- Теночтитлан – столица ацтекского народа
- Теночтитлан – столица ацтеков
- Город Теночтитлан: достопримечательности
- Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев
- Да или нет столица империи ацтеков располагалась на озере
- Презентация по истории» Государства и народы доколумбовой Америки»
- Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
- «Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
Теночтитлан – столица ацтекского народа
Теночтитлан — город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. По преданию Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на месте, где увидят картину — орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.
Теночтитлан – столица ацтеков
По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера — с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского — «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город — спутник Тлателолько.
Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей — таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже — до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.
Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.
Город Теночтитлан: достопримечательности
В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.
Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.
Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.
Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.
Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков — хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.
Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев
В XV—XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, — по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.
По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки — далеко не мирный народ — военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу — Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке , Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.
Источник
Да или нет столица империи ацтеков располагалась на озере
(другой вариант статьи — здесь)
Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Название свое город получил в честь вождя Теноча. Существует легенда, что бог солнца Уитцилопочтли велел ацтекам и их вождю Теночу обосноваться там, где они увидят знак: держащего змею орла на кактусе.
Империя ацтеков стремительно разрасталась и уже меньше, чем через сто лет её численность составляла 150-200 тысяч человек. Недавно основанный город стал огромным мегаполисом. Поскольку город был основан посереди озера, с берегами его связывало 3 дамбы, находящиеся по трем направлениям: на север, на юг и на запад. Жителям города нередко приходилось перемещаться по воде. Город пересекало 6 основных каналов и еще несколько каналов поменьше. Посреди города находился огромный ритуальный центр с храмами и алтарями. Священный центр был окружен защитной стеной, длина которой достигала 500 метров, а сам центр представлял из себя «город в городе» площадью более 1200 метров квадратных. Стена называлась Коатепантли («змеиная стена»), из-за выгравированных на ней голов змей, которые составляли внешний орнамент стены. Войти в центр можно было только через ворота — их было несколько с каждой стороны. Но грандиозней всего был 45-метровый Великий Храм, построенный в виде пирамиды. На его вершине стояло два небольших храма, к которым вела широкая двойная лестница в 114 ступеней. Это были храмы двух самых главных богов: Уитцилопочтли — бога солнца и войны и Тлалока — бога дождя и воды. Фасад «пирамиды» был обращен на Запад. Сам же правитель и его знать жили вблизи ритуального центра. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи.
Стена черепов — Цомпантли. Каменный пьедестал, на котором стояли деревянные балки. На балках вывешивались черепа пленников и принесённых в жертву богам людей.
Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху. Недалеко от главных ворот Великого храма располагалась Цомпантли — «Стена черепов». Это было сооружение в форме амфитеатра, в котором черепа были установлены рядами между камнями, зубами наружу. В конце Цомпантли стояли две башни, построенные из строительного раствора и черепов. Сверху было воткнуто более 70-ти высоких шестов со штырями, на которые были нанизаны через виски по пять черепов. Всего было насчитано 136000 черепов.
Весь город был разделен на 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс и специальное здание для главы района. В Тлателолько (северной части города) располагался главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Денег у ацтеков не было, поэтому люди либо обменивались своими товарами, либо платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. Поскольку на острове не было источников пресной воды, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком. Толщина потока воды была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Всего в городе было 3 акведука.
Город был развитым. Сельское хозяйство играло огромную роль в жизни города, хотя это было сложно. Ацтеками были одомашнены и культивированы многие виды культур, таких как кукуруза, хлопок, какао, маис, картофель, тыква и другие. Каждый город, подчинённый ацтекам, должен был выплачивать дань правителю Теночтитлана. Простые люди города Теночтитлана тоже платили своему правителю нечто вроде налога в виде части своего урожая, выловленной рыбы, изделий своего ремесла и т.п. Кроме того, они должны были участвовать в разнообразных общественных работах — например, строительстве храмов, — а если надо, то и воевать за своего правителя в качестве простых солдат. Когда испанцы пришли на территорию города, они были поражены тем, насколько он был развитым и организованным.
Первыми из европейцев, увидевших этот волшебный город, были испанский завоеватель Эрнан Кортес и его солдаты, вошедшие в город 8 ноября 1519 года. Вскоре они захватили город и 13 августа 1521 года город Теночтитлан перешел во владения Испании.
Источник
Презентация по истории» Государства и народы доколумбовой Америки»
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Сейчас обучается 24 человека из 11 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Государства и народы
доколумбовой Америки
Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо.
М. Горький
ПЛАН УРОКА.
1.Занятия жителей Америки.
2.Цивилизация майя.
3.Цивилизация Ацтеков.
4.Государство инков.
Задание на урок
Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? В чем это выражалось?
Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему?)
Первые американцы
Первые переселенцы – выходцы из Северо-Восточной Азии.
Дата переселения – тридцать тысяч лет назад.
Постепенно заселили Северную и Южную Америку.
Путь, по которому следовали охотники,
идя через Берингов пролив.
Первые американцы
Первые переселенцы – выходцы из Северо-Восточной Азии.
Дата переселения – тридцать тысяч лет назад.
Постепенно заселили Северную и Южную Америку.
Путь, по которому следовали охотники,
идя через Берингов пролив.
1.Занятия жителей Америки.
Америка была заселена ок. 40 тыс.лет назад выходцами из Азии.Большая часть жителей занималась охотой и рыбо-ловством, но на юге было развито земледелие.Из домашних животных на были-собаки и ламы.Индейцы не знали желе-за, плуга и колеса, огнестрельного оружия.
Майя за работой.
Современный
рисунок.
Приспособление к своеобразным местным условиям
Лама –
дальняя родственница верблюда,
обитавшая в Андах, использовалась индейцами
для перевозки грузов и получения шерсти.
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
2.Цивилизация майя.
Майя жили в Центральной Америке.Они очищали земли от джунглей.
В Крупных городах власть принадлежала «великому человеку».Знать жила в дворцах, а беднота в хижинах.
Майя писали иероглифами на бумаге, или каменных столбах.
Для нужд земледелия был создан календарь.
Майя использовали двадца-теричную систему счета , первыми придумали «0».
Города Майя создавались из огромных каменных глыб.В центре города возводились пирамиды-храмы наподобие еги-петских.
Улицы перпендекулярные друг другу были вымо-щены каменными пли-тами.
Храм Лиственного креста в
Паленке.Мексика.683 г.
индейцы майя
Каждая семья получала расчищенный от леса участок.
Главная культура – кукуруза.
Обычай: помогать друг другу.
жрецы
знать
«Великий человек»
«низкие люди»
крестьяне
ремесленники
Рабы (военнопленные, преступники, должники)
Государство и классы у майя
Жрецы – хранители знаний.
Письменность –
иероглифы
Создан календарь
Астрономические
обсерватории
Культура майя
Математические
знания
Развлечения майя
Игра в мяч
Жертвоприношение
Приношение жертвы
в честь бога дождя Чаку
Падение города Майяпан в 1441 году.
Племя майя прекратило существование…..
Храмы майя сохранились и сегодня.
Наша территория
Мексика, плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря.
3.Цивилизация Ацтеков.
Теночтитлан – столица ацтеков
План Теночтитлана
3.Цивилизация Ацтеков.
В 13 в. в Мексике возникла цивилизация Ацтеков.
Г.Теночтитлан возник на ог ромном озере.Земли не хватало,поэтому ацтеки укладывали почву на пло тах.
Они подчинили соседние племена,превратив их в рабов.
Во главе государства стоял наследственный прави-тель.
Численность армии дости-гала 150 тыс.Простолю-дины за подвиги могли стать знатью.
Ацтеки славились ювелир-ными ремеслами.
В городах работали школы, где обучали счету, чте-нию письму истории,ора торскому искусству.
Огромное внимание уделя-лось развитию поэзии.
Ацтеки-воины у стен Мехико.
Обустройство берегов озера Тескоко.
император
рядовые общинники
знать
Государство и классы у ацтеков
воины
В школах для знати обучали:
-истории;
-мифологии;
-религии;
-письму;
-чтению;
-счету;
-астрономии.
В обычных школах обучали:
-земледелию;
-ремеслу;
-военному делу.
В 1519 году в империю вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнатом Кортесом, и с тех пор начались беды – большую часть территория подвержена сожжению.
…жизнь племени ацтеков закончилась печально…
3.Цивилизация Ацтеков.
Численность армии дости-гала 150 тыс.Простолю-дины за подвиги могли стать знатью.
Ацтеки славились ювелир-ными ремеслами.
В городах работали школы, где обучали счету, чте-нию письму истории,ора торскому искусству.
Огромное внимание уделя-лось развитию поэзии.
Счет у ацтеков.
4.Государство инков.
В Андах, на западе Ю. Аме -рики находилось государс-тво инков,возглавляемое Великим Инкой.
Он был сыном Солнца,с на-родом разговаривал через вельмож,и не одевал дваж-ды одну и ту же одежду.
Власть Инка передавал сы-новьям по выбору.Поко-ренными народами пра-вила местная знать.Все государство было воени-зированно.
Торжественный наряд
Великого Инки.
Западное побережье Южной Америки,
Перу —
город Куско.
4.Государство инков.
Армия делилась на десятки, сотни и т.д. Малей-ее нарушение дисциплины каралось смертью.
Вся земля была поделена на 3 части-Инки,жрецов и общинные.В общине муж-чинам доставался надел, а женщинам-полнадела.
Все жители участвовали в государственных работах. В это время их семьи со-держала община.
Орел,сидящий на кактусе.
Священный символ инков.
Совершенно бесправны
Государство и классы у инков.
общинники
-издавал законы
-руководил войском
-решал вопросы войны и мира
-правители провинций
-верховный жрец
-главный контролер
высшие должности
-контролировали всю страну
вплоть до каждого
крестьянского двора
чиновники –
знать покоренных
народов
«сыны Солнца» –
кровные родственники
Инки
Верховный Инка –
неограниченный
правитель
4.Государство инков.
Все жители были обязаны вступать в брак.
Никому нельзя было иметь имущества больше пред-писанного.Контроллеры следили чтобы население не страдало от голода.
Через страну проходили 2 главные дороги,было на-лажено почтовое сообще ние.
Дети « сынов Солнца» учи-лись в школах.
Календарь инков.
Культура инков
школа
почта
письмо
календарь
Кипу –
узелковое письмо
Так жили вплоть до 20-х гг XVI века, но …
нашу территорию завоевывает испанский конкистадор Франсиско Писарро потом он разграбил и сжег удивительный город Куско….
…Вот так грустно и закончилась жизнь нашего инкского племени…
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки
Ответьте «Да» или «Нет»
Вариант № 1
Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию.
Народ майя населял территорию современной Мексики.
Столица империи ацтеков располагалась на озере.
Государство инков располагалось в горах Андах.
Любимым развлечением инков была игра в мяч.
Вариант № 2
Европейцы впервые попали в Америку в 15 веке.
У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо.
У ацтеков не появилось единого государства.
Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу.
Дороги связывали столицу государства со всеми частями империи инков.
Внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? В чем это выражалось?
Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему?)
Выводы:
Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
У них складывались классовые общества и возникали государства.
Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.
Домашнее задание
§ 33, пересказ
Краткое описание документа:
Впервые этот термин – «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название – потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Источник