Аварии на реке шексне

50 лет назад в Череповце похоронили экипаж сухогруза, сгоревший заживо

Как вспоминают старожилы, 22 июля 1972 года выдалось в Череповецком районе очень жарким. К тому же горели торфяные леса, так что дышать было практически нечем. Видимость была максимум два метра. Тем не менее жизнь продолжалась. Люди шли на работу, гуляли, занимались своими обычными делами. Никто и предположить не мог, что в этот день случится одна из самых страшных трагедий за всю историю Вологодской области. Что же привело к катастрофе и какие выводы сделало следствие?

«Охвачено огнем и дымом». Вечером на 685-м километре Волго-Балтийского канала по реке Шексне около поселка Горицы во встречном направлении шли два судна. Нефтеналивной танкер «Волгонефть-66» перевозил 3 800 тонн сырой нефти из Сызрани (Самарская область) в Финляндию. Из Кандалакши в Череповец с грузом руды весом 2 700 тонн шел сухогруз «Профессор Керичев». При встрече судов вахтенные начальники согласовали по УКВ-радиостанции порядок расхождения левыми бортами и обменялись сигналами-отмашками. Оба судна двигались по согласованной стороне судового хода. Затруднений для безопасного расхождения не было. При сближении «Профессор Керичев» неожиданно изменил свой курс в сторону танкера. Вахтенный начальник сообщил по УКВ-радиостанции танкеру, что теплоход потерял управляемость, и просил его немедленно работать своими двигателями на задний ход. Его коллега с танкера это сделал, изменил курс движения судна, и оно стало уклоняться вправо.

Несмотря на принятые меры, оба судна продолжали двигаться навстречу, и сухогруз ударил форштевнем в левый борт танкера. Была пробита обшивка корпуса в районе третьего и девятого грузовых танков. От искр воспламенилась паровоздушная смесь нефти, поступавшая из образовавшейся в результате столкновения пробоины размером 6×4,5 метра. Затем, когда форштевень теплохода «Профессор Керичев» вышел из пробоины в танкере, произошёл выброс горящей нефти и возгорание носовой части сухогруза и левого борта танкера. Говорят, что зарево было видно из Череповца. Ветром горящую нефть относило в сторону сухогруза, и она растекалась вокруг его корпуса.

Опасаясь взрыва, экипаж танкера эвакуировался с судна. Люди с сухогруза спастись не смогли, так как, по воспоминаниям очевидцев, он был окружен стеной огня и чёрного дыма. Все 16 членов экипажа сгорели заживо. Один из них был то ли юнга, то ли родственник одного из членов экипажа. Один из речников потом рассказывал, что один или два человека сошли на берег до трагедии на какой-то ближайшей станции и благодаря этому остались живы. По слухам, это были жена капитана и его сыновья.

Говорят, что, понимая тяжесть своего положения, вся команда села кругом, а кока, его сына и женщину поместили в середину. Хотели таким образом спасти, но не получилось. По другим данным, двое членов экипажа выпрыгнули в воду и погибли, а остальные перед смертью встали в круг и обнялись за плечи. 11-летней жительнице города довелось побывать на сухогрузе сразу после трагедии: «Мы с отцом (он речник) на лодке к судну подошли и зашли на него, запах был ужасный». Как рассказывает череповчанин Александр Михайлов, сухогруз пострадал очень сильно: «Я видел его на том месте, где он стоял после трагедии, выглядел как головешка, иллюминаторы расплавились и свесились за борт».

Что привело к трагедии? Как пишет краевед Михаил Лобовкин, на Череповецком судоремонтно-судостроительном заводе грузовой теплоход «Профессор Керичев» был проверен на предмет технической неисправности рулевого механизма судна:

— Первоначально государственная комиссия выдвигала возможность некачественного технического обслуживания теплохода судоремонтно-судостроительным заводом. Впоследствии была установлена конкретная причина аварийного столкновения двух судов. Это сложный подводный фарватер в районе Гориц, между двумя находящимися там островами, и несогласованные действия экипажей при расхождении судов.

Впрочем, по некоторым данным, к катастрофе могла привести неисправность в рулевом управлении.

Читайте также:  Затон на реке самарка

После этой трагедии в Правила плавания судов по внутренним водным путям был внесено дополнение, запрещающее расхождение крупнотоннажных судов в прорезях (узкостях), чтобы не возникало такое явление, как «подсос», в результате чего судно теряет управление и стремится навалиться на другое судно, с которым оно расходится. В 1973 году корпус сгоревшего теплохода был передан в трест «Череповецметаллургстрой» для использования в качестве причала в Коврижинском карьероуправлении, затем использовался как пристань в Ивановом Боре на реке Шексне. По словам Александра Землякова, корпуса сухогруза теперь там нет:

— На этом месте построен причал. Раньше, когда мимо проходил и смотрел на остатки корпуса, все время вспоминал об этой трагедии, отец в детстве рассказывал.

В закрытых гробах. Самому старшему из погибших — капитану судна Артуру Кравинскому было 32 года. Среди погибших был и муж 31-летней череповчанки Ларисы Петровой 30-летний Геннадий. К этому времени они уже десять лет были в браке и вместе работали на судоремонтно-судостроительном заводе. Он — механиком, она — кладовщицей-крановщицей. Воспитывали двоих сыновей. Один ходил в детский сад, а другой окончил второй класс.

Как рассказала нам женщина, в последний раз она видела мужа, который работал на «Профессоре Керичеве», в конце июня, когда он пошел в очередной рейс:

— Я была в отпуске и доехала с ним на сухогрузе до Ленинграда, откуда они оправлялись в Кандалакшу за грузом, а сама поехала в Ярославскую область к маме. Помню, сидим с ней 22 июля, а день был ветреный, и она мне говорит: «Что-нибудь да будет». Но я не придала ее словам значения. Потом пришла телеграмма от соседки по дому: «Приезжай срочно». Подробностей не было. Вернулась в Череповец. Села в автобус и встретила знакомого с завода, он сказал, что у него утонул сын, который собирался идти в первый класс. Потом добавил: «У тебя муж погиб, все, кто был на судне, погибли». Не помню, как до дома дошла. Вызвала телеграммой родственников. Потом обратился какой-то человек из милиции для опознания мужа. У него были схемы, где указаны места нахождения тел, а рядом с некоторыми предположительные фамилии. Например, про моего мужа было сказано, что он лежал на пороге каюты и у него вставные зубы. Я сказала, что у Геннадия не было даже пломб в зубах. Но имелся шрам на животе в виде креста, оставшийся после операции по удалению аппендицита. Услышав это, мужчина зачеркнул фамилию мужа на схеме. Тело Геннадия мне не показывали.

Прощание с моряками проходило в актовом зале речного училища на улице Гоголя, и на него пришло много людей. Гробы были закрытые. Никто не знал, кто где лежит, так как опознать людей не удалось. Суда на рейде давали прощальные гудки. Покойных хоронили в большой могиле на кладбище № 2 в Заречье. Гробы в нее поставили в два ряда.

Государство дало Ларисе квартиру, детям назначили пенсию по потере кормильца. Замуж она больше не вышла, воспитывала сыновей одна.

Память осталась. 30 ноября 2007 года на кладбище № 2 был открыт мемориал погибшим членам экипажа сухогруза «Профессор Керичев» с шестнадцатью безымянными могилами в виде черных плит, на каждой из которых гравировка — якорь и лавровая ветвь.

Читайте также:  11 августа 1378 года битва на реке воже

Мемориал окружен столбиками, соединенными чугунными цепями. На каменной стеле — фотографии погибших в эмалевых медальонах, крест и лаконичная надпись: «Членам экипажа т/х «Профессор «Керичев», трагически погибшим 22 июля 1972 года, от Северо-Западного пароходства». Перед стелой установлен массивный якорь. В одном из углов — столик с металлическими скамейками.

По словам очевидцев, к 11.00 на церемонию открытия собралось не менее ста человек. Сергей Рябков, хорошо знавший старпома Николая Малышева и капитана, прочел свои стихи, заканчивающиеся словами:

«Ничто покой их не нарушит,

А им еще бы жить да жить…

Зовет гудок погибших души,

Прощальной песнею дрожит».

Панихиду по погибшим отслужил отец Роман. Он сказал, что «имена погибших не стерты из книги жизни и запечатлены на небесах и это должно быть утешением для живущих». Советник управляющего директора ОАО «СЗП» Евгений Зубарев вспомнил своего ровесника Артура Кравинского, с которым вместе учился четыре года, и от имени совета директоров и от себя лично передал слова соболезнования семьям погибших и поблагодарил за участие в открытии мемориала: «Эта трагедия отозвалась болью в сердце всех речников Советского Союза».

Источник

50 лет назад на Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев»

В трагедии погибли 16 человек.

22 июля 1972 года на реке Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев». В огне погибли 16 членов экипажа. Трагедия является печальной страницей в истории череповецкого флота. Произошедшая полвека назад катастрофа повлияла на изменение Правил плавания на внутренних водных путях страны.

22 июля 1972 года сухогрузный теплоход «Профессор Керичев» (головное судно серии «Волго-Балт»), приписанный к Череповецкому ССРЗ, следуя рейсом из Кандалакши в Череповец с грузом железной руды, на 685-м километре Волго-Балтийского водного пути (река Шексна в районе пристани Горицы, что в нескольких километрах от Кириллова), расходился со следовавшим встречным курсом нефтеналивным танкером «Волгонефть-66» (проект 550), перевозившим сырую нефть из Сызрани Самарская области в Финляндию.

Согласовав, как положено, заранее по УКВ-связи порядок расхождения — как обычно, левыми бортами — суда следовали по курсу. Но буквально за 100-200 метров до сближения форштевней — носовых оконечностей — в момент прохождения поворота на судовом фарватере старший помощник танкера получил по рации сообщение от вахтенного штурмана сухогруза, что «Профессор Керичев» потерял управляемость и танкеру следует снизить скорость и по возможности отработать двигателями на реверс.

Но танкеру, дедвейт которого составлял больше 6 тысяч тонн, это было уже сделать невозможно. Столкновения с сухогрузом избежать не получилось. «Профессор Керичев» ударил форштевнем в левый борт танкера, протаранив два танка. У «Волгонефти» образовалась пробоина размером 6 на 4,5 метра. От искрообразования при ударе металлических корпусов воспламенилась паровоздушная смесь сырой нефти.

Когда форштевень сухогруза «Керичев» вышел обратно из пробоины в танкере, оттуда произошел выброс горящей нефти. Пламя охватило носовую часть «Керичева» и левого борта танкера. Горящая нефть растекалась по воде вокруг всего корпуса сухогруза.

На танкере сработала система автоматического пожаротушения, локализовав пожар в районе пробоины, что позволило экипажу «Волгонефти-66» эвакуироваться на мотоботе. А с окруженного стеной огня и черного дыма сухогруза эвакуацию произвести не смогли. Вся команда теплохода «Профессор Керичев» сгорела заживо.

Погибло 16 человек. Самому старшему, капитану судна Артуру Кравинскому, исполнилось 32 года, остальным пятнадцати, включая повара Веру Костромину и юных практикантов из Ростова-на-Дону — 18-25 лет. Судьба распорядилась по-разному. Боцман сухогруза уцелел, так как опоздал на рейс, а у капитана на борту, говорили, была вся семья. Никто не выжил.

Читайте также:  1471 битва на реке шелони итог

После этой жуткой трагедии в Правила плавания по ВВП было внесено дополнение, запрещающее расхождение крупнотоннажных судов в прорезях (узкостях) на небольших глубинах, чтобы не возникало такое явление как «присасывание», в результате чего судно теряет управление и стремится навалиться на другое судно, с которым оно расходится.

А обгоревший корпус судна «Профессор Керичев» долгое время находился на левом берегу Шексны напротив деревни Иванов Бор жутким напоминанием о трагедии.

И только спустя лет 25-30 корпус судна распилили на металлолом.

Источник

50 лет назад на Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев»

В трагедии погибли 16 человек.

22 июля 1972 года на реке Шексне сгорел череповецкий сухогруз «Профессор Керичев». В огне погибли 16 членов экипажа. Трагедия является печальной страницей в истории череповецкого флота. Произошедшая полвека назад катастрофа повлияла на изменение Правил плавания на внутренних водных путях страны.

22 июля 1972 года сухогрузный теплоход «Профессор Керичев» (головное судно серии «Волго-Балт»), приписанный к Череповецкому ССРЗ, следуя рейсом из Кандалакши в Череповец с грузом железной руды, на 685-м километре Волго-Балтийского водного пути (река Шексна в районе пристани Горицы, что в нескольких километрах от Кириллова), расходился со следовавшим встречным курсом нефтеналивным танкером «Волгонефть-66» (проект 550), перевозившим сырую нефть из Сызрани Самарская области в Финляндию.

Согласовав, как положено, заранее по УКВ-связи порядок расхождения — как обычно, левыми бортами — суда следовали по курсу. Но буквально за 100-200 метров до сближения форштевней — носовых оконечностей — в момент прохождения поворота на судовом фарватере старший помощник танкера получил по рации сообщение от вахтенного штурмана сухогруза, что «Профессор Керичев» потерял управляемость и танкеру следует снизить скорость и по возможности отработать двигателями на реверс.

Но танкеру, дедвейт которого составлял больше 6 тысяч тонн, это было уже сделать невозможно. Столкновения с сухогрузом избежать не получилось. «Профессор Керичев» ударил форштевнем в левый борт танкера, протаранив два танка. У «Волгонефти» образовалась пробоина размером 6 на 4,5 метра. От искрообразования при ударе металлических корпусов воспламенилась паровоздушная смесь сырой нефти.

Когда форштевень сухогруза «Керичев» вышел обратно из пробоины в танкере, оттуда произошел выброс горящей нефти. Пламя охватило носовую часть «Керичева» и левого борта танкера. Горящая нефть растекалась по воде вокруг всего корпуса сухогруза.

На танкере сработала система автоматического пожаротушения, локализовав пожар в районе пробоины, что позволило экипажу «Волгонефти-66» эвакуироваться на мотоботе. А с окруженного стеной огня и черного дыма сухогруза эвакуацию произвести не смогли. Вся команда теплохода «Профессор Керичев» сгорела заживо.

Погибло 16 человек. Самому старшему, капитану судна Артуру Кравинскому, исполнилось 32 года, остальным пятнадцати, включая повара Веру Костромину и юных практикантов из Ростова-на-Дону — 18-25 лет. Судьба распорядилась по-разному. Боцман сухогруза уцелел, так как опоздал на рейс, а у капитана на борту, говорили, была вся семья. Никто не выжил.

После этой жуткой трагедии в Правила плавания по ВВП было внесено дополнение, запрещающее расхождение крупнотоннажных судов в прорезях (узкостях) на небольших глубинах, чтобы не возникало такое явление как «присасывание», в результате чего судно теряет управление и стремится навалиться на другое судно, с которым оно расходится.

А обгоревший корпус судна «Профессор Керичев» долгое время находился на левом берегу Шексны напротив деревни Иванов Бор жутким напоминанием о трагедии.

И только спустя лет 25-30 корпус судна распилили на металлолом.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24