Диктант лед на озере

Диктант лед на озере

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 — 11 КЛАСС

ТЕМА: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

На льду

На одном из южных озер, каких немало вокруг Берлина, произошло следующее. Весеннее солнце уже поплавило лед. Несколько школьников катались на коньках, и один из них, самый маленький, забежав далеко от берега по совсем уже истончившейся ледяной корочке, провалился в полынью и стал тонуть. Ребята заметались по берегу. Проезжавший мимо русский генерал остановил машину. Тонущий то показывался над водой, цепляясь за ледяную кромку, то снова с головой уходил под воду, когда эта кромка обламывалась под его тяжестью. Понимая, что тонкий лед не подпустит к тонущему близко, генерал достал в машине веревку-буксир и забросил конец мальчику. Тот ухватился. Генерал передал другой конец стоящему рядом мальчугану, а сам с помощью шофера разломал старую лодку, выстелил доски по льду и, рискуя провалиться, осторожно пополз. Вытащив мальчика, завернув в свою шинель, заставив глотнуть коньяку из неприкосновенного запаса, он отвез ребенка домой, вручил его матери и, отшутившись от благодарности, сел в машину и уехал, не назвав своего имени. Но родители заметили номер машины. Скоро было выяснено имя спасителя, и вот немолодому уже генералу, участнику трех войн, ко многим наградам, украшавшим его китель, была добавлена еще одна: совсем для воина необычная медаль «За спасение утопающего».

«Мне как-то неудобно даже, — улыбаясь, рассказывал генерал. — Ведь ничего особенного не было, любой наш солдат поступил бы так же на моем месте».

Источник

Диктант лед на озере

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Деепричастие. Наречие» и 1-го полугодия

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала.

Читайте также:  Как возникают тектонические озера

а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание е-и в суффиксах существительных;

— написание не с причастиями и деепричастиями;

— н-нн в причастиях;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при причастном и деепричастном обороте;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— находить деепричастия в тексте;

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— разбирать слово морфологически и фонетически.

К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд. Во время обеда кто-то, взглянув в окно, громко крикнул: «Скорее идите смотреть: лёд тронулся!»

Оставив обед, мы выбежали на берег. Зрелище открылось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водой. Невообразимое, фантастическое совершалось на берегу… Светясь фосфорическим светом, льдины ломались, дыбились, рассыпались хрустальным порошком. На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом. На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, города. Всё это с шумом и грохотом тут же рушилось, и вновь возникали сказочные здания, мерцающие алмазно-голубым светом.

Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

(114 слов) (По И. Соколову – Микитову)

1. Выписать деепричастия, обозначить их вид, выделить суффиксы:

Из первого и третьего абзаца — 1-й вариант

Из второго абзаца — 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Лёд — 1-й вариант обед — 2-й вариант

3. Разобрать по составу слова:

Светившаяся — 1-й вариант пронизывающий — 2-й вариант

4. Произвести морфологический разбор слова:

Оставив — 1-й вариант взглянув — 2-й вариант

5. Сделать синтаксический разбор предложения:

Светясь фосфорическим светом, льдины ломались, дыбились, рассыпались хрустальным порошком. — 1-й вариант

Читайте также:  Как лучше сделать озеро

Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах. — 2-й вариант

Источник

Диктант по русскому языку 7 класс Наступили дни поздней осени. По небу плыли

На озере

Наступили дни поздней осени. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий, холодны й дождь.

Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт… Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. И вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берега м тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.

Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

(По Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

1. Сделать фонетический разбор слова:

1-й вариант: сеяли.

2-й вариант: землю.

2. Разобрать слова по составу:

цепляясь, (за) отлетающей.

3. Произвести морфологический разбор слова:

1-й вариант: сковав.

2-й вариант: отдыхая.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом.

Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

Источник

Диктант по русскому языку 7 класс К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру

Тронулся лёд

К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд. Во время обеда кто-то, взглянув в окно, громко крикнул: «Скорее идите смотреть: лёд тронулся!»

Оставив обед, мы выбежали на берег. Зрелище открылось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водой. Невообразимое, фантастическое совершалось на берегу… Светясь фосфорическим светом, льдины ломались, дыбились, рассыпались хрустальным порошком. На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом. На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, города. Всё это с шумом и грохотом тут же рушилось, и вновь возникали сказочные здания, мерцающие алмазно-голубым светом.

Читайте также:  Зимняя рыбалка на северных озерах

Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания:

1. Выписать деепричастия, обозначить их вид, выделить суффиксы:

2. Сделать фонетический разбор слова:

Лёд — 1-й вариант

Обед — 2-й вариант

3. Разобрать по составу слова:

4. Произвести морфологический разбор слова:

Оставив — 1-й вариант.

Взглянув — 2-й вариант.

5. Сделать синтаксический разбор предложения.

Светясь фосфорическим светом, льдины ломались, дыбились, рассыпались хрустальным порошком.

Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.

Источник

Диктант по русскому языку 7 класс Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

Грамматическое задание

1. Фонетический разбор:

1-й вариантязыки,

2-й вариантседые.

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1-й вариантприземистые,

2-й вариантразносятся.

3. Морфологический разбор:

1-й вариантподнимаюсь,

2-й вариантглухих.

4. Синтаксический разбор, схемы предложения.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24