Авиакатастрофа над боденским озером причины

Катастрофа над Боденским озером: причины, расследование, список погибших

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера – российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых – дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа. Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе. И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и катастрофа самолета над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность – после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь. Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три – Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту. После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка. Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы. Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение. Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны. Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение. Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась. На этот раз ее немедленно подтвердили.

Читайте также:  Голубое озеро абхазия отдых

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных черных ящиков показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Катастрофа над Боденским озером

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом. Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился. Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и ICAO (Международной организацией гражданской авиации). Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал. Авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали. Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными. Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой – она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными. Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов эта трагедия не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером. Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя – Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии. Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы. Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

Читайте также:  Белое озеро лен обл рыбалка

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

Источник

Два самолета, 300 метров и 60 секунд Немецкому Федеральному бюро понадобилось два года для того, чтобы назвать причины авиакатастрофы над Боденским озером

С точки зрения европейцев, выводы немецкого Федерального бюро по расследованию авиакатастроф, опубликовавшего 19 мая доклад о причинах гибели самолетов над Боденским озером, можно приветствовать потому, что теперь диспетчерские компании поймут, как можно предотвращать подобные инциденты. Что же касается родственников погибших в ночь на 2 июля 2002 года российских детей и многих их соотечественников, то с напряжением ожидать решения комиссии их заставляла в первую очередь жажда справедливости.

Непосредственно после столкновения российского Ту-154 с американским грузовым «Боингом» швейцарская диспетчерская компания Skyguide утверждала, что вся вина за катастрофу лежит на российском пилоте, который, якобы, плохо понимал английский язык и находился, кроме того, в состоянии крайнего утомления. Заявляя это, компания хотела не только спасти свою репутацию, но и отказаться от выплаты компенсаций родственникам 57 пассажиров и 12 членов экипажа «Туполева», погибших в ту ночь.

При этом западные СМИ сразу принялись рассуждать о тяжелом состоянии российской авиации и о том, что пилоты российских авиакомпаний летают гораздо чаще, чем это позволяют международные нормы. Но после того как были обнародованы данные «черных ящиков», оказалось, что к столкновению самолетов невольно приложил руку управлявший их полетом диспетчер компании Skyguide.

Сейчас картина произошедшего восстановлена полностью. В ночь с 1 на 2 июля российский Ту-154 «Башкирских авиалиний», на борту которого находились дети, следовавшие на каникулы в Испанию, вошел в швейцарское воздушное пространство. Его маршрут пересекался с маршрутом американского «Боинга». Обычно в таких случаях один из самолетов получает команду пойти на снижение, и самолеты проходят точку встречи на разной высоте. Почти все современные самолеты оборудованы системой автоматического предупреждения столкновений TCAS. TCAS российского самолета рекомендовал его пилотам набирать высоту, а TCAS «Боинга» приказывал летчикам снижаться. Они бы так и поступили, но вдруг дежуривший в ту ночь авиадиспетчер Петер Нильсен приказал «Туполеву» идти на снижение. Причем если бы он сделал это вовремя, то «Боинг» еще успел бы отреагировать и перестать снижаться. Но команда диспетчера поступила на 60 секунд позже положенного срока, в результате чего «Туполев» и «Боинг» одновременно пошли на снижение и столкнулись в воздухе.

До сих пор до конца неясно, что заставило Петера Нильсена совершить эту ошибку. По крайней мере, диспетчер уже поплатился за нее жизнью — 24 февраля он был убит на пороге собственного дома. В его смерти подозревают россиянина Виталия Калоева, потерявшего в катастрофе всю свою семью. При этом Нильсен стал жертвой стечения обстоятельств. В момент катастрофы он был на посту один. Вообще-то, согласно официальным инструкциям, в диспетчерской всегда должно находиться как минимум два сотрудника, но компания Skyguide позволила себе эти инструкции нарушить. И тем не менее катастрофу можно было предотвратить, так как за происходящим в небе наблюдали немецкие диспетчеры из города Карлсруэ, которые пытались предупредить Петера Нильсена о возможном столкновении. Однако по какой-то причине телефонная линия в диспетчерской Skyguide в ту ночь не работала. В довершение всего, как выявило расследование, точность радара Skyguide не соответствовала стандартам ЕС, а система, обычно предупреждавшая диспетчера о возможных столкновениях, вышла в ту ночь из строя.

Косвенным образом гибель самолетов связана и с некоторыми особенностями функционирования международной системы авиаперевозок. Из-за того что в последние годы небо над Европой очень загружено, минимальная вертикальная дистанция между самолетами была сокращена с 600 до 300 метров.Наконец, пересекая воздушную границу той или иной страны, пилот тратит определенное время для того, чтобы связаться с соответствующим диспетчером. Ту-154 перешел под управление Петера Нильсена за пять минут до столкновения, а «Боинг» — вообще всего за несколько десятков секунд.

Однако, если бы не некоторые профессиональные предпочтения российских пилотов,столкновения бы не случилось. Дело в том, что в России, как и во всем мире, существуют письменные инструкции (в частности, руководство по летной эксплуатации Ту-154М), согласно которым пилоты обязаны подчиняться указаниям ТCAS и не имеют права совершать действия, противоречащие этим указаниям. Однако на практике российские пилоты по старинке доверяют диспетчерам, нарушая при этом инструкции. Система TCAS вообще появилась на борту российских самолетов только после того, как их перестали пускать без нее в западное воздушное пространство. В России до сих пор нет тренажеров по TCAS, и начальство, судя по всему, смотрит сквозь пальцы на нарушение российскими пилотами инструкций.

Читайте также:  Базы отдыха на алексеевских озерах

Так что немецкое Федеральное бюро по расследованию авиакатастроф, которое взялось за дело (поскольку после столкновения самолеты упали неподалеку от расположенного на юге Германии города Уберлинген), заявило сегодня, что катастрофа «произошла в результате совпадения многих событий, обстоятельств, действий и просчетов».

При этом комиссия все же назвала главную причину произошедшего. Хотя в докладе и были упомянуты действия российских пилотов, которые послушались диспетчера, а не автоматической системы предупреждения, там также было сказано, что самолеты бы не столкнулись, если бы Петер Нильсен вовремя приказал Ту-154 снижаться. В результате, главной, хотя и не единственной причиной столкновения была названа ошибка сотрудника диспетчерской службы. Сама служба также была объявлена причастной к гибели самолетов: «Руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушением инструкций, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера», — сообщил журналистам руководитель расследования. В целом, комиссия признала, что, как показала катастрофа над Боденским озером, «система безопасности на воздушном транспорте не функционирует».

При этом собственно название диспетчерской компании Skyguide не было упомянуто в докладе ни разу, но всем было понятно, что речь идет именно о ней. Поэтому швейцарцам осталось только признать свою вину. Вскоре после оглашения результатов расследования Skyguide взяла на себя всю ответственность за произошедшее, а ее руководитель на русском языке попросил прощения у родственников погибших. Компания призналась, что 10 из 19 рекомендаций комиссии касаются ее диспетчерской службы, и рассказала, что большинство этих рекомендаций уже выполнены или находятся в стадии выполнения. Само собой, компания пообещала, что вопрос о выплате компенсаций тем родственникам погибших детей, кто их еще не получил, будет улажен в ближайшее время.

Для родителей и близких погибших детей решение немецкого Федерального бюро и последовавшее за ним извинение Skyguide оказалось очень важным, так как позволило поставить точку в длящемся уже почти два года деле. Связанные с катастрофой разбирательства смогли испортить даже российско-швейцарские отношения. Все началось с публикаций в российских СМИ. Отечественные журналисты не только обвиняли Skyguide в попытке свалить всю вину на наших пилотов, но и выступали с резкими комментариями в адрес швейцарских властей. Поводом для критики стала «позиция непричастности к произошедшему», избранная официальной Швейцарией, а также отказ президента страны Каспара Филлигера посетить траурную церемонию в Уфе. 16 июля 2002 года посольству Швейцарии в Москве даже пришлось распространить в российских СМИ специальное заявление и сообщить, что президент Швейцарии направил свои соболезнования в адрес российского президента.

Теперь же, после того, как компания Skyguide взяла на себя ответственность за авиакатастрофу, нынешний президент Швейцарии Йозеф Дайнс от имени Федерального совета этого государства принес Владимиру Путину официальные извинения. В его сообщении также говорится, что «данная трагедия омрачила отношения между Швейцарией и РФ» и что «Федеральный совет Швейцарии сделает все от него зависящее, чтобы не был нанесен ущерб дружбе между российским и швейцарским народами».

Тем временем европейские транспортные специалисты надеются, что решение немецкой комиссии принесет изменения в порядок регулирования авиаперевозок. В настоящий момент европейское воздушное пространство представляет собой лоскутное одеяло, и контроль над небом осуществляется каждой страной самостоятельно. Эксперты предлагают отказаться от этой системы и создать единую европейскую систему контроля над авиаперевозками — Single Skies.

Ясно, что столкновение самолетов над Боденским озером должно заставить и российское авицаионное руководство иначе взглянуть на свою работу. Например, оно могло бы сделать все возможное, чтобы на броту каждого самолета появилась система TCAS, а каждый летчик научился отдавать ее указаниям предпочтение перед командами диспетчеров с земли. Однако до сих пор никаких заявлений по этому поводу в России никто из официальных лиц не делал.

Предыдущие материалы по теме:

Месть пришла на порог [27.02.2004]. к диспетчеру швейцарской компании, ответственному за катастрофу самолета с российскими детьми

Кто так строит? [23.02.2004] Предварительные результаты расследования причин обрушения «Трансвааль Парка»

Крупнейшие авиакатастрофы [03.01.2004]Список аварий за последние 20 лет

Цена крови [03.12.2002] Украина делает все возможное, чтобы затянуть выплату компенсаций родственникам жертв украинской ракеты

Швейцарский диспетчер перепутал право и лево [06.08.2002]Расшифровка переговоров Ту-154 и Боинга с Цюрихом

Поиск виноватых [05.07.2002]Виновными в столкновении Ту-154 и «Боинга» могут оказаться как швейцарские диспетчеры, так и пилоты обоих самолетов

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24