Через реку на мотоцикле урал

Через реку на мотоцикле урал

Листая зимой страницы журнала «Мото», проникся конкурсом на лучший проект путешествия по России. Организаторы («Мото» и BMW Motorrad) из предложенных проектов намеревались выбрать один и реализовать его, выделив технику, сопровождение и покрыв все сопутствующие расходы.
За написание проекта сел слишком поздно, а потому темой выбрал край, который знаю лучше всего – Урал. Есть у меня давняя мечта – пройти вдоль всего Уральского хребта от его южных отрогов у Аральского моря, до Океана. Кусочек этой идеи я и постарался уложить в условия конкурса: маршрут должен быть пройден на стандартном мотоцикле из линейки БМВ в течении двух недель. Кусочком стали наиболее доступные части Урала: Южный, Средний и краешек Северного. Прохождение планировал подальше от шоссе, придерживаясь горных, малохоженных дорог и направлений Свердловской, Челябинской, Оренбургской областей, Пермского края и Республики Башкортостан.

Честно говоря, в конкурс особо не верил и участвовал в нем чисто из спортивного интереса – занимательно было даже просто создать проект путешествия под конкретную задачу. Тем не менее, в победители вышел мой проект, а уже на мотосалоне IMIS-2013 с организаторами намечались планы предстоящего путешествия.

За время подготовки планы похода потихоньку менялись. Изначально был запланирован мотопоход с машиной сопровождения: я и фотограф журнала идем по маршруту на мотоциклах, машина с механиком и запасным мотоциклом следует параллельно по дорогам. Но в итоге пришли к тому, что мотоцикл будет один, а сопровождение на квадроциклах – оно и к лучшему.
А еще я пытался убить 2-х зайцев: намереваясь, завершив тур с БМВ, пересесть на свою Хонду и продолжить поход по Уральскому хребту, уже с другой группой, к плато Мань-Пупу-Нер. Но недаром народная мудрость гласит: «за двумя зайцами погонишься…», но об этом позже.

За день до старта все участники, погрузившись на машины, выдвинулись из Екатеринбурга в Оренбургскую область (старт намечен в Кувандыке). Все, кроме одного — я напротив только прибыл в Екатеринбург для получения экспедиционного мотоцикла, задержавшегося в транспортной компании. Получив лоснящийся полированными боками мотоцикл, лишь во второй половине дня полетел догонять группу.

Итак, день старта!

Так как вчерашний день у всех выдался не из легких, собрались и выдвинулись лишь к обеду.

Точкой старта выбрали главенствующую над Кувандыком вершину.

Виды захватывают – ох не зря Кувандык в переводе значит Долина Счастья! Фотограф безостановочно щелкает затвором, берет интервью, мы же любуемся очертаниями зеленых сопок, предвкушая далекий и интересный путь.

Команда подобралась очень разношерстная: гвоздь программы — BMW GS800 под моим управлением, заслуженный Honda XR400 под управлением моего отца и три квадроцикла сопровождения (два Polaris 850 и литровый Arctic Cat). На квадриках едут Дмитрий – начальник экспедиции, Андрей, Евгений – фотограф/оператор журнала «МОТО».

От Кувандыка грейдером через Ибрагимово уходим на восток.

C отсыпки спрыгиваем в районе Новоказанки и устремляемся на север. Твердая колея, миновав незримую границу Башкирии несет нас с сопки на сопку.

Всегда обожал местные пейзажи – бесконечная череда невысоких гор и хребтов.

Чистые от леса вершины так и манят прохватить.

Местность даже на снимках с космоса завораживает.

Столь катательная местность простирается на юг до самой границы с Казахстаном, а вот чем дальше на север, тем сильнее вся эта красота прикрывается лесами. Немного о этом районе можно прочитать ЗДЕСЬ

В порывах прохватить по вершинкам теряем колею, рубимся по целине, снова находим, опять теряем, но продолжаем упорно идти к цели. На сегодня в планах по диагонали пересечь Зилаирское плато и заночевать в знаменитом Мурадымовском ущелье.
В одной из низин повстречали местных, решивших попутешествовать на Жигулях и «севших» в одном из ручейков

У села Малоарслангулово пересекаем Южноуральскую красавицу — реку Сакмару по единственному в этих краях мосту.
От села, потеряв высоту, вкатываемся в лес. А здесь мокрая разбитая колея – ад для тяжелого BMW. Ехать показалось тяжко (показалось, потому что я еще не знал, что ждет впереди). В грязи основной бедой GS-а стал не вес, а резина. Универсальная continental twinduro в хорошей грязи тут же замыливалась, а уже потом вступал в игру вес, тянущий заскользивший мотик к грешной земле. Удержать 250 кг груженого БМВ частенько не получалось – приходилось катапультироваться. Кульминация лесного приключения – ровный, но мокрый и скользкий подъем. Едешь внатяг используя все возможности работы мотора на минимальных оборотах, чуть переборщил с газом – занос и падение, и уже не тронуться. Досталось там и квадрикам: фотограф свой на пенек посадил, а на злополучном подъеме и набок положил…

Читайте также:  Самая красивая река пермского края

Кстати, вопреки отзывам о том, что у мотора GS 800 совершенно нет низов, БМВ хоть и очень неохотно, но позволял ползать – скорее всего, заслуга достаточно «тяговитой» первой передачи. Передаточное число выше чем на XR400 (!) – на тяжелых участках отец даже на холостых оборотах все время «упирался» в меня.
Выбравшись с лесного плена опять помчались по твердым колеям, да так что квадрики растаяли где-то в пыли… Остановились, ждем. Что-то долго товарищей нет – едем на поиски. За очередным поворотом раскиданные вещи, «вспаханная» земля.

Фотограф Женя, лежащий неподалеку, «поймал уши». Сам жив, кости целы – отделался легким испугом. Поразил нож, извлеченный из Жениного кармана – загнуло в дугу о ногу! Все поспешили убрать из экипировки твердые предметы.

Технике повезло меньше – квадрик лишился некоторых элементов, разбит фотоаппарат и один из объективов…
Опытными движениями ребята стянули багажными ремнями квадрик воедино, перебинтовали пострадавшего, и мы вновь продолжили путь. На сегодня судьбу испытывать более не стали – через Казанку вышли на грейдер и, миновав Баишево, Новоалександровку, у Бердяша встали на асфальт до Зилаира. В поселке все гостиницы заняты нефтяниками – идем ставить лагерь на живописное местное водохранилище, о чем ничуть не пожалели.

Источник

Мотоцикл «Урал»: история создания и где купить сегодня

В череде товаров, ставших гордостью Свердловской области, самый известный — это, безусловно, ирбитский мотоцикл с коляской «Урал». Его знают не только в России. Ценители мототехники во многих странах мира без ума от него — за то, что в его облике многое сохранилось от старого армейского аскетизма, за полное равнодушие к качеству дорог и сервису, за нежелание жить в «ногу со временем». Он как бы выломился из временного потока, оставшись при этом самим собой.

История создания: легенда про немецкий БМВ

По поводу нашего тяжёлого мотоцикла существует легенда, по которой его якобы тайком скопировали с немецкого мотоцикла «БМВ» 1938 года выпуска, закупив для этого не то в Германии, не то в Швеции пять серийных машин модели R-71. Наши военные, дескать, были под впечатлением победного марша гитлеровцев по Европе, огромную роль в успехе которого сыграли механизированные части, укомплектованные в том числе и мотоциклами с колясками.

— Мы ничего не воровали, это неправда! — возражает директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов. — В 1940 году, когда у нас запускалось производство, Советский Союз был с Германией в хороших отношениях. Немцы сами передали нам и лицензию, и чертежи.

Кстати, принимая решение о выборе прототипа для советского армейского мотоцикла, наши спецы тогда рассматривали и другие варианты: американские машины, английские, те же немецкие (например, более технологичную в производстве модель «БМВ» под индексом R-12, которая позднее стала основной в частях вермахта). Но, как показало время, именно R-71 оказался наиболее удачным, в том числе и потому, что хорошо подходил для дальнейшей модернизации.

Поначалу выпуск советского армейского мотоцикла с коляской развернули в Москве, но осенью 1941 года (после стремительного продвижения немецких войск к столице) производство решено было перенести на Урал. Первый эшелон с оборудованием прибыл в Ирбит 19 ноября 1941 года. Станки разместили на площадях бывшего… пивоваренного завода. А спустя всего три месяца — 25 февраля 1942 года — была выпущена первая партия машин.

Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа: у них был, по сути, тот же оппозитный двухцилиндровый двигатель объёмом 746 кубических сантиметров, развивающий мощность в 22 лошадиные силы. Благодаря нижнему расположению клапанов в цилиндрах он здорово тянул на «низах», преодолевал любое бездорожье. Те немногие изменения, что появились, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого мотоцикла, а 22.

Народный мотоцикл: история успеха

В 1955 году военный заказ был передан Киевскому мотоциклетному заводу (тот выпускал машины под маркой «Днепр»). Уральцам не оставалось ничего другого, как переключиться на гражданских потребителей. И именно в этом сегменте рынка ирбитские мотоциклы добились невероятного успеха. Первой гражданской моделью была М-72М.

Читайте также:  Река суерь где находится

— Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади: копну сена или мешки с картошкой привезти — пожалуйста, на рыбалку — легко. Вёз куда угодно! — рассказывает Александр Буланов.

Поначалу ирбитские мотоциклы не имели своей марки — только буквенные обозначения. Первой машиной с именем была модель М-61 — она называлась «Ирбит».

И только в 1961 году, когда вышла модель М-62, у ирбитских мотоциклов появилось название «Урал». Тогда же развернулось широкосерийное производство мотоциклов.

— Самой массовой нашей моделью за все годы был, наверное, мотоцикл М-63. Он выпускался 8 лет: с 1963-го по 1971-й, — рассказывает бывший директор завода Николай Воложанин.

Николай Воложанин

Николаю Ивановичу в этом году исполнится 80 лет. Он — живая легенда Ирбитского мотозавода, дважды был его директором. В первый раз — с 1979-го по 1983 год, а второй — на излёте славы предприятия, с 1987-го по 1995-й. У него самого было три «Урала», на которых он участвовал в дальних пробегах.

Самый знаменитый из них состоялся в 1968 году. Тогда команда ирбитчан ездила на международный слёт, как бы сегодня выразились, байкеров, который проходил в Италии. Из Ирбита, по воспоминаниям Николая Воложанина, на восьми мотоциклах местного производства выехали девять работников мотозавода. До итальянской Перуджи, где проходил слёт, и обратно добирались 50 дней, проехали 11 тысяч километров — и практически без поломок. Наверное, тогда «заграница» и увидела впервые мотоцикл «Урал». Как рассказывал Николай Иванович, даже в компании с именитыми собратьями «Урал» смотрелся неплохо. Техническое отставание ирбитского мотоцикла началось позже…

Снижение производства

— Я, когда был в Японии, на фирме «Хонда», побывал в их музее мотоциклов. Так вот там очень хорошо заметно, как с середины 70-х годов они резко рванули вперёд. А мы в то время как раз затормозили. Нас сильно ограничивали в новых материалах. Если капиталисты уже делали титановые рамы, то мы об этом даже мечтать не могли, — говорит Николай Воложанин (а ведь крупнейшее в мире предприятие по производству титана — «ВСМПО-Ависма» — расположено в Свердловской области — в Верхней Салде).

Затормозили свердловчане не от того, что не было технических идей. Они были — да ещё какие! Но тогда мотоциклов с коляской в свободной продаже не было, спрос на них сильно опережал предложение. Наверное, кто-то в верхах посчитал, что при таком раскладе тратить деньги и ресурсы на модернизацию ни к чему. Характерный пример — судьба лучшего мотоцикла Ирбитского завода М-73. Для 1980 года, когда он был создан, это была передовая разработка.

— Я сам испытывал этот мотоцикл, — говорит Александр Буланов. — Удивительная машина: мощный 750-кубовый двигатель, электрозапуск, тормоза с гидравлическим приводом. Более десятка авторских изобретений было получено специалистами завода при создании этой модели. Испытали, получили добро на серийное производство. Но для выпуска новинки на первые пять лет требовалось 4,8 миллиона рублей. Завод их так и не получил, хотя ежегодно давал чистой прибыли более 20 миллионов рублей. М-73 так и не пошёл в серию…

Миллионный мотоцикл ирбитчане выдали в 1975 году, двухмиллионный — в 1985-м, трёхмиллионный — в 1993-м. Самое большое количество мотоциклов — 131 тысяча — было выпущено в 1992 году. Дальше пошло снижение производства: 1993 год — 121 тысяча, 1994 — 68 700, 1995 — всего 11 700. Почему так произошло?

— Главная причина — не стало потребителя, — говорит Николай Воложанин. — Когда в начале 90-х годов отпустили цены, а зарплаты упали, сельским труженикам и жителям малых городов уже было не до покупки нового мотоцикла, большинству на жизнь денег не хватало.

Современные модели

Примечателен тот факт, что именно в сложное для завода время появились такие популярные мотоциклы, как Урал «Вояж» и флагманская модель Урал «Волк».

Тяжелый дорожный мотоцикл Урал «Волк», сошедший с конвейера в 1999-м году, стал излюбленной моделью российских байкеров. Мотоцикл укомплектован двигателем объемом 745 куб. см мощностью 45 л.с. и разгоняется до 152 км/ч. Благодаря необычному дизайну и ходовым характеристикам чоппер Урал «Волк» по праву возглавляет рейтинг самых удачных моделей завода.

Что касается мотоцикла Урал «Вояж», появившегося чуть раньше (в 1996-м году), то эта модель имела более скромные характеристики: двигатель объемом 650 куб. см мощностью 36 л.с., позволяющий развивать скорость до 120 км/час.

С конвейера завода мотоциклов «Урал» сошли и другие модели: армейская версия мотоцикла Урал Gear-Up с камуфляжной расцветкой, патрульный мотоцикл Урал «Соло-ДПС» с ветровым щитком, сиреной и сигнальными фарами и тяжелый мотоцикл для перевозки грузов Урал «Геркулес».

Читайте также:  Физико географическая характеристика реки кама

Урал «Турист» – один из лучших образцов туристических мотоциклов для дальних поездок, в том числе и по бездорожью, разгоняющийся до 120 км/ч. Модель Турист 2WD стала полноприводной версией этого мотоцикла с дополнительным приводом на колесо коляски.

Мотоцикл Урал «Соло» является довольно мощным одиночным байком с классической посадкой и низким прямым рулем, развивающий максимальную скорость в 150 км/час. Этот недорогой мотоцикл входит в число самых популярных моделей завода мотоциклов «Урал» и отлично подходит для большого города.

Модель Урал «Ретро» выполнена в стилистике 40-50-х годов, хотя сегодня этот мотоцикл с сидением из черной кожи и велюровой обивкой коляски смотрится более чем современно и стильно.

В 2007-м году был выпущен мотоцикл Урал «Пустыня» с рычажной передней вилкой и микропроцессорной системой зажигания, предназначенный для езды по песку, и модель Урал «Вьюга» с приводной коляской для эксплуатации в зимний период.

В 2015 году была выпущена лимитированная партия мотоциклов с коляской Урал, посвященная новой части фильма Star Wars. Модель была названа «Dark Force» и продавалась только в США. Ural Dark Force, заднеприводный двухместный мотоцикл, обладает мощностью в 41 лошадиную силу с четырехступенчатой механической коробкой передач. В нем установлен двухцилиндровый оппозитный мотор воздушного охлаждения объемом 749 кубических сантиметров с электронной системой впрыска топлива. Кроме светодиодной передней фары, по заявления произволителя, к мотоциклу прилагался настоящий световой меч.

Мотоциклы «Урал» в Книге рекордов Гиннесса

Житель Ирбита Константин Матвеев в 1992 году попал в Книгу рекордов Гиннесса, проехав на мотоцикле «Урал» в положении с поднятой коляской 338 километров за 8 часов 14 минут 11 секунд. Рекорд был поставлен на обычном городском стадионе.

Ирбитчане Анатолий Бикишев и Александр Буланов в 1992 году (в один день с предыдущим рекордом — 7 июня), поочередно меняясь прямо на ходу, проехали на мотоцикле «Урал» с поднятой коляской 24 часа без остановки — даже дозаправка бензином осуществлялась в движении.

Житель Ирбита Владимир Глухих проехал на мотоцикле «Урал» задним ходом, не останавливаясь, 171 километр 200 метров за 8 часов 47 минут 23 секунды. Рекорд был поставлен всё в тот же день, 7 июня 1992 года.

Ирбитчане Анатолий Бикишев, Александр Буланов и Константин Матвеев в 1993 году они, сменяя друг друга, проехали на мотоцикле «Урал» без остановки 25 505 ки­лометров. Время в пути составило 440 часов (чуть больше 18 суток), средняя скорость движения — 57,97 километра в час.

Интересные факты о мотоцикле «Урал»

  1. Советские байкеры из всех мотоциклов страны выделяли именно «Урал» — так как он выглядел более агрессивно, а также громко и красиво «рычал».
  2. «Урал» приглянулся Саддаму Хусейну. В 2002 году Республиканская гвардия заказала 2000 мотоциклов Ирбитского мотозавода с колясками для осуществления своей оборонительной стратегии, основанной на тактике высокой мобильности. На «Урал» устанавливались пулеметы для повышения обороноспособности.
  3. В 2012 году мотоцикл «Урал» купил для себя голливудский актер Брэд Питт и до сих пор является счастливым обладателем модели Урал «Турист» с коляской.
  4. На мотоциклах «Урал» довольно часто ездят герои зарубежных фильмов и сериалов. Например, на Урале Solo-sT ездил Моро в фильме «Призрачный гонщик 2».

Где купить сегодня

Но Ирбитский завод всё же сумел сохранить своё профильное производство и свою марку. Сегодня это единственный в России завод, выпускающий отечественные мотоциклы. Пережил он и своего собрата — украинский «Днепр». Хотя объёмы производства с советскими временами, конечно, не сравнить.

— Продажи последние десять лет стабильны — 1 200 мотоциклов в год, плюс-минус сто штук, — рассказывает генеральный директор ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» Владимир Курмачёв.

По его словам, на заводе сейчас заняты 140–150 человек (в лучшие годы работали более 10 тысяч), а продажи почти целиком идут за рубеж. Лидером по этому показателю являются США — на эту страну приходится до 60 процентов отгруженных мотоциклов. Наибольшей популярностью пользуются мотоциклы Урал с коляской и знаменитый уральский «Волк».

Однако самые преданные поклонники легендарных мотоциклов Ирбитского завода не за океаном, а здесь, в России, и для многих из них «Урал» по-прежнему считается уникальным и единственным в своем роде.

На российский рынок поступает не более 5 процентов. Что неудивительно: из-за малой серии и высокой доли импортных комплектующих стоимость «Урала» сегодня составляет около 500 тысяч рублей. За эти деньги можно купить автомобиль. Но кто-то предпочитает покупать именно «Урал».

Видео: история создания мотоциклов Урал

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24