Часовня на берегу святого озера

Косино-Ухтомский. Церковь Николая Чудотворца на Святом озере.

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Святое озеро носит свое название благодаря святости здешних мест с времен зарождения христианской веры на Руси. На Святом озере еще с давних времен существовал уникальный православный комплекс, состоящий из часовни, купален и живописной тополиной аллеи, духовно соединяющей Косинские храмы со Святым озером. Каждый верующий мог приходить в часовню, чтобы поставить свечи, помолиться, приложиться к иконам, искупаться в исцеляющих водах озера.

На Святом озере еще с давних времен была устроена часовня. Слева и справа от нее были купальни. На Святое озеро совершались крестные ходы в день Преполовения Пятидесятницы, в праздник Косинской иконы Божией Матери и в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Дорога, по которой совершался крестный ход, начиналась с живописной тополиной аллеи. Аллея длиной 200–250 метров начиналась вблизи церковной ограды напротив ворот, правее к востоку. В нее вела высокая арка, увенчанная крестом и надписью «Святое озеро». Заканчивалась аллея такой же аркой, и дальше дорога шла по большому 250-метровому деревянному мосту с перилами над болотистым берегом Святого озера. Великолепная аллея как бы символизировала неразрывную духовную связь, которая соединяла Косинские храмы со Святым озером.

Мост, находясь над озером на высоте 2–2,5 метров, переходил в довольно большую открытую деревянную площадку, на которой находилась часовня. Она была просторная, необыкновенно красивой архитектуры, и напоминала небольшую церковь. В часовне находились два списка с чудотворных икон: Божией Матери «Косинская», святителя Николая и другие иконы. Перед иконами стояли подсвечники, и каждый желающий мог поставить свечу и приложиться к иконам. За часовней на свободной террасе находилась Иордань, где служили молебен, и совершалось освящение воды. После молебна крестный ход возвращался в храм, а богомольцы устремлялись в купальни, которые располагались на этой же террасе с левой и с правой стороны.

До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса не сохранилась в связи с беспощадным послереволюционным временем начала XX века. Сегодня Православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино занимается восстановлением порушенной святыни — храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Святом озере. В настоящее время воссоздана большая часть внутреннего убранства храма, еще предстоит возвести шатровую крышу, поставить главный купол, облагородить прилегающую территорию.

Освящение храма в честь иконы Божией матери «Живоносный источник» 16.04.11 г. Малым чином совершил Преосвященнейший Александр, епископ Дмитровский.

По преданию, когда-то на месте озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Букал. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Букал о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. Много лет здесь не было храма, но люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу.

Интересно, что это предание вполне может иметь под собой реальную основу. Достоверно известно, что Косинское озеро образовалось от провала. Это доказывается тем, что оно имеет совершенно круглую форму, а на дне его встречаются остатки больших деревьев. Кроме того, удивительное озеро имеет подводные пласты. При постройке часовен сваи уходили вниз более чем на пятнадцать метров, причем сперва свая легко шла в илистое дно, потом встречала твердый грунт, а после нескольких ударов снова долго опускалась, не встречая препятствия.

Читайте также:  Центр загородного отдыха лукоморье псковское озеро

В народе верили также, что озеро находится под особым покровительством Николая Чудотворца и Пресвятой Богородицы. Дело в том, что когда-то в давние времена на озере явилась икона святителя Николая. Чудотворный образ перенесли в церковь. Впоследствии Петр I пожертвовал в Косинский храм Моденскую икону Божией Матери. Икона эта также прославилась чудесами. Постепенно сформировался обычай совершать молебен перед иконами Моденской Божией Матери и святителя Николая, а затем купаться на святом озере.

«Село Косино хорошо известно православному люду земли Русской и ежегодно посещается, по преимуществу в летнее время, массой богомольцев, приходящих помолиться перед чудотворными иконами, находящимися в храмах его, и погрузиться в цельбоносные волны Святого озера, — писал в 1903 году И.К. Померанцев. — Озеро имеет тесную, можно сказать, органическую духовную связь с храмами села Косина, и целебная сила его вод, по народному верованию, основанному на многих опытах богомольцев, производится благодатным действием Божией Матери и святителя Николая, по молитвам верующих пред чудотворными, находящимися в храмах села Косина иконами».

Источник

Чудеса Антониево-Дымского монастыря и Святого озера

Антониево-Дымский монастырь всегда был уединенной и заштатной обителью. Оттого здесь так легко и свободно дышится.
Место, несомненно намоленное – все-таки одна из древнейших обителей Северной Руси!
Основан монастырь в 1243 году Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. В возрасте 37 лет и чине настоятеля Антоний покинул Хутынский монастырь, приняв решение вести жизнь отшельника. Он долго бродил в лесной глуши, пока не вышел на берег небольшого озера, над которым поднимался легкий, как дым туман, отчего и названо оно было Дымским. Полная первозданной тишины природа источала глубокое безмолвие, место, как нельзя лучше подходило для монашеской жизни.
Антоний поставил здесь небольшой шалаш, а спустя время выкопал землянку. Трудясь днем, ночи стоя на молитве, Антоний избегал телесного покоя. Для еще большего измождения своей плоти он постоянно носил тяжелые вериги, а голову покрывал железной шляпой с широкими полями весом около шести килограммов. Причем, поля этой шляпы были прибиты к тулье гвоздями так, что врезались в голову и образовывали незаживающие язвы. Все это напоминало Антонию муки тернового венца Спасителя.

Вид Антониево-Дымского монастыря, рисунок с натуры И. Первухина, 1867 г.

Слух о подвижничестве одного из первых северных отшельников привлек к “скиту на Дымях” насельников, монахов из других монастырей. По мере заселения и хлопот братии, была жалована грамота от новгородского князя Александра Ярославовича Невского на земли вокруг Дымского озера для создания на них монастыря.
Сперва подвижники поставили деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела – первоначальника Дымской пустыни, с пределом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих.
В возрасте 67 лет пр. Антоний отдал душу Господу, и его тело было положено на левой стороне церкви, а спустя сто лет мощи преподобного были впервые обретены нетленными.
История Антониево-Дымского монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были светлые периоды и времена разрухи. Расцвет обители приходится на XIX век, когда большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря тогда возвели каменную ограду с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. На территории в дореволюционное время находились: одноэтажный братский корпус; 2-х этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и пекарней; 2-х этажный паломнический корпус; хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Читайте также:  Драгоценный сундук озеро лухуа геншин

Соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Антониево-Дымского монастыря. 2020 год.

За свою историю Антониево-Дымский монастырь трижды разрушался: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти. Когда в 1919 году монастырь был упразднен, «для разгона монахов» пригнали броневик, в память о тех трагических событиях обитель долго называли «Красный броневик».
И только в 1994 году на Дымском озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен деревянный крест. С этого момента началось восстановление монастыря. Здесь опять появилась часовня пр. Антония, спустя время обитель вновь вернулась в лоно Русской православной церкви, и получила самостоятельность. Сейчас она развивается под сенью Тихвинского монастыря.
Увы, до сих пор большая часть зданий Антониево-Дымского монастыря стоит в руинах, но по всему видно, работы здесь ведутся. Информационные щиты на строительных заборах говорят о том, что в 2000 году начато восстановление главного собора обители – храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Он был заложен в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне. Строили очередями: сперва возвели каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи пр. Антония Дымского, по мере накопления средств, перестроили в камне первый, а затем и второй этажи (1740 -1761гг), пока храм не был завершен отделкой в 1806 году. На первом этаже храма находилось два придела – справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже – Троицкий храм.

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери на берегу Дымского озера.

Самое почитаемое и привлекательное место Антониево-Дымского монастыря – Святое озеро и две часовни на его берегу.
Новенькая ближняя деревянная часовня Тихвинской иконы Божией Матери ещё достраивается, и выглядит очень свежо. Она посвящена светлой памяти хранителя священной иконы протоирея Сергия Гарклавса, который 60 лет оберегал образ, и в 2004 году вернул его в Россию Тихвинскому монастырю. Об этом говорит надпись на памятном камне.
Дальше дорожка ведет к главной часовне преподобного Антония, построенной в 2011 году на месте разрушенной большевиками святыни – в XVIII веке один петербургский купец, получивший выздоровление от купания в озере, поставил здесь молельню. Теперь рядом находится прекрасно оформленная купальня с раздевалками. Монастырь поддерживает древний чин омовения в целительном озере, и хранит немало примеров чудесного исцеления страждущих людей в результате купания или молитв у мощей преподобного Антония. Записывать эти случаи начали примерно с 1670 года составители жития дымского святого. Например, отмечено, как некий житель тихвинского посада Симеон, страдающий болезнью, от которой глаза его сильно гноились и кровили, будучи у Казанской церкви над гробом преподобного, зачерпнул утренней росы с травы, промыл ею глаза и тут же прозрел. Зафиксированы в документе и другие чудеса.
Так, в 1744 году, услышав о божественной силе монастыря, сюда приехал петербургский купец Ермолай Калитин, страдающий кожной болезнью. Он отслужил молебен у гроба и стал купаться в Дымском озере, после чего совершенно выздоровел. В благодарность за свое исцеление, купец пожертвовал крупную сумму на строительство церкви, два иконостаса и раку над мощами Чудотворца Антония.

Часовня преподобного Антония на Дымском озере.

Вообще в Антониево-Дымском монастыре приятно прогуляться по аллеям лесопарка к озеру и вдоль него, летом приезжает много паломников, желающих совершить обряд купания в священных водах по православной традиции.
Так повелось испокон веков. Известно, что в XIX веке монастырь посещало порядка 25 тысяч богомольцев в год. Всех влекало «цельбоносное озеро» и каждый паломник обязательно купался или омывался в нем не менее трех раз.
И летом, и зимой толпы страждущих людей, иногда покрытых ранами, движимые верой в вышнюю помощь от Бога, при участии молитв преподобного Антония окунались в воду и находили исцеление.
Наибольший наплыв народа приходился на День обретения мощей пр. Антония и “Иванов день” (св. Иоанна Предтечи). До революции этот массовый праздник сопровождался большой конной ярмаркой. Помещений в монастыре не хватало, и богомольцы располагались прямо вокруг стен обители. После обряда освящения воды тысячи мужчин и женщин с малолетними детьми с обеих сторон пристани тотчас погружались в воду.
Среди других важных праздников, привлекающих паломников, были Троица и Крещение.
Сегодня вся купальная инфраструктура монастыря на берегу выглядит очень пристойно – раздевалки, туалет, скамейки, оформленный ступеньками и перилами спуск в воду. Зимой на праздник Крещения к проруби возле креста стекаются многочисленные желающие приобщиться к древней традиции. У всех одна мысль – очиститься от скверн греховных в освященных водах и получить здравие души и тела!

Читайте также:  Тихое место челябинские озера

Купальня, раздевалки, зона отдыха напротив часовни преподобного Антония на Дымском озере.

В середине декабря 2020 года Антониево-Дымский монастырь был вынужден закрыть храм во имя Казанской иконы Божией Матери на карантин, т. к. среди братии появились ковид-больные. Увы, пообщаться в живую ни с кем не удалось, но по телефону отец Паисий рассказал мне, что в настоящее время в монастыре постоянно подвизается 25 человек, братия активно развивает подсобное хозяйство: скотный двор, пасеку, огород, теплицы, есть своя пекарня. В монастырской лавке можно купить уникальные чайные сборы, составленные местным травником и прополис в разных видах.
Обычно туристические группы проводят в монастыре полтора-два часа, но некоторые приезжают потрудиться на весь день. Дополнительные руки ой как нужны! Сейчас все силы брошены на ремонт Казанского соборного храма, увы средств не хватает, даже на то, чтобы покрыть битумную крышу железом.
Эскизный проект готового храма украшает ограду строительных лесов. Каждый посетитель может увидеть, в каком прекрасном виде его хотят возродить, и оказать посильную помощь в этом благом деле.


Что поменялось в монастырской жизни и самом Тихвине с момента возвращения Чудотворной иконы Божьей Матери? По мнению отца Паисия, во-первых, город сильно преобразился, стал благоустроенным и красивым, во-вторых, у многих людей поменялось отношение к Богу, увеличилось число прихожан в церквах и послушников в монастырях.
Он вспоминает: когда протоиерей Сергей Гарклавс привез бесценную икону в Тихвин, его спросили, что бы он хотел получить взамен? «Я не в праве, ибо не владелец, а просто ее хранитель», – ответил батюшка. Он просил только о возможности раз в год приезжать из США, дабы помолиться у священного образа. Тогда для отца Сергия был построен домик на берегу Дымского озера, где он жил во время своих визитов. Сейчас домик ремонтируется и готовится к размещению памятной экспозиции. Рядом с ним недавно вырос современный коттедж дочери Гарклавса, изъявившей желание насовсем переехать в Россию.
«Чудеса у нас происходят постоянно! Если писать на эту тему книгу по итогам пяти минувших лет, то получится пятитомник», – говорит отец Паисий. И как им не происходить, если место силы у Дымского озера постоянно наполняется благодатной энергией!
Сегодня в Казанском храме покоятся вновь обретенные мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцов Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. Молитвы у них произносятся ежедневно и голосов молящихся становится все больше, звучат они дружнее…


Как добраться до Антониево-Дымского монастыря.

Удобнее всего на личном автомобиле или на туристском автобусе в составе тургрупп.
Из Санкт-Петербурга курсируют рейсовые автобусы по направлению Бокситогорск и Пикалево – надо ехать до остановки Галично, далее 3 километра пешком по асфальтированной дороге.
На электричке Санкт-Петербург – Тихвин. Из Тихвина общественный транспорт до монастыря не ходит, надо заказывать такси. Стоимость поездки туда и обратно – 640 рублей.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24