- “Лебединому озеру” 140 лет: десять фактов о самом популярном балете
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- 8.
- 9.
- 10.
- 4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”
- Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского
- “Лебединое озеро”. Балет-симфония
- Первая премьера “Лебединого озера”
- Расцвет
- “Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
- «Белое» адажио
- “Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
- Танцы лебедей и вариация Одетты
- “Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
- «Чёрное» па-де-де
- 32 фуэте Одиллии
- “Лебединое озеро”. Балет-символ
“Лебединому озеру” 140 лет: десять фактов о самом популярном балете
05.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 1 038
“Лебединое озеро” давно вошло в круг самых любимых балетов во всем мире.
Между тем, история шедевра, ознаменовавшего собой начало новой эпохи в балетном жанре, складывалась не так блистательно. Скорее, драматически.
В материале m24.ru собраны факты, касающиеся создания этого замечательного, новаторского произведения, интерес к которому не ослабевает уже 140 лет.
1.
Балет “Лебединое озеро” хронологически относится к концу московского периода в жизни композитора. Об этом времени биографы Чайковского говорят как о годах “плена” педагогической службы, связанной, впрочем, с осознанием молодым Чайковским своего предназначения.
Променяв полнокровную и стабильную, в чем-то не вполне устроенную жизнь на артистические странствия, музыкант открыл для себя путь к композиторскому призванию.
В Москве Чайковский написал огромное количество самой разной музыки: 5 опер, 4 симфонии, около сорока романсов, программные произведения. Критики расценивали обращение композитора к жанру балета как смелый шаг, так как весь массив ранее созданных произведений сформировал отношение к этому виду искусства как к зрелищу чисто развлекательного характера.
Петр Ильич Чайковский
Чайковского давно привлекала мысль осуществить творческие идеи в этом жанре, что совпало и с материальной заинтересованностью:
“взялся за этот труд отчасти ради денег”,
– писал он Римскому-Корсакову.
2.
Большой театр, которому предстояло первым поставить новый балет, на тот момент обладал весьма скромными (по сравнению с Петербургом) творческими ресурсами, а его танцовщики и вовсе считались “периферийной труппой”. Театр никак не мог решить сложности, возникавшие время от времени из-за смены хореографов.
Чайковский, искушенный балетоман, объективно оценивал талант людей, первыми представивших его творение. По мнению русского музыкального критика Германа Лароша, чешский хореограф Вацлав Рейзингер поставил
“едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что дается в России”.
Тем не менее, первая постановка “Лебединого озера” просуществовала в репертуаре Большого по меркам той эпохи достаточно долго – шесть лет. Балет выдержал 39 показов.
3.
Чайковский скрывал переживания по поводу относительной неудачи своего первого балета. А после его отъезда из Москвы труппа театра начала позволять себе вольности – заменять музыку Чайковского вставками из других балетов.
“Хорош мой балет или плох, но мне хотелось бы одному нести ответственность за его музыку”,
4.
В конце 1877 года после просмотра балета Лео Делиба “Сильвия” Чайковский дважды в переписке с Надеждой фон Мекк и Сергеем Танеевым назвал “Лебединое озеро” “чистой дрянью”. Автор сурово судил не только партитуру своего балета, но и более ранние сочинения.
Исследователи творчества Чайковского полагают, что он не обратил внимание на слабость литературно-драматической основы “Сильвии”, но нашел в ней множество чисто музыкальных достоинств. Этот интерес затмил собой все прочие недостатки балета Делиба.
5.
“Лебединому озеру” предшествовал замысел четырехактной “Сандрильоны” (то есть “Золушки”). Этот балет также предназначался для сцены Большого театра, но по неясным причинам композитор от него отказался. Судьба созданных эскизов также неизвестна.
6.
Принимаясь за “Лебединое озеро”, Чайковский не рассчитывал совершить открытие в жанре. Тем не менее, им было создано реформаторское произведение: “первый психологический балет”, “балет-драма”. В этом “Лебединое озеро” разнится, скажем, со “Спящей красавицей”. Балетный критик Александр Демидов называл их в своей монографии “антиподами”.
7.
Чайковского не стало 6 ноября 1893 года. Через несколько месяцев в Мариинском театре в память о композиторе состоялся показ второй картины “Лебединого озера”. Успех этого вечера определил вопрос о возрождении всего балета. Замысел осуществился в 1895 году.
Спектакль был приурочен к бенефису балерины Пьерины Леньяни (эта виртуозная танцовщица познакомила публику с невиданным трюком – 32 фуэте).
Пьерина Леньяни
Благодаря работе двух балетмейстеров – Мариуса Петипа и Льва Иванова – “Лебединое озеро” утвердилось на сцене, обрело долгую и успешную репертуарную жизнь в театрах по всему миру.
Критика писала, что несмотря на вмешательство в партитуру балета, полную переоркестровку, осуществленную Рикардо Дриго, купирование кульминационной сцены бури, перестановку номеров, балету в целом это пошло на пользу.
8.
В 1953 году еще одной вехой в истории “Лебединого озера” стал спектакль на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, созданный Владимиром Бурмейстером. Он вернул ту часть музыки Чайковского, которую хореографы обычно исключали из постановки.
Бурмейстер изменил финальную сцену: его балет заканчивался уничтожением злых сил и победой добра и любви. Девушка-лебедь в человеческом облике обретала счастье с прекрасным принцем.
9.
Современное “Лебединое озеро” – материал для эксперимента. В 1995 году вышла одиозная постановка британского хореографа Мэтью Борна, в которой все партии исполняли мужчины.
Мэтью Борн. «Лебединое озеро 3D»
Интересно, что в этом либретто критики усмотрели непосредственную связь с отношениями членов королевской семьи Великобритании и событиями, которыми в то время пестрела газетная хроника.
10.
Майя Плисецкая рассказывала, как Евгений Светланов дирижировал “Лебединое озеро” в Пекине в 1959 году.
“Я была потрясена: в третьем акте, который начинается трубами на выход Одилии. Меня накрыл целый взрыв звуков в невероятном темпе. Но я успела, и это было страшно эффектно.
Дальше, уже в финале, идут туры по кругу, и Светланов вновь задал такой темп! Я начала круг и подумала: “Или насмерть, или выжить!”.
Источник
4 марта 1877 года состоялась премьера балета “Лебединое озеро”
04.03.2012 Оставьте комментарий Просмотры: 10 731
В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства.
4 марта 1877 года в Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро».
Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 году по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей – огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах.
Автором либретто балета считается Владимир Бегичев. Однако существует высокая вероятность, что либретто балета принадлежит самому композитору — при написании музыки балета он активно консультировался с Бегичевым и счёл необходимым указать его имя на рукописи партитуры в качестве либретиста, однако сам Бегичев неоднократно, по свидетельствам современников, отрицал своё участие в написании либретто.
В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, за балетную партитуру брался впервые.
В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил. Высоко ценил способности примы Большого театра Анны Собещанской. Увы, в премьере балета «Лебединое озеро» на музыку Чайковского 1877 года она не участвовала.
Николай Фадеечев и Майя Плисецкая, 1956 год
Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Рейзингера, потерпел провал. Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал:
«Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».
«Это великая партитура, с которой началась новая история балета. Можно говорить, что была эпоха до Чайковского и после Чайковского»,
– говорит балетный и театральный критик Вадим Гаевский.
Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль.
Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина.
Галина Уланова (Одетта) и Семен Каплан (Граф)
В начале ХХ века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую постановку Петипа-Иванова он счел слишком петербургской. Роскошные декорации, яркие исторические костюмы, московский шик: у примы Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлёвой – корона и нарядные тюники.
В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», все должны остаться в живых. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагический финал, но ему не позволили. «Лебединое озеро» редактировали, как ни один другой балет.
«Это судьба, как загадочная смерть Чайковского. Самый лучший и самый беззащитный балет»,
– заверяет балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России Вадим Гаевский.
Марина Семенова (Одетта)
На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.
Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в четвёртую картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six.
Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы.
Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра.
Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал.
Для жителей постсоветского пространства спектакль «Лебединое озеро» стал одним из символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий именно постановку этого балета транслировали все телеканалы.
В 2015 году Большой театр и издательство “Композитор. Санкт-Петербург” тиражом 100 экземпляров выпустили книгу “”Лебединое озеро” в московском Большом театре. 1875-1883. Скрипичный репетитор и другие документы”, содержащую настоящую сенсацию. Впервые балет “Лебединое озеро” представлен таким, каким его увидел автор.
Миру был предъявлен репетитор — переложенная для двух скрипок первоначальная версия балета (в XIX веке и постановочные, и обычные репетиции проходили не под фортепиано, а под скрипку), по которой и были поставлены два первых “Лебединых озера”.
Источник
Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского
04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 29 738
“Лебединое озеро”. Балет-симфония
Первая премьера “Лебединого озера”
В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.
И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха. Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности
В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.
Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.
В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе
В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.
Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.
Главные персонажи балета “Лебединое озеро”
Расцвет
Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.
Мариус Петипа и Лев Иванов
Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.
В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.
Александр Горский
С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.
Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.
Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
«Белое» адажио
Зигфрид, Одетта, кордебалет
Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.
Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.
Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.
Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.
“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”
Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.
Одетта. Художник – Валерий Косоруков
В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.
Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).
Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.
“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II
Танцы лебедей и вариация Одетты
Одетта, кордебалет
Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.
“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты
Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.
При этом каждый танец может существовать сам по себе.
Лебеди маленькие и большие
Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.
Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год
Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.
Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.
Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.
Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров
«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.
Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.
Одетта
Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год
Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.
В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.
Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.
“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III
«Чёрное» па-де-де
Зигфрид и Одиллия
Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.
Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год
Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.
Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.
До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.
“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де
Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.
Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.
Структура па-де-де
32 фуэте Одиллии
Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.
В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.
В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».
В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.
“Лебединое озеро”. Балет-символ
К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.
Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.
Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов
Источник