Балет лебединое озеро фрагмент танец маленьких лебедей

Балет лебединое озеро фрагмент танец маленьких лебедей

Пётр Ильич Чайковский «Танец маленьких лебедей»

«Лебединое озеро» — этот непревзойдённый шедевр великого русского композитора Петра Ильича Чайковского , сочинённый более века назад, хорошо знают не только в нашей стране, он покоряет человеческие сердца по всему миру. Произведение, именуемое символом красоты и величия российской культуры, в нынешнее время пользуется большой популярностью и входит в список самых исполняемых балетов. « Лебединое озеро » имеет множество редакций, но есть неоспоримо великолепные номера, которые кочуют из постановки в постановку. Такими яркими жемчужинами являются «Белое» адажио, «Чёрное» па-де-де и, вне всякого сомнения «Танец маленьких лебедей» — небольшая танцевальная миниатюра, заслужившая необычайную любовь и почитание зрителей.

Историю создания «Танца маленьких лебедей» П.И. Чайковского, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Поскольку «Танец маленьких лебедей» является фрагментом музыки балета «Лебединое озеро» , то история его сочинения тесно связана с созданием Чайковским его бессмертного шедевра, работа над которым началась в мае 1875 года. В тот период жизни, отличавшийся особой творческой активностью, композитор от руководства императорских театров получил заказ, который привёл его в недоумение: Петру Ильичу предложили написать балет . Стоить отметить, что в то время данный вид искусства не считался приоритетным: по значимости его приравнивали к второсортному жанру, как например водевиль. Несмотря на это маэстро частенько посещал балетные спектакли и даже интересовался техникой танца. Удивив коллег своим согласием на сочинение музыки к балету, Чайковский для себя преследовал две цели. Первая – финансовая, так как за данную работу Московская дирекция ему пообещала весомый гонорар в размере 800 рублей и вторая – творческая: композитору всё же очень хотелось испытать себя в данном жанре.

Изначально балет назывался «Озеро лебедей», и по воспоминаниям современников Петра Ильича этот сюжет предложил сам Владимир Петрович Бегичев – управляющий императорскими московскими театрами, да к тому же талантливый драматург. Поскольку в то время были весьма популярны такие романтические фантазийные истории, как «Ундина» Фридриха де ля Мотт Фуке и «Украденная вуаль» Иоганна Музеуса, то Владимир Петрович тоже решил придумать свою волшебную историю про девушку, превращённую в лебедя.

Эта сказка впоследствии легла в основу нового балета. Подобные легенды о заколдованных принцессах встречались в фольклоре разных народов и даже в « Сказке о царе Салтане » Александра Сергеевича Пушкина князь Гвидон убивает злодея — чародея и берёт себе в жёны царевну, которая являлась к нему в образе лебедя. Вскоре к созданию либретто Владимир Петрович привлёк танцовщика Василия Гельцера, хореографа Венцеля Рейзенгер, а чуть позже и самого Петра Ильича Чайковского.

Композитор, заинтересовавшийся романтическим сюжетом балета, с большой ответственностью приступил к работе над новым произведением. Перед тем как начать сочинение музыки он изучил композицию и структуру нескольких хореографических спектаклей, общался с балетмейстерами, чтобы в деталях разобраться в новом для него жанре.

Лето Пётр Ильич обычно проводил в располагавшемся недалеко от Киева поместье Каменка, где со своим семейством жила сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это местечко Чайковский очень любил, так как там он не только мог полноценно отдохнуть и расслабиться, но и вдохновиться на создание новых произведений. В тот год прибыв в усадьбу, Пётр Ильич до августа работал над Третьей симфонией и лишь затем возобновил работу над «Лебединым озером». В конце последнего летнего месяца композитор сочинил начальные два акта, в число номеров которых вошёл вышеупомянутый «Танец маленьких лебедей». Окончательно работу над партитурой балета Чайковский закончил в апреле следующего 1876 года.

Интересные факты

  • Первым балетом Чайковского принято считать «Лебединое озеро», однако за четыре года до того как дирекция императорских театров заказала Петру Ильичу написать музыку к этому спектаклю, он был уже автором подобного произведения. В 1871 году композитор, находясь в Каменке, в гостях у своей сестры, для племянниц, очень любивших танцевать, сочинил небольшой балет, который получил название «Озеро лебедей».
  • «Танец маленьких лебедей» — эта прелестная запоминающаяся танцевальная композиция длиться всего одну минуту и сорок шесть секунд.
  • После двух первых провальных постановок балета «Лебединое озеро» либретто спектакля было переделано, однако это случилось уже после кончины Петра Ильича. Автором нового сюжета стал брат композитора – Модест Ильич Чайковский. Постановкой танцев занимался сам Мариус Петипа, а помогал ему балетмейстер Лев Иванович Иванов, который и явился хореографом, сочинившим очаровательный «Танец маленьких лебедей».
Читайте также:  Как пройти регион озеро света

  • Впервые «Танец маленьких лебедей» был напечатан в 1877 году. Издательство П.И. Юргенсона опубликовало клавир балета «Лебединое озеро», в который разумеется и вошёл этот восхитительный номер.
  • Изначально в партитуре балета номер, который мы знаем как «Танец маленьких лебедей», именовался совсем по иному: па-де-катр (pas de quatre), что с французского переводится как движения четверых. Однако у Петра Ильича Чайковского всё же был танец с таким названием, но он совсем другой и звучит в спектакле в четвёртом, заключительном акте.
  • Для исполнения «Танца маленьких лебедей» в балете «Лебединое озеро» обычно выбираются неизвестные, но весьма перспективные балерины, так как техника исполнения этого номера довольно сложна и не все танцовщицы с ней справляются.
  • «Танец маленьких лебедей» стал настолько популярным, что его музыку можно услышать во многих кино и мультипликационных фильмах. Она также часто звучит в радио и телепередачах. Но самоё замечательное то, что весёлые пародии на этот танец любят исполнять на праздниках, капустниках и различных семейных торжествах.

Содержание «Танца маленьких лебедей»

Как было сказано выше, в основу сюжета балета «Лебединое озеро» была положена волшебная история о прекрасной девушке, превращённой злым колдуном в белого лебедя. Изначально действие спектакля происходит в парке возле замка Владетельной принцессы. Принц Зигфрид с друзьями празднует своё совершеннолетие. Когда наступили сумерки, гости разошлись. Юноше стало скучно одному и он, чтобы немного развлечься, взяв арбалет, отправился поохотиться. Увидев пролетающую мимо стаю белых лебедей, Зигфрид следом за ней направился в лес. Пробираясь сквозь заросли он набрёл на большое озеро, где по водной глади плавали лебеди. Принц натянул тетиву и собрался выпустить стрелу, чтобы поразить одну из птиц, но перед ним вдруг появилась прекрасная девушка в белоснежной одежде. Она с мольбой обратилась к юноше не стрелять в лебедей.

Одетта, так звали красавицу, рассказала Зигфриду, что все они заколдованы злым чародеем: утром превращаются в белых лебедей, а ночью обретают человеческий облик. Из развалин, располагавшегося на берегу озера старинного замка, выходят девушки – птицы и дети. Начинается номер, в балете представленный зрителю во втором акте, а в партитуре имеющий название «Танец лебедей». Это своего рода дивертисмент, состоящий из семи эпизодов, четвертым из которых является вариация, впоследствии получившая всемирную известность под названием «Танец маленьких лебедей». Начинается она так. На передний план сцены выходят четыре балерины. Они держатся между собой скрещёнными руками и, двигаясь по прямой линии из одной стороны в другую, синхронно исполняют весьма грациозные па. Весь танец построен на пружинистых прыжках, легкость и изящество которых создаёт впечатление, что балерины взлетают и парят в воздухе.

Несмотря на то, что Чайковский выбрал для композиции тональность фа-диез минор, её музыка по характеру игрива и даже юмористична. Эпизод, заключённый автором в простую трёхчастную форму, можно представить следующей схемой: А II:В:II А. Темповое указание автора — Allegro moderato. Музыку танца открывает фагот . Его забавное топчущее звучание, включающее всего два звука, затем как аккомпанемент будет звучать на протяжении всей первой, а затем и третьей части. После тактового фаготового вступления начинается тема маленьких лебедей, которая в начальном предложении первой части изысканно звучит в исполнении двух гобоев , а при втором проведении переходит к флейтам и кларнетам .

В среднем разделе композиции настроение танца немного меняется. Музыка становиться более мелодичной и даже приобретает лирический оттенок. Первоначально тему проводят скрипки , а затем во втором предложении к ним присоединяются флейты. Далее, после репризного повторения средней части, вновь возвращается тематический материал первой части. Завершается танец небольшой пятитактовой кодой.

«Танец маленьких лебедей» — этот небольшой эпизод из знаменитого балета «Лебединое озеро» завоевал такую популярность в народе, что если попросить любого человека напеть мотив данной композиции, он не только его пропоёт, но и покажет некоторые движения танца. Кроме того забавная музыка миниатюры постоянно привлекает многих исполнителей. Её переложения сделаны для разных инструментов и к ней даже были придуманы слова. В результате получилась весёлая детская песенка, в которой с воодушевлением рассказывается о балете.

Читайте также:  Где находится озеро морей

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Танец маленьких лебедей» Чайковского

Источник

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 29 735

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера “Лебединого озера”

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха. Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

Читайте также:  Как вызвать бена утопленника на озере днем

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24