Дата сражение на реке пьяне

Битва на реке Пьяне (1377)

Битва на реке Пьяне — сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединенного русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича 2 августа 1377 года на берегу Пьяны. В сражении русское войско, застигнутое врасплох, было наголову разбито. Это позволило Араб-шаху разграбить Нижегородское княжество и взять Рязань.

Содержание

История битвы

Предпосылки

Весной 1376 года московский воевода и литовский князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский во главе русского войска вторгся на среднюю Волгу, взял откуп 5 000 рублей с мамаевых ставленников и посадил там русских таможенников (дорогу).

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском.

Весть о приближении татарского войска достигла южнорусских рубежей задолго до приближения противника, поэтому в землях Нижегородского княжества удалось сформировать сильное войско для отпора противнику. Войска для отпора планировал вести сам Великий князь Московский Дмитрий Иванович, спешно откликнувшийся на просьбу о помощи своего тестя нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

Соотношение сил

О противнике долго не было слышно никаких вестей, поэтому Дмитрий Иванович вернулся в свои владения, оставив владимирский, переяславский, муромский, юрьевский и ярославский полки. Командующим был назначен молодой княжич Иван, сын Дмитрия Константиновича, участвовавший в предыдущем году в удачном походе под руководством Боброка-Волынского против ставленников Мамая на средней Волге.

Данных о численности ордынского войска не сохранилось.

Ход битвы

Объединенное русское войско двинулось навстречу татарам, встав лагерем на левом берегу реки Пьяны, в сотне верст от Нижнего Новгорода. Тогда же пришло известие о том, что Арапша находится на Волчьей Воде, то есть на границах Новосильского княжества. В русском войске начала стремительно падать дисциплина, началось повальное пьянство, перестала нестись караульная служба. Повесть о побоище на реке Пьяне, являющаяся основным источником по битве, в дальнейших событиях упоминает не Арапшу, а татар из Мамаевой Орды.

Русские воеводы забросили всё свое оружие и предавались развлечениям: «начаша ловы за зверми и птицами творити, и потехи деюще, не имея ни малейшаго сомнения». Простые воины последовали их примеру: бросали оружие, предавались пьянству и бражничеству.

Ордынцы, тайно подведённые мордовскими князьями, напали на русский лагерь 2 августа 1377 года. Русское войско, не изготовленное к битве, пустилось в бегство к реке, но было беспощадно уничтожено. Погиб под ударами татарских сабель князь Семен Михайлович (который также упоминается в числе погибших в Куликовской битве в 1380 году), вместе с ним огромное количество бояр и простых солдат. Многие тонули, не сумев переплыть Пьяну, в их числе оказался князь Иван Дмитриевич.

Последствия

Нижегородское княжество осталось без защиты. Ордынцы подошли к Нижнему, который был уже полупустым (население разбежалось в страхе в Заволжье, Городец и Муром), жгли и грабили его в течение двух дней с 5 по 7 августа, после разграбили княжество.

Арапша разорил земли за рекой Сурой, также была взята приступом Рязань, рязанский великий князь Олег Иванович чудом избежал плена.

За татарским набегом на нижегородское княжество последовал набег мордвы, который впрочем, не увенчался успехом — мордовские отряды были полностью уничтожены князем Борисом Константиновичем Городецким, который зимой вместе с племянником Семёном Дмитриевичем и московским воеводой Свиблом совершил карательный поход в мордовскую землю и положил её пусту.

После успешного набега 1377 года на русское пограничье в следующем году Мамай двинул войско на самого Дмитрия Московского (см.Битва на Воже).

Источник

Сражение на Пьяне

Сражение на Пьяне 1377 года – битва между монголо-татарами и объединенными силами древнерусских князей под руководством Ивана Дмитриевича. Завершилась полным поражением русской стороны. Привела к осознанию необходимости более тщательной подготовки к бою и позволила избежать ошибок в решающей Куликовской битве, которая произошла 3 года спустя.

Предыстория

В 1360-е годы древнерусские князья стали впервые одерживать значительные победы над ордынцами. Это было связано как с повышением боеспособности русских войск, так и с неурядицами в самой Орде. С 1359 года там шла ожесточенная борьба за власть, что естественным образом сказывалось на боевом духе ее армии.

Наиболее значительными сражениями того времени, закончившимися победой русской стороны, стали:

  1. Битва у Шишевского леса 1365 – происходила на Рязанской земле. В ней противостояли ордынский бек Тагай и объединенные силы древнерусских князей Олега Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского.
  2. Битва на Пьяне 1367 – в ней сражались войска Нижегородско-Суздальского княжества и эмира Булат-Тимура.

Сражение на реке Пьяне

Причины

Новый конфликт между русскими князьями и ордынцами разгорелся в 1376. Весной этого года войско во главе с московским воеводой Дмитрием Боброк-Волынским совершило победоносный поход на Волжскую Булгарию. Хасан-хан не только был вынужден просить о перемирии, но и заплатил огромный выкуп в 5 тысяч рублей. Булгарам отныне предписывалось выплачивать дань не ордынцам, а московским князьям.

Недовольный усилением Московского княжества Мамай направил на нижегородские земли татарское войско, которое разгромило объединенные силы древнерусских князей у реки Пьяна.

Участники

С русской стороны войско возглавлял княжич Иван Дмитриевич, сын нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Накануне он участвовал в успешном походе 1376 против волжских булгар. Первоначально предполагалось, что объединенные русские силы должен возглавить правитель Московского княжества Дмитрий Иванович, впоследствии получивший прозвище Донской. Он быстро откликнулся на призыв своего тестя Дмитрия Константиновича и привел с собой 5 полков. Поскольку ордынцы долгое время не нападали, Дмитрий Донской был вынужден возвратиться в свои московские владения. Это оказалось роковой ошибкой, поскольку без него объединенные войска не сумели отразить удар врага.

Существует 2 точки зрения по поводу того, кто сражался в битве со стороны Орды:

  1. Войско под командованием Араба-Шаха Музаффара. В русских летописях он именуется «царевич Арапша».
  2. Татары из «Мамаевой Орды», враждебные силам Арапши.

Военачальник Араб-Шах, представитель восточной ветви Чингизидов, действительно вторгся в нижегородские земли и участвовал в разорении Засурья. Но у историков есть сомнения в том, что именно он возглавил ордынцев в битве под Пьяной, поскольку этому нет документальных подтверждений.

Дата и место сражения

Битва на Пьяне произошла 2 августа 1377 года. Точное место сражения не установлено. Река Пьяна протекает на территории Нижегородской области и частично Мордовии. Наиболее вероятным местом считается Сергачский район – там, где в Пьяну впадает небольшая речка Пары. Именно здесь в середине XIV века заканчивались русские владения и начинались татарские степи.

Ход битвы

Накануне было получено ложное известие о том, что ордынцы отошли далеко на юг, к реке Волчьей, расположенной на границе современной России и Украины. Это привело к тому, что русские войска расслабились. Летописи подробно повествуют о том, как ратники ходили без доспехов, предавались праздности и «пьяному разгулью». Этому способствовала также необычайно жаркая погода, установившаяся в том году в конце июля – начале августа.

Нападение татарских войск на русских лагерь произошло внезапно. Неподготовленные воины не смогли оказать должного сопротивления. В летописях даже указывается точное время нападения – 6 часов вечера в воскресенье. Татары разделили силы на 5 стоявших порознь русских полков, и напали на них одновременно, осыпав их градом стрел.

Сопротивление попытался оказать князь Семен Михайлович, но он погиб в ходе боя вместе со своими дружинниками. Княжич Иван Дмитриевич пробовал спастись бегством, но утонул в реке Пьяне вместе с сотнями других воинов.

Границы на русские земли оказались открыты, чем и воспользовались ордынцы. Они двинулись на Нижний Новгород, разоряя и сжигая всё вокруг. Только в конце августа русские воины смогли вернуться на Пьяну, где отыскали и захоронили погибших.

Итоги и последствия

Битва завершилась полным разгромом, но она имела большое дидактическое значение. Летописцы подробно описывают неудачи русских ратников в назидание потомкам.

Одним из блестящих образцов древнерусской письменности является «Повесть о Пьянском побоище», в деталях воспроизводящая причины, которые привели к поражению.

  • Недооценка сил противника.
  • Слабость разведки.
  • Ошибка в выборе главнокомандующего – Иван Дмитриевич был слишком молод и неопытен, чтобы руководить объединенным войском.

Причины поражения Руси ан реке Пьяне

Итоги битвы на Пьяне 1377 года:

  1. Разгром русских полков.
  2. Захват и разорение Нижнего Новгорода.
  3. Продвижение ордынских войск вглубь русских земель.

Несмотря на сокрушительное поражение, сражение на Пьяне имело и положительные последствия – Дмитрий Донской сумел извлечь урок из совершенных ошибок и в 1380 году одержал блистательную победу на Куликовом поле.

Источник

Читайте также:  Участок на берегу реки медведица

Сказ о Горе Городине и Пьяном побоище

Иллюстрированный вариант http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5761004/

Некоторые Нижегородцы, наверно слышали, что во времена монголо-татарского ига на реке Пьяна в 1377 году, за три года до Куликовской битвы произошло так называемое «Пьянское побоище» В котором русская рать была наголову разбита и опрокинута в воды реки Пьяна. Об этом событии и о возможном месте « Пьянского побоища»- горе (кургане) Городина и пойдет речь…

Краткая история битвы на реке Пьяна:
В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Золотой Орды Арапша (Араб-шах Музаффар) разорил Новосильское княжество (на верхнем течении Оки и Дона) и направился в сторону Рязанского и Нижегородского княжеств.
Весть о приближении татарского войска достигла южнорусских рубежей задолго до приближения противника, поэтому в землях Нижегородского княжества удалось сформировать сильное войско для отпора противнику. Войска для отпора планировал вести сам Великий князь Московский Дмитрий Иванович, спешно откликнувшийся на просьбу о помощи своего тестя нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Собранное войско было отправлено на встречу войск Арапши и встало на реке Пьяна.
Именно за десять лет до этого события на реке Пьяна Городецкими и Суздальскими дружинами был разбито войско одного из золотоордынских эмиров (правителя Волжской Булгарии) Булат-Тимура, отважившегося предпринять поход на Нижегородские земли. Эта победа придавала собранному войску лишнюю самоуверенность.. (Википедия Битва на реке Пьяна в 1367 г.)
Стоявшие на Пьянее дружинники не ожидали скорого подхода татарской рати из-за предательства Мордовских-Мокшанских князей (которые сначала уверовали русских князей, что войска Арапши еще очень далеко, а потом тайно подвели татар к стоявшему Русскому войску).
Расслабившиеся русские воины перестали вести караульную службу, а из-за сильной жары сняли с себя все доспехи и предались бражничеству и ходили пьяные. Князья же и воеводы разъехались на охоту, оставив «пьяное войско» без руководства». Вот такая «деморализация» русского войска привела в страшным последствиям: Напавшие неожиданно татары разгромили русское войско, огромное количество воинов было перебито, а Нижегородские земли и сам Нижний Новгород, а затем и Рязань были захвачены, сожжены и разграблены. Через год Нижний Новгород был захвачен еще раз.
Экскурсоводы Нижегородского кремля иногда лукавят, говоря, что Нижегородский кремль ни разу не захватывался. Да, не захватывался современный, самый последний, каменный кремль, что нельзя сказать о его деревянных предшественниках….

Само «Пьянское побоище» дает еще основание многим предполагать, что название реки Пьяна связано именно с этим побоищем- воистину пьяные на Пьянее… Да и фраза « я как то плавал по Пьяне» без уточнений, что это река- всегда сначала воспринимается собеседником буквально, т.е. «я плавал пьяным»… ( возможные версии о возникновении названия реки Пьяна я приведу позже).

Хочется заметить, что современные Мордва и Мокшане вряд ли имеют какое то отношение к тем предателям русского войска- в те времена Мордвой на Руси могли называть всех кого угодно кроме русских.
Да и в том, что пьянство на Руси является исконной русской традицией, возможно виноват неправильно воспринимаемый найденный в летописях термин «бражничество»- известный языковед, историк Константин Сергеевич Аксаков в «Русской беседе» за 1859 год дал пояснение старинного термина «бражничество»-«И слово это означало празднование, пир, но, ни как не является синонимом пьянства. Этим же термином называли сам процесс приготовления вина.»
Так, что нельзя точно утверждать перепилось ли все русское войско на реке Пьяна, или просто от безделья занималось изготовлением вина (самогоноварением), без его употребления во время празднования каких-то тогдашних праздников, но то что само «Пьянское» побоище имело место быть сомнений не вызывает. Не вызывает так же и сомнений, что плачевный её результат связан с неорганизованность русских воевод и беспечность русских воинов.

Возможное место битвы:

Не знаю, как можно с уверенностью утверждать о возможном месте «Пьянского побоища» состоявшейся в 1377 году когда даже место проведения Куликовской битвы 1380 г.на берегу рек Дон и Непрявда на территории современной Тульской области поддается сомнению: Нет достаточно много найденных захоронений, каких либо массовых находок наконечников стрел и другого оружия и т.д. Есть даже высказывания современных исследователей, что Куликовская битва могла быть вообще на окраине Москвы…

Тоже можно сказать и о возможном месте «Пьянского побоища». Но не смотря на то, что о месте битвы с победой над Булат-Тимуром ( Булак-Темиром) на берегах реки Пьяна в 1367 г. нет вообще ни каких упоминаний в летописи, то о позорном поражении в 1377 г. в Троицкой летописи есть повесть о побоище на реке Пьяна — где в ней и в некоторых других источниках даны некоторые возможные её ориентиры. Возможно, эта повесть о побоище На реке Пьяна написана как предупреждение русским воеводам о недопущении повторения подобной «халатности» и возможно носит, частично и литературный характер. Так, или иначе, все последующие публикации ссылаются , в основном, именно на эту летопись в том числе и С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» выдержку из которой я тоже позже приведу..

Элементарно зная географию, конечно не понятно: Если русская дружина ждала Арапшу из верховьев Оки и Дона, то почему они вообще расположились на р. Пьяна, что было логичным для отражения войск со стороны Волжской Булгарии, как в случае с Булат –Тимуром. В этом случае надо было располагаться, например, на берегах реки Теша. Но не будем спорить и предположим, что Мамайский предводитель Араб шах решил пойти на Нижний Новгород, прогулявшись по Мокшанским землям со стороны современной Мордовии, или как говорится в одном из источников » Арапша был на Каме у города Бирска». В этом случае расположении на реке Пьяна было верным,. Хотя опять совершенно не понятно, так от куда шли на Нижний Новгород татары? и как это татары сначала захватил Нижегородские земли и только затем разорили Рязань, бывшей к тогдашнему Новосильскому княжеству гораздо ближе??

Река Пьяна от своего истока, до впадения в Суру делает огромную дугу- сначала с востока на запад, а потом севернее с запада на восток.
В нижнем течении она, конечно, полноводнее и использование ее, как дополнительный рубеж было оправдано. Поэтому место проведения сечи на Пьянее и оспаривается только между тремя современными районами Нижегородской области: Перевозским, Бутурлинским и Сергачкским. (Пильнски и Гагинский район на это не претендует).
На каком берегу происходила битва тоже не все понятно. В некоторых источниках пишется, что битва сначала началась на правом берегу, а затем перешла на левый в междуречье рек Курача и Пьяны- так ведь это прямо напротив Перевоза. Но зачем было русским стоять на правом берегу, а не на левом и не использовать Пьяну как дополнительную преграду? К тому же в одном из источников пишется: «До сих пор на дороге Перевоз — Б.Мурашкино близ села Шпилёво подъём называется «Княжья гора». Безусловно, это связано с Пьянским побоищем. Есть предположение, что там и находился наблюдательный пункт русского князя». Значит, наблюдательный пункт Русского князя был на берегу со стороны Нижнего Новгорода, а само войско на противоположном?
Что касается Перевозского района то в некоторых источниках пишется еще одно возможное место битвы- это правый берег реки Пьяна между современными Перевозом и п. Центральным, это хоть и близко от первого предполагаемого места, но с этого берега битва ни как не могла перейти в междуречье Курача и Пьяны, кроме Пьяны для этого разбитые русские ратники должны были преодолеть ещё и р.Курач, вряд ли у них на это были уже силы..
Можно предположить, что русское войско стояло и на левом берегу, но тогда для того что бы оно было сброшено в реку Пьяна( куда русские воины, спасаясь бежали в оторопе) татарское войско должно было обойди дружину с тыла и напасть со стороны Нижнего Новгорода — интересное тактическое решение битвы.
В Бутурлинском районе у села Каменищи сохранились земляные рвы и насыпи заставы ( Каменищенское городище)времен Ивана Великого и его внука Ивана Грозного, для охраны рубежей Российского государства от Казанского ханства. Эта застава была построена на левом берегу, именно используя р. Пьяна как естественную преграду. Это удобное стратегическое место тоже, возможно, могло бы быть одним из предполагаемых мест битвы на Пьяне.

В Сергачском районе Предполагается два возможных места битвы.

Первое: недалеко от места впадения р. Пара в Пьяну где то между современных населенных пунктов Семеновка, Кузьминка, Трехозерки ( «И когда дошли наши до Шипары» — под Шипарой, как я думаю и имеется в виду река Пара?»). Вполне возможно, но почему опять на правом берегу, а не на высоком левом, где, например сейчас располагается г. Сергач??

Читайте также:  Битва на реке сить итог битвы

Второе: район ( согласно атласа Нижегородской области) урочища Городина. Это холм покрытый великолепной дубравой в пойме реки Пьяна, который иногда называют еще курганом, или горой Городина.

Приведу, что пишется о этом месте в статье, название которой может стать и названием следующей главы:

«Гора Городина- Исторически значимое место» :

Памятное место. Незаметный, осевший на болотистой почве курган и дубравка. На сём месте некогда была деревня Городино. В 1377 году на реке Пьяне произошло «Пьянское побоище», исходом которого явилась сеча русских полков татарами под руководством царевича Арап-Шаха из Синей Орды. Впоследствии на местах захоронений русскими людьми был насыпан курган.

Примечательное обстоятельство: район города Сергача, ныне именуемый Гусево, раньше был отдельным селом с названием Кладбищи (с ударением на второй слог). Название село получило также по причине массовых захоронений павших воинов. На их местах построены православные соборы.

Считается , что этот курган насыпали русские люди (хороня воинов) нося ведрами землю много лет…

Еще в одном из источников говорится, что на вершине этого кургана была ставка Араб-шаха с вершины которого он и наблюдал за тем как его войско громило русских.
Теоретически имея хороший бинокль и при хорошей видимости он мог увидеть и первое предполагаемое место — междуречья р. Пара и Пьяны, но это приблизительно в 8 километрах, а биноклей в то время (как известно) еще не было??
Только опять не понятно: Так насыпали ли этот курган впоследствии на месте предполагаемой битвы ( хороня погибших воинов)?, или же он уже был, но на нем битвы не было, а был лишь наблюдательный пункт Арапши ?, но тогда что бы организовать на нем наблюдательный пункт Арапша должен был зайти в тыл противнику, со стороны Нижнего Новгорода, а потом наблюдать как его солдаты погонят русское войско прямо на него ( согласно повести: гоня русских к Пьяне). Опять, какая то путаница с берегами. или Пьяна тогда текла севернее Городины? Но в этом случае русские должны были стоять на левом берегу. Что тоже маловероятно т.к. в этом месте у Пьяны заливные луга, а затем начинается высокий берег, на котором сейчас и стоит город Сергач…

Удивительно, но в Вачском районе, на берегу реки Ока есть так называемый Красный курган, который местные зовут Горадина ( Гора Дины) и тоже ходят легенды, что его насыпали «шапками» татары- насыпать семидесяти метровый курган, конечно не посильный труд и Горадина — просто удивительный геологический останец междуречья Оки и реки Тужа. Отличие с Городиной всего на одну букву и легенды похожи ( это и удивительно), только Горадина (Вачского района)берет свои корни от слова «гора» Дина –это по легенде похороненная на нем дочь одного боярина, а название Сергачского кургана Городина возможно возникло от слова «город», или деревни Городино. А еще и в Вачском районе, на берегу реки Ока и сравнительно недалеко от Сергача, на берегу реки Сура, есть древние населенные пункты с одинаковым названием Курмыш..

Местные жители знают об кургане Городина, как о хорошем месте для отдыха и о том, что на нем , или рядом с ним произошло «Пьянское» побоище. Особенно хорошо его знают Сергачские железнодорожники, помня о организуемых на нем, еще в Советские времена праздниках: дня железнодорожника. « На краю склона и дубравы стояли палатки, продавали лимонад и мороженное, играла музыка и т.д». Жаль, но сейчас эта традиция забыта.
Городина действительно холм, с большой плоской вершиной вытянутой вдоль течения реки пьяна, и имеет со всех сторон склоны в низ, особенно высоко они со стороны направления течения р. Пьяна ( с запада). С восточной стороны его склоны более пологие, но тоже имеют достаточную высоту. Все это говорит о том, что курган Городина не насыпан вручную, тем более на его самом высоком склоне хорошо просматриваются слои осадочных морских пород.
Курган (гора) Городина -самый банальный, но не менее удивительный островной останец в некогда огромной реки Пьяна.

О том, что Пьяна когда то была гораздо полноводнее говорит и ее огромная, луговая пойма и соседнее большое озеро «Долгое», которое будучи старицей реки Пьяна, гораздо шире её теперешнего русла. И конечно, в старые времена, особенно во времена разливов Городина превращалась в остров. Неужели, Арапша умудрился разбить свою ставку на острове, или же все же тогда Пьяна текла с севера от него, как бы продолжая озеро «Долгое»? А русских татары погнали с Сергачских высот?
Если прогуляться по великолепной дубраве Городины, то можно натолкнуться на какие-то заросшие раскопки, возможно, здесь работали археологи, или «черные копатели». Доподлинно известно лишь, что «на Городине были найдены две стоянки древнего человека, в земляных ямах обнаружены ножевидные пластины, топор-молоток». Ни каких захоронений, или средневекового оружия (времен битвы на Пьянее) на нем не обнаружено.
Что же – место « Пьянского побоища», возможно, еще предстоит найти, но все равно посетить курган Городина я бы посоветовал:
Это замечательное и удивительное место Нижегородской земли. С самой высокой его части открывается впечатляющий вид на всю округу. Может на нем все таки сидел Араб-Шах?.
Сказочный лес на его вершине, луга, извилистая лента Пьяны, родник под горой, чистейшее и большое озеро « Долгое» по соседству. Можно искупаться, порыбачить, в грибной сезон в дубраве растут грибы. Все это оставит у вас незабываемые впечатления…

Для тех, кому интересно, как я и обещал, приведу в конце «Повесть о побоище на реке «Пьяна» и возможные версии о происхождении названия реки Пьяна.
Выскажу лишь одно сомнение, о наиболее распространенной версии о названии реки Пьяна, связанное с тем, что она сильно петляет- эту версию высказывал и Мельников-Печерский, ссылаясь на летописи.Не думаю, что Пьяну назвали именно из-за ее » пьяного» русла- мне известно очень много других рек, не менее «петлявых», например, даже в нашей области :Ветлуга, Керженец, Тёша и много других, но их почему то пьяными, или кривыми не называют…….

Это, и некоторые другие мои дилетантские рассуждения непрофессионального историка я и сам готов подвергнуть критике и буду рад выслушать других по существу поднятых вопросов.
Очень интересная статья, найденная мною, есть на близкую к этому тему у Петра Золина 2, тоже опубликованная в «Прозе РУ». Советую также ее почитать. К сожалению, много почерпнув из неё, и в ней я так не смог найти ответа на вопрос – где же все-таки произошла «Пьянская» битва.

ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ, БЫВШЕМ НА РЕКЕ ПЬЯНЕ

В год 6885 (1377) . В этом же году перешел из Синей Орды за Волгу некий царевич по имени Арапша. (Араб-шаха Музаффар). И захотел он пойти ратью на Нижний Новгород. Князь же Дмитрий Константинович послал об этом весть к зятю своему, ко князю великому Дмитрию Ивановичу. Князь же великий Дмитрий, собрав много воинов, пришел ратью к Нижнему Новгороду с войском большим и грозным.
И не было никаких известий о царевиче Арапше, и возвратился великий князь в Москву. А против татар он послал воевод своих, а с ними рать владимирскую, переяславскую, юрьевскую, муромскую, ярославскую. А князь Дмитрий Суздальский отправил сына своего, князя Ивана, да князя Семена Михайловича, а с ними воевод и множество воинов.
И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть о том, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были.
А в это самое время поганые князья мордовские-мокшанские подвели тайно рать татарскую из мамаевой Орды на князей наших. А князья ничего не знали, и не было им никакой вести об этом. И когда дошли наши до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали.
И тогда убили князя Семена Михайловича и множество бояр. Князь же Иван Дмитриевич, жестоко преследуемый, прибежал в оторопе к реке Пьяне, бросился на коне в реку и утонул, и с ним утонули в реке многие бояре и воины, без числа погибло народа. Это несчастье свершилось второго августа, в день памяти святого мученика Стефана, в воскресенье, в шестом часу пополудни.
Татары же, одолев христиан, стали на костях и весь полон: и все награбленные богатства здесь оставили, а сами пошли изгоном, не подавая вестей, на Нижний Новгород. У князя же Дмитрия Константиновича не было войск, чтобы выйти на бой с ними, и он побежал в Суздаль. А новгородские жители убежали на судах вверх по Волге к Городцу.
Татары же пришли к Нижнему Новгороду пятого августа, в среду, в день памяти святого мученика Евсигния, накануне Спасова дня, и оставшихся в городе людей перебили, а город весь, и церкви, и монастыри сожгли, и сгорело тогда в городе тридцать две церкви. Ушли же поганые иноплеменники из города в пятницу, разоряя нижненовгородские волости, сжигая села, и множество людей посекли, и бесчисленное количество женщин, и детей, и девиц повели в полон.
В том же году пришел прежде названный царевич Арапша, и повоевал, и пожег тогда Засурье.
И в том же месяце августе приехал князь Василий Дмитриевич из Суздаля в Нижний Новгород. И послал он людей, и повелел вынуть из реки из Пьяны тело брата своего, князя Ивана. И привезли того в Нижний Новгород, и сотворили плач над ним, и похоронили его в каменной церкви святого Спаса, в притворе, на правой стороне, через неделю после Госпожина Дня, двадцать третьего августа.

Читайте также:  Куда вливается река катунь

Русские не оставались в долгу и мстили жестоко. Так, князь Борис Городецкий, мстя за опустошения Поволжья в 1377 году, нагнал мордовского князя Алабугу и других мордовских князьков, перетопил их в Пьяне, а следующею зимой, при помощи московской рати, присланной Донским, опустошил землю мордовскую, разорил все тамошние зимницы и привел в Нижний огромный полон. Добычу разделили, а пленников волочили по льду Волги, травили собаками и казнили разными муками. «

Версии о происхождении названия Пьяны

Одна из легенд гласит: « Давным-давно были на «Горах» повсюду густые леса. Много в них водилось всякого зверя. Как-то повадился в деревню, что стояла на берегу Суры медведь. Не жалел он ни женщин, ни детей, ни стариков. Много и храбрых охотников погибло от него. Совсем народ отчаялся. В то время подрос в деревне паренёк. Сильный да смекалистый. Решил он сразиться с лютым зверем. А медведь словно почуял что-то. Ушёл в лес и залёг в берлогу. Много дней блуждал юноша в чащобе, продирался сквозь заросли, петлял, возвращался, снова шёл дальше и везде метки ставил, чтобы домой по ним вернуться. Нашёл-таки он медведя. Страшная была схватка. Победил парень, но и ему от свирепого зверя досталось, кровь из ран так и текла. Сильно устал юноша, содрал он с медведя шкуру, взвалил себе на плечи, да и побрёл, шатаясь и спотыкаясь от потери крови, будто пьяный, по своим меткам домой. А там, куда капали капли его крови, ямы да воронки появлялись, а из них ключи били и ручейки бежали. Слились эти ручейки вместе, и потекла река той самой извилистой тропой до самой деревни, где юноша жил, да в Суру влилась. Не забыли люди о подвиге, а речку за её извивы да извороты назвали Пьяной».

Нижегородский писатель Мельников–Печёрский писал в книге «На горах»: «По иным местам нашей Руси редко где такие реки найдутся, как Пьяна…Ещё первыми русскими поселенцами Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть ли не возле него в Суру вливается». Писатель ссылается по поводу названия реки на упоминание в летописях.

Н.А. Добролюбов, собиратель и исследователь народного творчества, записал такую легенду: «Встречается Пьяна однажды с другой рекой и спрашивает её речка: «Как тебя зовут?» «Пьяна»,- отвечает она. «Да ты и вправду пьяна. Дай-ка я поведу тебя, куда следует». И потекла встречная речка вперёд, а за ней начала поворачиваться и Пьяна. «Да куда же ты меня ведёшь, если сама такая», — говорит Пьяна. «В ад», — отвечает та. А люди подслушали и прозвали речку Вад, а по ней и село, на ней стоящее».

Ещё одна версия приведена В. Малкиным в журнале «Наука и жизнь». У современных финнов существует слово «пиана», что означает «маленькая речка». Именно так называлась Пьяна в русских средневековых документах. В летописи о бое с ордынским мурзой Булак – Темиром в 1366 году говорится: «Он же окаянный (Булак-Темир) не стал на бой, а побеже за реку Пиану».

А.Т. Харитонычев в книге «Природа Нижегородского Поволжья» утверждает, что название связано с мордовским словом «пьянь» (в переводе на русский «боль»). Река служила восточной границей Русского государства, а земли по ней подвергались нашествию кочевых племён, приносящих горе и бедствия местным жителям.

Известный русский путешественник академик Иван Лепехин, который в царствование Екатерины II возглавил один из отрядов академической экспедиции в Поволжье и был на реке Пьяне, записал следующее предание: «Течение её весьма извилисто и красиво, отчего и наименование Пьяная река произошло. Хотя сие происхождение названия и вероятно, однако и другую тому повествуют причину: будто бы некогда двое князей имели между собою брань, которых иные русскими, иные ордынскими почитают. Из них один одолел другого и, торжествуя о своей победе, остановился при помянутой реке. Во время торжества воины упились вином и, оставя воинский порядок, шатались повсюду. Побеждённые, услышав нестройность своих победителей, собрав раздробленные свои силы и напавши внезапно на своих неприятелей наголову их побили и от победы над пьяными в знак памяти реку назвали Пьяною».
Марат Мухамметшин
Я корнями из села Шубино, Сергачского района, Нижегородской области. Село расположено на берегу р. Пиана(Пьяна). Думаю, название дали тюркоязычные племена в 5-6 веках. Возможно, именно мишари, которые обитали в наших краях далеко до пришествия татаромонгол. Кроме тюркоязычных народов, в этом регионе обитали и мордва.
Вообще, если ссылаться на историка-ученого Мурада Аджи, то многие названия рек, и в особенности азиатской части Евразии, носят тюркоязычные названия.: например, Енисей- Ана-сай(Ана-су, мать река), Обь – абэ, ;би елга, бабушка река), Иртыш- эр+ тыш , мужчина река, Дон- Тын елга, Тихий Дон, Днестр- Тыныч тор, Ока- Ага елгасы, дедушка река. Также в названии озера Байкал два тюркских слова: “бай,(богатый)” и + “кул”(озеро). И река Ангара названа потому, что образован от тюркского слова “Ынгыр”, т.е. “ненормальный”, т.к. все реки впадают в моря, а Ангара начинается с Байкала(считай по тому времени с “моря”).
Если историк Орлов А.М. пишет, что народ мишари принесли название европейской реки Ока с азиатской части, где азиатская Ока(теска) является притоком той же Ангары, где и по сей день живут цокающие мишари, то название реки Пианы(Пьяны), думаю, не сложно обьяснить.
Название нашей реки Пиана состоит из двух слов: Пи(би) означает богатый+ ана(мать). Ну как могли еще назвать первопоселенцы в эти края, если эта река была кормилицей для них, также и баней . Также слово “баня”, по обьяснению М.Аджи, имеет тюрское происхождение. И состоит из двух корней: “Бай+ана”, которые со временем трансформировались в “байана”, далее в “баня”.Тюрки еще издавна строили бани. Тюрки вообще, серьезно относились к таким вещам как вода, огонь, стол(пускай, если даже недеревяный). Даже в настоящее время, извините, писать(мочиться) на воду у нас считается большим грехом, писать в огонь- тоже, садиться на стол- тоже не нельзя и т.д.
Другим обьяснениям происхождения названия реки Пиана- у меня большие сомнения. Назвать реку “пьяным” не в духе тюрков. Это просто, думаю, русские позже назвали на свой лад реку Пиану –Пьяной.
В частности, нашу деревню Шоба иле (от имени основателя), которая расположена тоже на берегу р.Пиана,назвали на русский лад “Шубино”. Так же и некоторые другие близлежащие населенные пункты.
Думаю, никакое “Пьянское побоище1377г”, не имеет отношения к названию. В других источниках об этом эпизоде пишется, вот фрагмент:«…Здесь же и происходила битва, которая затем перешла на левый берег в междуречье р.Курача и р.Пьяны». Название реки Курача тоже тюркское.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24