Балет лебединое озеро вариация одиллии

Содержание
  1. Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского
  2. “Лебединое озеро”. Балет-симфония
  3. Первая премьера “Лебединого озера”
  4. Расцвет
  5. “Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
  6. «Белое» адажио
  7. “Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
  8. Танцы лебедей и вариация Одетты
  9. “Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
  10. «Чёрное» па-де-де
  11. 32 фуэте Одиллии
  12. “Лебединое озеро”. Балет-символ
  13. Одетта и Одиллия
  14. Содержание
  15. Одетта
  16. Одиллия
  17. «Лебединое озеро» Чайковского: бессмертное и эталонное
  18. История создания: как детский балет превратился в новаторское произведение
  19. Новое рождение «Лебединого озера»: редакция Петипа-Иванова
  20. Читайте также Подборка
  21. Содержание балета: когда клятва вечной любви сильнее злой магии и стихий
  22. Жизнь балета в веках: как менялось «Лебединое озеро»
  23. Символы «Лебединого озера»: метафоры и образы, понятные всем

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 29 735

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера “Лебединого озера”

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха. Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Читайте также:  Наибольшие глубины озера верхнее

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Источник

Одетта и Одиллия

Содержание

Одетта

Одетта — главная героиня [1] балета «Лебединое озеро» (нем. Schwanensee ) на музыку П. И. Чайковского [2] , созданного по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном — рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart ), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried ).

Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей (англ. The Swan Queen ). По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклинание может сломать только верная любовь молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. Во время охоты на озере молодой принц (англ. Prince Siegfried ) увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой. Одетта рассказывает ему свою историю, он клянётся в вечной любви и приглашает в свой замок на королевский бал, чтобы представить матери, владетельной принцессе, как свою невесту. Всю ночь они мечтают и танцуют, пока рассвет не превращает Одетту в лебедя.

Владетельная принцесса, мать Зигфрида устроила бал в своём замке, на который пригласила невест для своего сына, влюблённого в прекрасного белого лебедя… Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации обаятельного шута.

У Петра Ильича Чайковского в каждом номере звучит музыкальное соло. Например, в танце Русской принцессы — тема играется на скрипке, иногда в концертном исполнении номера эту тему играет виолончель.

Партию Одетты и белое адажио может исполнять только прима-балерина (фр. Étoile ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа. В роли Одетты блистали Диана Вишнёва, Галина Уланова, Ульяна Лопаткина , Сильви Гиллем (фр. Sylvie Guillem ), Елена Рябинкина, Светлана Захарова и Наталья Макарова [3] [4]

Одиллия

Начало Второго акта, выход Одиллии и Ротбардта

Одиллия — персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (столь ответственную партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета). Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру. [5] Конец второго акта [1].

Источник

«Лебединое озеро» Чайковского: бессмертное и эталонное

Его называли последним романтическим произведением европейской культуры. Как создавался и трансформировался в веках один из самых известных балетов мира?

История создания: как детский балет превратился в новаторское произведение

В 1871 году Петр Ильич Чайковский написал одноактный детский балет «Озеро лебедей». Композитор представил публике произведение в имении Каменка.

А четыре года спустя, в 1875 году он получил заказ на написание балета от дирекции императорских театров. Тогда это было по меньшей мере необычно, ведь композиторы такого уровня балетов не писали. Однако Петр Ильич согласился и работал над музыкой около года, параллельно создавая еще и Третью симфонию.

В либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера история любви основывается на немецкой легенде и сказках со схожим сюжетом, когда злые чары обращают прекрасную девушку в белоснежного лебедя, а вернуть ей человеческий облик может только сила любви.

Единого мнения, что же послужило источником вдохновения для композитора, нет. Известно, что Петр Ильич однажды отдыхал в Черкасской области: любовался природой и видел грациозных лебедей. Бывал Чайковский и в Баварии: видел замок короля Людвига Второго в Нойшванштайне. Этот факт вдохновил балетных художников, которые в разные годы использовали для постановки декорации готического замка. Кстати, самого баварского короля считали прообразом принца Зигфрида.

Читайте также:  Сколько великих озер существует

Партитура произведения оказалась революционной в своей новизне. Известно, что композитор частично цитировал свою оперу «Ундина», которую сам ранее уничтожил. Однако музыка «Лебединого озера» оказалась самобытной и необычной. Типовая балетная музыка тех лет — простая, выполняющая роль ритмического сопровождения происходящего на сцене. Чайковский же с присущим ему симфонизмом создает мощные лирические темы, оказавшиеся сквозными для всего балета. Премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году. Главную партию должна была исполнить прима-балерина Анна Собещанская, но она отказалась и даже поссорилась с Чайковским из-за отсутствия сольного номера в третьем акте. Впоследствии композитор все же пошел ей навстречу и увеличил третий акт за счет соло.

Эта постановка балетмейстера Венцеля Рейзингера на сцене Большого театра не встретила одобрения публики и критиков. Она продержалась в афише всего 8 сезонов. Критик Герман Ларош писал:

«По музыке “Лебединое озеро” — лучший балет, который я когда-либо слышал… По танцам “Лебединое озеро” едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».

Зато современники отметили работу декоратора Карла Вальца. Петербургский художник-декоратор трудился над визуальным сопровождением второго и четвертого актов «Лебединого озера». Он создал на сцене гористый ландшафт, а также отвечал за освещение во время спектакля. Карл Вальц выступил новатором, разработав технологию использования водяного пара. Так удалось создать иллюзию тумана над озером.

Известно, что во время написания финальной сцены Чайковский советовался с Вальцем, обсуждал в деталях бурю, которая разыграется на сцене. Впоследствии художник писал в своих мемуарах:

«При постановке балета П.И. Чайковский принимал живейшее участие в его декорационном оформлении и много беседовал об этом со мной. Особенное внимание было уделено Петром Ильичом финальному акту. В сцене грозы, когда озеро выходит из берегов и наводняет всю сцену, по настоянию Чайковского был устроен настоящий вихрь — ветки и сучья у деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами. Эта картина удавалась очень эффектно и занимала Петра Ильича. После грозы, для апофеоза, наступала заря, и деревья под занавес освещались первыми лучами восходящего солнца».

Новое рождение «Лебединого озера»: редакция Петипа-Иванова

Почти 20 лет понадобилось балету, чтобы «дозреть». В 1895 году в Санкт-Петербурге «Лебединое озеро» показали вновь. Чайковский триумфа этого своего детища уже не застал. За постановку отвечали балетмейстер Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, либретто написал брат композитора Модест Ильич. Судьба у этого балета тоже оказалась непростой: премьеру пришлось отложить из-за смерти императора Александра III и официального траура.

В этой постановке эффектно схлестнулись музыка и хореография: Иванов срежиссировал сцены на озере, добавил образам симфоничности. Лебеди лишились бутафорских крыльев и стали только краше: в этой постановке появляются «танцы рук» и знаменитый «Танец маленьких лебедей». Главные герои тоже обрели более глубокие черты: в спектакле появился их дуэт. Главный злодей — Ротбарт — тоже приобрел птичий облик, его сходство с филином нашло отражение в тексте постановки. В «Лебедином озере» появилась новая психологическая глубина вместе с темой двойничества, конфликтом первой любви и коварства.

Музыка в новой редакции спектакля тоже изменилась. Дирижер Риккардо Дриго обошелся с материалом творчески: переставлял местами музыкальные фрагменты и добавлял новые.

Петербургская версия балета отличалась от московской еще и визуальными решениями. Над декорациями работал художник Михаил Бочаров — академик пейзажной живописи. В отличие от постановки Рейзингера, действие второго и четвертого действий происходило в разных местах. И декорации тоже отличались. Во второй картине Бочаров изобразил «дикую местность на берегу озера», фактически следуя либретто и воспроизводя декорации Карла Вальца. А в четвертой картине, изображая «пустынную местность близ Лебединого озера», художник действует минималистично. Сцена почти пуста: лишь вдали видны скалы с развалинами замка, а над пейзажем — ночное звездное небо.

В результате именно эта редакция «Лебединого озера» с измененными партитурой, либретто, музыкальным сопровождением и хореографией стала опорной для всех последовавших впоследствии изменений. Постановка Мариуса Петипа стала канонической: таким «Лебединое озеро» увидели ценители балета по всему миру. Артистка балета и балетовед Вера Красовская так писала об этой версии спектакля:

«Открытия Льва Иванова в “Лебедином озере” являются гениальным “прорывом” в XX век».

Читайте также Подборка

Содержание балета: когда клятва вечной любви сильнее злой магии и стихий

Спектакль «Лебединое озеро» содержит два действия, каждое из которых состоит из двух картин. Кстати, первое либретто к балету выглядело местами иронично. В тексте, например, встречались оговорки вроде «как это всегда бывает в балетах…». В других редакциях первому действию предшествует пролог: в парке к принцессе Одетте является Злой гений Ротбарт вместе со свитой. Предложив принцессе руку и сердце, он получает отказ и в отместку превращает принцессу в белого лебедя.

Первое действие «Лебединого озера» открывается сценой в старинном германском замке. Здесь празднует совершеннолетие принц Зигфрид. Его поздравляют друзья, придворные и мать, Владетельная княгиня. Зигфрида посвящают в рыцари — неслучайно многие театральные критики сравнивали сюжет балета с рыцарским романом.

Принца окружают прекрасные девушки, но ни одну из них он не готов выбрать. В мечтах о настоящей любви Зигфрид не заметил, как праздник стих, гости удалились. Принц устремляется вслед за своей фантазией и оказывается в новом месте.

Вторая картина первого действия открывается сменой декораций. Зигфрид оказывается на берегу озера, где его взору предстают видения девушек-лебедей. Одна из них, самая прекрасная, — это Одетта. Рассеять колдовские чары и навсегда вернуть ей человеческий облик могут лишь настоящая любовь и клятва вечной верности. Принц, искренне готовый спасти девушку, признается ей в своем чувстве.

В начале второго действия балета Чайковского декорации вновь меняются. Теперь на сцене — роскошный бальный зал, а среди гостей праздника — принцессы из разных стран, прибывшие с целью понравиться принцу Зигфриду. Ему предстоит выбрать невесту, но любовь к Одетте сильнее.

Незваным гостем на балу становится Злой гений, явившийся в образе рыцаря вместе с дочерью Одиллией и лебединой свитой. Принц очарован: девушка так похожа на Одетту! Зигфрид делает выбор, он готов жениться на гостье. Клятва вечной верности нарушена, а значит, заколдованная Одетта погибнет. Принц понимает, что стал жертвой жестокого обмана, и устремляется в лесную чащу вслед за ускользающим образом белого лебедя.

Читайте также:  Как добраться до острова веры на озере тургояк

Четвертая картина возвращает героев к берегу озера. Сгущается ночь, и тревожны мысли Одетты, ведь Зигфрид нарушил клятву. Принц молит ее о прощении и получает его. Однако над своей судьбой Одетта больше не властна.

Кульминацией постановки становится буря, которая разыгрывается на озере как метафора борьбы добра и зла. Злой гений противопоставляет всю свою мощь силе любви — от Зигфрида ускользает образ прекрасного белого лебедя. С финальными аккордами он в одиночестве встречает рассвет на берегу волшебного озера.

У балета есть и иная концовка, где силе любви удается разрушить злые колдовские чары, и лебедь обращается в девушку. В современных вариациях «Лебединого озера» эта развязка тоже встречается. Да и в целом у балета за все время существования набралось множество интерпретаций и сюжетных вариантов.

Жизнь балета в веках: как менялось «Лебединое озеро»

Последующие постановки привносили в балет что-то новое. Знаменитый взмах лебединых рук-крыльев придумала балерина и педагог Агриппина Ваганова. В этом спектакле заколдованных девушек заменили настоящие мифические птицы, в чьем облике Зигфрид «прочел» женские черты.

«Лебединое озеро» в редакции хореографа Константина Сергеева задержалось на сцене и в афише Мариинки на десятилетия. Многое в спектакле балетмейстер придумал сам, но некоторые знаковые моменты, включая «лебединые сцены» своего предшественника — Льва Иванова, — все же сохранил.

Свой вариант балета в 1953 году создал хореограф Владимир Бурмейстер. Он сохранил неизменным лишь эпизод с заколдованными лебедями на озере. В этой авторской версии в финале побеждает любовь: чары разрушены, колдун проиграл. А еще Бурмейстер добавил вступительный эпизод, где Ротбарт превращает принцессу в птицу, появляясь прямо из скалы.

Балет «Лебединое озеро» хореографа Юрия Григоровича впервые прошел на сцене Большого театра в 1969 году. Балетмейстер обобщил опыт Петипа, Иванова и Горского. Интересно, что сам Григорович хотел видеть финал постановки трагическим, однако был вынужден согласиться на идеологически верный «хэппи-энд». Прошли годы, прежде чем хореограф смог воплотить на сцене свою первоначальную задумку. Трагический контекст сюжета для Григоровича воплотился в мотиве двойничества: причем альтер эго есть не только у Одетты. Своеобразным «отражением» для Зигфрида становится Злой гений.

В 1984 году свою версию балета на парижской сцене представил Рудольф Нуреев. Отличительной чертой этой постановки стало смещение авторского фокуса на принца Зигфрида. В нуреевском балете много мужских танцев, тогда как традиционно ведущие женские партии отходят на второй план. Вообще в конце прошлого столетия Зигфрида в постановках часто изображали этаким Чайлд Гарольдом XX века. В роскоши дворца он чувствует себя чужим и только в собственном воображении рисует волшебные миры.

В конце XX века интерес хореографов к «Лебединому озеру» не угасает. От канонической постановки остается все меньше, балет обрастает авторскими прочтениями и современными смыслами. К техникам классического балета добавляются модерн и «актуальный танец».

Так, в 1976 году Джон Ноймайер ставит для Гамбургского балета постановку «Иллюзии как “Лебединое озеро”». Это уже постмодернистское прочтение, когда главной фигурой на сцене оказывается король Баварии Людвиг Второй. Именно его замок когда-то вдохновил Чайковского на «Лебединое озеро». В этой постановке безумствующий в своем эстетстве король окружен образами, которые способны узнать те, кто знаком с первоисточником.

В шведской постановке Матса Эка 1987 года персонажи — не те, за кого себя выдают. Одиллия будто прячется за маской Одетты, злая волшебница притворяется колдуном. Лысые танцовщицы в образах лебедей вызвали неоднозначную реакцию зрителей. В британской постановке 1995 года все лебеди — мужчины, а в авторском спектакле хореографа Раду Поклитару 2013 года лебедя превращают в мальчика Зигфрида.

Одним из современных прочтений «Лебединого озера» стала постановка Александра Экмана в 2014 году для Норвежского балета. Автор вдохновился самым первым российским спектаклем и воссоздал историю этой постановки. А еще в балете появилось настоящее озеро — уникальная водная декорация.

Наряду с радикальными авторскими прочтениями в последние годы активизировалось стремление хореографов приблизиться к первоисточнику, вернуть на сцену те самые образы XIX века. В 2016 году свой вариант балетной ретроспективы представил Алексей Ратманский. На сцене вновь оказались балерины в пачках будто из позапрошлого столетия, в кордебалете последнего акта появились черные лебеди, вернулись грим и музыкальное сопровождение полуторавековой давности.

В разные годы сюжет и образы классического балета Чайковского вдохновляли постановщиков из разных стран, рождали новые метафоры и смыслы.

«Лебединое озеро» остается современным и востребованным — благодаря соединению гениальной симфонической музыки Чайковского и богатому сюжетному ряду, насыщенному образами и метафорами. Музыковед Юрий Слонимский однажды написал:

«“Лебединое озеро” было, возможно, вообще последним произведением романтического толка во всей европейской культуре».

Символы «Лебединого озера»: метафоры и образы, понятные всем

Как и полагается великому произведению, балет «Лебединое озеро» в течение своей долгой сценической жизни оброс узнаваемыми символами и смыслами. О многих из них знают те, кто даже не видел постановку своими глазами.

Так, ведущая партия Одетты-Одиллии давно стала одной из самых желанных для классических балерин мира. Эту роль, достойную настоящей примы, в разные годы исполняли истинные звезды балета. В историю постановки вписано имя Пьерине Леньяни. Итальянскую балерину считают одной из лучших исполнительниц этой роли. Она танцевала Одетту на сцене Мариинки и даже 32 фуэте выполняла с особой грацией. Великая Майя Плисецкая исполняла партию Одетты-Одиллии целых 30 лет — это рекорд.

Знаменитый «Танец маленьких лебедей», созданный балетмейстером Львом Ивановым, стал настоящим символом и первой ассоциацией к балетному искусству даже для тех, кто далек от мира классического танца.

А еще одна ассоциация с «Лебединым озером» характерна уже для жителей советского и постсоветского пространства. Многие помнят, что именно этот балет можно было увидеть по всем телеканалам во время августовского путча 1991 года.

Каждая эпоха наделяла «Лебединое озеро» своими смыслами, но во всех вариациях балет и музыка к нему привлекали внимание зрителей.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24