Дада масило лебединое озеро

Дада Масило: сцена как наркотик

Мазило начала танцевать в 13 лет вместе с уличной труппой прямо на площадях Йоханнесбурга, а позже училась в балетной школе в Брюсселе. Будучи воспитанницей школы танца в Йоханнесбурге, Дада Масило всерьез начала формировать свой фирменный эклектический стиль во время обучения в школе PARTS (Performing Arts Research and Training Studios), которую основала в Брюсселе крупнейшая фигура современного танца Анна Тереза Де Кеерсмакер (среди ее учеников – харизматичные танцовщики и хореографы Сиди Ларби Шеркауи и Акрам Хан).

Читайте также: Акрам Хан: лысый Кришна

Я ни в коем случае не показываю ни малейшего неуважения к великим произведениям, но в то же время отрицаю принцип неприкосновенности классики…
Дада Масило

Благодаря своим новаторским постановкам, созданным для многих фестивалей, Дада получила ряд наград и очень быстро стала знаменитой танцовщицей и хореографом сначала в ЮАР, а позже и во всем мире. Теперь она регулярно дает мастер-классы в США и Европе. В своем творчестве Дада Масило обращается к реалистическим сюжетам балетной классики, переиначивая их в галлюциногенные шоу с африканским колоритом. Среди ярчайших примеров – «Ромео и Джульетта», «Кармен», «Лебединое озеро». В этих постановках, в отличие от накрахмалено-глянцевых оригиналов, намеренно культивируются актуальные морально-этические проблемы, связанные с гомофобией, расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом. Так, в постановке «Ромео и Джульетта» Дада превращает Верону в современный мультиэтнический город, а в «Лебедином озере» юный Зигфрид влюблен в черного лебедя и стремится избежать навязываемого ему озерным сообществом брака с лебедем белым. А, к примеру, в постановке «Кармен» балерины и танцоры выступают в стильных современных костюмах, хип-хоп музыка чередуется с отрывками из оперы Бизе – от нового прочтения классического произведения исходит уверенность и динамика, которая не может не понравится даже самому искушенному зрителю. Кроме того, классические движения балета достаточно эффектно сочетаются с современными танцами, что делает это произведение целостным и гармоничным.

Читайте также: Росио Молина: телесное языкознание

На сегодняшний день спектакли Масило уже были показаны в Танзании, Мали, Мексике, Израиле, Италии, США, России. В 2011 году её представления впервые появились во Франции: в марте – на фестивале Anticodes в Бресте, в ноябре – на фестивале Fragile Danse в парижском театре Bouffes du Nord, где Дада танцевала соло, в котором как бы общалась с Офелией из шекспировского «Гамлета». В июле 2012 года Дада участвовала в спектакле Refuse the hour в постановке Уильяма Кентриджа на фестивале в Авиньоне. В сентябре 2012 года «Лебединое озеро» в хореографии Масило было показано на Биеннале танца в Лионе, месяц спустя – в театральном зале парижского музея Branly. Учитывая большой успех и неослабевающий интерес к представлениям Дады Масило, шоу «Лебединое озеро» в 2014 году вновь вернулось в европейское турне, начавшееся в Париже, а позже показанное в тридцати городах, включая Рим. «Я ни в коем случае не показываю ни малейшего неуважения к великому произведению, но в то же время отрицаю принцип неприкосновенности классики», – комментирует свою постановку, полную парадоксов и веселья, молодой хореограф.

Стоит отметить, что сегодня Масило возглавляет в ЮАР танцевальную компанию The Dance Factory. В её танцах соединяются классическая и современная культура, европейская традиция и африканский фольклор. С помощью танцев Дада Масило пытается не только разрешить социальные проблемы (она борется за права женщин, против угнетения в Африке, поднимает вопросы ВИЧ-инфицированных чёрного континента), но и перепрограммировать современный культурный код человечества.

Читайте также:  Где находится борисоглебское озеро

Источник

«Жизель» в прочтении Масило представили в рамках фестиваля «Дягилев. PS»

«Фурия в аду ничто по сравнению с брошенной женщиной», – эту фразу можно было бы сделать слоганом «Жизели», которую поставила южноафриканская танцовщица Дада Масило. Мы все помним, что классическая «Жизель» – это история про то, что любовь может быть сильнее смерти, а ее главная героиня – тонкая и покорная своей незавидной судьбе девушка. В прочтении Масило «Жизель» становится амазонкой, которую даже смерть не остановит на ее пути отмщения. За шекспировскими страстями, облаченными в танец, наблюдал Павел Богданов.

Южноафриканская танцовщица и хореограф Дада Масило ворвалась на современные танцевальные подмостки, как смерч, став настоящей сенсацией в современном балете. Успех Масило принесли новые прочтения классики «Кармен», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро». Причем последние два в нашу страну продюсеры привозить не рискнули. Причина –наличие в интерпретации Масило любовного треугольника, где две стороны – мужские. В «Жизели» главные изменения коснулись музыки. Это авторский взгляд южноафриканского композитора Филиппа Миллера на мелодии Адана, от которых остались только смысловые ассоциации.

Дада Масило, режиссер-постановщик, танцовщица:

С самой историей Масило обошлась куда боле корректно. Не изменив канву целиком, она просто перенесла действие в южноафриканскую деревню, но главное расставила другие смысловые акценты. Этот балет кто-то может назвать своеобразным гимном современному феминизму, а кто-то увидит в нем связь с детством Масило, которое прошло в районе Соуэто. Там во времена апартеида было вынуждено жить коренное население, а женщина была абсолютно бесправна.

Наталья Метелица, художественный руководитель международного фестиваля искусств «Дягилев. PS»:

Хореография такая же яркая, как и сама Дада Масило, которая здесь – своеобразный играющий тренер. Ведь все главные женские роли исполняет она. Это микс фольклора, contemporary и классической школы. Так, как танцуют в балетах Дады Масило, не танцуют нигде. Не случайно она ставит спектакли только для своей уникальной труппы Dance Faсtory, с которой и гастролирует по всему миру.

Источник

«Лебединое озеро»: необычные постановки бессмертной классики

«Лебединое озеро» — легендарный балет о запретной любви, который вот уже второе столетие завоёвывает сердца зрителей по всему миру. Лиричная музыка П. И. Чайковского и поэтичная история любви заколдованной красавицы и молодого принца стали основой грандиозного успеха этого спектакля, присвоив ему звание едва ли не самого известного в Европе. Премьера балета состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Большого театра в Москве, и ещё долгие годы балетмейстеры продолжали ставить традиционную версию спектакля, оставаясь верными классике, как подданные своей королеве. Однако современное искусство диктует новые стандарты, меняя консервативный подход на свежий творческий взгляд, соответствующий духу нашего времени. Журнал Afisha.London знакомит с самыми яркими и неординарными постановками «Лебединого озера», которые поставили Мэтью Борн, Фредерик Ридман, Грэм Мёрфи, Александр Экман и другие.

Европейские хореографы всё чаще решаются «посягнуть на святое» и по-своему интерпретировать знаменитую работу русского композитора. Надо заметить, что П. И. Чайковский был почётной фигурой в Европе и, в частности, в Великобритании. Именно в Соединённом Королевстве он дал свой первый заграничный концерт, а в 1893 году был удостоен степени почётного доктора Кембриджского университета. Будучи человеком невиданного таланта и широкой мысли, композитор оставил после себя творческое наследие, богатое на различные трактовки, чем и пользуются режиссёры нестандартных постановок.

«Лебединое озеро» в постановке Мариинского театра. Фото: Alexander Demianchuk/Reuters

Существует много версий появления «Лебединого озера», и учёные до сих пор спорят, чей вариант правдивее. Вероятнее всего, за основу сюжета Чайковский взял немецкий миф о водной нимфе Ундине, которая из-за предательства любимого человека потеряла бессмертие. Тема запретной любви, неверности и колдовства красной нитью проходит и через «Лебединое озеро». Волей злого колдуна Ротбарта красавица Одетта превращается в грациозного лебедя. Вместе с другими зачарованными девушками она вынуждена жить на озере и только по ночам принимает человеческий облик. Встреча с молодым принцем Зигфридом и его любовь обещают Одетте избавление от проклятья, но колдун не дремлет и, вместе с Чёрным лебедем Одиллией, строит козни влюблённым. Только вот в прочтении современных балетмейстеров эта история выглядит иначе.

Читайте также:  Гауз со осцмр озеро чусовское инн 6658342646

Балет-провокация от Мэтью Борна

Премьера «Лебединого озера» в постановке Мэтью Борна состоялась в ноябре 1995 года на подмостках театра Сэдлерс-Уэллс в Лондоне. Хореограф предложил революционное решение — все «лебединые» партии исполняют мужчины. Его лебеди — отнюдь не хрупкие создания, страдающие по воле судьбы: в трактовке Борна принца Зигфрида окружают мускулистые хищные птицы, символизирующие силу и мощь, столь необходимую нерешительному потомку короля. Вместо гендерной драмы зритель видит эффектный танец принца и вожака лебединой стаи, который должен освободить Зигфрида от тяжких оков и подарить ему свободу. Кто-то видит в этом оду однополой любви, но многие усмотрели намёк на историю принца Уэльского, который в то время разрывался между долгом перед монархией и любовью к Камилле Паркер-Боулз. За эту постановку Борн собрал множество театральных наград и получил восхищение зрителей со всего мира, а в 2016 году тот самый принц Чарльз посвятил балетмейстера в рыцари Соединённого Королевства.

Озеро гадких утят Матса Эка

В 1987 году пионер нестандартных интерпретаций Матс Эк представил миру скандальную пародию на «Лебединое озеро». Пожалуй, с этого и начались невероятные эксперименты в современной хореографии XX века. Постановки Эка будоражили публику того времени и вызывали гнев преданных классике консерваторов. Вдохновение талантливый швед черпал в соседней Дании и сказке о гадком утёнке. Прекрасный мир лебедей он перенёс на бренную землю, сделав их лысыми и неуклюжими, а принц стал мечтателем-неудачником. Через искусную пародию мастер гротеска Эк доносит до зрителя мысль о невозможности достижения идеала. Его Зигфрид грезит о безукоризненной красавице, но получает обычную «земную» женщину со всеми человеческими недостатками и достоинствами. Главную партию в спектакле исполнила жена, вечная муза Матса и звезда его «Кульберг-балета» Ана Лагуна.

Кабаре, уличные танцы и полный джаз

Перезагрузка традиционной версии балета удалась ещё одному шведу — Фредерику Ридману. Его дерзкие идеи и ультрасовременный взгляд отразила постановка «Swan Lake: Reloaded», в 2011 году ошеломившая Стокгольм, а затем и всю Европу. Благодаря сложной хореографии в стиле стрит-данс спектакль имел невероятный успех. Ридман переносит зрителя на Улицу красных фонарей, где лебеди — танцующие в чёрных ботфортах проститутки, злой колдун — соблазнительный наркоторговец, а Зигфрид — любитель кокаина. Задача принца состоит в том, чтобы снять свою возлюбленную «с иглы». Действие на сцене держится на грани фола и разворачивается под ремейк музыки П. И. Чайковского.

Сатира и настоящее озеро на сцене

Не скупиться на декорации и полностью воссоздать реальное озеро на сцене решил Александр Экман. Молодой, но уже известный своим умением бросать вызов классике, хореограф умело удивляет публику лёгким безумством сценария и потрясающими декорациями. Его версия знаменитого балета была представлена весной 2014 года в оперном театре Осло. В интервью Экман признаётся, что на самом деле у его спектакля мало общего с настоящим «Лебединым озером», помимо, конечно, самого озера — ему просто хотелось налить на сцену воды. И, надо сказать, получилось впечатляюще. Артисты Норвежского национального балета изумительно исполнили свои партии, танцуя в импровизированном водоёме.

Ретро-постановка о несчастной любви принцессы Дианы

Австралийский хореограф Грэм Мёрфи настолько вдохновился трагичным любовным треугольником принцессы Дианы, принца Чарльза и Камиллы Паркер-Боулз, что в 2002 году выдал новое прочтение «Лебединого озера». Действие перенесено в 1910-е годы, костюмы подобраны соответствующие. Одетта уже невеста принца, который ей не верен, а вместо колдуна козни строит ревнивая Баронесса. Нежную Одетту она запирает в лечебнице, но влюблённым удаётся ненадолго воссоединиться вновь. Постановка Мёрфи не столь экстравагантная, как у Мэтью Борна, и больше приближена к классической версии балета.

Читайте также:  Где лучше купаться на плещеевом озере

Иллюзии сумасшедшего короля

Истории знаменитых монархов с давних пор волнуют постановщиков разных версий «Лебединого озера». В 1976 году американец Джон Ноймайер, скрупулезно изучивший биографию баварского короля Людвига II, увидел в нём сходство с принцем Зигфридом. Оба были поклонниками лебедей и лунного света, оба не желали править, а хотели обычного человеческого счастья. С участием артистов Гамбургского балета Ноймайер ставит эпатажный балет «Иллюзии как Лебединое озеро». В нём Людвиг — сумасшедший король, запертый в темнице. В его сознании лишь воспоминания о лебедях и мечты о неосуществимой любви. При всей трагичности сюжета постановка вышла оживлённой, с простроенной драматургией, элегантными костюмами и отменной хореографией. Этот спектакль-сенсация продолжает пользоваться большой популярностью у зрителей и в наши дни.

Карнавальная экзотика и однополая любовь

Африканская танцовщица Дада Масило — молодой новатор, скрестивший современную хореографию, балет и африканскую культуру. В своих постановках Масило поднимает проблемы морально-этического характера, связанные с гомофобией, сексизмом и расизмом. Её лебедь мужского пола — чёрный как смоль. Он — спасение для несчастного Зигфрида, которому лебединое сообщество навязывает брак с лебедем белым. Постановка пропитана духом карнавала и задором талантливых танцоров, а хип-хоп чередуется с классической музыкой. В спектакле занято 13 босоногих африканских артистов в ярких белых пачках, чей танец с первой минуты бодрит зрителя взрывной экспрессией и чувственной пластикой. Премьера шоу состоялась в сентябре 2012 года в Лионе, а позднее оно было с успехом показано в 30 странах Европы.

В джазе только девушки

Карикатура на «Лебединое озеро» от самого эпатажного мужского арт-балета стала ярким проявлением современного искусства XXI века. Американский Les Ballets Trockadero de Monte Carlo собрал талантливых танцоров из разных стран и уже 40 лет считается одной из самых высокотехничных трупп в мире. В пародии мужчины полностью облачаются в женские образы и смешат зрителя вызывающими па и эксцентричным сюжетом. Например, в начале танца маленьких лебедей мускулистые артисты в белых пачках грациозно падают, но тут же поднимаются, продолжая свой «элегантный» танец. К слову, это не единственная карикатура от мужского коллектива на лебедей — артист этой труппы однажды виртуозно спародировал муки умирающего лебедя из одноимённого танца-монолога, прославившего Анну Павлову.

Русская классика с английской иронией

В 1987 году Энтони Доуэлл, британский хореограф и звезда Королевского балета Великобритании, в своей редакции «Лебединого озера» переносит зрителя в Россию императорских времён. Балетмейстер честно старался воссоздать реалии Петербурга конца XIX века. Тогда в моде были маскарады, поэтому дизайнеры потрудились над созданием богато расшитых костюмов, а для загадочного антуража использовались яйца Фаберже. Доуэлл сохранил классическую хореографию балета, но для большей убедительности в русских корнях спектакля выдал артистам пить на сцене бутафорскую водку. В 2000 году хореограф ушёл с должности руководителя Королевского балета и участвует в судьбе представления только как продюсер. Благодаря ему в роли Зигфрида блистал колоритный кубинец Карлос Акоста.

Нестандартным прочтением классики можно как восхищаться, так и возмущённо его отвергать. Однако именно не угасающий интерес к произведению указывает на то, что перед нами настоящий шедевр, который будет жить вечно.

Фото на обложке: «Лебединое озеро» в постановке Мэтью Борна (Johan Persson)

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24