путейский-160».
Река Обь
Новосибирская область, Новосибирск
Перекат Кривощёковский (706,5-708,5 км)
Толкачу «Фрегат-2», капитально застрявшему на каменистой мели за красной кромкой судового хода, оказывает помощь толкач «Прилив».
Баренцево море
Норвегия, Киркенес
Верфь Kimek AS
Источник
Хронология аварий и крушений российских рыболовецких судов
В акватории Баренцева моря 28 декабря 2020 года опрокинулось и затонуло рыболовецкое судно «Онега»
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 декабря 2020 года в акватории Баренцева моря опрокинулось и затонуло рыболовецкое судно «Онега». В результате происшествия в воде оказались 19 человек, спасены только двое. Спасательная операция осложнена плохими погодными условиями.
ТАСС подготовил хронологию крушений и крупных аварий рыболовецких судов, приписанных к российским портам или имевших граждан РФ в составе экипажа, за последние 10 лет. С начала 2010 года сообщалось по меньшей мере о шести таких ЧП, в результате которых гибли люди (без учета кораблекрушения 28 декабря 2020 года).
17 августа 2010 года у берегов Охотского моря в 2,2 км от устья реки Кехта опрокинулось и затонуло маломерное судно — рыболовный плашкоут колхоза «Октябрь». На его борту находились восемь человек, спастись удалось одному.
11 февраля 2011 года в восточной части Охотского моря пропал траулер «Аметист» Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Сигналов бедствия судно не подавало, сигналы находящегося на его борту аварийного радиобуя также не фиксировались. В начале мая 2012 года глубоководный аппарат «Пантера-Плюс» с научно-исследовательского судна «ТИНРО» обнаружил в заливе Шелихова лежащий на дне «Аметист». Все 23 члена экипажа траулера признаны погибшими.
26 января 2013 года в Японском море близ побережья Тернейского района Приморского края затонуло судно «Шанс-101», занимавшееся краболовным промыслом. На борту находились 30 человек — 19 граждан РФ и 11 граждан Индонезии. Погибли 16 человек — семь индонезийцев и девять россиян. Капитан судна Владимир Павлов спасся на одном из плотов, но позднее умер.
1 апреля 2015 года большой морозильный траулер «Дальний Восток», приписанный к порту Невельск (Сахалинская область), затонул в Охотском море у берегов Камчатки. На борту находились 132 человека, в том числе 78 россиян и граждане других стран — Мьянмы, Украины, Литвы и Вануату. На месте крушения были спасены 63 человека, погибли 69 моряков. 24 августа 2015 года СК РФ завершил следственные действия по уголовному делу о кораблекрушении. Пятеро фигурантов были привлечены к уголовной ответственности, а гендиректор владевшего судном ООО «Магеллан» Егор Гащенко был объявлен в международный розыск. По данным следствия, непосредственной причиной крушения «Дальнего Востока» стал крена судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом (приблизительно 130 тонн), развитию ЧП также способствовал ряд второстепенных факторов.
7 ноября 2016 года на большом рыболовном морозильном траулере «Новоульяновск» (проект 464 тип «Прометей», порт приписки Владивосток, судовладелец ОАО ХК «Дальморепродукт») в Охотском море произошел взрыв картера главного двигателя, вызвавший пожар. В результате погиб моторист, еще два человека пострадали (механик получил открытый перелом ступни ноги, другой моторист — сильные ожоги тела). Всего на борту находились 84 человека. Пожар удалось ликвидировать, однако судно лишилось хода и легло в дрейф в центре Охотского моря. Впоследствии траулер отбуксировали в Магадан.
25 января 2018 года в Японском море, в 50-70 морских милях (90-130 км) от порта Посьет (Приморский край), перестало выходить на связь рыболовецкое судно «Восток». МЧС России сообщило о срабатывании аварийного радиобуя судна. На борту находились 20 человек. К поискам пропавшего «Востока» было привлечено специализированное аварийно-спасательное судно «Спасатель Заборщиков» Морской спасательной службы Росморречфлота. В первые два дня в районе поисков бушевал шторм, который сильно мешал работе спасателей. К концу дня 27 января удалось обнаружить два плота с пропавшего судна, однако людей на них не было. 8 февраля 2018 года было объявлено о полном прекращении поисков судна. 20 членов экипажа признаны погибшими.
Источник
Вода, кругом вода: крупнейшие наводнения в России
23 сентября 1924 года в Ленинграде произошло одно из крупнейших за историю города наводнений. Тогда вода в реке поднялась почти на 4 метра.
1824 год
Еще до основания Санкт-Петербурга в 1691 году в дельте Невы произошло крупнейшее наводнение. Тогда эта территория находилась под управлением Шведского королевства. По некоторым данным, в тот год уровень воды в Неве достиг 762 см. С 1703 года, когда был основан город, зафиксировано более 300 наводнений (подъем воды более 160 см), из них 210 — с подъёмом более 210 см. Крупнейшее произошло в ноябре 1824 года. Тогда уровень воды в Неве и её каналах поднялся более чем на 4 метра выше обычного уровня (ординара). По разным данным, погибли от 200 до 600 человек. Материальный ущерб составил порядка 15−20 млн рублей.
Петербургское наводнение 1824 года, Ф. Я. Алексеев. Источник: wikipedia.org
1908 год
Одно из крупнейших наводнений в Москве произошло в апреле 1908 года. Вода в Москве-реке поднялась на 8,9 м. Стихия одолевала город до середины XX века, когда были построены Истринское, Можайское, Рузское и Озернинское водохранилища, на которых осуществлялась регулировка стока рек. После их появления крупные наводнения на Москве-реке прекратились.
1972 год
Летом 1971 года из-за интенсивных дождей в Бурятии возникло катастрофическое наводнение на реке Селенга. Уровень воды достигал почти 8 м над ординаром. Затоплению подверглись 6 районов с 57 населенными пунктами и населением 56 тыс. человек. Было разрушено более 3 тыс. домов, затоплено посевов на площади 73,8 тыс. га. Нанесенный ущерб составил 47 млн долларов.
1987 год
В 1987 году Читинской области пришлось пережить два наводнения — в конце июня и в июле. Паводки на реках Читинской области, возникшие из-за сильных дождей, были необычайными как по характеру подъема и интенсивности, так и по продолжительности и одновременному охвату почти всех районов области. В целом затоплению подверглись 16 районов, в том числе станция Чернышевск, поселок Букачача и 50 сел. Наводнением было повреждено 1,5 тыс. домов, 59 мостов, 149 км дорог. Ущерб от наводнений составил 105 млн рублей.
1990 год
В июле 1990 года в Приморский край пришел тайфун «Робин». За несколько дней выпало более двухмесячной нормы осадков. На реках края, внезапно переполнившихся дождевой водой, возникло катастрофическое наводнение. От него серьезно пострадали Владивосток, Большой Камень и очень сильно Хасанский и Надеждинский районы. В зоне бедствия оказалось свыше 800 тыс. человек. Наводнением было разрушено 730 домов, 11 школ, 5 детских садов и яслей, 56 магазинов. На дорогах было затоплено и частично разрушено 26 мостов. Ущерб составил 280 млн рублей.
1991 год
Катастрофический дождевой паводок произошел 1 августа на Западном Кавказе, когда высота паводковой волны достигла 5−9 м. Из-за ливневых дождей и смерча возникли сели в Сочи, Туапсинском и Лазаревском районах. В Сочи было затоплено 254 дома, разрушены 3 поликлиники, подтоплены десятки предприятий и автомобильный мост. На нефтезаводе в Туапсе произошел разлив более 6 тыс. тонн нефтепродуктов. От разгула стихии погибли 30 человек. Только городу Туапсе был нанесен ущерб на сумму 144 млн долларов, а всему Краснодарскому краю — около 300 млн долларов.
1993 год
В июне 1993 года произошел прорыв глухой земляной плотины Киселевского водохранилища вблизи города Серова Свердловской области. От наводнения пострадало 6,5 тыс. человек, 15 человек погибли. Общий материальный ущерб составил 63 млрд рублей.
2001 год
Крупнейший паводок в истории Якутии произошел в мае 2001 года. В народе его окрестили «ленский потоп». Наводнение случилось из-за небывалых по величине ледовых заторов на Лене. Уровень воды в реке превысил максимум половодья и достиг отметки в 20 метров. Уже в первые дни было затоплено 98% территории города Ленска. Было разрушено более 3 тыс. домов, пострадали 30,8 тысячи человек. Общий объем ущерба составил 7 млрд рублей.
2002 год
Летом 2002 года на юге России из-за сильных ливневых дождей произошло крупное наводнение, которое охватило 9 субъектов. Сильнее других пострадал Ставропольский край. В зоне затопления оказались 377 населенных пунктов. Стихия разрушила более 13 тысяч домов, более 40 тысяч зданий было повреждено. Более 100 человек погибло. Общий объем ущерба оценивается в 16−18 млрд рублей.
2004 год
В апреле 2004 года в Кемеровской области произошел паводок из-за поднятия уровня местных рек Кондома, Томь и их притоков. Разрушению подверглись более шести тысяч домов, 10 тысяч человек пострадали, девять погибли. В городе Таштагол, находящемся в зоне паводка, и ближайших к нему поселках паводковыми водами были разрушены 37 пешеходных мостов, пострадало 80 километров областных и 20 километров муниципальных дорог. Стихия нарушила также телефонную связь. Ущерб, по оценкам экспертов, составил 700−750 миллионов рублей.
2012 год
6−7 июля 2012 года сильнейшие ливни в Краснодарском крае привели к самому разрушительному наводнению за всю историю региона. Основной удар стихии пришелся на Крымский район и непосредственно на Крымск — город с населением в 57 тыс. человек. В результате наводнения в Крымске, по данным МЧС, погиб 171 человек. Пострадавшими от стихии признаны 53 тыс. человек, из них 29 тыс. утратили имущество. Разрушенными оказались свыше 7 тыс. частных домовладений и 185 многоквартирных домов. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, а зарубежные СМИ охарактеризовали его как flash flood — внезапное. Общий ущерб от наводнения оценивается примерно в 20 млрд рублей.
2013 год
В конце лета 2013 года на Дальний Восток обрушился мощный паводок, который привел к самому масштабному наводнению в регионе за последние 115 лет. Оно охватило пять субъектов Дальневосточного федерального округа, общая площадь затопленных территорий составила более 8 млн кв. км.
Всего было подтоплено 37 муниципальных районов, 235 населенных пунктов и более 13 тыс. жилых домов. Пострадало свыше 100 тыс. человек. Наиболее пострадали Амурская область, первой принявшая удар стихии, Еврейская автономная область и Хабаровский край.
Источник
Багровые реки. Крупнейшие экологические катастрофы России и их последствия
29 мая в Норильске произошла экологическая катастрофа: из топливного резервуара НТЭК вылилось более 20 000 тонн топлива, которое через местные реки направляется к Карскому морю, уничтожая по пути флору и фауну. Президент Владимир Путин объявил в Красноярском крае режим ЧС федерального характера, а Greenpeace оценивает ущерб от разлива уже в 10 млрд рублей.
По мнению экологов, норильская авария стала крупнейшим разливом нефтепродуктов в Арктике. Но и до неё в России случалось множество техногенных катастроф, за каждой из которых так или иначе стоял человеческий фактор. Подробнее о самых крупных — в обзоре «Секрета фирмы».
Усинская катастрофа, 1994 год
Крупнейший в истории нефтеразлив на суше произошёл в Коми почти 26 лет назад. За две недели нефтепровод компании «Коминефть» в Усинском районе прорвало в нескольких местах, и сырьё вылилось на поверхность, отравив почву и водоёмы.
По разным оценкам, в почву попало от 14 000 до 200 000 тонн сырой нефти.
«Видим: чёрные разводы по реке идут. Мы понимаем, что это нефть. Всё больше и больше. Пока мы дотащились, час, наверное, прошёл. Подходим, а по реке уже сплошняком всё это пошло. Потом, на следующий день, начался сильный южный ветер, деревня стоит на излучине, и весь этот мусор прибило как раз напротив нашей деревни. Наверное, если брать по высоте или толщине, сантиметров 20–30 было нефти и метров, наверное, на 30 от берега вся вода была замазучена», — рассказывал местный житель Иван Мольков.
Несмотря на очевидный масштаб катастрофы, «Коминефть» месяц замалчивала случившееся. На первых порах нефть пытались убирать лопатами и насосами. Чтобы вещество не текло по реке, построили дамбы и плотины. Но их прорвало. При этом по лопнувшему нефтепроводу продолжали качать сырьё: если бы его остановили, то скважины пришлось бы бурить заново.
Когда Комитет спасения Печоры вывел проблему на федеральный уровень, «Коминефть» под гарантии российского правительства получила кредиты во Всемирном банке (ВБРР) и Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Корпорации выделили $124 млн, а к ликвидации происшествия присоединилась иностранная компания Hartec. После этого уборка нефти стала более организованной и основательной, говорил Мольков.
Однако к концу 1990-х годов зарубежные компании ушли из Коми. Обанкротившаяся «Коминефть» в итоге досталась «Лукойлу», который убирал участки до 2010 года. Таким образом, на полную ликвидацию Усинской катастрофы потребовалось 16 лет.
ЧП буквально уничтожило жизнь в районе. Жители стали чаще страдать болезнями органов пищеварения, дыхания, инфекционными заболеваниями. Коровы и другой скот начали болеть и умирать, в телах животных находили нефть. Погибшая рыба лишила жителей Коми возможности и зарабатывать, и привычно питаться, а из почвы отравляющие вещества попадали в картофель и другие сельхозкультуры.
Ущерб от загрязнения только водных объектов в ценах 1995 года составил более 311 млрд рублей.
В 2000 году Greenpeace по итогам экспедиции объявил, что в результате разлива мазутом загрязнено 7 кв. км почвы. На поверхности находилось 220 000 тонн нефти, из них 90 000 тонн было сосредоточено в котлованах. Ущерб, нанесённый окружающей среде многолетними разливами, оценивался экологами в 26 млрд рублей.
Брянский разлив, 2006 год
В июле 2006 года в Суражском районе Брянской области прорвало магистральный нефтепровод «Дружба» — тот самый, через который в 2019 году в Белоруссию попала загрязнённая российская нефть. Разлив нефти тогда также сопровождался тайнами и расхождением информации.
Информация о порыве появилась только на третий день. Минприроды сообщило, что нефть вылилась на 10 кв. км почвы. Но местный главк МЧС утверждал, что загрязнено всего 340 кв. м земель. Приехавший на место Олег Митволь, на тот момент замглавы Росприроднадзора, оценил площадь загрязнения в 1000 квадратных метров. Он признал, что угрозы экологической катастрофы нет.
Впрочем, несмотря на сравнительно малые масштабы и быструю ликвидацию, брянский инцидент оказал на нефтепром серьёзное влияние. После него заменили 500 км «Дружбы», а российские власти разработали методику расчёта ущерба, рассказал Митволь «Секрету фирмы».
«После этого государство выделило деньги на разработку оценки, и с этого момента она была формализована. Теперь есть критерии, по которым можно оценить, какой ущерб был нанесён водным объектам и почве», — напомнил экс-чиновник.
Если применять эту методику, то размер ущерба от аварии в Норильске должен составить 107 млрд рублей, добавил Митволь. При этом не учитываются вред почве и вариант, что нефть дойдёт до Карского моря.
Керченский пролив, 2007 год
В ноябре 2007 года в Керченском проливе во время шторма потерпел бедствие танкер «Волгонефть». На его борту было 4800 тонн мазута. Следом из-за непогоды также затонули сухогрузы «Вольногорск», «Ковель» и «Нахичевань», гружённые серой. Погибли шестеро моряков, ещё 11 пропали без вести, а в море попали 9000 тонн нефтепродуктов и 7000 тонн серы.
Ущерб оценили в 30 млрд рублей. Катастрофа унесла жизни 35 000 птиц.
Акватория Таманского залива и береговой полосы в России и Украине была загрязнена на протяжении 250 км. «Вода от мазута была чёрная как смоль. Весь берег был усыпан дохлой птицей. Жуткое зрелище», — рассказывал местный житель Александр.
Одним из виновников ЧП был назван капитан порта Кавказ Андрей Иовлев, который якобы не дал судам уйти в безопасное место при штормовом предупреждении. Впрочем, его заместитель Андрей Жуков говорил, что владельцы судов сами проигнорировали предупреждение, чтобы избежать расходов. Иовлева в итоге оправдали.
Прокуратура провела свою проверку и указала, что «Волгонефть» выпустили в рейс с трещиной корпуса, а на «Нахичевани» не было спасательных жилетов и шлюпок.
После катастрофы в России начали модернизировать систему оповещения о шторме и внимательнее относиться к состоянию судов.
Прорыв дамб «Алросы» в Якутии, 2018 год
В августе 2018 года в Мирнинском районе Якутии прорвало дамбу алмазодобывающей компании «Алроса» на Иреляжном водохранилище. Причиной стали ливни, которые размыли плотину. В результате грязная вода с железом, медью, марганцем и фенолом попала в реки Вилюй, Ирелях и Малая Ботуобуя.
Ликвидировать последствия ЧП вызвалась сама «Алроса». В компании заверили, что химикаты, реагенты и другие опасные для людей вещества в реки не попали. Однако у экологов было своё мнение — через две недели после инцидента они зафиксировали повторный сброс грязной воды в Ирелях.
«Содержание загрязняющих веществ в воде с места прорыва дамбы не соответствует нормативам, превышая нормативы допустимых концентраций взвешенных веществ в 728,6 раза, железа — в 38,7, меди — в 27,6. При этом фоновые концентрации превышены по содержанию взвешенных веществ в 865,3 раза, железа — в 12,3, меди — в 2,9, цинка — в 5,5», — сообщало местное Минэкологии, уточнив, что протяжённость загрязнения реки Вилюй достигла 200 км.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о загрязнении источников воды с нанесением вреда экологии.
Якутия оценила ущерб от прорыва дамб в 27 млрд рублей.
За произошедшее алмазодобывающего гиганта оштрафовали всего на 600 000 рублей, а в 2019 году — ещё на 50 000 рублей за загрязнение рек Якутии.
После ЧП «Алроса» приняла решение улучшить конструкцию дамб.
Как этого избежать?
Эксперты сходятся во мнении: масштабного нефтеразлива в Коми в 90-х не случилось бы, если «Коминефть» вовремя поменяла ветхие участки нефтепровода. Магистраль ввели в эксплуатацию в 1975 году и за 19 лет до ЧП её ни разу не отремонтировали. В конце 1980-х эксперты констатировали, что нефтепровод может развалиться уже в 1990 году. В тот год, по данным Социально-экологического союза, на объектах «Коминефти» случилось 515 аварий, в 1991-м — уже около 700, в 1992-м — 800, в 1993-м — 900.
«В погоне за получением прибыли от развития нефтяной отрасли» компании не должны забывать о безопасности своих объектов. Многие десятилетия приходится расплачиваться и природе, и людям за халатное отношение к обращению с нефтью и нефтепродуктами», — написал начальник лаборатории Всероссийского научно-исследовательского института ГОЧС (ФЦ) Алексей Распутин ещё в 2007 году.
Большинство разливов нефти в России происходило из-за ветхих трубопроводов, подтверждает эксперт Greenpeace Веда Кошовская. По её словам, в 2018 году произошло 8126 разливов нефти, 90% из которых — из-за коррозии магистралей. Если бы компании заблаговременно меняли ветхие нефтепроводы, экологических проблем можно было бы избежать. С Кошовской согласны и в Генпрокуратуре.
«В корне проблемы — желание собственников предприятий получить максимальную прибыль от оборудования, технических сооружений без вложения дополнительных средств на их модернизацию. Эксплуатация оборудования за пределами срока их службы является одной из наиболее распространенных причин аварий и инцидентов», — говорится в докладе представителя Генпрокуратуры Анатолия Паламарчука.
В ситуации с Норильском власти поздно отреагировали на чрезвычайную ситуацию, заявил «Секрету фирмы» советник по энергетике главы компании «Беллона» Семён Калмыков.
«Пять дней понадобилось на то, что бы отреагировать и начать действовать. Пять дней, в ходе которых могли быть приняты меры к нейтрализации утечки. Пять дней на то, чтобы не допустить столь широкомасштабного разлива. Но что есть — то есть. Теперь остаётся лишь надеяться на оперативность устранения последствий того ущерба, который был нанесён», — сказал эксперт.
«Норильский никель», которому принадлежит НТЭК, устранит последствия ЧС за свой счёт, сказал владелец компании Владимир Потанин президенту Владимиру Путину. «Если бы вы вовремя поменяли резервуар, размер ущерба был бы гораздо меньше», — отметил глава государства.
Источник