Где находится озеро спирово

Спировские озёра

Это ожерелье довольно крупных озёр расположено на юго-востоке Бокситогорского района, на границе с Новгородской областью. В их систему под общим названием Спировские входят Берёзорадинское, Гусиное и Перуша. Общая протяжённость водной системы — около десятка километров.
Озёра карстового происхождения занимают впадины южных отрогов Валдайской возвышенности. Водоёмы не очень глубокие, лишь отдельные провалы в них опустились на уровень десятка метров. Озёра изобилуют заливами, богатыми растительностью, удобны для нереста. В озеро впадает несколько небольших речушек и ручьёв. Пополняются же водные ресурсы в основном за счёт многочисленных родников и подземных источников. Из озёр вытекает только речка Смердомка — приток Чагоды.
Эти водоёмы регулярно, раз в 5 — 7 лет, уходят в карстовые разломы через жерла большого диаметра. Наблюдать удивительное явление природы очень интересно. Главное жерло озера у деревни Спирово имеет диаметр почти 40 метров. Через него за неделю в подземное хранилище уходит значительная часть водной массы, при этом образуется огромная воронка, с шумом затягивающая в себя воду с отмирающими водорослями и рыбой. Дно озера высыхает, и местные жители на телегах и на мотоциклах ездят по дну водоёма в любом направлении.
Через полгода — год вода через эти же провалы начинает заполнять чаши озёр до прежнего уровня, причём вместе с водой возвращается и рыба. Периоды ухода и заполнения озёр имеют цикличность и приходятся как на лето, так и на зиму. Процесс этот очень любопытен, но недостаточно изучен. Куда уходит в короткие сроки такое огромное количество воды, из каких резервуаров идёт поступление её назад, где проходят эти подземные водотоки — вот далеко не весь перечень возникающих вопросов.
Спировские озёра пока ещё богаты рыбой. В них водятся щука, окунь, налим, лещ, плотва, ёрш. Этим и ещё своей красотой привлекают озёра рыболовов. Добраться до них можно на любом автотранспорте как от Пикалёва, так и от Бокситогорска (остановка — деревня Струги).
Побывайте на этих озёрах, отдых и рыбалка доставят вам удовольствие.

Источник

Путешествие в Спирово. Храм Введения Пресвятой Богородицы. Богородичный источник

Путешествие в Спирово к храму Введения Пресвятой Богородицы и Богородичному святому источнику с купальней.

Село Спирово находится в Волоколамском районе Московской области, приблизительно в 2.5 км от пос.Теряево.
Как проехать в Спирово на общественном транспорте: с Рижского вокзала до станции «Чисмена», далее автобусы № 23, 80 до конечной остановки «Теряево».
Или с Рижского вокзала до станции «Волоколамск», далее автобусом или пешком 6 км до города, затем автобус на Клин до остановки «Теряево».
Расписания автобусов — в полезных ссылках.
Как проехать к храму Введения Пресвятой Богородицы на автомобиле: по Ленинградскому или Волоколамскому шоссе до Теряево.
Из Москвы по Волоколамскому шоссе: в поселке Чисмена повернуть направо по указателю «Теряево. Иосифо-Волоколамский монастырь». Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь левее, по основной дороге около 1 км до поворота налево по указателю «Ефимьево» (монастырь будет слева). После поворота еще 1,5 км прямо до церкви.
Если ехать на машине от Иосифо-Волоцкого монастыря, то на прекрестке двигаться прямо, переехать через шоссе, и дальше дорога приведет прямо в Спирово.

Читайте также:  История происхождения озера баскунчак

Поездка в пос.Спирово Волоколамского района Московской обл. была также связана с путешествием в пос.Теряево в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь, в г.Волоколамск, с посещением мемориального комплекса в Дубосеково и со вторым посещением Воскресенского Новоиерусалимского мужского монастыря в г.Истре.

В Спирово находится храм Введения Пресвятой Богородицы и Богородичный святой источник с купальней.

Введенская церковь входила в конце XV — начале XVI вв. в состав Божедомного богорадного монастыря, основанного преподобным Иосифом Волоцким в д. Спирово (ныне Ефимьево). Монастырь был назван так, поскольку в нем отпевали и хоронили бездомных людей. Приблизительно в конце XVI в. монастырь перестал существовать.

Ныне существующая Введенская приходская церковь никогда не закрывалась.


Церковь Введения Богородицы в Спирово (1810-1825 гг.).

Спуск к святому источнику.

Часовня над святым источником.

Церковь Введения Богородицы в Спирово – вид от святого источника.

Композиция Христос в темнице.

Композиция Христос в темнице.

От церкви Введения Богородицы в Спирово до Иосифо-Волоцкого монастыря не более трех километров, и это расстояние вполне можно проехать на велосипеде.

О храме в Спирово.

Село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского) — родовое имение преподобного Иосифа, пожалованное его прадеду, Александру – «Сане», Дмитрием Донским.

После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича и с его согласия основал здесь монастырь, то первым пожертвованием Бориса Васильевича монастырю в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»

В конце XV – начале XVI века преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Ведения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получил право содержания от большого Успенского монастыря.

Во Введенском монастыре был построен специальный храм под названием «Дом Божий», в котором была выкопана глубокая могила, где по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев Бога ради отпевали и хоронили бездомных людей, скончавшихся от голода, от несчастных случаев. Здесь возносились молитвы за «души сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших» (Синодик 1685 года). «Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Н.М.Карамзин о подобных монастырях.

Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

Читайте также:  Береговая зона озера это

Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня — в 1849 году.

Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.

На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.

Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины.

По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа.

Ежегодно в престольный праздник 21 ноября в Спирово устраивалась ярмарка.

Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.

После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.

Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоколамского монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона.

Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово.

В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.

Введенский храм села Спирово стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрожденный к жизни Иосифо-Волоколамский монастырь для его освящения были принесены мощи святых, здесь долгие годы пребывает глубокочтимый в Волоколамской земле образ Святителя Николая. Здесь сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа. От этой святыни «зажглась» неугасимая лампада монастыря – вновь вернулась в Волоколамский монастырь непрестанная молитва, неустанный спасительный монашеский труд.

Места, связанные с путешествием в Спирово.


Теряево, Иосифо-Волоцкий мужской монастырь.

Волоколамск.

Мемориальный комплекс в Дубосеково.

Истра, Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь.

Читайте также:  Алиса можно ли сейчас купаться на озере

Источник

Где находится озеро спирово

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Спирово: происхождение названия

Как ни странно, в исторических справках о поселке Спирово и Спировском районе почему-то нет информации о происхождении топонима «Спирово». Который, кстати, не такой уж и редкий: деревни с таким названием встречаются не только в Тверской области (там их три, помимо пгт Спирово), но и в Московской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Ленинградской и Архангельской. Есть еще «вариации на тему»: Спировка в Карелии и Спировская в Вологодской области. А также Спировские озера — в Ленинградской. То есть, название распространено в европейской части России, причем практически во всех случаях — севернее Москвы.

Но вернемся к «нашему» Спирово. Логично предположить, что название дано по фамилии человека (людей), живших там когда-либо или владевших этой землей. Обратимся к исторической справке:

«Спирово — поселок городского типа, административный центр спировского района Тверской области. Известен с 1545 года как займище Спирово погоста Егорьевская Мокрынь Бежецкой пятины Новгородской земли» (Википедия).

Как известно, на Руси слово «погост» имело совсем другое значение, чем в наше время. Погостами называли места, где князья останавливались для сбора дани, а позднее это слово обозначало административно-территориальную единицу (аналог нынешних сельских поселений). Со времен Ивана Грозного появилась «традиция» строить неподалеку от погостов, в глухих богатых дичью лесах, охотничьи заимки однодворные поселения с земельным участком. Вероятно, тогда было построено и займище, названное по имени какого-то Спиры или Спирова (кстати, известно, что в конце XIX в. охотиться туда приезжал граф Толстой).

Что касается фамилии Спиров (а также Спиро), этимология ее весьма интересна. Фамилия эта относится к числу русифицированных еврейских фамилий и является вариантом фамилий Шапиро, Шапира, Шапиров, Шафиров.

В книге Б.Унбегауна «Русские фамилии» я нашла такие сведения:

До самого конца XVIII в. у евреев восточной и центральной Европы не было наследственных фамилий в обычном смысле этого слова. Для еврейской традиции в фамилиях от географических названий типично употребление названия географического пункта без суффикса. Обычно это немецкие географические названия, реже славянские. В некоторых широко распространенных еврейских фамилиях первоначальное географическое название изменено до неузнаваемости, к тому же само это название часто малоизвестно. (Шапиро, Шапира, Шапиров, Шапиркин, Шафиров, Спиров — по имени города Шпейер (Speyer) на Рейне.)

Согласно другой возможной этимологии восходит к арамейск. Sappirah ’красивый’.

Тогда я задалась вопросом: жили ли евреи в XVI веке на Новгородской земле? Подтверждение этому нашлось в одной из работ Д.С.Лихачева: «Во второй половине XV в. начинается наплыв иностранцев на Русь, главным образом в центры иностранной торговли — в Москву и Новгород. Новгород ведет обширную торговлю с Литвой, во главе внешнего товарооборота которой стояли евреи.» То есть, евреи в принципе могли жить в этом месте. Но, боюсь, тот самый Спиро или Спиров вряд ли был так знаменит, что о нем с тех пор остались письменные свидетельства.

Вот и все, что мне удалось выяснить о названии поселка. Впрочем, это только мои домыслы. Летом обязательно посетим краеведческий музей — может, там есть более достоверная информация.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24