Что такое заповедники определение для 3 класса

ЗАПОВЕДНИК

Полезное

Смотреть что такое «ЗАПОВЕДНИК» в других словарях:

ЗАПОВЕДНИК — участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно исследовательские учреждения,… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАПОВЕДНИК — не измененные или малоизмененные человеком природные комплексы, которые навсегда исключаются из хозяйственного использования (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде эталонов природы, ожраны представителей животного и… … Экологический словарь

заповедник — заказник, сафари, заповедчик, резерват Словарь русских синонимов. заповедник сущ., кол во синонимов: 11 • божелесье (2) • … Словарь синонимов

ЗАПОВЕДНИК — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК … Юридическая энциклопедия

ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, территория, иногда включающая внутренние воды и дельты рек, отведенная под изучение и охрану живой природы, естественной среды или геологических особенностей ландшафта. В Великобритании насчитывается несколько сотен заповедников.… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, заповедника, муж. (офиц.). Заповедная территория, т.е. находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие породы растений, животных и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗАПОВЕДНИК — ЗАПОВЕДНИК, а, муж. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Государственный лесной з. Бобровый з. Пушкинский з. Музей з. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

ЗАПОВЕДНИК — «ЗАПОВЕДНИК», Россия, ТЕАТР ИМ. МОССОВЕТА/КУЛЬТУРА, 1999, цв., 122 мин. Телеспектакль. По мотивам произведения Сергея Довлатова. Записанный и смонтированный спектакль Театра им. Моссовета, который начинал ставить М.Зонненштраль, а после его… … Энциклопедия кино

заповедник — ЗАПОВЕДНИК, а, м. Шутл. о каком л. месте (заведении), где много консервативно настроенных людей (обычно о старых большевиках, коммунистах), напр., о санаториях … Словарь русского арго

заповедник — Охраняемая территория или акватория, на которой поддерживается в естественном состоянии весь природный или историко архитектурный комплекс и ведутся научные исследования [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… … Справочник технического переводчика

Источник

Сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме «Заповедники»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сценарий урока с использованием технологии ТРКМ.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 56.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku_zapovedniki.pdf 1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «О заповедниках» (3 класс программа «Начальная школа XXIвека»)

Цель: создать условия для знакомства с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края, с заповедными местами России, с растениями и животными.

. Познавательные : отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедии, справочников

Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Личностные: обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; формировать у учащихся коммуникативную компетенцию; продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, словари С.И. Ожегова.

1. Организационный момент.

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

— проверить готовность к уроку;

— создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

— Посмотрите на доску и скажите, что напоминает вам данный рисунок?

— Схема с которой мы будем работать весь урок представлена в виде скелета рыбы. В «голове» этого скелета будет обозначена проблема, над которой будем работать на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках мы отметим причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты. Хвост – вывод, решение данной проблемы урока.

2. Стадия вызова.

Цель: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

— актуализировать имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

— вызвать интерес к получению новой информации, определить направления изучения темы;

— эффективно подобрать приемы и средства для создания условий включения каждого ученика в процесс целеполагания;

— организовать деятельность по приему целей учащимися;

— рационально и эффективно распределить время на стадию.

–Послушайте стихотворение Е. Евтушенко и обозначьте проблему нашего урока:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

— О чём говорится в этом стихотворении? ( беречь природу)

— Что значит беречь природу?

— В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным.

— Как вы думаете, почему в древние времена люди боролись с природой?

— Что происходит сейчас?

— Нужно ли дальше продолжать бороться? А какая возникла сегодня проблема? (Нужна не борьба, а охрана. )

— Над какой проблемой сегодня на уроке будем работать? (на голове запись– охрана природы)

2. Стадия осмысления.

Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

— поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

— организовать самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией;

— рационально и эффективно распределить время на стадию.

— Что делают люди для того, чтобы сберечь природу? (ответы детей, один из ответов — открываем заповедники)чтобы сохранить растительный и животный мир.

— Определите тему урока.

«О заповедниках» (на доске открывается тема урока)

— На какие вопросы мы с вами попытаемся найти ответ?

— Как вы понимаете значение этого слова, что такое заповедник?

— Где можно найти определение этому слову? (в толковом словарике учебника, в толковом словаре С.И.Ожегова, В. Даля)

— Найдите в учебнике определение данному слову. В словаре Ожегова дается такое определение.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)

Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)

Составление схемы «Зачем создают заповедники?»

— Подберите однокоренные слова к слову заповедник.

— заповедать – завещать, исполнить как заповедь; заповедь – правило, наказ.

— А сейчас начнем работу в группах. Посмотрите на экран, внимательно прочитайте «Правила работы в группе», и покажите готовность к работе.

— Я раздала вам листы, где посередине листа записано слово заповедник. Вам нужно заполнить пустые грозди данного кластера. Вокруг запишите свои предположения и идеи по вопросу: «Зачем люди создают заповедники?» Помните, заповедано, значить строго запрещено! На нижних гроздьях записываем, что запрещено.

-Каждая группа высказывает по одному предположению по очереди, не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны)

Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема.

Заповедники — это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых и т. п. Посторонние лица могут бывать в заповедниках только с разрешения администрации. Туризм здесь строго ограничен.

В заповедниках ведется важная научная работа.

— Итак, мы с вами узнали, что такое заповедник, и ответили на какой вопрос?

— Скажите, ребята, над какой проблемой мы работаем с вами на уроке?

— Как вы думаете, каковы причины данной проблемы?

— Существует 4 основных причины, которые представляют реальную опасность для жизни других живых существ. Перед вами на партах – тексты с данными причинами. Задание для групп: прочитайте текст, выделите ключевые слова, которые указывают на причину.

— огонь, земледелие, строительство, неразумная охота и рыбалка.

— Что мы узнали с вами сейчас? (познакомились с тем как человек влияет на природу – с причинами)

— В России очень много красивых уголков природы, которые радуют глаз и вызывают чувство гордости за родной край. Самые большие заповедники России обширны и разнообразны. Они находятся в разных уголках страны. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Кто знает, в нашем округе есть заповедники? Как они называются? (Малая Сосьва, Юганский)

— Мы с вами продолжаем работу в группах. Нам нужно с вами заполнить нижние косточки нашей рыбы, т.е.обозначить факты. Внимание! Задание для групп: Каждая группа знакомится с заповедником и заполняет таблицу. 1 группа стр.148, 2 группа 150-152, для 3 и 4 групп на листочках. После того, как заполните таблицу, выбираете выступающего.

— Итак, таблицы заполнены, выступающие готовы? Для всех групп задание: запомните из каждого заповедника особо охраняемых животных или растения.

— Выслушиваются выступления детей.

— Какую цель урока выполнили?

— А сейчас, внимание на экран: назовите название заповедника, где животное или растение находится под особой охраной.

3. Стадия рефлексию

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

— организовать рефлексию и самооценку учащихся;

— установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

— подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления;

— обобщить и систематизировать изученный материал, определить направления дальнейшего изучения;

— рационально и эффективно распределить время на стадию, провести возврат к приемам первой и второй стадии.

— Мы с вами сегодня на уроке работали над какой проблемой?

— Человек и животные обитают на планете рядом многие миллионы лет. В природе всё взаимосвязано. Подумайте в группах, и сделайте вывод к сегодняшней теме урока, вывод запишите на листочках одним предложением. Помните, что мы с вами говорили в начале урока о природе и о человеке. Как должны жить природа и человек.

— Природа и человек должны жить в мире и согласии.

— Люди каких профессии имеют отношение к заповеднику?

— Подготовьте сообщение о профессиях, которые имеют отношение к охране природы. Может в будущем кто-нибудь из вас выберет профессию, связанную с охраной природы.

Источник

Заповедники — это охраняемые государством участки первозданной природы

Заповедные места: леса, реки и горы – эти слова, наверное, слышал каждый из нас. Заповедники – это такие участки суши или водной акватории, на которых природа (растения, животные, окружающая среда) сохраняются в первозданном, не тронутом человеком виде. О том, чем они отличаются от национальных парков, и какими бывают, читайте в данной статье.

Что такое заповедник: определение

В толковых словарях термин «заповедник» определяется как часть земли или воды, на которой оберегаются и сохраняются в нетронутом виде редкие животные, растения, элементы неживой природы, памятники культуры и архитектуры. Природный комплекс этого участка навечно изымается из какого-либо пользования, связанного с хозяйственной деятельностью, и находится полностью под охраной государства. В нем запрещается нарушать целостность и микроклимат природных ресурсов, зафиксированных на момент создания территории. Разрешена только лишь исследовательская деятельность, которая не вредит угодьям.

Научные организации

Заповедники – это еще и учреждения научно-исследовательского характера, за которыми закреплены вышеуказанные территории. В них проводят анализ состояния природных ресурсов, следят за миграцией и образом жизни животных, всячески способствуют расширению их популяций. Здесь запрещена любая коммерческая деятельность, и для содержания подобных учреждений используются бюджетные деньги, а также всевозможные гранты.

Немного истории

Интересно, что первый «задокументированный» заповедник появился еще до нашей эры, в Шри-Ланке. А пророк Мухаммед, защищая любую форму жизни, объявлял заповедниками зеленые участки (например, в Медине – площадью до 20 квадратных километров). В период Средневековья в Европейских странах короли и знатные господа заботились о своих охотничьих угодьях. В этих целях специально выделялись участки, где охотиться было запрещено. Нарушения запрета сурово карались. Все эти меры были направлены на воспроизводство дичи (с наметкой на дальнейшую успешную охоту), так что эти участки земель заповедниками назвать можно лишь условно.

На Руси и в России

Одно из первых свидетельств относит нас к эпохе правления Владимира Мономаха. В Древней Руси заповедники – это «зверинцы», где князья «делали ловы» на всевозможных животных, обитающих в чащах и оврагах (например, урочище Соколий Рог). Угодья охранялись и всячески оберегались от посягательств простолюдинов. Нарушения режима карались со всей строгостью! Тогда же, в одиннадцатом веке, возникает и само понятие «заповедник», задокументированное в «Русской Правде».

На всей территории Сибири у каждой проживающей там народности испокон веков существовали территории, где запрещалась всякая охота на зверя и птицу. Святые места, священные рощи возникали как практическое проявление культа Природы-Матери, довольно распространенного у жителей Севера. Неприкосновенность соблюдалась строго, тот кто посягал на целостность среды, подвергался ритуальным наказаниям и даже изгнанию из племени! Фактически, это были первые заказники.

В 19 веке (1888 год) был обнародован «Лесной Устав», определяющий правила защиты лесов и угодий. Тогда же стали появляться и государственные заповедники.

После революции охране заповедников также уделялось пристальное внимание. Был подписан специальный декрет (1921 год), регламентирующий эти вопросы.

Сейчас, по состоянию на 2014 год в России существует более ста охраняемых государством территорий, среди которых знаменитые заповедники и заказники: Байкальский, Сахалинский, Алтайский, Брянский Лес и многие другие.

Источник

Читайте также:  Расширение территории государственного природного заповедника осуществляется на основании
Поделиться с друзьями
Байкал24