Диктант утро на озере

Диктант по русскому языку 7 класс Наступили дни поздней осени. По небу плыли

На озере

Наступили дни поздней осени. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий, холодны й дождь.

Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт… Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. И вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берега м тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.

Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

(По Г. Скребицкому)

Грамматические задания:

1. Сделать фонетический разбор слова:

1-й вариант: сеяли.

2-й вариант: землю.

2. Разобрать слова по составу:

цепляясь, (за) отлетающей.

3. Произвести морфологический разбор слова:

1-й вариант: сковав.

2-й вариант: отдыхая.

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом.

Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

Источник

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 7 класс

К учебнику Быстровой

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 7 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС

Р.р.-1 Сочинение «Улица моего детства» (упр. 8, задание 6, стр. 12 учебника).

Входная диагностика (контрольное списывание с грамматическим заданием, упр. 13, стр. 15 учебника).

Р.р.-2 Сочинение по сложному плану «Народные умельцы моего края» (упр. 20, задание 5, стр. 20 учебника).

Р.р.-3 Написание сочинения-рассуждения «Как надо читать художественную литературу» (упр. 26, задание 2, стр. 25 учебника).

Р.р.-4 Сочинение «С чего начинается Родина?» (упр.60, задание 8, стр. 52 учебника).

Р.р.-5 Сочинение от 1-го или 3-го лица, «Какие они – современные подростки?» (упр. 86, задание 4, стр. 65 учебника).

Р.р.-6 Изложение с продолжением (упр. 102, задание 4, стр. 77 учебника).

Р.р-7 Изложение по тексту на стр. 101-102 (упр. 138, задание 10, стр. 101-102 учебника).

Р.р.-8 Сочинение «Моё родное село» (упр. 159, задание 2, стр. 121 учебника).

Р.р-9 Подготовка к контрольному сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр. 171, стр. 128 учебника).

Р.р-10 Контрольное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр. 171, стр. 128 учебника).

Р.р.-11 Сочинение «По одёжке встречают» (упр. 176, задание 6, стр. 132 учебника).

Контрольная работа по теме «Причастие». Диктант с грамматическим заданием.

Хорошо встретить рассвет на затерявшемся среди сосновых лесов озере.

Когда отплываешь от берега, от камышей, слегка колышущихся от предрассветного ветерка, озеро кажется таинственным царством, не видимым в тумане и сумраке. А ты, никем не замеченный, отправляешься в этот неизведанный мир.

Потеряв из виду берег, бросаешь вёсла, гонящие лёгкую волну, и вода успокаивается.

Заря, рассеявшая туман, ещё доносит слабеющий свет звёзд, и в почти замершем, чуть колеблющемся отражении узнаёшь созвездие Ориона. Тишина такая, что даже странный звук, послышавшийся с далёкого берега, не подхватывается эхом. (86 слов) (Е. Лунина)

Читайте также:  Голубое озеро на белых берегах

1.Выписать причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, выделить суффиксы причастий

1.Выписать причастия, образованные от глаголов 2 спряжения, выделить суффиксы причастий

2.Выписать действительные причастия и разобрать их по составу

2.Выписать страдательные причастия и разобрать их по составу

3.Выполнить морфологический разбор слов: затерявшемся, не видимым

3.Выполнить морфологический разбор слов: послышавшийся, не замеченный

4.Выполнить синтаксический разбор предложения: Хорошо встретить рассвет на затерявшемся среди сосновых лесов озере.

4.Выполнить синтаксический разбор предложения: А ты, никем не замеченный, отправляешься в этот неизведанный мир.

5. В тексте указать условия постановки знаков препинания при причастных оборотах.

Р.Р.-12 Сочинение-описание «За городом» на основе личного опыта или воображения (упр. 218, задание 2, стр. 155 учебника).

Контрольная работа по теме «Причастие». Диктант с грамматическим заданием.

Хорошо прогуляться по саду, дышащему после грозы чарующим ароматом. После вчерашнего ненастья он не прибран и пребывает в беспорядке, не лишённом живописной прелести. Сильный ветер лишь напроказничал, даже корявые ветви старых яблонь не поломаны.

На усеянных мелким садовым сором дорожках что-то суетливо клюют воробьи. В зарослях вишни, звенящих птичьим щебетом, невидимые пернатые певцы стараются перещеголять друг друга.

Капли росы, обильно украсившие сад, сверкают и на цветочной клумбе. Деловито жужжат неугомонные пчёлы над ещё не распустившимися, туго набухшими бутонами пионов.

Всё вокруг радуется жизни. И только старая ворона, важно выступающая возле крыльца, смотрит вокруг сердитым, негодующим взглядом. (99 слов) (Е. Лунина)

1.Выписать словосочетания, в которые входят причастия с не. Объяснить условия слитного или раздельного написания не с причастиями

2.Выписать действительные причастия и разобрать их по составу

2.Выписать страдательные причастия и разобрать их по составу

3.Выполнить морфологический разбор слов: дышащему, не прибран

3.Выполнить морфологический разбор слов: не поломаны, выступающая

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

На усеянных мелким садовым сором дорожках что-то суетливо клюют воробьи.

Р.р.-13 Сжатое изложение (упр. 238, 250 задание 5, стр. 178 учебника).

Р.р.-14 Устное сочинение по картине О.В. Белоковской «Портрет сына» (упр. 252, стр. 179 учебника).

Контрольная работа по теме «Деепричастие». Диктант

Радуга всегда привлекала внимание людей.

В далёкие времена, не понимая происхождения радуги, люди пытались объяснить её по-своему. В Древней Индии считали, что бог света Индра, победив духов тьмы, после битвы вешал на радугу своё оружие. В представлении арабов радуга была луком бога света Кузаха. Ложась отдыхать, Кузах клал свой лук на облака.

Человек нашёл правильное объяснение радуги, разгадав природу луча.

Попробуйте пропустить солнечный луч сквозь стеклянную призму. Белый луч, войдя в призму и преломившись, отразится от её граней многоцветной полосой. Она называется спектром.

Такое явление наблюдаем и мы на небе. Радуга появляется в воздухе, очень перенасыщенном капельками воды. Войдя в капельку воды, солнечный луч преломляется и отражается от внутренних стенок её многоцветным лучом. В сухую солнечную погоду радуги не бывает. (121 слово)

1.Выпишите деепричастные обороты из 1-2 абзацев

1.Выпишите деепричастные обороты из 3-4 абзацев

2.Выпишите из текста и выполните морфемный разбор деепричастий: совершенного вида

2.Выпишите из текста и выполните морфемный разбор деепричастий: несовершенного вида

3.Выполните морфологический разбор слов: войдя, понимая

3.Выполните морфологический разбор слов: победив, ложась

Читайте также:  Где находится озеро пионерское

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Человек нашёл правильное объяснение радуги, разгадав природу луча.

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

В далёкие времена, не понимая происхождения радуги, люди пытались объяснить её по-своему.

Р.р.-15 Сочинение по пословице (упр. 281, задание 2, стр. 199 учебника).

Р.р-16 Сочинение-рассуждение (упр.284, задание 5, стр. 201 учебника).

Р.р.-17 Устное рассуждение (дискуссия) «Нужны ли будут книги на печатной основе?» (упр. 301, задание 5, стр. 210 учебника).

Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Диктант

Реки Средней Азии

Реки Средней Азии совершенно не похожи на хорошо известные нам среднерусские реки. Питаясь талой водой высокогорных ледников, эти шумные потоки бывают особенно быстры летом в течение трех месяцев. В продолжение этого времени их полноводность увеличивается в несколько раз.
В связи с особенностями рельефа в течении среднеазиатских рек встречаются пороги, даже водопады, поражающие путешественника своей первозданной красотой. Но необходимо иметь ввиду, что купание здесь невозможно вследствие низкой температуры воды и слишком стремительного течения.

Впоследствии реки, спустившиеся с гор на равнину, меняют свой характер, и многие из них теряются на просторах песчаной или каменистой пустыни. Только самые многоводные, несмотря на испепеляющий азиатский зной, величественно доносят успокоившиеся воды до моря. (111 слов)

1.Выпишите из текста предлоги в два столбика: непроизводные предлоги, производные предлоги

1.Выпишите из текста предлоги в два столбика: непроизводные предлоги, производные предлоги

2.Выполните морфологический разбор слов: питаясь, в течение, с

2.Выполните морфологический разбор слов: поражающие, в продолжении, на

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Питаясь талой водой высокогорных ледников, эти шумные потоки бывают особенно быстры летом в течение трех месяцев.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

В продолжение этого времени их полноводность увеличивается в несколько раз.

Р.р.-18 Сочинение по упр. 305 «Музей, о котором хочу рассказать (стр. 214 учебника).

Р.р.-19 Сжатое изложение по тексту упр.326. (задание 5, стр. 230 учебника).

Р.р.-20 Сочинение-рассуждение «Что такое память» (задание 6, стр. 232-233 учебника).

Контрольная работа по теме «Союз». Диктант

Сколько превосходных слов существует в русском языке для небесных явлений!
Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Зарницы чаще всего бывают в июле, когда созревают хлеба.

Рядом с зарницей стоит слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Оно разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ночь.

Но вот быстро светает. В этот заревой, утренний час воздух чист, как родниковая вода. Трава омыта росой. Бревенчатые стены загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце. (124 слова) (По К. Паустовскому)

1.Выпишите из текста союзы

1.Выпишите из текста союзы

2.Выпишите из текста союзы

2.Выпишите из текста союзы

3.Выполните морфологический разбор слов: и, что

3.Выполните морфологический разбор слов: когда, но

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт.

4.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.

Р.р.-21 Сочинение «Стиль жизни… Какой мне ближе?» (по упр. 344, задание 2, стр. 244 учебника).

Читайте также:  Как может образоваться озеро

Р.р.-22 Сочинение по картине с грамматическим заданием (упр. 361, стр. 253 учебника).

Р.р.-23 Устное сочинение «Один день из моей школьной жизни» (задание 10, стр. 256 учебника).

Контрольная работа по теме «Частица». Диктант

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти у старика на лугу клевер, нечем стало кормить корову. И не стало молока.

Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку.

Вот почему надо знать природу! (156 слов) (По Ю. Дмитриеву)

(156 слов) (по Ю. Дмитриеву)

1.Выпишите из текста

1.Выпишите из текста

Частицы других разрядов

2.Выполните морфологический разбор слов: не (будет), вот

2.Выполните морфологический разбор слов: ни (занималась), и

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.

Р.р.-24 Сочинение — лингвистическая сказка (упр. 371, стр. 262 учебника).

Р.р.-25 Анализ текста (упр. 393, задание 7, стр. 284 учебника).

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает. Он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба. Гимназистка глядит вслед теплоходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи. (123 слова) (К.Паустовский)

1. Выполните морфологический разбор слов

ослабевшие, заброшенный, застучат

1. Выполните морфологический разбор слов

закрывшую, вымытыми, пахнет

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева.

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба.

3. Выпишите из текста производный предлог.

3. Выпишите из текста производный предлог.

4. Обведите кружком сочинительный союз, соединяющий однородные члены; части сложного предложения

4. Обведите кружком сочинительный союз, соединяющий однородные члены; части сложного предложения.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24