Что случилось с кубанью рекой

Река просит помощи: чем грозит критическое обмеление Кубани и Краснодарского водохранилища

Интенсивное развитие сельского хозяйства и транспорта, рост населения и городов, глобальные изменения климата – вместе эти факторы привели к существенным отрицательным явлениям в окружающей среде. С этим столкнулась и наша Кубань: обмелевшие, а местами и вовсе пересохшие реки, безводное Краснодарское водохранилище и жесточайшая засуха.

Разговор в прошедшем времени

– Михаил Степанович, что происходит с Кубанью? Куда делась вода из некогда полноводной и даже в большей части региона судоходной реки? В Краснодарском водохранилище почти нет воды. Рисоводы чудом отстояли урожай нынешнего года, работая в режиме жесточайшей экономии поливной воды. А теперь и рыба гибнет в реке. Создается угроза для уникальных осетровых, выращенных Центром сохранения генофонда осетровых рыб «Кубаньбиоресурсы» министерства природных ресурсов Краснодарского края, который вы возглавляете. В чем кроется причина происходящего?

Уловы рыбы в Азово-Кубанском бассейне достигали 3 тысяч тонн. Севрюга была самым многочисленным видом. Недаром же Кубань называли севрюжьей рекой. В Лабе нерестились русский осетр, белуга. Была и стерлядь, которая, правда, как и шип, после 40-х годов уже не встречалась. И это во времена, когда Кубань была полноводной. Случались и паводки, которые чуть ли не ежегодно причиняли низовьям Кубанской равнины большой ущерб. Кроме развития рисосеяния, защита от наводнений территорий в низовьях Кубани также была одной из главных задач. Решить эти проблемы должно было Краснодарское водохранилище. И это было сделано в 60–70-х годах прошлого века. В те годы активно развивались мелиорация, поливное земледелие, и на все требовалась вода.

Долгие годы жители краевого центра, левобережной части Адыгеи и низовья Кубани боялись затопления из-за рукотворного моря. Действительно, в былые времена воды было, что называется, через край. А сегодня можно совершать невеселые прогулки по дну пересохшего Краснодарского водохранилища.

Понятно, что проблемы накапливались не один год. Минимальной отметки Краснодарское водохранилище за свою полувековую историю достигало в 1994 и 2003 годах. Тогда критическую ситуацию быстро выправляли обильные дожди. Теперь же случилось то, чего в природе не было последние лет шестьдесят, а за историю рукотворного моря – вообще никогда. Нехватка осадков началась еще в прошлом году. Осень была засушливой, а зима – малоснежной. Воду в водохранилище стали строго экономить. Специалисты надеялись на пополнение водных объемов весной, но она оказалась очень скудной на атмосферные осадки. Ну и нынешнее лето, да уже и наступившая осень, сами видите, обилием осадков не радуют.

– Об изменяющемся климате сейчас не говорит разве что ленивый. Только ли в этом нахлынувшие беды некогда полноводной реки и такого же водохранилища?

– Это главное. Другая причина, как было уже сказано, интенсивная хозяйственная деятельность, которая приводит к отрицательным изменениям окружающей среды. Как известно, Кубань берет начало в Приэльбрусье Карачаево-Черкесии. За последние два десятилетия ледники, питающие исток главной реки края, «ушли», так сказать, с высоты 1,5 тысячи метров до 2,5 тысячи над уровнем моря. Их стало меньше, а значит, меньше и водный сток.

Зимы стали теплее, а лето – жарче. Среднегодовые температуры растут. Да и дождей стало меньше среднемноголетней нормы. В русла рек дождевая вода почти не попадает, впитываясь почвой. Влага уходит до карстовых пород и остается в водоносных слоях под землей и подземных озерах.

Спасение осетровых

– Как спасали в новых условиях то, что было в море и реке, в том числе и уникальную коллекцию видов осетровых рыб?

– Наше ремонтно-маточное стадо осетровых действительно уникально. Таких генотипов уже нет как в природных условиях, так и в других маточных стадах. А без проточной воды рыбы из маточного стада проживут не более 20–30 минут. Когда полностью прекратилась водоподача, осетровых спасали и днем, и ночью с помощью плавучих насосных станций, расчисткой в водохранилище подходного канала, созданием специальных систем мелкодисперсной аэрации, оборотного водоснабжения, сбора и использования дренажных вод, лечебно-профилактическими мероприятиями… Важно отметить своевременную помощь министерства природных ресурсов Краснодарского края, министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления, Управления эксплуатации Краснодарского водохранилища.

На территории Адыгеи в водоподающем канале часть воды направляется на рисовые чеки, другая часть – на наш комплекс и рыбозаводы. Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея также пошло нам навстречу и ограничило подачу воды в рисовые чеки, чтобы спасти рыбу. Рис можно снова вырастить, а уникальное маточное поголовье не возродишь никогда и ни за какие деньги. Потеря могла быть безвозвратной.

Читайте также:  На реке находилки развивалки фгос

Неестественная среда

– Насколько опасно безвозвратное изъятие стока реки Кубань? Или не так страшен черт, как его малюют? Были бы дожди, а там все наладится?

Источник

На Федоровском гидроузле смыло насыпь и будку охранников ВИДЕО

Река изменила русло и буквально срезала часть берега

Как и предполагала «Живая Кубань», многострадальную временную дамбу на Федоровском гидроузле вновь размыло. Не прошло и месяца – а именно, две с половиной недели – как восстановленную после первого размытия каменную насыпь унесла вода. Об этом редакции рассказали местные жители. Они дополнили, что произошло это 7 июля, после того, как прошла встреча главы Абинского района Вячеслава Иванова с жителями станицы Федоровской по организации транспортного сообщения на период восстановления гидроузла.

Оказалось смыто не только временное укрепление, но и, по словам источника, подмыло берег под будкой охранников, что видно на кадрах. Снесло и саму постройку. Из нее вывалились личные вещи работников и мебель. Источник сообщил, что пострадавших нет. Очевидцы выразили мнение, что река поменяла русло и буквально срезала часть земли.

Видео: «Федоровский гидроузел»

При этом информацию о случившемся «фиаско» в пресс-службе администрации Абинского района прокомментировать отказались, и посоветовали обратиться в ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз». В пресс-службе администрации Красноармейского района заявили, что также необходимо обратиться в учреждение. В организации на момент публикации статьи трубку не взяли.

В связи с очередным обрушением назревает мысль, что восстановление насыпи больше похоже на сизифов труд, а также, вероятно, пустую трату денег. Напомним, это крылатое выражение означает нескончаемую и бесплодную работу. Такой она будет являться всегда, ведь щебень, привезенный с Медвежьей горы, постоянно будет размывать горной рекой Кубанью – таковы законы физики.

Чем опасна «игра» с восстановлением временной насыпи

Стоит отметить, что Кубань, какой бы она ни казалась местами спокойной, особенно в Краснодаре, — река горная, и берет свое начало на вершинах, где тают ледники. Сейчас в регионе стоит жара, и снег в горах, конечно, тает. Водохранилище, которое является резервуаром для этой воды, не всегда может сдерживать огромнейший объем воды. И, следовательно, чем больше в «накопителе» воды, тем скорость ее выброса больше.

Чаще всего Краснодарский край страдает от больших и трагических наводнений именно летом, а не весной, как это кажется. Стоит отметить такие трагические события, как потоп в Темрюке в августе 2002 года и в Крымске в июле 2012. Они происходили именно летом.

Поясним также то, что река Кубань легко может менять русло, если на пути ее стремительного потока будет стоять хоть малейшее препятствие. При этом мощное течение несет с собой и камни, и грязь, и различные ветки. Все эти «компоненты», несомненно, будут разрушать насыпь бесконечно.

Более того, бесконечное возведение насыпи и бесконечное вливание в это дело денег, прекратиться только лишь осенью. Тогда насыпь в любом случае придется взрывать, считают источники «Живой Кубани». Логично, что придется готовиться к зиме: чтобы лед, обломки деревьев и скопившаяся там вода не образовали затор, который рано или поздно опять прорвет, а вода мощным потоком хлынет уже как придется, не следуя руслу. А ведь ниже по течению живут люди…

Источник

Гидроузел всех проблем. Как жители Абинского района оказались по ту сторону цивилизации после обрушения плотины

22 апреля 2022 года на реке Кубань рухнула плотина Федоровского гидроузла. Она питала рисовые чеки в четырех районах края. После обрушения аграрии заявили о возможном сокращении урожая риса на 40%. Чтобы этого не допустить, власти решили насыпать временную дамбу: грузовики начали свозить щебень, камень и песок.

В итоге дамбу размыло течением, а из-за веса самосвалов два моста, которые связывали хутора в Абинском и Северском районах, оказались в аварийном состоянии. Переправы перекрыли.

По самой плотине проходила дорога, которая связывала Абинский и Красноармейский районы. Журналист Юга.ру поговорил с жителями станицы Федоровской, которая примыкает к гидроузлу. Они сами ищут инвестора для строительства моста и готовы платить за проезд.

Федоровский подпорный гидроузел построили на реке Кубань в 40 км ниже по течению от Краснодара в 1967 году, чтобы получить возможность регулировать водоснабжение 130 тыс. га сельхозземель в Абинском, Крымском, Красноармейском и Калининском районах края.

При условии беспрерывной эксплуатации расчетный срок службы гидроузла был 50 лет, он вышел еще в 2018 году. С тех пор конструкция находилась в предаварийном состоянии.

Плотина, с которой все началось

В сентябре 2021 года в станице Федоровской многие потеряли работу. Тогда закрыли на реконструкцию гидроузел. Через него дорога в Краснодар — 40 километров. После начала работ перебраться на другой берег по прямой стало невозможно. Объезжать — в четыре раза дольше (160 км).

Читайте также:  На каких реках водится судак

На том берегу осталось кладбище, поля, теплицы, университеты. Большинство местных работали и учились в краевой столице. Дорога через плотину, которую обещали открыть к 2023 году, должна была связать станицу с Красноармейским районом и облегчила бы путь в Краснодар. На ремонт заложили больше полумиллиарда рублей.

Интернет-портал 93.RU писал, что проект реконструкции Федоровского гидроузла, который выполнил «Техпроект», в июне 2021 года одобрила Главгосэкспертиза. 19 числа того же месяца ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» от имени Минсельхоза РФ разместило закупку на строительно-монтажные работы. Заявку подала только одна фирма — ООО «Инженерные технологические системы» («ИТС»). Ей и достался контракт стоимостью 470,3 млн рублей. Закрыть его нужно было в начале февраля 2023 года. Подрядчику уже заплатили за работу 252,8 млн рублей. Еще 185 млн «ИТС» должна был получить в 2022-м, а оставшиеся 32,4 млн — до 6 февраля 2023 года.

Жители Краснодара заочно знакомы с результатами работы директора и владельца «ИТС» Александра Раздорова. До того как в 2017 году появилась эта фирма, он работал заместителем главного инженера ООО «СТК». Компания выигрывала тендеры на ремонт автодорог в Кабардино-Балкарии, реконструкцию Балкарского театра в Нальчике. А в 2014 году мэрия Краснодара заключила с ней контракт стоимостью 134 млн рублей на реставрацию фасада здания кинотеатра «Аврора».

«В январе-феврале нам начали скидывать видео, что на гидроузле одна из центральных свай пошла трещиной. Сантиметров 20 в ширину. Мы сразу написали в Минсельхоз в Москву. В пятницу написал, а в воскресенье к нам приехали чиновники, представились сотрудниками департамента строительства и Ростехнадзора. Нам начали рассказывать, что с гидроузлом все хорошо, он выдержит и его откроют для проезда», — рассказывает Вячеслав Ольшевский*.

Ответ на жалобу пришел и из Минсельхоза РФ. В документе говорилось, что «реконструкцию объекта ведут в соответствии с госконтрактом и графиком», а все работы «планируют завершить в установленный срок». Через два месяца и пять дней после этого случилось ЧП.

«Все будет хорошо»

Мост через Аушедз был аварийным еще до того, как по нему начали свозить тонны щебня и камней к гидроузлу. Местные жители после зимы заметили, что переправа начинает разваливаться. Они писали письма главе Абинского района и в администрацию Краснодарского края, в ответ получали отписки.

«Нам говорили, чиновники ничего не могут сделать, потому что земля там фактически не принадлежит муниципалитету. Чтобы построить мосты, нужно сначала выкупить землю. А сам мост, как нас заверяли, не опасен, по оценке специалистов. Зимой из-за таяния снега мост подтопило. После того как вода спала, мост начал крениться. Балки, на которых мост стоит, их перекосило. Мы начали везде публиковать эту информацию. Обращались к главе администрации, нам сказали, что все будет хорошо», — рассказывает местная жительница Доменика Дэмиллиани.

После обрушения гидроузла власти решили возвести временную плотину, камни везли на большегрузах одновременно из трех карьеров в Северском районе — через мосты в Ильской и у Федоровской. В итоге один из них обрушился, а второй закрыли.

«Один грузовик, даже пустой, весит более 35 тонн. После этого сначала упал мост в поселке Ильском [28 апреля — прим.ред.], а потом был закрыт для транспорта наш мост через Аушедз. Рабочие говорят, что мост перекрыли после звонка из «Автодора», — рассказывает девушка.

Сначала мост перекрыли пластиковыми блоками, рядом с мостом отсыпали переправу.

«Естественно, там такая насыпь, что без днища можно остаться, даже джипам», — рассказывает Доменика.

Вместе с пластиковыми блоками на мосту появился «рабочий», он останавливал машины и отправлял их к насыпи, буквально в 20 метрах от самого моста. Но и она прослужила недолго: перекопали примерно через месяц.

«Временную насыпь раскопали, якобы она была незаконной. Но как незаконной, если по ней месяц грузовики возили камень к гидроузлу, где их законы были все этой время? Потом насыпь вовсе размыло. К тому моменту по ней уже сотни грузовиков проехали. На самом мосту вместо пластиковых блоков появились бетонные, но их растаскивали руками и проезжали. Когда мы там дежурили, к нам подошел паренек из грузовика, спросил, а как теперь ехать, ему сказали, что через Славянск-на-Кубани. Тогда он ответил, что «так мы же все с перегрузом едем». Под Славянском же весовой контроль», — рассказывает Доменика.

Сейчас мост через Аушедз закрыли дорожными отбойниками, которые вбили в асфальт. Руками их не растащить.

Альтернативный путь

После обрушения моста в Северском районе и закрытия в Абинском местным жителям Федеоровского сельского поселения, куда входят хутора Васильевский Екатериновский, Косовичи, Покровский, Свердловский (около 10–12 тыс. человек), предложили альтернативный путь.

«Получается, что дороги через гидроузел нет и не будет еще лет пять, через мост на брусочках через Аушедз — тоже сейчас нет. Поэтому Минтранс нам советует теперь ехать через Славянск-на-Кубани или через Крымск в Краснодар. Это 160 км, раньше было около 40. Была еще одна дорога через рисовые чеки и пшеничные поля. Но после дождя ты там не проедешь, во-вторых, эту дорогу используют аграрии для сбора урожая. Естественно, они недовольны тем, что ее начали массово использовать (и грузовики с камнями тоже), они для себя ее делали. Вот они сказали, что в ближайшее время дорогу перекопают, чтобы не ездили», — рассказала Доменика.

Читайте также:  Река кама географическое положение

К гидроузлу ведет еще одна дорога, но на ней тоже стоит мост — около станицы Мингрельской через Сухой Аушедз.

«Там тоже аварийный мост, разрушение опор моста уже началось. В итоге они (грузовики) днем и ночью по этому мосту едут к гидроузлу мимо Федоровской. Один из водителей многотонника пытался меня там задавить», — рассказывает девушка.

«У меня дорога на работу и обратно занимает половину дня. А когда мне жить?»

Сейчас в станице резко выросли в цене продукты — доставлять в объезд стало дороже. Местные говорят, что теперь работают только на еду и бензин.

«У нас банально упаковка майонеза стоит 200 с лишним рублей. Люди на вахте едут в Краснодар, им теперь приходится вставать в 2 часа ночи, потому что вахтовый автобус приезжает в 3:30 ночи. Он тоже теперь едет через Крымск. Домой они возвращаются около 9 вечера. А когда жить?» — рассказала Доменика.

Как выглядит Федоровский гидроузел после повторного разрушения:

За медицинской помощью жители ближайших населенных пунктов едут в Федоровскую. Но поликлиника там рискует остаться без врачей: дома терапевта и педиатра стоят по другую сторону, на работу они ездили на велосипедах через мост.

— А если инфаркт, кто будет ответственность на себя брать, если не довезут?

— А за мою дочь кто возьмет ответственность? Как она должна добираться до учебы? Я ее каждый день отправляю на попутке и вечером встречаю с попутки.

— Почему нам отсыпали какую-то дорожку, а через два дня ее нет?

— Мой сын занимается спортом. Серьезно занимается, призовые места занимает. Сейчас получается, что больше 100 км ехать через Славянск-на-Кубани. Еще дочка маленькая занимается. На чемпионатах города и края выступает. Сейчас подготовка идет к первенству России.

Добиться того, чтобы на эти вопросы обратили внимание, удалось за счет публикаций в социальных сетях и СМИ. Сейчас по факту обрушения дамбы прокуратура Кубани проводит проверку, но власти и правоохранительные органы претензий ни к кому пока не предъявили.

«Вот есть группа «Туподар», они нам очень помогли, из «Россия-1» приезжали, сделали хороший репортаж. Сколько нас снимали из «Кубань 24», но там постоянно выворачивается так, как будто во всем виноваты местные жители. У них сюжет был, там прям так и сказали, что, мол, «местные жители облюбовали дорогу через гидроузел». В каком смысле облюбовали? Это практически единственная дорога в Краснодар, какой облюбовали?», — рассказывает Александр Дэмиллиани.

«Главное, чтобы через полгода мост не отжали»

В начале мая на Федоровском гидроузле побывали министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. На фоне дамбы они поговорили про рис, посевную, кукурузу и сою. Про проблемы местных жителей в пресс-релизе администрации ни слова.

Первый обрушенный мост, в поселке Ильском, планируют начать ремонтировать летом, впрочем, точных дат нет. Когда закончат — тоже неизвестно.

Осенью чиновники собираются заключить контракт на ремонт. Но это только планы.

Местные жители ждать еще не хотят. Они сами начали искать инвестора, который бы построил временный мост. И они даже готовы, чтобы проезд был платным.

«Даже если платить по 100 рублей за проезд, можно очень сэкономить на бензине. Это не нужно будет ехать через Крымск, а сразу через гидроузел. Если все получится, инвестор сможет зарабатывать по 10–15 млн в месяц. Там хорошая проходимость. Местные чиновники не против такой идеи и говорят, что если мы найдем инвестора, то уладят все вопросы. Сами инвестора они почему-то не ищут», — рассказывает Александр Дэмиллиани.

26 мая жители станицы Федоровской встретились с инвестором, который занимается строительством. Он считает, что мост через Аушедз отремонтировать невозможно: «Его легче снести и построить заново». Поэтому предложил сделать переправу через реку Кубань, рядом с Федоровским гидроузлом. Педприниматель готов доставить и установить сборный мост, который раньше стоял в Дагестане, но не уверен, что может рассчитывать на прибыль.

«Инвестор хочет встретиться с главой Абинского района, чтобы была поддержка от администрации края. Нужно обсудить нюансы, чтобы через полгода мост не отжали. Он хочет либо сделать платный проезд, либо продать или сдать мост в аренду», — пересказывает разговор Доменика.

В день, когда инвестор был в станице, глава поселения уехал в районный центр.

31 мая жители Федоровской рассказали журналисту Юга.ру, что местные власти рассматривают другого инвестора, от предложения станичников они отказались.

* — имя и фамилия спикера были изменены по его просьбе.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24