Человек который следит за рекой

Предложения со словосочетанием «следить за рекой»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ушатый (прилагательное):

Ассоциации к слову «следить&raquo

Ассоциации к слову «река&raquo

Синонимы к словосочетанию «следить за рекой&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «следить за рекой»

  • В ночной темноте приземистые, широкие постройки отца, захватившие много земли, лежали на берегу реки , сливаясь вместе с деревьями в большую тяжёлую кучу, среди неё горели два красных огня, один выше другого. Мельница очертаниями своими была похожа на чью-то лобастую голову, она чуть поднялась над землёю и, мигая неровными глазами, напряжённо и сердито следит за течением своевольней реки .

Сочетаемость слова «следить&raquo

Сочетаемость слова «река&raquo

Значение слова «следить&raquo

СЛЕДИ́ТЬ 1 , слежу́, следи́шь; несов. 1. перех. (устар.), за кем-чем и с придаточным дополнительным (обычно в сочетании со словом „глазами“). Наблюдать что-л. движущееся, перемещая взгляд вслед за движущимся предметом.

СЛЕДИ́ТЬ 2 , слежу́, следи́шь; несов., чем и без доп. Разг. Оставлять грязные следы, пачкать. Следить грязными сапогами. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «река&raquo

РЕКА́ , -и́, вин. реку́ и ре́ку, мн. ре́ки, дат. река́м и ре́кам, твор. река́ми и ре́ками, предл. в река́х и в ре́ках, ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в разработанном им русле. Река Нева. Судоходная река. Берег реки. Плыть вниз по реке. Мост через реку. (Малый академический словарь, МАС)

Источник

Кто такие бурлаки

Кто такие бурлаки, изображенные на известной картине, знают немногие. Это судовые рабочие, которые нанимались обслуживать грузовое судно во время пути к месту назначения. В списке их обязанностей было всё, что касается судна и груза: загружать-выгружать товар, стаскивать тяжёлое судно с мелей, заделывать пробоины, вычерпывать воду. Тащить неповоротливую баржу против течения на длинной верёвке — было лишь одной из множества задач. Бурлацкую тягу официально запретили только в 1929 г. До самой революции бурлаков ещё можно было встретить на малых реках и труднопроходимых участках крупных рек.

Как появились бурлаки

Инфраструктура обширной территории Российского государства была плохо организована. Лесные массивы, болота и отсутствие хороших дорог были препятствием лёгкому передвижению по стране. Поэтому в России главными транспортными связями между регионами всегда были реки. Передвигаться достаточно свободно можно было только по рекам. К тому же, не нужно было заботиться о ночлеге или корме для лошадей, как это бывало на дорогах. Заметим, что были и такие места, единственным способом добраться до которых или доставить товар была река.

Грузовое речное судоходство

Поток грузов с середины XVIII столетия по Волге и другим российским рекам значительно увеличивается. В Западной Европе стали пользоваться спросом железо и медь уральских заводов, русский лес и зерно. Ценились лён, пенька и шерсть. Кроме того, внутри страны товарным потоком с Нижней Волги на ярмарки везли соль.

Первые пароходы только-только появились в 1820-х г. на крупных реках, но были беспомощны в узких местах и на мелях. Суда либо сплавлялись вниз по течению, либо поднимались против течения вверх, «взводились». Например, с уральских заводов гружёные караваны по рекам Чусовой и Каме сплавлялись в Волгу. А дальше вверх по реке могли везти груз до устья Невы.

Читайте также:  Цветет шиповник у реки

Живописные скалы на берегах быстрой уральской реки Чусовой называются «бойцами»

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Уральская река Чусовая быстрая и порожистая. Провести караван барок по течению и не разбиться о коварные скалы-бойцы могли только умелые и знающие реку сплавщики.

Спрос на рабочую силу

Нищая и бесправная крепостная доля толкала крестьян уходить из деревень в города, искать заработок и лучшую жизнь. Мужики «рядились», то есть за оплату по договору нанимались на работу. Из них постепенно сложился рынок свободной рабочей силы.

Одновременно заметно вырос спрос на рабочую силу в речном судоходстве. По Волге в 1830 году ходило до 15000 судов, по Оке около 6000, на Каме — 1800 и 1150 судов на других притоках Волги. Туда и направились тысячи бывших крестьян и сделали этот промысел своей основной профессией. Так в России появились бурлаки.

Из чего состоял грузовой караван

Речные суда были различных типов. Барки-расшивы в основном сплавлялись вниз по рекам. Перевозили железо, медь, чугун и выдерживали 10-20 пудов. Их строили на один сезон, а в конце сплава продавали или разбирали на дрова. Баржи были крупнее по размеру, ходили вверх и вниз по течению. Строились основательно, служили несколько лет и вмещали 50-100 пудов груза.

Торговые судна всегда шли по реке караваном из барок и баржей. Главой каравана был приказчик или хозяин. Хозяйская барка называлась «казёнка». На палубе был устроен домик для жилья. Она шла под флагом и замыкала вереницу.
В каждом караване были «паузки», свободные лодки, на которые временно перегружали товар, если судно садилось на мель. На 15 судов полагалось 3 паузка.

Чем занимались бурлаки

Команда каждого судна делилась на руководителей и судовых чернорабочих. Артель состояла из 8-20 бурлаков, причём на одного человека полагалось 250 пудов груза, что равно чуть более 4000 кг. Артель нанимали на специальных бурлацких рынках. Как правило, приказчик следил, чтобы бурлаки из одной команды хорошо знали друг друга и могли поручиться за исполнительность и добросовестность товарища. Каждый бурлак «выправлял» паспорт на полгода, после чего артель самостоятельно добиралась на отправную пристань. Приказчик сверял по списку прибывших рабочих, а если кто не являлся, то штрафовал всю артель.

Бурлаки-грузчики на волжской пристани около Саратова

Обязанности руководства

В руководящий состав входили сплавщик или лоцман и водолив.
Сплавщик — это опытный моряк, который хорошо знал фарватер на опасных и быстрых реках, например таких, как Чусовая или Белая и руководил работой бурлаков.

При движении вверх по рекам сплавщик заменялся лоцманом или шкипером. Лоцман стоял у руля и отдавал команды.

Водолив — старший рабочий, главный после сплавщика. Следил за исправностью судна и был обязан откачивать воду в случае течи. Буквально: лил воду. Отвечал за сохранность груза и восполнял из своего жалованья его порчу или пропажу.

Обязанности бурлаков

До прибытия в конечный пункт и полной разгрузки бурлакам следовало находиться в распоряжении руководства и выполнять всю судовую работу:

  1. Перегружать товар в «паузки», если барка села на мель.
  2. Снимать её с мели.
  3. Помогать другим командам своего каравана.
  4. Чинить проломы и убирать воду из барки.
  5. В опасных местах оберегать груз даже ценой жизни.
  6. Отбиваться от камней.
  7. Если судно повреждено сильно, то идти по реке за новым, а затем перетащить груз.

Как бурлаки тянули баржу

Глава артели — «шишка», надёжный и крепкий бурлак, стоял первым в ватаге с двумя ближайшими помощниками.
Бечева, длинная крепкая верёвка из пеньки, крепилась на судне. Через каждые примерно 6 метров к бечеве крепились широкие лямки — петли из кожи.

Читайте также:  Пограничная зона на реке

Бурлаки тянут барку на Ладожском канале, 1900 год

Бурлак продевал через голову в лямку и распределял по груди и плечам. Впрягшись, бурлаки разом налегали на лямки и мерным шагом шли берегом реки.

Если кто-то сбивался с ноги, то соседи начинали сталкиваться плечами. Важно было каждому идти синхронно и в ногу. Для этого бурлаки затягивали песню. Обязанность знать много песен для координации шага была у главного артельщика.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Песню «Эй, ухнем!» придумали не бурлаки, а лесорубы. В таких трудовых песнях не было художественного смысла. Припевки были инструментом в монотонном труде. Они задавали темп и помогали действовать слаженно. С этой целью пели и рабы на плантациях, и гребцы на галерах.

Последним в связке бурлаков шёл косной, который следил за целостностью бечевы и в случае надобности мог вернуться на судно.

Всегда ли бурлаки тянули лямку

Нет, не всегда бурлаки тащили баржу на верёвке, как это изобразил художник Илья Репин, а только когда этот способ был целесообразен. Например, в низовьях рек при отсутствии попутного ветра. Для прохода каждого участка пути сплавщик или лоцман выбирал индивидуальный способ передвижения судна по реке:

  • Естественным сплавом по течению.
  • Используя силу ветра и парус.
  • На вёслах.
  • С помощью бечевой тяги.
  • Тягой лошадиной силой.
  • «Завозом» якорей.
  • На буксире за пароходом.

Например, на Волге выше Рыбинска для продвижения судов можно было впрячь лошадей. А от Рыбинска по Шексне или от Новой Ладоги до Петербурга баржи тянули пароходом. Когда караван шёл по течению, бурлаки находились на палубе и по команде сплавщика специальными длинными палками отталкивались от дна, чтобы держать судно в фарватере.

Кого брали в бурлаки

Трудному и опасному ремеслу в учебном заведении не обучали. Бурлаки приобретали навыки на практике. В бурлаки нанимали в основном бывалых и сильных мужчин. Опытный сплавщик на бурлацком рынке сразу мог выделить хороших работников. Но, как правило, при нужде брали всех, кроме калек: в артели каждый на что-нибудь да годился.
Среди бурлаков можно было встретить и мальчиков-подростков, и совсем уже стариков. Нанимались в бурлачки даже женщины. Встречались семейные пары, которые вместе шли работать в одну артель.

Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии, 1910 год

Сплавщики, водоливы и лоцманы тоже причислялись к бурлакам, но относились к элите этого промысла. Хозяин нанимал их индивидуально, учитывая опыт и репутацию. Сплавщик обычно брал в ученики мальчика лет 14-15, который в будущем становился мастером этого ремесла.

Сколько платили бурлакам

Бурлаки начинали работать ранней весной, когда с рек сходил лёд, и заканчивали осенью. За судоходный сезон могли пройтись по реке несколько раз. Нанимались всей артелью, договаривались о сроках и торговались с приказчиком об оплате.

Например, жалованье бурлака за один сплав по уральским рекам было от 12 до 16 руб. Сплавщику при этом платили 70-80 руб, лоцману или шкиперу — 50-60 руб, водоливу — 15-20 руб. На маршруте от устья Камы до Петербурга бурлак зарабатывал 40-45 руб, лоцман (шкипер) — 130-140 руб, водолив — 70-90 руб.

Бурлаку выдавали задаток в половину жалованья, до половины которого сразу шла в уплату податей. Кроме того, от места найма до пристани, от которой караван начнёт путь, бурлак должен был добраться за свой счёт. Часть денег судорабочий отдавал в артель на покупку продуктов, и ещё мог купить в пути рабочие рукавицы или табак. Бывало, обратную дорогу домой, если не находилось попутного заработка, бурлак шёл пешком. Заработанных денег в итоге оставалось немного.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Женщинам полагалось платить меньше, чем мужчинам. При этом приказчик мог вписать в бумаги женщину, как мужчину, а разницу в жаловании положить в карман.

Почему бурлаки занимались этим промыслом

Бурлачество — это тяжёлый и опасный труд. На хлеб бурлаку хватало, но разбогатеть, как видим, не удавалось. Тем не менее, в середине XIX века этим промыслом в России ежегодно занималось до 600 000 человек.

  • Бурлачить шли люди из разных губерний, разной национальности и социальных групп.
  • Были среди них и свободные деревенские мужики, которые не хотели заниматься крестьянским трудом или не имели хозяйства.
  • Были и бродяги без роду и племени, и женщины-вдовы или солдатки без мужей.
  • Иногда это были совсем молодые люди, которым хотелось побывать в новых местах.
  • Для тех, кого привлекало вольное житьё, это была возможность побывать за пределами привычной деревни, увидеть большие реки и города.
  • Бывшего крепостного человека возможность иметь свой заработок сразу поднимала на социальную ступеньку выше.
Читайте также:  Схема для вышивки поцелуй у реки

Уходящая натура

Пароходы и железнодорожные перевозки постепенно обесценили труд бурлаков. С 1853 г. по Волге ходило 22 парохода. В 1857-м их число увеличилось до 50, а к 1859 г. по реке их насчитывали до 97. Прогресс коснулся не только количества паровых судов. Постепенно увеличилась мощность парового двигателя, а значит и количество груза, который он мог перевозить, в том числе и на буксире. Надо отметить, что способ передвижения судов людьми чем дальше, тем больше считался устаревшим и даже негуманным.

Пассажирский пароход на Волге Общества пароходства «Кавказ и Меркурий», конец XIX века

Куда девались бурлаки

На российских реках с 1850-х годов спрос на бурлацкую тягу начинает спадать. Тем не менее, ещё долгое время бурлаки нанимались на участках рек, куда паровой флот не имел доступа. Например, на узких каналах Вышневолоцкой водной системы. Некоторые бурлаки остались в речном судоходстве и перешли работать на пароходы. Часть их превратилась в матросов или кочегаров, в грузчиков и других портовых рабочих. С развитием железных дорог они примкнули к их строительству и обслуживанию, а позже влились в ряды рабочих фабрик и заводов.

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Илья Репин в 1873 году написал картину, глядя на которую, к счастью или нет, у современников складывается впечатление о том, как выглядели и чем занимались бурлаки.

Чтобы собрать материал для картины, Илья Репин проехал по Волге от Твери до Саратова

В мемуарах художник опишет своё первое потрясение от встречи с бурлаками: лохмотья вместо одежды, угрюмые чёрные лица, стёртая от натуги кожа на груди. А когда он выставит полотно «Бурлаки на Волге» в Вене, то получит упрёк от министра транспорта за изображение «допотопного способа», которого, по его мнению, больше не существует. Картина стала символом тяжёлого труда ради выживания, лямки, которую вынужден был тянуть всю жизнь трудовой народ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Если на человека приходилось по 4000 кг груза, то на картине Репина 11 «лямочников» тянут расшиву весом в 44 тонны.

Интересные факты

Бурлаки были многочисленной трудовой прослойкой общества и оставили после себя след не только в истории, но и в искусстве и литературе.

  1. Бурлаки негативно восприняли появление пароходов, а также железных дорог. Пароход они прозвали «сестрой чёртовой кобылы» — паровоза.
  2. В бурлаки шли жители в основном губерний Волжского бассейна, но были и представители северной Пермской губернии. А Пензенскую губернию и вовсе прозвали «бурлацкой» из-за большого количества местных жителей, занятых этим промыслом.
  3. Дорога бурлаков от Астрахани до Нижнего Новгорода занимала 75 дней. Если хозяин не поспевал в срок, то бурлаки работали почти круглые сутки с короткими перерывами на сон.
  4. Бурлаки, чья работа заканчивалась в Астрахани или других крупных поволжских городах, нередко проживали там все нелегко заработанные деньги, тратя их на примитивные развлечения, еду и вино.
  5. Редко «рабочие-лямочники» возвращались в деревни к земле. Походив по вольным рекам, они навсегда оседали в городах.
  6. Литературными героями бурлаки стали у Некрасова, Мамина-Сибиряка, Чернышевского. А также вдохновили живописцев Репина и Верещагина.

Самарский скульптор Николай Куклев сделал копию картины Репина с живым фоном

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24