Булычев заповедник сказок год написания

Кир Булычев «Заповедник сказок»

Заповедник сказок

Произведение (прочее), 1991 год

Язык написания: русский

С Алисой всегда происходят какие-то удивительные приключения. То профессор превращается в козлика, то целый класс по вине Алисы остается на второй год, то вдруг Алиса встречает. другую Алису из параллельного мира.

Диафильм по мотивам одноименной повести.

  • Локус США
  • Небьюла США
  • Всемирная премия фэнтези США
  • Хьюго США
  • Аэлита Россия
  • Книга года по версии Фантлаба Россия
  • «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» Россия
  • Мемориальная премия имени Андрея Зильберштейна Россия

Раздел доступен только после регистрации и оценивания нескольких произведений.

  • Новинки и планы издательств в жанре фантастики выходит регулярно, сюда пишут и сами издательства
  • Издательство «Эксмо» персональная рубрика
  • Издательство «АСТ» персональная рубрика
  • Издательство «Азбука» персональная рубрика
  • Издательство «Фантастика Книжный Клуб» персональная рубрика
  • Самодельные и малотиражные издания
  • Рецензии на фантастические книги
  • Личная колонка k2007 регулярные сводки по новинкам от одного из админов сайта
  • Глас админа тут всё о новшествах сайта, в т.ч. технических

Авторы по алфавиту:

Завершено издание полного собрания сочинений братьев Стругацких в 33-х томах.

Составлена страница книжной серии «Фэнтези Джо Аберкромби»

2021 2021 2014

Первый раз читала этот роман почти десть лет назад, уже тогда было ощущение, что это что-то не совесм крапивинское. Чем дальше события от советского времени, тем меньше они в себе несут. света что ли. Сейчас снова перечитала, и к тому ощущению. >>

оценка: 8

Любое использование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на источник.
© 2005-2022 «Лаборатория Фантастики».

Источник

Кир Булычев «Заповедник сказок»

Заповедник сказок

Повесть, 1985 год; цикл «Алиса»

Язык написания: русский

Перевод на литовский: — Д. Монтвилене (Pasakų draustinis) ; 1998 г. — 1 изд. Перевод на словацкий: — Д. Саболова (Rezervácia rozprávok) ; 1987 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
  • Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь ) | Вторичный литературный мир
  • Время действия: Далёкое будущее
  • Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Детская литература

Гном, выбравшийся из кармана, волк — любитель морковки и козлик, который звонил по видеофону.

Алиса отправляется в Заповедник сказок, узнать, что связывает всех этих животных.

В заповеднике сказок пропал его директор — известный ученый Иван Иванович Царевич. Соблюдая строгую конспирацию к Алисе обращаются жители заповедника и просят ее о помощи.

Написана в 1980г. Отдельно опубликован фрагмент повести (первые три главы: «Гном в кармане», «Как лечили дракона» и «Свен и кукла») под своим основным названием (1996г. и далее). Полный вариант повести публиковался без существенных изменений.

Выпущен диафильм под названием «Заповедник сказок» (1991).

Детский комикс Олега Краморенко по мотивам «Заповедника сказок» — журнал «Миша» 1995 г. №№ 5-7.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 77

Активный словарный запас: крайне низкий (2210 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 67% — на редкость выше среднего (37%)!

Самиздат и фэнзины:

Издания на иностранных языках:

avsergeev71, 28 сентября 2016 г.

Да это ж про меня!

Про нас про всех, какие к черту волки?!

Гениальная книга гениального автора. Одно из лучших произведений не только в цикле про Алису, но и во всем творчестве К.Булычева. Тот самый случай, когда вроде бы типичная детская книжка на деле оказывается совсем не детской. Особенно когда перечитываешь ее в зрелом возрасте.

Сказка, как известно, является ложью с некоторым намёком. Благодатный, однако, жанр для писателя. Можно оторваться по-полной, не рискуя впасть в махровый морализм, даже если намёки будут слишком уж явные, — сказка же. Тем более — детская. Если кто и узнает себя, то только посмеётся. Разве что смех будет не таким уж и весёлым. А если уж говорить откровенно, — совсем грустным будет этом смех.

Ведь в повести, по большому счету, нет (за исключением разве самой Алисы) ни одного однозначно положительного персонажа. Перед нами разворачивается весь спектр моральных изъянов: от «простительных слабостей» до тяжелых пороков. Заповедник сказок при ближайшем рассмотрении оказывается заповедником нравственных калек и уродов. Причем образы выписаны автором так ярко и точно, что в какой-то момент становится прямо-таки неловко за общество, пусть и сказочное. Особенно перед детьми. И как в зеркале видишь свои собственные пороки и изъяны.

Ну и как всегда у автора, наиболее беспощадно показано зло: честно и откровенно, без всяких скидок на сказочный сюжет. Причем оно вызывает здесь даже не возмущение или страх, а брезгливость и омерзение: главный антагонист — не столько злой волшебник из сказки, сколько обыкновенный бандит с замашками садиста, который не остановится ни перед чем, даже перед жизнью ребенка.

Читайте также:  Географическое положение большого арктического заповедника

nikivar, 5 сентября 2018 г.

Повесть о сказочной стране

В одной не очень далекой стране жили-были граждане.

Страна заботилась о них, охраняла от внешних врагов и старалась, чтобы они не попали в опасный большой мир. Одной из забот страны было обучение маленьких граждан. Страна стремилась охватить образовательными заботами маленьких граждан как можно раньше. Ведь когда же учить разумному, доброму, вечному, как не в самом младшем дошкольном возрасте?

«Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан. Пускай детки и зайчики верят, что волки грызут морковку. Пускай они растут добренькими и нежненькими. Растут себе и растут. А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать».

В такой прекрасной стране обязательно должен быть руководитель – знающий, уверенный, выбранный в результате честных и открытых выборов. Для этой цели страна собирала граждан на большой поляне («Всем приказываю собраться тут же, мгновенно, немедленно, судорожно и со сказочной быстротой на поляне замка. Если кто не придет, он будет заточен и заколдован. Повторяю: немедленно, быстро, мгновенно, молниеносно всем собраться у замка!») и начинались выборы.

«Теперь мы будем голосовать. Рук не подымать, рта не раскрывать. Кто пискнет, будет иметь дело с моими волками и котами, а они шутить не любят. Итак, кто за то, чтобы ехать в прошлое? Все молчат? Значит, все согласны. А теперь можно хлопать в ладоши и кричать «ура!». Кричите и хлопайте. Волк и Кот, следите, чтобы все кричали и хлопали».

Некоторые граждане кричали и хлопали. Другие не успевали разобраться. Но жизнь шла своим чередом.

И ничего не менялось…

Вот уже 30 лет прошло с тех пор, как была написана эта повесть. Обычная детская сказка — с добрыми героями и злодеями, опасными, но не слишком приключениями, с полюбившимися к тому времени персонажами. Но написал ее человек с замечательным чувством юмора, — человек добрый и незлопамятный. Поэтому сказку интересно читать и взрослым: то тут, то там разбросаны шутки и сравнения, небольшие оговорки и меткие замечания. Ребенок, читая, будет следить за сюжетом, а взрослый не раз весело засмеется — и немножко загрустит. Потому что все осталось по-прежнему и ничего в этой сказочной стране не меняется.

saddlefast, 1 декабря 2009 г.

Великолепное исследование корней тоталитаризма. Вроде, все всё понимают. И все люди – от природы тянутся к свободе. И в частной беседе – все готовы сказать, что принуждение и диктат над личностью – это плохо.

Но, почему-то так получается, что, как только люди составляют собой общество, немедленно они становятся послушными. Как только их выстроят перед королевским замком на партсобрание и предложат проголосовать за нового тирана, все моментально поднимут лапы вверх.

И всегда за все, что угодно, проголосуют только «за». И только единогласно. Да еще и оправдываются – «мы же всего лишь экспонаты».

Да, вы экспонаты в Заповеднике сказок. И всегда среди вас найдется самый никчемный. Который не может ни в ступе летать, ни колдовать. Ни мудростью не обладает, ни красотой. И именно он то и возглавит ваше сообщество.

И вы поймете важность исторического момента. И поймете, что общественное выше личного. И вы обязательно привыкнете, если сначала непривычно. Если новый повелитель прикажет ходить на головах, вы повздыхаете, но обязательно привыкнете.

И будете радоваться, что не на боках приказали ходить. И будете молчать и голосовать «за». И найдутся парторги-затейники, кто скажет с трибуны: «Все молчат? Значит все согласны. Смело вперед – к очередному светлому будущему».

И будут делать с вами, что захотят. А вы будете трепетать от страха и шептать: «мы ничего, мы же согласные, мы – экспонаты».

tolstyi1010, 10 июля 2018 г.

Алиса Селезнева попадает в Заповедник сказок, чтобы спасти директора заповедника Иван Ивановича Царевича. Там ей приходится столкнуться с персонажами из детских сказок, но не все они добрые.

Новые приключения объединяют в себе будущее (21 век) и сказочное. Алиса познакомится с гномами, Котом в сапогах, Королем, Драконом, Дедом Морозом и другими сказочными персонажами, которые знакомы каждому ребенку.

Данное произведение очень похоже на многие произведения Кира Булычева, из цикла про Алису (Гай-до, Пленники астероида, Конец Атлантиды, Подземная лодка). Алиса оказывается в неком месте (в данном произведении это Заповедник сказок, хотя может быть и другая планета, астероид и заброшенная подводная станция), где все боятся некого злодея, и побеждает его. Меняется только место и жители, которых надо спасти.

Читайте также:  Все об ильменском заповеднике

При прочтении книги было не совсем понятно, как работают автобусы в мире Булычева. В повести «Сто лет тому вперед», нам показывали, что они стоят на месте, а пассажиры перемещаются между двумя точками. В данной почести Алиса с гномом летели на автобусе до Заповедника сказок.

Как итог: читать всем, у писателя очень хорошо получилось поместить Алису в сказочный мир, к персонажам русских сказок.

wax, 6 февраля 2013 г.

читала совсем-совсем маленькой,лет пять или семь было.историю про Свена и куклу,а также про короля который всё время хотел есть,помню до сих пор)огромное спасибо автору!

В детстве, опять же, не понимала.

Очень точно обыграно человеческое общество.

Но и они ничего не могут возразить..

И появляется Алиса-маленькая девочка-которая берет и разоблачает злодеев. Делает так, чтобы их не боялись.

И вот уже вся сказочная братия буквально сминает злодеев.

И как-то так сразу видно, что ни капельки они не страшные. Скорее, жалкие. Как можно было таких бояться.

lammik, 10 декабря 2017 г.

Всё началось с того, что папе Алисы, профессору Селезнёву, позвонил козлик, а так как козлики не должны пользоваться видеофонами, профессор посчитал этот звонок неуместной шуткой, ведь он в этот момент работал над очередной книгой об обитателях разных планет. Затем дом профессора посетил странный товарищ в пожарной каске, который представился заместителем директора Заповедника сказок Кусандрой. Кусандра привёл к Селезнёву дракона Змея Гордыныча с многочисленными жалобами на здоровье. А в кармане пальто Кусандры обнаружился гном, самый обыкновенный гном Свен, для друзей просто Веня. Веня и рассказал Алисе, что в Заповеднике сказок созрел заговор по свержению директора, который бесследно исчез. Алиса не отказалась помочь гному, это же Алиса Селезнёва! Так она оказалась в Заповеднике сказок.

В отзывах на повести из цикла об Алисе Селезнёвой часто можно прочитать что-то типа: «Читал в детстве — шло на ура, перечитал позже — не пошло, всё какое-то детское. Всему, мол, своё время.» Так вот цикл про Алису нужно читать дважды — в возрасте Алисы и после 30. Тут каждая повесть как глыба айсберга и детская надводная часть, безусловно, сияет и блестит, но это хорошо если 10% смысла произведения. «Заповедник сказок» как раз об этом. Сверху — история о том, как Алиса попадает в мир героев разных сказок, проходит через разные передряги и свергает злого Кусандру. А внизу — острая как нож и яркая как Солнце социальная сатира. А какие вкусные типажи! Подлец и карьерист Кусандра, двуличный Волк-«вегетарьянец», старый развратник Кот в сапогах, желающий защекотать то Спящую царевну, то Алису, могучий, но трусливый и недалёкий Змей Гордыныч, ленивый тунеядец и арендодатель половины замка Король, и, наконец, послушные и безынициативные сказочные «экспонаты».

Цинник, 9 апреля 2007 г.

Весьма остроумная вещь. Рекомендую читать маленьким детям. Особенно хорош «котяра в сапогах», который всё время грозился защекотать Алису. А в финальной сцене Алиса похожа на «Ленина в Октябре». Как она провернула революцию в заповеднике сказок, и свергла негодяя Кусандру:smile:

amak2508, 24 августа 2019 г.

Великолепная сказка для детей и взрослых, практически эталон — увлекательная, динамичная и очень смешная. Чего-чего, а юмора в ней, пожалуй, побольше, чем в любой другой из книг автора. И, что очень приятно, нет в ней таких моментов, когда хотелось бы воскликнуть «Не верю!» — во всё верится моментально и бесповоротно :).

Наконец-то и сама Алиса получилась у Булычева не супердевой, запросто возвращающей к жизни целые планеты («День рождения Алисы»), а самой обыкновенной девчушкой, которой и страшно, и сделать она сама мало чего может, и домой убежать в какие-то моменты сильно хочется. Но вот есть у неё одно очень симпатичное качество — никогда она перед подлостью отступать не станет, никогда друга в беде не бросит, никогда с поля боя не сбежит. А может и правда в будущем всех так воспитывать будут? :).

А какие эффектные образы героев получились у Булычева в этой книге, например тот же гномик Свен или по-своему хитрые, но с хитростью, которая вся на виду, помощники Кусандры Волк и Кот. Думается, эта повесть в сто раз более полезна для воспитания детей, чем те слова, которые родители изо дня в день твердят своим чадам, пытаясь сделать их лучше.

AlisterOrm, 16 апреля 2018 г.

«Все сказки хорошо кончаются. Детки должны воспитываться на хороших примерах, добро — ха-ха-ха — торжествует, порок — ха-ха-ха — наказан. А потом наступит время, и их только вкуснее будет кушать. Нет. мы во всём и всегда остаёмся гуманистами. Но у нас есть долг! Очищать леса и заповедники от ненужных вредителей. Мы — санитары леса! Мы — его честная стража! Стража порядка. » (Волк).

Читайте также:  Все животные байкальского заповедника

Наверное, сам Булычёв дивился тому, что же он написал. Несмотря на все условности повестей об Алисе Селезнёвой, они вполне укладывались в рамки научной фантастики. А тут. Говорящие волк, медведь и плешивый кот в сапогах, трёхглавый дракон и надоедливые гномы, директор заповедника Иван Царевич, превращённый в козлика, и русалка, работающая экспонатом в местном пруду. На фоне космических кораблей, бороздящих просторы сами-знаете-чего, это выглядит лютой наркоманией.

«Ой, — сказал зайчик. — А мы ещё урожай не собрали! Капуста не поспела.

Пустяки, — сказал Кусандра — Не о капусте надо думать в такой исторически момент. Не о ка-пус-те!»

Но за последние страницы можно простить автору многое. Сразу вспоминается гениальная повесть «Перпендикулярный мир», где Великий Гусляр попадает под власть бюрократа-диктатора Пупыкина. На последних страницах Булычёв расписывает, пусть и не слишком выразительно, те принципы, по которым и сейчас пудрятся мозги и выносятся остатки здравого смысла, заставляя людей находится в подчинении у откровенных негодяев и мошенников.

«А вы будете моими придворными, моими слугами и помошниками. Каждому из вас гарантирую богатство и безнаказанность!» (Кусандра).

Знакомо, да? Это делает «Заповедник сказок» не просто рядовой повестью для детей, коей она и является в своей основе, но и более сложным по своему посылу, как это модно нынче говорить, «месседжем», в котором зашифрован крик души автора.

А главное, запомните вот это:

»- Я им не верю, — прошептал медведь-молчун.

-Тогда их дело плохо, — сказал Дед Мороз и улыбнулся в усы».

macabro, 1 апреля 2015 г.

Вот сказки из цикла о Алисе «Заповедник сказок» и «Козлик Иван Иваныч» Кира Булычева: в далеком прошлом обнаруживается сказочный мир из которого в будущее переносят некоторые персонажи и селят в этом самом заповеднике сказок, директор заповедника Иван Иваныч Царевич (там забавный эпизод со спящей красавицей – она один из обитателей заповедника, спит, а влюбленный директор не хочет воспользоваться ситуацией и

1. Романтических отношений тут пруд пруди, и рискованных шуток разного рода, которые Алиса не понимает и читатели-дети, наверное, тоже, а вот родители наверное поймут, то есть тут игра такая же как в современных нам мультфильмах Шреке и иже с ним.

2. Мораль тут заключается в том, (Мораль из этого такова) что Ивану Царевичу следовало бы отбросить свои интеллигентские комплексы вместе с должностными инструкциями, поцеловать красавицу и жить с ней долго и счастливо.

3. Конфликт отцов и детей. Алисе вместе с козликом никто из взрослых не верит, она вынуждена справляться одна.

4. Все враги очень жалкие личности, они трусливые резонеры, престарелые, словно побитые молью, и вообще заповедник сказок производит жалкое впечатление: все мало адекватны, заняты собой, не слушают собеседника и т.д.

Из этого можно сделать главный вывод: сказка Булычева предпочитает детское – взрослому, чувство – разуму, современность – сказочному прошлому. Когда Иван Царевич ведет себя как ученый-администратор он проигрывает, когда начинает вести себя подобно сказочному герою – выигрывает.

god54, 31 марта 2012 г.

Прекрасна сама по себе идея об эпохе сказок и заповеднике сказок. Как преподнесена, как обыграна на детском уровне. Одним словом в советское время сама по себе цензура была хороша, скольким прекрасным произведениям она позволила родиться. А сейчас все больше укрепляешься во мнение, что чем больше свободы, тем меньше хорошей фантастики.

sergej210477, 8 июля 2015 г.

Хорошие, остроумные сказки. Для взрослых несколько простоват сюжет, но всё равно интересно перечитывать. А для детей, читающих книгу в первый раз, масса новых впечатлений. Тут и гномы и волшебники и русалка и Серый Волк и другие знакомые по сказкам персоонажи. Сам прочитал с удовольствием за вечер. К научной фантастике не отнесешь, но к неплохому детскому фэнтэзи книга принадлежит.

ivanna33, 2 ноября 2006 г.

В 20 лет более спокойное отношение к сказкам. В детстве понравилось больше (перечитала совсем недавно). А сейчас герои эти сказочные кажутся какими-то слишком. глупыми что-ли. 🙁

Lia Irety, 10 марта 2007 г.

Иногда ведь можно себе позволить верить в сказки? Особенно, если в них оказывается жизнь, такая же, как наша.

Gourmand, 28 марта 2015 г.

«Вы всего лишь колода игральных карт». Что-то мне эта история напомнила. Гном был хорош, юмор был хорош, кукла Даша была хороша, а потом всё скатилось к детсадовской истории. Да ещё и сцена с разоблачением, очень напоминающая (см. выше). Первая часть понравилась, а в целом — слабо.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24