- Конспект НОД по теме «Водоемы» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Озера»
- Ход урока
- «Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
- Программное содержание:
- Материал:
- Ход занятия.
Конспект НОД по теме «Водоемы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_teme.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме «Водоемы»
- Формировать знания о водоемах
- Развивать умение различать водоемы: море, река, озеро
- Ввести в словарь детей слова «исток», «устье», «приток», «русло»
- Уточнить знания об обитателях водоемов
- Воспитывать интерес к воде
Материалы: мультимедийное оборудование, презентация, глобус
На столе стоит глобус.
Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла в группу глобус. Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен?
Воспитатель: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля. Он представляет собой шар, имеет ось и такой же как у Земли ее наклон, он вертится вокруг оси.
Шарообразная форма глобуса дает нам возможность видеть, как выглядит Земля на самом деле. Как на ней расположены материки и океаны, какие они имеют размеры относительно друг друга. На карте увидеть это достаточно сложно, так как она плоская.
Посмотрите внимательно на глобус. Мы можем увидеть на разные цвета. Зеленым цветом обозначены равнины, где растет трава, желтым – пустыни, темно-коричневым – горы. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Воспитатель: Правильно, это вода. На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды.
Какие водоемы вы знаете?
Воспитатель: Это – океан, море, озеро, река.
Воспитатель: Остановимся на каждом из водоемов. Океан – самый большой водоем (показываю на глобусе).
Послушайте стихотворение об океанах
Четыре великана шумят и бьют волной;
Четыре великана полные водой.
Вот великий океан — океан безбрежный,
То шипит в нем ураган, то он Тихий нежный,
А вот это знаменитый океан наш Ледовитый,
Холоден суров на вид, льдом и снегом он покрыт,
Есть еще два океана, два могучих великана,
Вот Индийский океан-омывает много стран,
А это Атлантический, красивый фантастический,
Воспитатель: Сколько всего океанов на планете?
Воспитатель: Правильно, Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый. Какие они?
Дети: шумные, полные водой, великие, безбрежные, могучие, красивые
Воспитатель: А в океанах много разных обитателей: Скат, рыба – шар, рыба- молот, кит, акула и еще множество других обитателей
Воспитатель: Обратите внимание на водоем гораздо меньшего размера, чем океан — море (показываю на карте). На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Балтийское, Средиземное, Аравийское, Мертвое, Карское, Каспийское.
Вода в море соленая, пить ее нельзя, но очень полезная для кожи. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.
А живут в море морские черепахи, морские звезды, рыба – еж, дельфины.
На самом деле очень многие водные обитатели водятся как в морях, так и в океанах.
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Следующий водоем, о котором я хочу вам рассказать – это озеро. Озеро бывает и большим и маленьким. Давайте сравним море и озеро.
Дети сравнивают и делают вывод, что озеро меньше, чем море.
Озера могут быть и солеными и пресными. Самые большие озера нашей планеты: озеро Верхнее, озеро Байкал, озеро Ньяса, озеро Мичиган и другие. В нашей области тоже есть озеро, оно называется Ульжай. Оно обладает большим запасом лечебных грязей.
В озерах обитают караси, карпы, улитки, гамарус.
Пальчиковая гимнастика «Рыба»
На закате дремлет пруд. (Руки кладут под щеку.)
По воде круги плывут — (На столе пальцами рисуют круги.)
Это маленькие рыбки (Складывают руки вместе и делают «рыбку».)
Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают пальцы.)
Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река. Если предыдущие водоемы имеют стоячую воду, то в реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показываю на глобусе). Река обозначена тонкой линией. Начало реки называется истоком. Углубление в котором течет вода – русло реки, а место, где она впадает в море – устье.
Как называется река, на берегу которой мы живем?
Воспитатель: Правильно, в реках водятся сазан, лещ, стерлядь, щука, налим, окунь и другие обитатели.
Теперь предлагаю вам присесть за столы и выложить с помощью счетных палочек и камешков любого обитателя водоема.
Дети выкладывают и рассказывают, кого они изобразили.
— Что такое водоем?
— Какие бывают водоемы?
— Название каких океанов, морей и рек вы запомнили?
Воспитатели: Занятие окончено! Спасибо за ваше внимание!
Источник
Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Озера»
- познакомить с особенностями озёр (пресные, солёные);
- научиться находить важнейшие озёра на карте России;
- дать представление о водоёмах нашего края;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать умение наблюдать и сравнивать.
- физическая карта России,
- карта Липецкой области,
- атлас Липецкой области,
- мультимедийная презентация. (Приложение 1)
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Что такое река?
- Что такое исток?
- Что такое течение?
- Что такое устье?
- Что такое приток?
- Покажите на карте главную реку нашей области. (Дон)
- Куда впадает река Дон?
- Как называется место впадения реки в другой водоём?
- Покажите на карте реки Волгу, Обь, Лену, Енисей.
Учитель: Реки играют важную роль в жизни человека. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом водоёмов. Отгадайте загадку:
Среди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
— Что такое озеро? (Высказывания детей)
Учитель: (Слайд № 1) Озеро – естественное углубление, постоянно заполненное водой, не имеющее связи с океаном.
- Кто из вас бывал на озере?
- Чем, на ваш взгляд, отличается озеро от реки? (Ответы детей)
Учитель: Отличия озера от реки: оно часто округлой формы; вода в озере не течёт, т.к. озеро – замкнутый водоём; у озер нет правых и левых берегов. Давайте послушаем песню о великом озере, которое очень часто называют морем.
Звучит песня “Славное море, священный Байкал”
— О каком озере мы с вами будем говорить? (Ответы детей)
1-й ученик: (Слайд № 2) Озеро Байкал (показывает на карте). Оно проточное. В него впадает около 300 рек и речек, а вытекает только одна река – Ангара – правый приток Енисея. Возраст Байкала 15 – 20 млн. лет. В длину озеро простирается на 620 км, при ширине от 24 до 79 км. Из-за большой глубины и протяжённости в Байкале собрано большое количество пресной воды, десятая часть пресных вод всей планеты.
Учитель: (Слайд № 3) Вода в Байкале – самая прозрачная и пресная. (Слайды № 4,5) Посмотрите на берега Байкала и предположите, почему вода в Байкале такая прозрачная? (ответы детей)
2-й ученик: Байкал окружают горы, они преимущественно гранитные. А гранит растворяется плохо и даёт мало примесей в воду. Главная ценность Байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализована, богата кислородом. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой. В Байкале сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов нашей станы.
3-й ученик: Неповторимый животный и растительный мир делают его “музеем живых древностей”. А какие здесь удивительные живые организмы! Шесть видов губок (до 70см длиной), нигде больше в пресных водоёмах не встречаются. (Слайды № 6,7,8). Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки –бокоплавы, их в Байкале более 255 видов. Это-родня креветкам. (Слайд № 9). В Байкале 52 вида рыб и 27 видов из них больше нигде в мире не существуют. В их числе – омуль.
4-й ученик: (Слайд № 10) Красавец тюлень – не приплыл он по Енисею и Ангаре, а родился здесь. Питается тюлень рыбкой голомянкой. (Слайд № 11) И она очень интересная: прозрачная, через неё можно разглядеть буквы на бумаге. Она не имеет ни чешуи, ни рыбьего пузыря. Если опустить в воду запаянную с обеих сторон стальную трубку, то на глубине 1 км её сплющивает в лепёшку. А голомянка благодаря жиру опускается до 1,5 км. Такова глубина самого глубокого в мире озера. Но мы должны помнить о том, что нужно сохранить эту природную святыню для наших потомков, как можно бережнее относиться к этому уникальному чуду природы и не засорять его. (Слайд № 12)
5-й ученик: В этом году на озере Байкал проводилась экспедиция. Группа учёных опускалась на самую глубокую точку, где брала пробы грунта, воды и снимала на фотокамеру живых обитателей озера, также был установлен на дне озера флаг нашего государства. Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора.
Учитель: Посмотрите на карту, что вы заметили на северо-западе русской равнины? (Ответы детей). Этот край издавна так и называют – озёрной областью. Озёрный гигант (показать на карте) – Ладожское озеро. (Слайд № 13) Очень красиво Ладожское озеро. В народе его с любовью называют Ладога.
6-й ученик: Природа сама позаботилась о том, чтобы не было однообразия на ладожских берегах. Ожерелье островов, разделённых между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. (Слайд № 14) Некоторые из них ощетинились гранитными утёсами, почти отвесно уходящими в холодные глубины волн. (Слайд №15) Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. (Слайд №16) В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Россыпью окатанных валунов встречает нас западный берег. Каменистые гряды, называемые здесь “заборами”, далеко впадают в озеро. Песчаные отмели и дюны, поросшие красноствольными соснами, открываются взору путешественника у восточного берега. (Слайд № 17) Над художественным обрамлением Ладожского озера природа работала миллионы лет.
7-й ученик: Во время Великой отечественной войны по льду (Слайд № 18) Ладожского озера в окружённый фашистами город Ленинград машины везли боеприпасы, продукты, а обратно раненых, женщин и детей – в городе был голод. Эта дорога помогла выстоять городу – оборона которого держалась 900 дней, а дорогу по Ладоге Ленинградцы называли “дорогой жизни” (это было в зимнее время, когда лёд на озере был толщиной не менее 12 см, т.к. он считался безопасным).
Учитель: Большинство озёр на земле имеют пресную воду, но есть озёра с солёной водой, (Слайд №19) такие как Аральское и Каспийское (показать на карте). В Большом Арале содержание солей сейчас близко к 100 г на литр, а в мелководной его части и того выше. Белые отложения на земле – это не снег, это соль. Эти озёра такие большие, что их называют морями. Но они не имеют связи с океаном и поэтому, строго говоря, морями не являются.
8-й ученик: Главной причиной высыхания Арала стало нерациональное использование водных ресурсов питающих его рек Амударьи и Сырдарьи. (Слайд № 20) Каспийское и Аральское озёра объявлены зонами экологического бедствия. (Слайд № 21) Учёные думают, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыне Средней Азии.
Учитель: С какими озёрами мы познакомились? Покажите на карте. Мы с вами говорили об озёрах, которые располагаются на территории Российской Федерации. И на территории нашей области насчитывается несколько сот озер. Но они располагаются неравномерно. Наибольшее количество озер встречается в увлажнённых местах – поймах рек.
Пойменные озёра – это озёра-старицы. Как вы думаете, что обозначает слово старицы.
Старицы – старые русла рек – вскоре зарастают камышом, кувшинками. Так появляются озёра. Особенно много озёр – стариц в пойме Воронежа (показать на карте). Наиболее крупными из них являются Андреевское, Гать, Длинное, Долгое, Карасёво, Лебяжье, Остабное и Спасское.
Пойменные озёра, как правило, имеют вытянутую форму и сравнительно небольшую глубину.
Некоторые пойменные озёра, как например Гать, Долгое летом имеют связь с реками, так как соединены с ними протоками.
- Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- С какими водоёмами вы познакомились?
- Что такое озеро?
- В чём особенность озера Байкал?
- Что интересного узнали про Ладожское озеро?
- Домашнее задание: страница 45-46
Источник
«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Светлана Еремина
«Водоёмы». Занятие-беседа по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
дать представление о некоторых видах природных водоёмов; рассказать об источниках питьевой воды; активизировать и обогащать словарь детей существительными. Прилагательными по теме занятия; прививать бережное отношение к воде.
Материал:
фотографии, картинки, рисунки с изображение различных природных водоёмов; географическая карта мира или глобус; карта Мурманска; модель возвышенности.
Ход занятия.
В. : Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода есть в морях, океанах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода попадает на Землю и в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде. Что это такое? (лёд, снег) – ответы детей.
В. : Правильно, ребята! Всё это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку и всему живому на Земле. Как вы думаете: что является самыми большими водоёмами на Земле? (ответы детей.)
В. : Правильно! Океаны и моря – самые большие водоёмы, или хранилища воды на Земле. Всего на нашей планете 4 океана и около 90 морей. (рассказ сопровождается показом на глобусе или карте). Все океаны и моря – это один огромный водоём. Вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. Реки питаются водой ледников, болот.
Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера, из ключей и родников, бьющих из-под земли. Начало реки называется ИСТОК. (повторить новое слово всем вместе) Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки и становится всё больше. Большинство рек течет к морю, выбирая обычно наименее трудный, но извилистый путь. Некоторые реки перед морем разделяются на несколько речушек. Такое место называется ДЕЛЬТА реки (повторить новое слово всем вместе). Рассказ сопровождается выставлением фотографий и показом по карте. Место, где река впадает в море, называется УСТЬЕ реки (повторить новое слово всем вместе).
Демонстрация стока воды на макете. (макет выполнен из пластилина на пластиковом основании круглой формы. В центре макета заснеженные горы, от них отходят по разным сторонам бороздки, которые переходят в более широкие — реки. По всему краю диаметра выполнен один водоем – море. Наглядно показываем как вода стекая с гор (полит из любого сосуда сверху) – таяние снега, по бороздкам-речкам, попадает в океан).
Вода не всегда течет по поверхности Земли. Иногда река прокладывает себе русло под землей и пополняет подводные озёра. Оттуда вода часто поднимается на поверхность земли через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках всегда очень чистая.
На территории нашего города и области тоже много родников. Кто из вас был хотя бы раз у родника? (рассказы детей) Какая вода в родниках на вкус (ответы детей)
В. : Правильно! Вода в родниках чистая, пресная, пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.
К берегу бежит волна. В след за ней ещё одна.
Эта – выше, эта – ниже, эта – вовсе не видна,
А на берегу морском будем мы играть с песком.
Будет башня из песка, как до неба, высока.
В. Морская вода содержит много различных солей, например, солей йода, которые вырабатываются водорослями и приносят большую пользу человеческому организму. Часто простуженным людям врачи советуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде. Полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть, или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.
Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской. После очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моемся, из неё готовим супы, ею завариваем чай.
На территории нашей области тоже много озер и рек. (показ по карте)
Но самая длинная река в мире – Нил – находится в Африке (показать на карте). Она протянулась на 6671 км и впадает в Средиземное море.
Самая полноводная река в мире – Амазонка в Южной Америке. На пути к океану она вбирает в себя более 15 тысяч рек и речушек. (показать на карте)
Иногда на пути рек встречаются крутые скалы – и река, падая с них, образует водопад. Самый высокий водопад в мире называется АНХЕЛЬ. Его высота 1054 метра (это выше здания в 220 этажей)_(демонстрация фотографий)
В. : В заключении давайте вместе вспомним о каких водоемах шла речь (ответы детей)
Еще раз посмотрим по карте, какие водоемы есть в Мурманске и его пригороде, послушаем ваши рассказы о походах к водоемам.
Домашнее задание: составить вместе с родителями репортаж или фоторепортаж об отдыхе у водоема.
Кратковременный проект на тему: «Волшебница вода». Актуальность проекта: В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди.
Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.
Источник