Что строят на реке кубань

В Краснодарском крае строят новый мост через реку Кубань. Он станет частью скоростной трассы

На Кубани рядом с Темрюком строят километровый мост на трассе А-289, он станет частью дороги, по которой от Краснодара до Крыма можно будет доехать за два часа

Протяженность новой трассы будет равняться 119 км, она пройдёт от Краснодара до хутора Белый в Темрюкском районе. На трассе построят 49 искусственных сооружений, среди которых мосты через реку Протока и Кубань, разноуровневые развязки, путепроводы и надземный пешеходный переход. О строительстве трассы рассказали в пресс-службе администрации Краснодарского края. Она позволит разгрузить существующую дорогу на Крым и пустить транспортный поток в обход населенных пунктов. Путь из Краснодара до Крымского моста будет занимать около двух часов. Сейчас рабочие заканчивают строить мост через реку Кубань в районе Темрюка.

«Мост будет состоять из 18 опор, из них уже 12 полностью готовы. На остальных сооружают монолитные железобетонные конструкции. Фундаменты опор состоят из двух тысяч забивных призматических свай, погруженных на глубину до 30 метров. Рабочие уже завершили строительство опор и сборку металлоконструкций десяти пролетных строений: по 5 с каждого берега. На собранных пролетных строениях начали устраивать монолитную железобетонную плиту. Специалисты смонтировали стапельную площадку для дальнейшей надвижки пролетных строений над руслом реки Кубань», сообщают в ФКУ Упрдор «Тамань».

Что за трасса? Скоростную трассу от Краснодара до Керчи строят в два этапа (сейчас идут работы над первым этапом, от Краснодара до Темрюка). Она охватит несколько населенных пунктов: Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь. Расчетная пропускная способность новой трассы — 40 тыс. автомобилей в сутки. Завершить строительство планируют к концу 2024 года.

О строительстве трассы договорились ещё в 2019 году. В марте 2020 года был заключен госконтракт на реализацию первого этапа строительства нового автоподхода. Проект участка дороги трассы А-289 оценили в 59 млрд рублей. 1 июля 2021 года в хуторе Белом Темрюкского района Краснодарского края заложили памятный камень в честь старта строительства. В апреле Росавтодор рассказал, что на месте строительства трассы в Славянском районе обнаружили грунтовый могильник площадью 5 тыс. кв. метров. Это захоронение поставили на государственный учет. Все культурные ценности, найденные при раскопках, передали в музей.

Ранее Юга.ру рассказывали, какие трассы планируют построить в Краснодарском крае и сколько денег на это могут потратить. Один из последних проектов, утвержденных правительством дорога из Кавминвод на Черноморское побережье. Её строительство обсуждали с 2016 года. За несколько лет предполагаемая стоимость дороги успела вырасти с 65 млрд рублей до 91 млрд рублей.

Источник

Чеки на воду: на Федоровском гидроузле строят временную плотину

Успеть до сева

У кубанских рисоводов вот-вот начнется горячая пора – сев риса. Значительная часть отведенных под эту культуру полей находится в Красноармейском, Абинском и Калининском районах. Чтобы напитать их водой, без которой невозможен рост посевов, традиционно использовался Федоровский гидроузел. Но 22 апреля на плотине произошла авария – во время работ по реконструкции внезапно обрушились шлюзовые сооружения и проходящий параллельно им участок дороги. Под угрозой оказались сроки сева риса на 130 тыс. га сельхозугодий.

Для того чтобы минимизировать последствия аварии и начать вовремя важные не только для Краснодарского края, но и для продовольственной политики всей страны аграрные работы, был разработан проект возведения временной дамбы. К делу подключились представители Минсельхоза РФ. Сейчас сооружение временной подпорной конструкции ведется круглосуточно.

Читайте также:  1 лиза не убежала с девчонками на реку 2 все они стояли здесь

– Подвозятся техника и люди, чтобы максимально наращивать темпы по восстановлению дамбы, – рассказал заместитель министра сельского хозяйства России Андрей Разин на совещании, посвященном решению проблемы.

Стоит задача – до 25 мая провести первый залив кубанских рисовых чеков.

Федоровский гидроузел – гидротехническое сооружение, расположенное на реке Кубани в двух километрах северо-восточнее станицы Федоровской Абинского района Краснодарского края. Строительство гидроузла началось в 1961 году, а в эксплуатацию он был сдан в 1967 году. Цель создания гидроузла – обеспечение самотечной подачи воды на оросительные рисовые системы, а также поддержание судоходных габаритов на реке Кубани и регулирование стока реки. Федоровский гидроузел является федеральной собственностью, за работу и мониторинг сооружения отвечает ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз».

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка добавил, что для нормализации ситуации, кроме возведения временной дамбы, в этом году планируют увеличить посевные площади риса на территориях, где можно выращивать эту культуру, а чеки не будут зависеть от подачи воды с Федоровского гидроузла. Это касается, к примеру, Славянского и Темрюкского районов.

– В некоторых муниципалитетах по возможности максимально увеличим посевные площади риса. Особое внимание уделим семенным посевам, чтобы обеспечить семенами аграриев в следующем году, – сказал Андрей Коробка.

Кстати, как сообщили в краевом министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, хозяйства в Славянском районе уже приступили к севу риса.

Для риса и жизни

Федоровская плотина имеет большое значение для Краснодарского края. В 30-е годы прошлого века в регионе появились первые рисовые чеки. Но по-настоящему рисоводческим наш регион стал считаться спустя еще 30 лет. Именно в это время в крае начали активно строить основные оросительные системы. А для того чтобы рисовые чеки могли самотеком заполняться водой, в 1961 году на большой излучине Кубани начали возводить мощный гидротехнический объект – Федоровский гидроузел. Плотина должна была сыграть важную роль в регулировании движения и забора воды из реки для аграрных нужд, пропуская до 1400 кубометров воды в секунду.

– В 1961 году началось строительство Федоровского гидроузла. В 1967-м плотину ввели в эксплуатацию. Подпорный гидроузел специально строился для подачи воды на рисовые системы Абинского, Красноармейского, Калининского районов. Задача, которую решали во время сооружения гидроузла, была не из простых: строители на время возведения плотины отводили русло реки Кубань. А когда узел ввели в эксплуатацию, перекрыли старое русло Кубани и пустили воду по новому пути в районе хутора Екатериновского Абинского района, – рассказал глава Федоровского сельского поселения Абинского района Андрей Дубина.

С тех пор на протяжении больше полувека Федоровский гидроузел помогал рисоводам. Рекордные урожаи в миллион тонн «белого золота» в том числе заслуга этого гидротехнического сооружения. Каждую весну шлюзы плотины накапливали воду, затем ее подавали на рисовые чеки, а осенью, когда урожай был собран, вода возвращалась в Кубань.

Больше, чем плотина

Федоровский гидроузел стал не только одним из основных гидротехнических сооружений, питавших кубанские рисовые чеки, но и градообразующим объектом для хутора Екатериновского Абинского района. Именно в этот населенный пункт съезжались в 60–70-е годы рабочие, которые строили плотину, и специалисты, отвечающие за ее дальнейшую эксплуатацию. Для них в Екатериновском построили 37 двух- и трехэтажных многоквартирных домов, Дом культуры, школу, детский сад, ФАП.

Жительница Екатериновского Татьяна Бережная приехала в хутор в марте 1971 года из Казахстана. Она работала мастером на ПМК-1 «Краснодарводстрой» и как раз участвовала в развитии инфраструктуры хутора.

– Помню, как впервые увидела плотину. Она поразила меня своей мощью. Фундаментальное сооружение – такое слово я бы подобрала для нее. Благодаря гидроузлу в 60–70-е годы начали расширяться рисовые чеки в Красноармейском районе, – вспоминает Татьяна Ивановна.

Татьяна Бережная, когда переехала в хутор, общалась с местными жителями, а позже смотрела информацию в архиве ПМК-1, оттуда она узнала, что начинали строить Федоровскую плотину заключенные. Позже на сооружение объекта привлекли солдат, студентов, рабочих и инженеров. Последние приезжали не только из Краснодарского края и Адыгеи, но и со всего Советского Союза.

Читайте также:  Где находится река вольта

– В общем, как это было принято в СССР, стройка стала грандиозной. Как и последующее развитие самого хутора. После того как сам гидроузел и социальные объекты Екатериновского были сданы, строители получили госнаграды. Они даже встречались с космонавтами. Такой почет им был, – рассказала жительница хутора.

Татьяна Бережная с болью восприняла новость об аварии на плотине:

– Для меня это не просто сооружение. С плотиной и тем, что она дала хутору, связаны годы моей жизни. Я считаю, что гидроузел непременно надо восстанавливать. Понятно, что для этого потребуется немало средств. Но, если мы хотим, чтобы Кубань и дальше считалась рисоводческим регионом, это сделать необходимо.

Пятьдесят лет спустя

Напомним, что Федоровский гидроузел изначально был рассчитан на беспрерывную эксплуатацию на протяжении 50 лет. Срок его безопасной работы вышел еще четыре года назад. Более того, с 2018 года сооружение из-за динамических подвижек несущих конструкций находилось в предаварийном состоянии. Это произошло отчасти из-за грузовиков, которые регулярно ездили по технической эстакаде плотины. Поэтому в 2018 году здесь запретили движение транспорта весом от 3,5 тонны. А в конце сентября 2021 года в связи с реконструкцией гидроузла проезд закрыли полностью.

Для жителей станицы Федоровской и соседних населенных пунктов разработали альтернативный вариант проезда до Краснодара через станицу Северскую. Для удобства автовладельцев здесь отремонтировали участок в три километра между хутором Свердловским и станицей Львовской, заменив гравийное покрытие на асфальтовое.

Напомним, что закрытие технической эстакады вызвало волну недовольства среди жителей Абинского района. Но именно эта мера позволила избежать жертв. Когда 22 апреля 2022 года произошла авария и обрушилась часть технической эстакады плотины, транспортный проезд и проход по ней были запрещены.

Будет ли восстановлен Федоровский гидроузел, а не только построена временная дамба – вопрос открытый.

Источник

Незаконное строительство на берегу реки Кубань продолжается в ауле Козет

Об этом сообщили местные жители и члены Совета Адыгейского республиканского отделения ВООП, которые прибыли на место. Строительство ведется на левом берегу реки со стороны Адыгеи в ауле Козет Тахтамукайского района республики. Население аула постепенно теряет доступ к воде реки. На участках ведется строительство частных домовладений.

Также специалисты отмечают, что во многих местах не соблюдается 20-метровая обязательная ширина береговой полосы. Не соблюдаются нормы, которые предусмотрены Водным кодексом, а также в местах застройки, по информации экологов, идет вырубка деревьев и кустарников. Особенно экологи отмечают угрозу обваловочной дамбе левого берега реки Кубань. То есть, строительство, согласно информации от экологов, происходит на землях водного фонда. А земли водного фонда, стоит отметить, принадлежат землям федерального пользования, а не местного. Ранее экологи уже не раз обращали внимание, что строительство на левом берегу ведется, зачастую, с нарушением установленных норм.

Ранее мы рассказывали о незаконном строительстве в Майкопе, на которое также обратили внимание экологи местного Адыгейского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы». Стоит также отметить, что цены на землю и жилье в Адыгее совсем недавно начали расти, но буквально несколько лет назад они были в разы меньше краснодарских. Люди массово начали скупать землю и квартиры, превратив Яблоновский, Новую Адыгею, Козет и еще несколько небольших селений в настоящую и неотъемлемую агломерацию Краснодара.

Источник

Как выглядит Федоровский гидроузел после повторного разрушения (ФОТО, ВИДЕО)

Менее чем за месяц Федоровский гидроузел на реке Кубани дважды угодил в сводки важнейших новостей страны: 22 апреля рухнула его плотина, а 13 мая — временная дамба, которую насыпали взамен обвалившейся. Юга.ру отправили на место двойного происшествия квадрокоптер, чтобы с высоты птичьего полета взглянуть, как обстоят дела на объекте сейчас.

Читайте также:  Заброска на реку подломка

Зачем вообще нужна эта плотина?

Федоровский подпорный гидроузел построили на реке Кубань в 40 км ниже по течению от Краснодара в 1967 году, чтобы получить возможность регулировать водоснабжение 130 тысяч гектаров рисовых полей в Абинском, Крымском, Красноармейском и Калининском районах края.

Что именно произошло на гидроузле?

Объект построили с запасом долголетия в полвека, так что в 2017-м настало время задуматься о реконструкции гидроузла. Проезд по верхнему гребню плотины закрыли сначала для грузового транспорта, а в сентябре 2021-го — для всего остального (и для пешеходов тоже). Это создало большие трудности для жителей станицы Федоровской, большинство из которых работали на другом берегу реки — в хуторе Прикубанском, станице Марьянской или Краснодаре.

Читайте также:

К этому времени был составлен список того, что именно надо отремонтировать на объекте:

  • заменить все плиты и балки железобетонной плотины;
  • установить электронные мониторы состояния несущих конструкций;
  • обновить грузоподъемное оборудование шлюзов;
  • поменять оборудование в диспетчерской;
  • повысить общую сейсмостойкость.

Госзаказчиком выступило ФГБУ «Управление Кубаньмелиоводхоз», подрядчиком — ООО «Инженерные технологические системы». Общую сумму контракта оценили в 470 миллионов 344 тысячи рублей.

Некий местный активист, который представился порталу 93.ru именем Александр, рассказал, что инициативная группа граждан перед закрытием гидроузла на реконструкцию пообщалась с главным энергетиком, который проработал на этой плотине всю жизнь, и тот сказать, что ничего трогать не надо, поскольку конструкция способна простоять еще лет 100.

Сам ход реконструкции Александр описал так: «Строители сняли всё верхнее полотно, [после чего] лопнула одна из центральных стоек — от основания до самого верха разошлась примерно на 10 сантиметров. Когда это произошло, фирма, занимающаяся ремонтом, собрала всю технику и уехала. Это случилось примерно в октябре-ноябре прошлого года».

Активно возобновились работы уже по весне, после того, как на объект зачастили комиссии из Министерства сельского хозяйства — ведь в начале мая следовало начать подачу воды на рисовые чеки.

А утром 22 апреля под напором воды сломалось сразу четыре из семи секций железобетонной плотины.

Чем эта авария нам грозит?

Как отметили в региональном МЧС, сколько-нибудь опасного повышения уровня реки ниже по течения не произошло. Поэтому главным среди печальных итогов этого ЧП стал тот факт, что уровень воды на верхней отметке гидроузла сделался недостаточным для орошения 80% рисовых полей в Краснодарском крае. А это, по оценке «Кубаньмелиоводхоза», грозит сокращением урожая риса на 40%.

Так что проект экстренной реконструкции гидроузла был готов уже 27 апреля. Чуть выше по течению решили насыпать подпорную стену, чтобы:

  • облегчить доступ к рухнувшим конструкциям;
  • вернуть нужный для рисоводов уровень воды на верхней отметке гидроузла.

А что там разрушилось во второй раз?

Подпорную стену достроили 12 мая, после чего Кубанское водохранилище получило указание увеличить водосброс с 462 до 659 кубометров в секунду — чтобы речная вода начала наполнять систему рисовых каналов.

Но что-то очень быстро пошло не так, и свеженасыпанную дамбу размыло уже через несколько часов. Срочно вызванные на место происшествия сотрудники краевого МЧС оценили ширину промыва в 10 метров.

Однако, если учесть, что габаритная длина грузового КАМАЗа составляет 6,69 метров, то очевидно, что к 15 мая (когда были сделаны наши снимки) ситуация существенно ухудшилась.

Сейчас место промыва укрепляют более массивными железобетонными конструкциями.

Нам остается пожелать, чтобы этот план сработал и рисовые чеки Краснодарского края, наконец, получили весь нужный объем воды.

К слову, мы любим снимать воду с высоты птичьего полета. Вот, например, наш аэрофотополет над озером Старая Кубань: часть 1 и часть 2. А вот мы полетали над будущей набережной Юбилейного (жаль только, что проект заморозили из-за роста цен).

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24