Байдарка спуск по горной реке

Сплавсредства — чему покоряются горные реки

Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

  • Лёгкий класс составляют каяки и байдарки.

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

  • Средний класс прочно и основательно оккупировали катамараны.

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

Читайте также:  Каменистая гряда на реке

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

  • Перейдём к тяжелому классу сплавсредств – к плотам.

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

Сплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

Источник

Что такое рафтинг? Плюсы и минусы сплавов по горным рекам

Как и где заняться рафтингом, о чем стоит знать заранее новичкам, а также достоинства и недостатки этого вида спорта.

Читайте также:  Стояние на реке угре союзники ахмата

Здесь и далее фото unsplash.com

Если ты хочешь отправиться в настоящее путешествие, не боишься бросить вызов водной стихии и обожаешь адреналин, то стоит обязательно попробовать рафтинг.

По какой реке можно сплавиться, какими бывают маршруты для рафтинга, и о чем стоит узнать, прежде чем бронировать тур? Сейчас подробно ответим на все эти вопросы.

Что такое рафтинг

Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам на надувной лодке. Его популярность, вероятно, связана с тем, что рафтингом может заниматься практически любой человек, в том числе и новички.

Все, что требуется, чтобы присоединиться к команде — это 15 минут инструктажа, после чего ты начнешь скакать по бурным порогам или наслаждаться тишиной и спокойным течением реки.

Лодки для рафтинга называются рафты, и самые простые из них представляют собой большую надувную лодку. Они бывают разных размеров и могут вмещать от четырех до 18 человек. Современные модели выполнены так, чтобы не затонуть от попадающей внутрь воды, и достаточно прочны, чтобы подводные камни и другие препятствия не могли их повредить.

Экипаж

В спортивном рафтинге экипаж — это единая команда, они работают в унисон, чтобы маневрировать лодкой. Каждый из членов экипажа, как правило, является высококвалифицированным специалистом по рафтингу или опытным энтузиастом. Они все могут «читать» реку, что позволяет им автономно работать в команде и отбрасывает необходимость в гиде.

В коммерческих сплавах по воде экипаж обычно состоит из новичков и нуждается в опытном гиде или капитане, который управляет лодкой. Клиенты работают вместе, чтобы выполнить команды, выкрикиваемые лидером. В этом случае гид подобен водителю, а экипаж — двигателю.

Работа гида — это, прежде всего, безопасность его команды. Он обязан проинструктировать всех и научить ряду упражнений для понимания того, как вести себя в лодке и в воде, если упадешь за борт. Гид отвечает за «чтение» реки и определение наилучшего маршрута через пороги.

Опыт лидера имеет решающее значение для веселого, захватывающего, но безопасного опыта сплава по воде. Гиды по рафтингу — это уникальные люди, которые почти всегда обладают причудливой и веселой индивидуальностью.

Снаряжение

Снаряжение для рафтинга на воде для клиента включает в себя плавучие средства, гидрокостюмы, шлемы и весло. Для гида это также еще и плот, метательная веревка, коммуникационное устройство, свисток, речной нож, средство для поддержания плавучести на порогах, аптечка первой помощи и большое направляющее весло для дополнительного рычага.

Навигация, также известная как чтение реки — это навык, который требует большой практики. Река имеет много особенностей (объем воды, вертикальный спуск, препятствия, мусор, камни, подрезанные скалы, фильтры, отверстия, волны и многое другое), которые образуют пороги.

Работа гида состоит в том, чтобы перемещаться по реке, избегая опасностей и при этом используя все забавные особенности маршрута, которые делают сплав по реке таким увлекательным.

Плюсы и минусы рафтинга

Если ты подумываешь о том, чтобы попробовать этот спорт, то наверняка захочешь взвесить все «за» и «против».

Преимущества

  • Путешествие по дикой природе;
  • Настоящее приключение;
  • Новый, волнующий опыт;
  • Преодоление трудностей;
  • Выброс адреналина;
  • Знакомство с новыми людьми;
  • Возможность полюбоваться красивыми пейзажами с реки;
  • Возможность сделать клевые фото.

Недостатки

  • Дороговизна;
  • Необходимость уезжать далеко от дома;
  • Отдаленность от цивилизации большинства маршрутов;
  • Риск переохлаждения и получения травм;
  • Высокая опасность при несоблюдении мер безопасности.

Уровни сложности маршрутов

Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.

Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.

  • Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
  • Уровень II: легкий
  • Уровень III: трудный
  • Уровень IV: очень трудный
  • Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
  • Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников
Читайте также:  Идущий к реке mix

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Что стоит узнать, прежде чем заняться рафтингом по реке

Рафтинг — это отличный новый опыт, который подарит тебе незабываемые впечатления, однако важно убедиться, что твоя жизнь не окажется под угрозой во время сплава. Для этого, прежде чем прыгнуть в лодку, нужно узнать ответы на следующие вопросы.

  1. Как давно компания, с которой ты собрался сплавляться, занимается рафтингом?
  2. Насколько опытен ваш гид?
  3. Соответствуют ли спасательные жилеты, которые вы наденете, стандартам безопасности? Если они повреждены, это должно тебя насторожить.
  4. В каком состоянии находятся шлемы? Они должны прочно сидеть на голове в течение всего сплава, поэтому недопустимо, чтобы ремни на них были оборваны.
  5. Внушает ли доверие речное снаряжение и надувное судно?
  6. Имеет ли гид квалификацию в области базовой первой помощи и СЛР (сердечно-легочная реанимация)?
  7. Есть ли у компании аптечка первой помощи, аварийно-восстановительный комплект и спасательные сумки?
  8. Насколько полным является инструктаж по безопасности? Если ты что-то не понял, не бойся задать гиду уточняющий вопрос.
  9. Во сколько закончится ваш сплав? Важно, чтобы вы успели закончить по крайней мере за час до наступления темноты.

Примечание: обязательно сообщи гиду о любых имеющихся у тебя серьезных заболеваниях и состояниях, а также том, как хорошо ты умеешь плавать.

На что обратить внимание во время сплава

1. На реке всегда носи спасательный жилет и убедись, что он плотно прилегает к телу. Даже если ты хороший пловец, пренебрегать этой мерой безопасности нельзя.

2. Помни, что шлемы в основном предназначены для того, чтобы уберечь тебя от весел восторженных товарищей по рафтингу и очень редко — в качестве защиты от камней на реке. Однако, поскольку такая опасность есть, не снимай шлем до окончания сплава и убедись, что он надежно закреплен на твоей голове.

3. Не привязывай / не обматывай веревкой запястья, руки, ноги или шею! Это может быть опасно, если ты упадешь в воду.

4. Не ставь ноги на страховочный трос снаружи рафта во время гребли. Так ты можешь пострадать, если ударишься о валун.

5. В случае, если рафт вот-вот ударится о валун, не пытайся остановить двухтонный импульс надувного судна своим легким веслом, ногой или руками, поскольку так можно получить травму.

6. Прекрати водные бои и другие забавные занятия перед порогами и убедись, что личное защитное снаряжение — спасательный жилет и шлем — плотно прилегают к телу.

7. Если ты упал в воду, не паникуй и расслабься: спасательный жилет немедленно поднимет тебя на поверхность. Существует около 90% вероятности, что ты всплывешь прямо рядом с рафтом. Хватайся за него. Помни, что надувное судно — это твой самый большой спасательный жилет на реке.

В случае, если ты окажешься вдали от рафта, ляг на спину, направив ноги вниз по течению. Не пытайся резко встать, так как можешь зацепиться ногой за камень или другое подводное препятствие. Внимательно слушай своего гида, даже если его указания противоречат твоим инстинктам — плыви туда и так, как он скажет.

8. Получай удовольствие! Если ты сплавляешься вместе с опытным гидом и четко следуешь его инструкциями, не забывая о мерах безопасности, то рафтинг принесет массу ярких впечатлений, и ты наверняка захочешь повторить!

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24