Балет лебединое озеро наталья бессмертнова

Наталья Бессмертнова — биография, новости, личная жизнь

Наталья Бессмертнова

Возраст: 81

Наталья Игоревна Бессмертнова. Родилась 19 июля 1941 года в Москве — умерла 19 февраля 2008 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог-репетитор. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972). Прима-балерина Большого театра. Жена балетмейстера Юрия Григоровича.

Наталья Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве.

Отец — Игорь Борисович Бессмертнов, врач.

Мать — Антонина Яковлевна Бессмертнова (в девичестве — Пешкова; 1920-2012).

Имела младшую сестру Татьяну.

Обе дочери с ранних лет поступили в Московское хореографическое училище, однако Наталья добилась на этом поприще значительно больших успехов, чем сестра. Первым педагогом Бессмертновой была Мария Кожухова. Наталья была ее любимицей. В 1959 году Кожухова умерла, далее она попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. Также ее педагогом была Л. К. Черкасова.

В 1961 году окончила Московское хореографическое училище. На выпускном экзамене Бессмертнова блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.

В том же 1961 году была принята в труппу Большого театра. Тоненькая, хрупкая и воздушная Бессмертнова возродила на современной хореографической сцене дух подлинно романтического балета, представ ирреальным, фантастическим существом, пришедшим из старинных сказок и легенд: сильфидой, виллисой, нереидой. Балерина обладала удлиненными, «плакучими» линиями танца, невесомым, парящим прыжком, изысканно-ломкой грацией движений.

Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз.

Наталья Бессмертнова в молодости

Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. В балетах Григоровича она воплотила многие лирические образы, вошедшие в классику отечественной хореографии.

Великая балерина Галина Уланова отмечала: «Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели».

Репертуар Натальи Бессмертновой в Большом театре:

  • 1961 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — 7-й вальс и Мазурка;
  • 1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе — Дочь Андрея;
  • 1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Осень;
  • 1963 — «Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. М. Мессерера — Солистка;
  • 1963 — «Жизель» А. Адана — Жизель;
  • 1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина, Фея Нежности;
  • 1964 — «Паганини» С. Рахманинова — Муза;
  • 1964 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Мария;
  • 1964 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна — Лейли;
  • 1965 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия;
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова — Ширин;
  • 1967 — «Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского»);
  • 1967 — «Видение Розы» на музыку К. М. Вебера — Девушка;
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна — Фригия;
  • 1968 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша;
  • 1970 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри;
  • 1973 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора;
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева — Анастасия;
  • 1976 — «Ангара» А. Я. Эшпая — Валентина;
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта;
  • 1981 — «Баядерка» Л. Минкуса — Никия;
  • 1982 — «Золотой век» Д. Д. Шостаковича — Рита;
  • 1984 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда.

«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова. Спасибо Наташе, спасибо Родине. », — говорил о ней Серж Лифарь.

Знаменитый артист балета Михаил Барышников вспоминал: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой».

Читайте также:  Бирюзовое озеро партенит как добраться на авто

Кроме Большого театра, она выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966), Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-1971), театра «Ла Скала» в Милане (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977), балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980), Варшавского национального театра (Жизель, 1971), Норвежской королевской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972), балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972), балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта, 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979), а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови-Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).

В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года.

В 1988-1995 и 2001-2003 годы — педагог-репетитор (по контракту) Большого театра, покинула театр по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ №127 от 21 марта 1995 года) — в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева.

C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Юрий Григорович ставил в театре «Кремлёвский балет» («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского (2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Золотой век» Д. Шостаковича (2006). Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» А. К. Глазунова (Национальная опера Белоруссии, Минск, (1997), Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Молдавская национальная опера, (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Варшавский национальный театр, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-1997), «Легенда о любви» А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера, 2003).

Неоднократно была членом жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва (Россия), Варна (Болгария, неоднократно), Лозанна (Швейцария) — «Приз Лозанны» (1995), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 — председатель).

Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979-1984).

Болезнь и смерть Натальи Бессмертновой

К концу жизни балерина сильно заболела. Врачи долгое время не могли поставить диагноз. Как оказалось, у нее были больны почки. От болезни, и без того довольно стройная, она очень сильно похудела. У нее были ужасные боли. Как вспоминал Виталий Вульф, страдания балерины были столь ужасными, что сильная от природы Бессмертнова даже желала собственной смерти. Но и тогда она не переставала думать о муже и его делах.

Когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его, более того — сказала, что он не должен забывать о делах. И это был последний раз, когда они виделись. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно.

Наталья Бессмертнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь Натальи Бессмертновой:

Муж — Юрий Николаевич Григорович. Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.

Наталья Бессмертнова была не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все замыслы Юрия Николаевича — Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и другие.

Сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Григорович искренне гордился своей супругой — ее талантом, умом и самостоятельностью.

Читайте также:  Genshin impact сладость сидрового озера рецепт

Детей у балерины не было. Она заботилась о племяннике Михаиле. Именно он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть.

Наталья Бессмертнова и Юрий Григорович

Фильмография Натальи Бессмертновой:

1964 — «Секрет успеха» (фильм-спектакль) — «Вальс» М. Равеля
1968 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) — Джульетта
1971 — «Хореографическая симфония»
1973 — «Хореографические новеллы»
1974 — «Вторник, четверг, суббота Натальи Бессмертновой» (документальный)
1975 — «Жизель» — Жизель
1975 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
1975 — «Спартак» (фильм-спектакль) — Фригия
1976 — «Грозный век» (фильм-спектакль) — Анастасия
1977 — «Шопениана» — 7-й вальс и Мазурка
1978 — «Балетные зарисовки»
1978 — «Жизнь в танце»
1980 — «Большой балет» (фильм-спектакль)
1983 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
1987 — «Балет от первого лица» (документальный)
1989 — «Спартак» — Фригия
1989 — «Легенда о любви» — Ширин
1989 — «Раймонда» — Раймонда
1989 — «Жизель» — Жизель
1989 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
1989 — «Иван Грозный» — Анастасия
1989 — «Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия
1989 — «Золотой век» — Рита
1991 — «Откровения балетмейстера Федора Лопухова» (документальный)

Награды и звания Натальи Бессмертновой:

— Первая премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965);
— Заслуженная артистка РСФСР (1970);
— Народная артистка РСФСР (7 декабря 1973 года) — за большие заслуги в области советского искусства;
— Народная артистка СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
— Ленинская премия (1986) — за исполнение балетных партий последних лет;
— Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
— Премия Ленинского комсомола (1972) — за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развтие советского хореографического искусства;
— Орден Трудового Красного Знамени (1971);
— Орден Дружбы народов (1981);
— Премия им. Анны Павловой (Парижская академия танца, 1970);
— Премия «Давид» (Таормина, Италия, 1977).

последнее обновление информации: 23.04.2020

Источник

Балерина Наталья Бессмертнова: биография, достижения, личная жизнь и интересные факты

Наталья Бессмертнова — знаменитая советская балерина, народная артистка СССР, лауреат многочисленных государственных премий.

Биография балерины

Наталья Бессмертнова родилась в Москве в 1941 году, через несколько недель после начала Великой Отечественной войны. Ее отец, Игорь Борисович Бессмертнов, был практикующим врачом. Матери Антонине Яковлевне исполнился всего 21 год. Войну Наталья перенесла в эвакуации. После победы над немецко-фашистскими захватчиками вернулась в столицу.

В Москве окончила школу. После поступила в Московское хореографическое училище. Сейчас это академия хореографии — старейший вуз России, открывшийся в 1773 году. В разные годы ее выпускниками стали Майя Плисецкая, Ильзе Лиепа, Николай Цискаридзе.

Наталья Бессмертнова училась у заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Кожуховой и народной артистки СССР Софьи Головкиной.

Бессмертнова поступила в труппу Большого театра. На сцене одного из крупнейших театров России она проработала почти 30 лет. Только в 1988 году она вышла на творческую пенсию, но все равно продолжала выступать до 1993 года.

Прима-балерина

Наталья Бессмертнова — балерина, станцевавшая на сцене Большого театра ведущие партии в ключевых постановках из классического и современного репертуара.

Работая в Большом театре, она в качестве приглашенной звезды участвовала в спектаклях Финской национальной оперы, Белградского национального театра, балета Римской оперы, театра «Ла Скала» в Италии, Варшавского национального театра, Норвежской королевской оперы, балета Венской государственной оперы, Парижской национальной оперы, Королевского Шведского балета. А также в балетных труппах по всему миру — в Турине, Ницце, Загребе и Токио.

В 1973 году она вышла на сцену «Метрополитен-оперы» в Нью-Йорке на гала-концерте, посвященном юбилею известного американского импресарио Сола Юрока.

Балетные партии

На сцене Большого театра Наталья Бессмертнова дебютировала в 20 лет, в 1961 году. В «Шопениане» она исполняет седьмой вальс и мазурку, а в балете Андрея Баланчивадзе «Страницы жизни» танцует в образе дочери Андрея.

Насыщенным на премьеры для балерины стал 1963 год. В балете Сергея Прокофьева «Золушка» Бессмертнова исполняет роль Осени, солирует в класс-концерте в постановке Асафа Мессерера. Наконец, получает первую главную партию — Жизель в балете Адольфа Адана.

В последующие годы среди самых заметных партий в карьере Бессмертновой были: роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, Фригии в «Спартаке» Арама Хачатуряна, Маши в еще одном балете Чайковского «Щелкунчик», Джульетты в постановке Сергея Прокофьева по мотивам трагедии Уильяма Шекспира.

Уйдя со сцены

После ухода со сцены Наталья Бессмертнова, биография которой всю жизнь была связана с Большим театром, не стала менять место работы. Она становится педагогом-репетитором в 1988 году. Однако увольняется в 1995 г., в день назначения художественным руководителем Большого театра Владимира Васильева, проработавшего на этом посту до 2000 года.

Вскоре после его увольнения Бессмертнова возвращается в Большой театр к новому художественному руководителю и директору Анатолию Иксанову.

Читайте также:  Алое озеро все эпизоды

В качестве педагога-репетитора работает на десятках постановок. Самые успешные из них: «Раймонда» в Пражском национальном театре, «Щелкунчик» в Молдавской национальной опере, «Спящая красавица» в Варшавском национальном театре, » Иван Грозный» в Парижской опере.

Ассистент балетмейстера

На протяжении 12 лет Бессмертнова Наталья Игоревна, биография которой всю жизнь была связана с балетом, ассистировала супругу, Юрию Григоровичу, в спектаклях, которые он ставил.

Бессмертнова помогала при работе над балетом «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Золотой век» и многими другими. С мужем они работали слаженно и продуктивно, всегда добиваясь необходимого результата.

Известную балерину регулярно приглашали в жюри международных конкурсов артистов балета. Лучшие партии она определяла в Москве, болгарской Варне, швейцарской Лозанне, японском Нагое.

Супруг-балетмейстер

Наталья Бессмертнова, личная жизнь которой была предметом живого интереса ее поклонников, в 1968 году вышла замуж за Юрия Григоровича. Ей на тот момент было 27 лет, а Григоровичу — 41 год.

Григорович — известный артист балета, в 1973 году получивший звание народного артиста СССР, а в 1986-м — Героя Социалистического Труда.

После завершения танцевальной карьеры в Ленинградском театре оперы и балета, в 1961 году пришел в Большой театр в Москве. Со временем стал главным балетмейстером и наиболее влиятельной фигурой в советском балете. Ему принадлежит восемь авторских постановок на сцене Большого театра. Работал совместно с театральным художником и сценографом Симоном Вирсаладзе.

За свою карьеру переделал все классические постановки, которые шли в Большом театре, перекроив их на свой лад.

Стиль его работы многие называют авторитарным и даже диктаторским. В 70-80-е годы в Большом театре наметилось серьезное противостояние. Соперничать с Григоровичем пытались Владимир Васильев, ставший впоследствии директором и художественным руководителем балетной труппы, и Майя Плисецкая. Они желали ставить на сцене свои спектакли и видели себя в других образах, нежели того хотел Григорович.

Серьезный конфликт у него наметился с танцовщиком Марисом Лиепой. Некоторые даже обвиняли его в преждевременной смерти артиста.

В 1995 году Григорович вместе с женой Бессмертновой покинули Большой театр после того, как его возглавил Васильев. Далее они работали с различными отечественными и зарубежными труппами.

Триумфальное возвращение звездной супружеской пары состоялось в 2001 году. В 2008-м Григорович был назначен штатным хореографом балетной труппы. Сейчас он отошел от дел. На данный момент Григоровичу 90 лет.

Роли в кино

Наталья Бессмертнова прославилась не только игрой на сцене Большого театра, но и в кино. В 1977 году она исполнила главную роль в драматическом фильме-балете Вадима Дербенева и Юрия Григоровича «Спартак». По сути, это была экранизация знаменитого одноименного балета Арама Хачатуряна, впервые вышедшего на сцене в 1968 году.

Балет Хачатуряна стал популярным сразу после премьеры. В 1970 году все создатели и исполнители были удостоены Ленинской премии.

В основе сюжета знаменитый исторический роман Рафаэлло Джованьоли «Спартак». В нем рассказывается о событиях первого века до нашей эры в Древнем Риме.

Главный герой — гладиатор Спартак, его роль исполняет Владимир Васильев, возглавляет восстание рабов. Его жестоко подавляет римская армия, которой руководит полководец Марк Лициний Красс (его исполняет Марис Лиепа).

Помимо военной и гражданской линий, в фильме разворачивается любовная история между Спартаком и его женой Фригией в исполнении Натальи Бессмертновой. Их взаимоотношения противопоставляются отношениям Красса с куртизанкой Эгиной. В роли последней — народная артистка СССР Нина Тимофеева.

«Лебединое озеро»

В 1983 году Бессмертнова приняла участие в экранизации балета Петра Чайковского «Лебединое озеро».

В основе сюжета фольклорные мотивы, которые ранее часто использовались в литературных произведениях. Бессмертнова исполняет главную роль — Одетты. Это девушка-лебедь, которая находится под влиянием злого мага. Днем она белый лебедь, а каждую ночь превращается в милую девушку. Причем она не одинока. На озере ее окружают девушки, заколдованные так же, как и она. Они называют Одетту королевой лебедей.

Существует легенда, что из материнских слез по похищенным у нее дочерям появилось волшебное озеро. Разрушить заклятие может только настоящая любовь. Однако обет нельзя нарушать, иначе девушка навсегда останется в теле лебедя.

На протяжении фильма реалистичные картины чередуются с фантастическими сценами. В Одетту влюбляется принц Зигфрид, он ей клянется в вечной преданности. Однако на балу мать заставляет его выбирать себе невесту. Перед ним первые красавицы королевства. Однако Зигфрид не обращает на них никакого внимания, пока не появляется обворожительная Одиллия. Принц принимает ее за Одетту и берет в жены.

Поняв, что совершил ошибку, Зигфрид пытается все исправить. Он бросает вызов Хозяину озера, надеясь его победить. Однако разбушевавшиеся волны поглощают и принца, и королеву лебедей.

Смерть Бессмертновой

В 2008 году в Москве умерла Наталья Бессмертнова. Причина смерти — рак. Ей было 66 лет. Болезнь была тяжелой и продолжительной. В одной из столичных клиник ушла из жизни Наталья Бессмертнова, балерина. Причина смерти, как говорилось выше, онкологическое заболевание, с которым она мужественно боролась на протяжении нескольких лет.

На похоронах артистки администрация Большого театра отметила, что для них это невосполнимая потеря.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24