Диктанты по русскому языку 3 класс на озере

Диктанты для 3 класса по русскому языку

В 3 классе ребята продолжают изучать азы русского языка для грамотного письма, знакомясь с новыми орфограммами, а также закрепляя уже пройденные.

Список основных орфограмм для 3 класса:

Периодически, для проверки усвоенных правил и орфограмм, дети пишут диктанты и выполняют к ним грамматические задания. Чтобы чувствовать себя более уверенно, порой целесообразно протестировать свои знания заранее и, если нужно, повторить нужные правила и потренироваться в их использовании на практике.

Диктанты для 3 класса по русскому языку с грамматическими заданиями

Диктант 1

Осенью в лесу

Наступила золотая осень. По опушкам лесных тропинок растут грибы. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже отправились в полёт ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота журавли. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

Диктант 2

Осень

Пришла хмурая осень. Серые низкие тучи закрыли небо. Весь день льёт дождь. Дует сильный осенний ветер. Из стороны в сторону качаются деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели на юг грачи. Они долго кружились над полями. Птицы прощались с родными местами.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу : листьями, осенние, улетели.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 3

Поздняя осень

Незаметно подкралась поздняя осень. Осыпались с деревьев золотые листья. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. В лесу скучно и холодно. Земля вся пропиталась осенней влагой. Ночью лёг на землю первый снег. Тишина. Все кругом спит. Спрятались в глубокие норы змеи. Свернулся в клубок и заснул колючка-ёж.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: снег, золотая. Выдели корень. Укажи части речи всех слов.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 4

Лесной трусишка

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осины или берёзы. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова обед.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 5

Любитель яблок

Хорошо прогуляться по краешку леса. На рябине лакомится стайка дроздов. По узкой тропинке легко выйти на поляну. Поздней осенью здесь появляются лоси. Рядом заброшенный сад. Деревья засохли и почти выродились. Охотников до кислых мелких плодов нет. А вот лоси их любят. Один лось шагал от яблони к яблоне. Мягкими губами лесной великан захватывал яблоки и съедал.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова яблоня.
  3. Найди предложение с однородными членами и выдели их.
Читайте также:  Гостиницы на озере тахо

Диктант 6

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

Грамматические задания:

  1. Найди предложение с однородными членами и выдели их.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лед, снег. Выдели корень.
  3. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.

Диктант 7

Прогулка в лесу

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши слова с разделительным мягким знаком . Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

Диктант 8

Зимний лес

Как чудесно прогуляться по зимнему лесу! Белый пушистый снег хлопьями висит на толстых ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей. Шустрые синицы пищат в поисках пищи. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели главные члены предложения. Укажи падеж имен существительных и прилагательных в этом предложении.
  2. Сделай фонетический разбор слова ель.
  3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком . Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.

Диктант 9

Снежная зима

Тонкие гибкие ветки ив согнулись под снегом почти до земли. Молоденькие ёлочки стоят, как маленькие беленькие холмики. Выросшие ели качают на лапах тяжелые снежные массы. Рослые могучие сосны высоко подняли свои редкие кроны. Лёгкие снежинки почти не оседают на них. Низкие пеньки притаились в сугробах. Дикие звери бродят по лесу в поисках корма. Узкие звериные тропки протянулись по всему лесу. Вязкие сугробы мешают пройти. Гигантские лоси обходят снежные места. Их широкие копыта помогают преодолеть только топкие болота.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу : снежинки, ёлочки, беленькие.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 10

Доброта

Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидел на снегу слабую олениху. Рядом лиса ждала близкую добычу. Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза её были грустные. Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лес, побежал. Выдели корень.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 11

Часовой

По дорожке сада прыгали молодые воробьи. Старый воробей сидел на дереве и глядел вокруг. Прилетел ястреб. Он хотел схватить птичку и съесть. Часовой увидал разбойника и стал следить. Воробей зачирикал. Воробьята скрылись в кустах. Взмахнул ястреб крыльями. Расправил злодей когти. Яростно кинулся на воробья. Огнём горели жёлтые глаза. А воробей камнем упал в кусты. Полетел ястреб дальше.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста 5 слов с орфограммой парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 12

Лесная полянка

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Читайте также:  Анализ главного героя васюткино озеро

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 13

Весна пришла

Весна пришла в лес. В лесу на месте полян появились голубые озёра. Это разлилась речная вода. Загнала вода зверей на маленькие островки. Но и островок сегодня есть, а завтра его зальёт водой. На помощь лесным зверям приходит человек. В высоких сапогах, с сеткой отправляется он спасать лесных жителей.

Грамматические задания:

  1. В предпоследнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова озёра.
  3. Выпиши из текста имена прилагательные, стоящие во множественном числе.

Диктант 14

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни. Слетали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи и сделали хорошее гнездо. Скоро появились птенцы с жёлтыми ртами. Узнал об этом кот. Решил полакомиться. Ласточки стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих птенцов.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи какой частью речи они выражены.
  2. Разбери по составу слова : домик, прутик, прилетели, весеннее.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная . Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 15

Ласковый май насыпал по лесам целые сугробы черёмухи. Зацвели нежные душистые ландыши. Берега ручьёв пожелтели от лютиков. Вернулись домой перелетные птицы. В лесах запели звонкие дрозды. Над рощами и садами полились чудесные песни соловьёв. Ожили лесные муравьи. Погрелись трудяги на солнышке и принялись за работу.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Подбери 5 однокоренных слов к слову сад. Выдели корень, укажи части речи.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 16

Соловьи

На берегу лесной реки в кустах ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт всю ночь. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тело дрожит. Нет песни красивее соловьиной.

Грамматические задания:

  1. Разбери по составу слова : маленькое, крылышки, окрестность.
  2. Сделай фонетический разбор слова соловья.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

Диктант 17

Певчие птицы

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи. В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста слова с непроизносимой согласной. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Выпиши из текста глаголы. стоящие в настоящем времени.

Диктант 18

Весной

Теплое солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Грамматические задания:

  1. Выполни разбор третьего предложения. Указажи части речи, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, выпиши словосочетания.
  2. Разбери по составу слова : крикливые, говорливые, голубенькие, прилетят, подснежники.
  3. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.

Диктант 19

Весной

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

Читайте также:  Комплекс великих озер северной америки

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова над поляной.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 20

Весенняя ночь

Стояла тихая тёплая весенняя ночь. Вдруг громкий и резкий звук раздался среди деревьев. Это была печальная песня ночной птицы. Высокие деревья слегка качали вершинами. Набухшие почки были уже готовы выпустить клейкие зелёные листочки. Плакучие ивы опускали свои гибкие ветки в речку. Днём они гляделись в это гладкое текучее зеркало. Юные хрупкие сосенки раскинули свои изящные ветки. Апрельский лес был погружён в счастливый весенний сон. Долгая мрачная зима позади. Впереди жаркое радостное лето.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова изящные.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

Диктант 21

Котёнок

Котёнок забрался в лесную глушь. Кругом тишь. Только шуршал камыш. Вдруг раздался тихий писк. Малыш насторожился и огляделся. Потом стал втягивать воздух маленьким розовым носиком и прислушиваться. На прелых листьях сидела серая мышь. Шерсть котёнка встала дыбом, а по телу пробежала дрожь. Сейчас прыгнет. Но мышь почувствовала опасность и бросилась бежать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова дрожь.
  4. Подчеркни в тексте существительные с шипящим на конце.

Диктант 22

Птичьи заботы

Ещё весной птицы на деревьях, в кустах, в траве строили гнёзда. Там они откладывали яйца и высиживали их. В июне вывелись из яиц птенцы. Сколько забот тогда появилось у родителей. Ведь птенцы быстро росли. Поэтому они всё время очень хотели есть. Пташки сновали туда и обратно, искали корм, ловили мошек, собирали зёрнышки. Птенчики широко открывали свои клювики и требовали ещё и ещё. Но скоро они выросли. Настала для них пора учиться летать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова яйца.
  4. Выпиши из текста глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения , развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Заходите также в Книжную лавку за другими полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24