Где находится бухтарминское озеро

Бухтарминское водохранилище

В каждой стране и каждом городе есть места, которые обязательно стоит посетить, будь то архитектурные шедевры и находящиеся в них музеи либо подобные объекты, или природные места, созданные самой матушкой природой или же искусственные, сотворённые человеком. Водохранилища относят к типу искусственно созданных природных накоплений воды из реки, для того чтобы в дальнейшем использовать её в своих целях (сельское хозяйство, например).

Зачастую территории водохранилищ протягиваются на большие расстояния и создают их в долинах рек либо озёрах. Самые первые водохранилища создали ещё в Древнем Египте для того, чтобы освоить близлежащие к Нилу земли. На данный момент эти технологии распространились по всему миру, водохранилища между собой отличаются количеством забора воды и протяженностью, площадью территорий.

В Казахстане также распространены методы использования водохранилищ и в данной статье можно ознакомиться с одним из них – Бухтарминским водохранилищем, оно является самым крупным в Казахстане.

Предназначение и история создания

Бухтарминское водохранилище не только является крупнейшим в Казахстане, но также состоит в пятёрке наибольших искусственно созданных водоёмов мира. Образовано оно было благодаря постройке плотины на реке Иртыш для Бухтарминской гидроэлектростанции в 1960 году. Используют его для урегулирования стока воды, применяют для орошения полей, что является основной целью, используют в сельском хозяйстве, а также играет полезную роль в судоходстве и сплавлению по реке в направлении Омска.

По площади оно занимает 5 490 квадратных километров. Протяженность – 425 км, глубина достигает до 9 метров. Благодаря таким обширным территориям местные жители даже прозвали водохранилище морем, так как в некоторых местах вы даже не сможете увидеть противоположный берег, который скрывается за горизонтом.

Флора и фауна

Само водохранилище расположено в очень живописном месте. На реке Иртыш в окружении Алтайских гор. Природная составляемая здесь совершенно разнообразна и уникальна, как, собственно, и во всём Казахстане, так как здесь граничат леса и пустыни, степи и горные хребты, а также природа изобилует реками и озёрами.

Бухтарминское водохранилище окружают горы, на склонах и вблизи от них протягивается лес, который состоит из различных деревьев, таких представителей, как берёзы, кедра, встречается смородина, произрастает лиственница и калина. Все эти деревья можно встретить в северной части водохранилища, к востоку территории в основном заняты лекарственными золотым корнем, родиолой розовой и копеечником.

Здесь проживает множество животных и птиц. Млекопитающие обитают здесь в количестве более 60 видов, как травоядных, так и хищных, здесь обитают и медведи, и косули, а также другие представители родов и видов. Птиц невероятное множество, прекрасных, редких, обитают здесь целыми стаями и видов тут более 400 – это целый рай для орнитологов. Здесь вы увидите редких чёрных аистов и крохаль.

Что касается водоплавающих, вернее рыб, то здесь их также невероятное количество и представлены они также довольно широким видовым спектром, тут обитает и форель, и щуки, судак, сазан, карась и многие другие.

Отдых и рыбалка

Так как территории обширны немудрено, что здесь были построены множества баз отдыха, санаториев и других заведений для отдыха, различных развлечений и, конечно же, мест для рыбалки, это неудивительно, учитывая сколько рыбы обитает в водах водохранилища.

Итак, какой отдых может предложит вам Бухтарминское водохранилище?

Первое развлечение – это рыбалка. Не все разделяют стремление своих друзей и близких посидеть в тишине у воды с удочкой, ожидая пока клюнет рыба, но у многих есть к этому пристрастие, а кто-то даже занимается этим профессионально. В водах водохранилища обитает невероятное количество рыбы, причём видов тут очень много, а плавают они целыми косяками, главное прийти вовремя, забросить удочку и ждать хороший улов.

Источник

Бухтарминское водохранилище (Бухтарминское море)

Бухтарминское водохранилище (Буктырминское) — это искусственный водоем, образованный плотиной Бухтарминской ГЭС на р. Иртыш. Расположен в Казахстане, в Восточно-Казахстанской области (ВКО), недалеко от г. Серебрянск. Является крупнейшим водохранилищем страны, а среди естественных озер занимает 3-е место.

Главная задача рукотворного водоема — регулирование стока воды и использование в народном хозяйстве (орошение полей, развитие судоходства, рекреация, рыбоводство). Название объекта происходит от наименования впадающей в него речки Бахтурма (правый приток Иртыша). Гидроним в переводе с тюркского языка означает «место, удобное для засады».

Базы отдыха на Бухтарминском водохранилище

На побережье водоема построены десятки санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха. Наиболее популярные — «Аюда», «Мохнатка», «Алтайская бухта», «Орион-2», «Перекресток», «Семейка», «Лазурная бухта», «Голубой Залив» (там же находится детский лагерь «Балакай»), «Порт Фартуна».

К услугам отдыхающих все виды водных развлечений — прокат катамаранов, водных лыж, гидроциклов. На многих базах можно покататься на надувных бананах и плюшках, аквазорбах и прогулочных катерах. Зимой турбазы предлагают катание на коньках, на лыжах и просто с горок. После пребывания на морозном воздухе есть возможность попариться в русской бане.

Самый распространенный вариант размещения — домики. Они бывают разные: кирпичные, деревянные, шлакоблочные. С верандами и без, с удобствами внутри и на улице, укомплектованные бытовой техникой и довольно скромные. Обычно возле каждого дома стоит мангал.

Цены на жилье варьируются в зависимости от варианта размещения и времени года. Например, снять 2-х местный дом на базе «Мохнатка» в июне—августе стоит 12500 тенге (в мае и сентябре — 8000 тг), в «Меладе» — в июне 41000 тенге (в июле — 45000 тг, в августе — 38000 тг). Стоимость аренды 1-местного номера в «Алтайской бухте» начинается от 6500 тенге/сутки, на базе отдыха «Бригантина» — от 1800 тг. Возможность остановиться в 2-х местном номере в доме отдыха «Голубой залив» стоит от 15000 тенге/сутки.

Читайте также:  Коттеджном поселке дубрава у озера

Цены лучше уточнять предварительно по телефону. В любом случае россияне отмечают низкую стоимость путевок, называя Бухтарминское водохранилище бюджетной альтернативой Черному морю.

Глубина

Искусственный водоем состоит из 2-х частей: речной — по долине р. Иртыш, и озерной — оз. Зайсан, которое водохранилище поглотило при заполнении. Местные жители называют водный объект Бухтарминским морем. Оно занимает большую часть одноименной впадины, расположенной между хребтами Калба, Нарын и озером Зайсан.

После ГЭС р. Иртыш не сразу меняет ширину, но зато дальше разливается гигантским плесом. Ширина водоема в этом месте — около 12 км, посредине расположены Гусиные острова (Большой и Малый). В целом площадь водохранилища составляет 5490 км², объем — 49,6 км³, длина — 425 км, наибольшая ширина равна 35 км. В долинах впадающих в искусственное озеро рек Бухтарма, Курчум и Нарым сосредоточены заливы длиной 30–50 км и шириной до 10 км.

Фауна прибрежных территорий представлена более 60 видами млекопитающих. Здесь обитают лисы, волки, косули. Встречаются медведи и рыси. Птиц — более 400 видов, в том числе есть такие редкие, как черный аист, крохаль, дрофа, чернобрюхий рябок, пустынный сорокопут. В районе Зайсан можно встретить пеликанов и бакланов.

Рыбалка

Бухтарминское водохранилище является одним из главных рыбопромысловых водоемов Казахстана. В нем водятся сазан, форель, судак, лещ, щука, язь, линь, карась, окунь, плотва и др. В настоящее время ежегодно вылавливается от 7 до 10 тыс. тонн рыбы, что составляет до 93% всей рыбы в ВКО.

Основу уловов составляют акклиматизанты лещ и судак, высока численность еще одного вселенца из семейства лососевых — рипуса. Только эти виды смогли поддерживать свою популяцию в условиях значительных колебаний уровня воды (до 7 м) в рукотворном озере.

На Буктырминском водохранилище закреплено 7 пользователей. Они добывают определенный объем рыбы согласно выделенному лимиту — по квоте и выдают путевки на вылов рыбакам. Любительский лов в размере до 5 кг осуществляется бесплатно. В целях выявления случаев браконьерства над водоемом ежедневно летает патрульный вертолет.

Отдых на Бухтарминском водохранилище

Красивая природа, изумительный воздух, чистые пляжи, рыбалка — все это делает Бухтарминское море одним из любимых мест отдыха жителей Казахстана и соседних стран. И здесь совсем нет комаров и прочего гнуса, что важно для многих. Сезон обычно начинается с конца мая и продолжается до конца августа. В жаркие летние дни температура поднимается от +33 до +40° С, вода в это время прогревается до +20° С.

Берег водохранилища почти везде каменистый. Привычного мелкий песочек есть только там, где его завезли. Например, некоторые отдыхающие специально ходят на песчаные пляжи «Айны». Под водой много камней, плавать нужно осторожней и не нырять в незнакомых местах. Хозяева турбаз чистят дно и берег от мусора и водорослей.

Многие приезжают сюда просто «дикарями», ставят палатки и отлично проводят время. Если расположиться у Зайсана, то можно полюбоваться марсианским ландшафтом восточных берегов озера. Сам водоем появился около 80–90 млн лет назад. С течением времени его дно стало подниматься, что способствовало образованию причудливых отложений пестрых, преимущественно красных глин. Место называется Киин Кериш («Город духов» или «Пылающие утесы»).

Уникальным местом на побережье Зайсана является и мыс Шекельмес. Урочище представляет собой меловые накопления возрастом в миллионы лет, над которыми поработала природа, превратив их в конусообразные горы — пирамиды со своими пещерами и лабиринтами.

История

Искусственный водоем был создан для обеспечения работы Бухтарминской ГЭС. В октябре 1957 г. русло р. Иртыш было перекрыто путем отсыпки крупных камней весом до 15–20 тонн. После сооружения плотины образовался подпор высотой 67 м, в результате чего площадь озера Зайсан увеличилась в 3 раза.

Заполнение водохранилища началось в 1960 г. Многолетнее регулирование речного стока осуществляется с 1966 г. Площадь затопления составляла 332,8 тыс. гектаров. Под воду ушли земли 50 колхозов и одного совхоза, 11 тысяч гектаров лесов, 97 км дорог, ряд предприятий местной промышленности. Переселению подверглись 95 населенных пунктов, 9600 семей (27,5 тыс. человек).

Сначала частыми гостями на Бухтарминском море были охотники. В 1961 г. они соорудили несколько небольших домиков, где останавливались во время охоты и рыбалки. А к 1970-м годам уже многие предприятия Усть-Каменогорска начали строить для своих работников базы отдыха, предоставляющие не только место проживания, но и спортивный инвентарь.

Как добраться

На берегах водоема расположено множество населенных пунктов. Самые крупные — пос. Новая Бухтарма (в прошлом Усть-Бухтарма), пос. Октябрьский, г. Алтай (до 2019 года назывался Зыряновск), г. Зайсан. До каждого из них можно доехать на автобусе, на машине или на поезде.

С автовокзала Усть-Каменогорска (на пр. Абая, 8) отправляются автобусы по направлениям: Усть-Каменогорск — Зайсан, Усть-Каменогорск — Алтай. До многих сел на северном и восточном берегах Бухтарминского моря можно доехать по маршрутам: Усть-Каменогорск — Катон и Усть-Каменогорск — Берель.

Большинство турбаз расположены в северной части водохранилища, на отрезке от дома отдыха «Голубой залив» до пос. Новая Бухтарма. Поэтому удобнее сначала добраться до поселка, а оттуда до места назначения на такси (777, Скороход Бухтарма, Ария, Убер).

Читайте также:  Биография про озеро байкал

Кстати, до многих баз отдыха можно доехать и из Усть-Каменогорска. С автовокзала (на пр. Абая, 8) ходят маршруты: УК — дом отдыха «Голубой залив» — турбаза «Айна» и УК — пос. Новая Бухтарма. А с автовокзала «Мызы» (на ул. Мызы, 1) курсирует автобус по направлению: УК — дом отдыха «Голубой залив» — Новая Бухтарма — турбаза «Айна».

Попасть на море можно и на ж/д транспорте. В северной части водохранилища расположены станции: ст. «Бухтарма», ст. «122 км», ст. «Заводинка», ст. «148 км». Через них проходит поезд № 641Т, следующий по направлению: Усть-Каменогорск (вокзал «Оскемен-1» (бывшая станция «Защита») — Зыряновск.

Панорама Бухтарминского водохранилища в районе «Алтайской бухты» на GoogleMaps

Если поездка предстоит на машине, то попасть на правый берег водоема можно по трассам: Р-162, Р-163, R-147, Р-164. На левый — по R-137, Р-160. До южной части Бухтарминского моря (а именно оз. Зайсан) можно доехать по М-38.

Кроме того, на водохранилище ходят паромы. Из пос. «Новая Бухтарма» можно добраться до любой из турбаз, расположенных на левом берегу водоема. На переправе с. Кулынжон (Казнаковка) — с. Куйган осуществляется перевозка с Кокпектинской стороны на Курчумскую. А Васильевская переправа соединяет Катон-Карагайский и Кокпектинский районы.

Единственной возможностью избавиться от необходимости стоять в очередях на паром является автомобильный мост. Строительство начато в 2021 г. Сооружение возводится на участке минимальной ширины искусственного озера у села Куйган. Работы должны завершиться до 2024 г., нормативный срок строительства — 39 мес. Металлический двухполосный мост длиной 1316 м соединит Курчумский район с другими территориями области.

Бухтарминское водохранилище (с. Сажаевка) на видео

Источник

Бухтарминское Озеро и ущелье Чиндагатуй

Названия то какие! Бухтарминское Озеро и Ущелье Чиндагатуй! Если Бухтарминское каждый первый путает с бухтарминским водохранилищем, то Чиндагатуй спутать невозможно ни с чем. Это название даже запомнить с первого раза у меня не получилось.

Слева внизу — Берель, справа вверху — Бухтарминское озеро. Расстояние порядка 55 км.

О дороге на озеро Бухтарминское я услышал лет 15-20 назад. Это были времена, когда даже Старо-австрийская дорога считалась огого. Один из старших товарищей, на TLC 105 на 37 мудовых катках рассказывал за чашкой чая, что «австрийку пройти это конечно да, но мы уперлись и поднялись на Бухтарминское озеро! Там такой подъем, такая дорога… Танки не пройдут!»

Собственно в тот момент в мой неокрепший (с точки зрения оффроада) мозг поселилась мысль, что подъем на Бухтарминское озеро является пиком карьеры восточно-казахстанского оффроудиста, на стандартном неподготовленном автомобиле.

Шло время, жизнь унесла в Астану, потом Нур-Султан, а идея все лежала где-то и зрела. Как вы знаете, в процессе дозревания мы попытались заскочить на малоульбинское водохранилище. Это была разведка боем — если там проедем, можно ехать «за мечтой».

Малоульбинское немного разочаровало, хотя со мной многие не согласны. Но как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные. Самый главный вывод я для себя сделал — пневмоподвеска + мощность двигателя + современные электронные помощники + худо-бедно резина АТ рвут во многих (не во всех) ситуациях старые подготовленные машины на британский флаг. Значит можно ехать в Чиндагатуй!

План поездки был следующим. Приезжаем в Усть-Каменогорск, ночуем. Утром бегаем по кое-каким местным делам и в обед выезжаем в сторону Катон-Карагая. Ночуем либо в местных «лечебницах», которых по дороге много, либо остановимся просто в лесу в палатке.

На подъезде к Катону догоняем огромную чёрную тучу с молниями и громом.

Ехать туда в темноту совсем не хочется, поэтому жмем на тормоза и арендуем деревянный домик у подножия вот этой замечательной горы.

Очень сильно удивляемся почти полному отсутствию сотовой связи. Интернет не работает, Билайн не работает, KCell пробивается еле-еле.

Утро нас встречает солнечной погодой, позавтракав готовимся к отъезду.

Следующая остановка у нас через 20 км. в Катон-Карагае — центре всего региона. Здесь мы надеемся выйти в интернет, поработать насколько получится и заправиться бензином.

Кстати, заправки есть только на въезде в Катон.
— Карточки принимаете?
— Нет, только наличные.
— А Каспием рассчитаться можно?
— Чё такое каспи?
— А Билайн у вас здесь работает?
— Чё такое билайн?
— А чек дадите?
— Нет, только наличные.
Круг замкнулся, Ну хорошо, что хоть бензин налили. В любом случае в запасе у меня была полная 20 литровая канистра, что гарантировало как минимум 100-150 км хода в тяжелых условиях.

С большим трудом выгребаю электропочту, закрываю кое-какие рабочие вопросы через слабенький интернет и едем дальше. Доезжаем до следующей деревушки и о чудо! Понеслись сообщения, Билайн заработал, светятся 3G! Так мы и не поняли, то ли у Билайна странное выборочное покрытие, то ли была какая-то авария на сети во время грозы.

Берель — место развилки. Влево через реку уходит асфальтовая дорога на Рахмановские ключи и Язевое. Прямо — дорога на Чиндагатуй и Бухтарминское озеро. Нам туда.

Дорога идет средней паршивости, местами гравийка, местами грунтовка. Проезжаем Аршаты

и дальше едем уже по полям воль русла реки по грунтовкам.

Минуем экологический пост и въезжаем в Национальный парк.

Далее была пара интересных (но не сложных) участков вдоль взорванных скал

и через какое-то время мы уже видим заставу. Кажется все очень просто? Да. До текущего момента все достаточно просто.

Едем по самой накатанной колее, переезжаем мостик и дорога ведет к заставе. Чувствую, что-то не так. Открываю OruxMaps, смотрю свой трек, точно! На заставу ехать не надо, надо ехать сильно левее! Возвращаюсь назад, пытаюсь срезать и сразу встреваю в небольшой каменистый подъем.

Читайте также:  Анютка сапунова медвежьи озера

Поэтому чтобы не возвращаться, сразу держитесь левее, ближе к горе. В сторону заставы двигаться не нужно.

Желтым обведен линий маневр.

Едем по левому краю горы до моста. Он загорожен воротами, чтобы скотина не пыталась эмигрировать в поисках лучшей жизни.

Бревенчатый мост не такой страшный, как старые мосты старо-австрийской дороги до ремонта, но достаточно сложный, так как местами бревна просто лежат навалом.

И вот после моста начинается почти самое интересное. До сих пор дорога шла по дну ущелья, пограничная застава расположена тоже внизу, а озеро находится на высоте 2 км и к нему нужно подняться по крутому склону с набором высоты в 300 метров.

Едем в гору. Хорошо, что колея уже подсохла и каких-либо рисков скатиться вбок или назад нет.

Добираемся почти до самого верха и вот теперь начинается самое интересное. Оставшиеся метров 200 — это то, ради чего нужно ехать на озеро на автомобиле. Грязь, камни, уклоны, диагоналки. Мальчики будут в восторге!

В какой-то момент даже Land Rover-у не хватило клиренса и я начал цеплять защитой днища! В принципе можно было немного сменить траекторию, сантиметров на 20 и проехать без проблем, но у меня же супер-пневма! У LR есть такая фишка, если машина «почувствует», что садится на брюхо, она поднимает подвеску дополнительно на 3 см.

А если этого мало, то можно принудительно поднять еще на 3 см. (итого клиренс будет около 36 см.!) Грех было не воспользоваться данной ситуацией и не проверить способности английских автостроителей.

Насчет «почувствовать» (так обычно пишут в обзорах), нет никакой магии. Датчики положения кузова соединены с колесами и если их показания становятся «странными», компьютер понимает, что корпус автомобиля начинает «вывешиваться» и качает пневму.

Соответственно «почувствовав», что мы медленно наползаем защитой на камень, машина стала подниматься, ну и я принудительно качнул еще +3 см и красота — едем дальше без всяких проблем.

Еще в одном месте слегка зацепил камень задней защитой, будет слышно на видео. На обратном пути немного поменял траекторию и спокойно проехал этот участок.

В целом последние 200 метров были самыми интересными в техническом плане. На трофи-покатушках конечно встречались задачки посложнее, но трофи — это все-таки не туристическая поездка. Случись что, тебе всегда помогут, а тут мы черт знает где, вдали от цивилизации и на совершенно неподготовленном стандартном автомобиле.

Само по себе озеро Бухтарминское выглядит как обычное озеро. Лучше, чем Маркаколь, можно спокойно подойти к воде, но хуже, чем Рахмановские ключи, о них пойдет речь в следующем отчете.

На озере мы планировали заночевать, на берегу есть почти оборудованная площадка, но очередная туча заставила меня поменять планы. Времени было достаточно, чтобы спуститься и засветло доехать до Рахмановских ключей (как позже оказалось — нет), а выбираться с Бухтарминского озера под проливным дождем или после него без мудовой резины было рискованно. Поэтому попив чая и перекусив мы рванули назад, стараясь обогнать ливень.

В конце концов дождь нагнал нас возле Аршаты и оставшуюся часть пути до Береля мы ехали под потоками воды, по расплывшейся грунтовке/гравийке.

Наконец-то долгожданный асфальт и пытаясь нагнать потерянное время, жмем на педаль газа. Мы на пути к Рахмановским ключам.

К которым пришлось подниматься уже в ночи:

Вид на гору Белуха в ночи.

Технически дорога до погранзаставы средней сложности и проходима для кроссовера с нормальным клиренсом и «прокладкой». Мне показалось попроще старо-австрийской дороги. Но последний участок без достаточного клиренса пройти будет сложно/невозможно. Знаю ребят, которые доезжали на внедорожниках до погранзаставы и потом возвращались не рискнув подниматься к озеру. Спроси меня, стал бы я подниматься к озеру на Паджеро или Джипе — без лифта в пару дюймов скорее всего нет.

На Land Rover поездка прошла в достаточно спокойном режиме. Я бы даже сказал, что в некотором смысле расстроен — такое ощущение, что ценность навыков водителя почти помножена на ноль электронными системами LR. Слишком уж он легко едет по таким местам. И слишком обманчиво выглядит.

Когда ближе к вечеру мы выскочили на пост Нацпарка, ребята, дежурившие у шлагбаума не поверили, что мы доехали, поднялись и спустились а)за столь короткое время, б)на этой машине.

Говоря об эстетической составляющей нужно отметить, что дорога идет по дну ущелья, окружена красивыми горами, рядом протекает река — глаза радуются, камеры трещат. Пейзажи кругом великолепные, не знаешь, то ли на дорогу смотреть, то ли по сторонам.

Нам еще повезло с облаками и игрой солнечного света на обратном пути. Пусть ехать против заходящего солнца среди деревьев было не очень комфортно, но виды в боковых окнах все компенсировали.

Сравнивая со Старо-австрийской дорогой скажу, что она в этом плане немного лучше, так как там чередуются подъемы и спуски и соответственно разные высоты и точки съемки. Здесь же вся дорога идет по дну ущелья. Тем не менее картина красивее, чем дорога на мальульбинское водохранилище.

Надо ли ехать? Однозначно да.

Поеду ли второй раз? Возможно да. Если подгадать с погодой и с хорошей компанией, то через какое-то время готов повторить этот путь с ночевкой и прогулкой по окрестным вершинам.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24