Франтишек купка клавиши фортепиано озеро 1909

Франтишек Купка — великий чешский художник, гений абстракционизма, пылкий приверженец нудизма и вегетарианства

Франтишек Купка (František Kupka; 23 сентября 1871 — 24 июня 1957 гг.) — знаменитый чешский художник ХХ века, выдающийся представитель постимпрессионизма. Франтишек Купка наиболее известен написанием картин в стиле орфизма, хотя на раннем этапе творчества он был приверженцем реалистического искусства. Биография мастера тесно связана с Францией, большую часть жизни он прожил в Париже, здесь же находится могила этого талантливого человека.

Франтишек Купка по праву считается самым дорогим живописцем чешского происхождения в мире. Стоимость работ художника на престижных арт-аукционах в наши дни обычно составляет несколько миллионов долларов США, а большинство его шедевров хранятся в музеях Праги.

Биография Франтишека Купки

Франтишек Купка появился на свет 23 сентября 1871 года в небольшом городке Опочно, который в те времена был частью Австрийской империи, а сегодня принадлежит Чешской Республике. Будущий художник был старшим ребенком в семье местного нотариуса и с детства очень любил рисовать. Поэтому в 1887 году родители отдали сына на обучение в Пражскую академию изящных искусств, где юноша под руководством профессора Секвенса (František Sequens) написал первые самостоятельные картины в стиле символизма. А спустя пять лет Франтишек переехал в Вену и прожил в столице Австрии три года, посещая занятия в местной академии.

Освоив основы живописи, в 1896 году 25-летний Купка отправился покорять Париж, который в ту пору считался главным центром европейского изобразительного искусства. Он поселился на Монмартре, где жили и работали сотни молодых художников, жаждущих славы и признания. В вечерние часы Франтишек посещал занятия в академии Жюлиана (Académie Julian), а днем зарабатывал деньги на жизнь оформлением плакатов и созданием сатирических рисунков для журналов.

В отличие от большинства своих коллег Купка довольно быстро добился весомых успехов в карьере. Уже в 1898 году он открыл собственную студию, в которой писал картины и создавал иллюстрации для книг. Вскоре он заключил крупный контракт с несколькими литературными печатными изданиями и широко прославился на всю столицу под псевдонимом Поль Реньяр в качестве автора острых социальных карикатур.

Франтишек упорно продолжал работать в реалистическом стиле до начала 1910-х годов, но написанные им картины в жанре ню, портреты и пейзажи не пользовались особым спросом у публики. Молодой художник отчаянно искал новые способы творческого самовыражения и пришел к выводу, что настало время отказаться от фигуративной живописи. Среди множества различных течений постимпрессионизма он долго не мог выбрать наиболее подходящий для себя вариант, пока не познакомился с Робером Делоне (Robert Delaunay) в 1912 году. Под влиянием нового друга Франтишек увлекся орфизмом и создал свою первую картину в этом стиле под названием «Двухцветная фуга».

Начало Первой мировой войны Франтишек Купка встретил восторженно и тут же записался добровольцем в действующую армию. Он попал на фронт уже осенью 1914 года и принял участие в ожесточенных боях на Сомме в составе чешской интернациональной роты на стороне войск Антанты. Но уже через полгода художник серьезно заболел и его отправили в тыл на лечение. В течение трех лет он вербовал чешских добровольцев в Иностранный легион, а летом 1918 был вновь мобилизован на фронт.

Дослужившись до чина капитана, Купка по окончании войны вернулся к гражданской жизни. Тогда же он получил из Пражской академии искусств предложение о сотрудничестве. Его зачислили в штат учебного заведения на должность профессора и поручили опекать чешских студентов, приезжавших в Париж для обучения в качестве стипендиатов. Начался период расцвета профессиональной карьеры живописца, продлившийся до конца 1930-х годов. Он с воодушевлением писал картины в стиле абстракционизма, принимал участие в выставках и стал одним из основоположников творческого объединения Abstraction-Création в 1931 году. Огромную роль в жизни мастера сыграла дружба с известным чешским промышленником Джиндричем Волдесом. Богатый еврей из Праги оказался страстным приверженцем творчества Купки и купил десятки его работ. За вырученные деньги художник приобрел в пригороде Парижа просторный дом, где обустроил мастерскую.

Читайте также:  Базы отдыха челябинской области касарги на озере

Франтишек Купка был весьма неординарным человеком, а круг его интересов не ограничивался изобразительным искусством. В течение многих лет художник был убежденным вегетарианцем и последователем нудизма, а также всерьез занимался изучением биологии, истории, философии, оптики и механики. После Второй мировой войны его начали часто приглашать в США на выставки абстракционистов, где он получил немало престижных наград.

Последние годы жизни чешский мэтр живописи прожил в пригороде Парижа Пюто вместе с женой, с которой официально сочетался браком в далеком 1905 году. Детей у них не было, поэтому все свое состояние художник завещал любимой супруге, а 24 июня 1957 года Франтишек Купка навсегда покинул этот мир в возрасте 85 лет. Его похоронили на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, где и сегодня находится могила выдающегося мастера.

Самые известные картины Франтишека Купки

Блестящий чешский художник за свою долгую жизнь создал сотни произведений изобразительного искусства. Но самыми известными картинами Франтишека Купки считаются:

  • «Клавиши фортепиано (Озеро)» (1909) — знаковая работа автора, в которой отчетливо заметен переход от фигуративной живописи к абстракционизму. Черно-белые клавиши постепенно превращаются в очаровательный пейзаж с лодками, деревьями, водной гладью и едва заметными фигурками людей.
  • «Двухцветная фуга» (1912) — произведение, в котором мастер попытался передать в форме абстрактных художественных образов суть движения. Яркие геометрические фигуры, окаймленные плавными линиями, образуют необычный узор и вовлекают зрителя в увлекательные фантастические размышления.
  • «Взрыв II» (1923) — шедевр, проданный в марте 2021 года на аукционе Sotheby´s за 7 551 600 фунтов стерлингов. Это самая дорогостоящая работа мастера.
  • «Музыка» (1932) — картина с ярко выраженными элементами футуризма, выполненная в темных оттенках. По замыслу автора, громадное колесо, усеянное черно-белыми клавишами, является частью механизма особого секретного назначения.

Франтишек Купка большую часть жизни прожил вдали от родных мест и внес огромный вклад в развитие европейского искусства. Но для большинства жителей Чехии он навсегда останется одним из величайших национальных художников всех времен.

Источник

Клавиши фортепиано (Озеро)

Описание картины «Клавиши фортепиано (Озеро)»

Картина «Клавиши фортепиано» отображает переход Франтишека Купки от недолго увлечения неоимпрессионизмом в мир абстракции. Абстракционизм Купки чрезвычайно музыкален, критик Валенси определил его как «музыкализм».

Внизу полотна изображены клавиши фортепиано в виде вертикальных линий, которыми Купка показывал состояние единения с высшими материями, вознесения (см. «Собор»). «Вертикальная линия торжественна, это позвоночник жизни в пространстве, ось любой конструкции» , – пояснял художник.

Пальцы касаются устремленных вверх клавиш, из которых рождается целый мир. Кажется, что лодка, озеро, деревья и люди вышли из фортепианного аккорда. Получившийся результат можно описать словами Бориса Пастернака, которому в ранних стихотворениях отлично удавалось соединять поэзию и музыку:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и гогот.

Чуть раньше литовский художник и композитор Миколоюс Чюрленис тоже активно искал связи между живописью и музыкой и, как и Купка, нередко называл свои картины музыкальными терминами.

Читайте также:  Как сделать подмосток на озере

Живопись Купки не спонтанна, а глубоко продумана. Он активно использовал идею Ньютона о сопоставлении цветов солнечного спектра и звуков музыкальной октавы, проводя параллели между длиной разноцветных участков спектра и частотой колебаний звуков гаммы. Согласно этой теории, «до» – красный, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий и так далее. Кстати сам Ньютон это открытие считал совершенно бесполезным и праздным. Но Купка такого отношения не разделял (у него даже есть абстрактная картина «Диски Ньютона») и при написании «Клавиш фортепиано» явно обращался к идее Ньютона. Из черно-белых клавиш рождаются не просто мир, но мир, облаченный во все цвета спектра, вернее, созданный из этих цветов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • стихи (2406)
  • цитаты (495)
  • политика (415)
  • живопись (332)
  • природа (312)
  • интервью и комментарии (291)
  • мудрые мысли (259)
  • забавно (241)
  • юмор (224)
  • психология (219)
  • ЖЗЛ (173)
  • из жизни людей (161)
  • города и страны (159)
  • видео (159)
  • книги (152)
  • мужчина и женщина (143)
  • кулинария (133)
  • это интересно (127)
  • красиво (122)
  • музыка (117)
  • фото (96)
  • фотоальбомы (94)
  • кино (90)
  • архитектура (84)
  • притчи (81)
  • осень (79)
  • фразы в картинках (73)
  • советы (47)
  • ссылки (43)
  • полезные вещи (39)
  • коллажи daath (31)
  • цитаты на английском (29)
  • мои любимые рассказы (23)
  • мультфильмы (17)
  • здоровье (16)
  • наши заблуждения (12)
  • Радиоспектали (9)
  • новость дня (8)
  • Свежая газета (7)
  • тесты (7)
  • домоводство (6)
  • проба пера (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Понравилось. Коллажи Daath. (Часть 12 — Франтишек Купка)

Одной из самых интересных и полезных для меня находок на интернете за последнее время стала страничка некоего пользователя по имени Daath на одном из фотосайтов. Ничего о ней не знаю, кроме того, что это женщина, москвичка, зовут ее Алиса и что по профессии она физик. Я с огромным удовольствием и интересом смотрю ее работы, но с еще большим восторгом читаю ее комментарии к ним.

То, что она делает, (а вернее, делала, т.к. очень давно она не появлялась на том сайте) являет собой некий синтез фотоискусства, живописи, поэзии, невероятной эрудиции, начитанности, мудрости, интеллигентности. Любопытные коллажи — ее фотоработы и картины известных художников, объединенные в одно целое — сопровождаются превосходными комментариями и прекрасными стихами.
То, что особенно меня зацепило, буду выкладывать здесь.

Чтобы найти все ее работы, выложенные у меня в дневнике, воспользуйтесь самым первым тэгом под названием daath.

«Франтишек Купка: «Фортепьянные клавиши – озеро». Музыка. Поэзия. Нескучный сад»

Прекрасна и грустна легенда листопада,
Нежна, как золото, багряна и ярка.
Не слышит никого. Ей ничего не надо.
В ней вопль дерева и всхлип смычка.

Кто и откуда музыку нам посылает?
Зачем? В какой она слагается стране?
Но отблеск звездный на лице моем пылает,
Когда неслыханные гимны снятся мне.

Франтишек Купка (1871-1957) – чешский художник, график, один из основателей абстрактного искусства. В детстве был отдан в ученики к шорнику, который оказался спиритом, увидевшем в мальчике природный дар медиума. За свое обучение на первом семестре в художественной школе Купка заплатил деньги, заработанные им в качестве медиума на спиритических сеансах. Живописи учился в Праге, потом в Вене, где увлекся немецкой философией и оккультизмом. Это помогло ему в восприятии теософии и других метафизических идей, владевших умами творческой интеллигенции начала 20 века.

В 1895 Купка поселился в Париже. Склонный к мистицизму, он легко воспринял эстетику символизма. В ранний период творчества он был известен как талантливый последователь неоимпрессионизма. К 1911г. относятся его первые абстракции – «освобождение цвета от формы», где линейные ритмы и цветовые сочетания складываются в музыкальные композиции. В своих занятиях живописью он использовал медитацию и музыкальное сопровождение. Искусство Купки близко к творчеству орфистов (Р.Делоне), придававших большое значение выразительности цвета и его связи с музыкой. Термин «орфизм» (как культ Орфея) был изобретен Г.Аполлинером, чтобы подчеркнуть особую музыкальность, интуитивность, иррациональность этого течения в абстрактном искусстве.

Читайте также:  Бассейн реки озера моря океана это

В картине «Фортепьянные клавиши – озеро», написанной в 1909 году, художник разрабатывает характерную для теософского символизма тему вертикальных плоскостей. Справа внизу пальцы, ударив по клавишам, берут аккорд. И зазвучавшая музыка выбрасывает клавиши, которые превращаются в вертикальные символы одухотворенности: из темных водных глубин (символ подсознания) – к небу. В теософии вертикальные линии символизируют восхождение к Высшему разуму. Согласно этому учению, истинная духовность в каждом человеке вносит свой вклад, очищая общую ауру человечества.

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и гогот.
Казалось, всё знают, казалось, всё могут
Кричавших кругом лебедей вожаки.

И было темно, и это был пруд
И волны. И птиц из семьи горделивой,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Дробившиеся вдалеке переливы.

И все, что в пруду утопил небосвод,
Ковшами кипящими на воду вылив,
Казалось, доплескивало до высот
Ответное хлопанье весел и крыльев.

И это был пруд, и было темно,
И было охвачено тою же самой
Тревогою сердце, как небо и дно,
Оглохшие от лебединого гама.

(Б.Пастернак «Импровизация на рояле»)

Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.

В последний месяц осени, на склоне
Горчайшей жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
Он был по край омыт молочно-белым
Стеклом тумана; по седым ветвям
Стекали слезы чистые, какими
Одни деревья плачут накануне
Всеобесцвечивающей зимы.

И тут случилось чудо:
На закате
Забрезжила из тучи синева,
И яркий луч пробился, как в июне,
Как птичьей песни легкое копье,
Из дней грядущих в прошлое мое.
И плакали деревья накануне

Благих трудов и праздничных щедрот
Счастливых бурь, клубящихся в лазури,
И повели синицы хоровод,
Как будто руки по клавиатуре
Шли от земли до самых верхних нот.

В стихотворении «Мелодия» Б. Вайханского поэзию, музыку, живопись и природу соединяет любовь.

Я небо приоткрою, как старый клавесин,
И пальцы окуну в клавиатуру звезд,
И звуки оживут, и вниз дождем косым
Скользнут по кронам елей и берез,

И оплывет луна
Подтаявшей свечой,
И обретет струна
В созвучья голос свой,
И сердце ощутит
Дыхание земли…
Как это важно – жить
В надежде и любви!

Я прикоснусь губами к талому ручью.
И отзовется он, как тонкая свирель.
И я его звенеть по нотам научу,
И снова превращу ноябрь в апрель.

И, будто с куполов
Малиновый трезвон,
Сорвется с проводов
Капели светлый тон,

И расцветет в миноре
Легкий птичий гам,
И будет волны море
Гнать к моим ногам.

Я вытяну дожди в шесть разноцветных струн
И пальцами ветров возьму аккорд зари,
И надо мной сгорят двенадцать желтых лун,
Похожих на простые фонари.

И неба акварель
Рассветит первый луч,
И тоненькая трель
Порвет завесу туч,
И я увижу вновь
Знакомые черты.
В них нежность и любовь.
Я знаю, это – ты!

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24