Где находится река чалка

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Архивный форум.

← Назад Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 . 122 123 124 125 126 * 127 128 129 130 . 487 488 489 490 491 492 Вперед →
Модераторы: Миус, xrompik
Gala

Казахстан
Сообщений: 63
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8

Ростов-на-Дону
Сообщений: 3
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2

Винница-Снежное-Донецк
Сообщений: 1274
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 563

Уважаемые коллеги! Помогите в поиске реки Чалка — притока Дона.

Как то давно впервые столкнулся с этой рекой, но до сих пор никак не могу локализовать ее.

https://forum.vgd.ru/post/207/31954/p713358.htm#pp713358
От своей прабабушки Анастасии Ивановны слышал интересное слово «Джалдос». Когда кто-то быстро или неразборчиво говорил, она прерывала его фразой «Що ти, як джалдос белькочешь».
Поспрашивав у местных о значении этого слова, узнал, что местные ничего такого и не слышали никогда. Интернет тоже не в курсе, но из найденного и прочитанного сделал вывод, что, скорее всего, слово «джалдос» есть ни что иное как видоизмененный «челдон, челдонец». Я слышал что предки были переселенцами откуда-то из России, но откуда точно не знаю. Возможно, именно это слово и указывает на то, что они были из земель, где это слово распространено или же каким-то образом было ими унаследовано от прежних носителей.

Поиск трактовки этого слова привел меня к следующему:
Челдонцы — жители между Чалкой(Чалой) и Доном.
Здесь: «Глубокие корни» www.memorial.krsk.ru/public/00/2000525.htm
Написано следующие:
«По Чулыму и его притокам не одно столетие назад селились пришлые люди. Сначала это были служилые, в построенных ими острогах для охраны речного пути с его волоками, затем – приехавшие вслед за ними их земляки. Среди вольных поселенцев, бежавших от преследования царской власти и церкви, было во множестве староверов, живущих, главным образом, по Дону и его притокам. Их, по рассказам потомков, и стали называть в Сибири чалдонами, то есть, с Дона и его притока Чалки

Итак. Чалка приток Дона. Но нигде в интернете я так и не нашел никакой конкретики по ней. Возможно сейчас она называется по другому. Нет ли среди ценителей красоты великого Дона знатоков, которые смогу внести ясность где все таки течет эта загадочная Чалка-река.

Недавно(вчера ) появилась версия о переселении предков Анастасии Ивановны из Саратовской губернии в конце 18го века. Могло ли слово Челдонец=Джалдос быть характерным для Саратова? Или же близость к Дону села в котором они жили с конца 18го века дала такое интересное слово в лексикон моей прабабушки? многое неясно, моет если все таки локализовать Чалку что то прояснится.

Еще в тему о чалдонах:

И еще вопрос. Не может ли быть Чалка видоизмененным названием реки Сал (Сал-Чал-Чалая-Чалка). предположил это, так как название тюркское, по аналогии с наречиями татар, которые меняют -с- на -ч-, -щ- и т.п. ?


Генеалог
fazulianov@gmail.com (все вопросы только на почту)
С уважением, Сергей!

Подольская, Волынская, Киевская губернии и вся Украина

*По брошюрам Корягина сначала обращаемся за покупкой к Корягину, а потом уже спрашиваем у тех, кто купил раньше
*Донецкая область, ОВД

Ростов-на-Дону
Сообщений: 565
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 359

Источник

Тайна сибирских чалдонов. Чем они отличаются от остальных русских

Откуда пришли чалдоны историки спорят и сегодня. Большинство исследователей считают их солянкой из старообрядцев, беглых людей с Руси, казаков и представителей коренных народов Сибири . Однако данные этнографии и археологии говорят, что они пришли на сибирские реки еще в XIII веке .

( Правильнее : предки чалдонов жили здесь всегда. Чалдонов можно отнести к коренному народу Сибири)

Русские в Сибири до Ермака

До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – «кони» они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».

Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.

В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье . В своей работе австриец опирался на неизвестный русский путеводитель.

Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».

Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году. Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».

Происхождение странного слова

Лингвисты и сегодня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:

  • чалдон – сокращение от словосочетания «человек с Дона»;
  • чалдоны – это люди прибывшие с Дона на челнах (лодках);
  • чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводилось как «дон»;
  • чалдоны – это переселенец в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном.

Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.

В своем словаре Владимир Даль писал, что слово «челдон» заимствовано из монгольского языка и означает бродягу, беглого, каторжника.

Некоторые исследователи предполагают, что название народа переродилось из слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки крепостных крестьян, сбежавших из России.

Этнографические исследования подтверждают, что отдельные группы предков чалдонов могли мигрировать за Урал еще в княжеские времена, однако в их традиции и бытовой уклад наблюдается влияние казачьей культуры .

История семьи Каяловых

Томский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь. Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр.

Про свою фамилию они говорили, что раньше «каялой» русские называли коромысло. Из-за «страшной войны» они покинули родные края и переселились на реку Иртыш. Позднее на новое место пришло много земляков Каяловых, которые расселились по Сибири. Галина Ивановна Пелых предположила, что «страшная война – смутные времена XIII-XIV веков.

Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».

Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.

Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.

Язычники и охотники

Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.

В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.

Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы и строить основательные дома смысла не было.

Ж енская и мужская половины дома

Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что чалдоны даже больших начальников могли усадить на детское место.

В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели вместе они только по праздникам.

Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.

В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.

Источник

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Архивный форум.

← Назад Вперед → Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 . 123 124 125 126 127 * 128 129 130 131 . 487 488 489 490 491 492 Вперед →
Модераторы: Миус, xrompik
turina

Ростов-на-Дону
Сообщений: 3
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2

Винница-Снежное-Донецк
Сообщений: 1274
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 563

Уважаемые коллеги! Помогите в поиске реки Чалка — притока Дона.

Как то давно впервые столкнулся с этой рекой, но до сих пор никак не могу локализовать ее.

https://forum.vgd.ru/post/207/31954/p713358.htm#pp713358
От своей прабабушки Анастасии Ивановны слышал интересное слово «Джалдос». Когда кто-то быстро или неразборчиво говорил, она прерывала его фразой «Що ти, як джалдос белькочешь».
Поспрашивав у местных о значении этого слова, узнал, что местные ничего такого и не слышали никогда. Интернет тоже не в курсе, но из найденного и прочитанного сделал вывод, что, скорее всего, слово «джалдос» есть ни что иное как видоизмененный «челдон, челдонец». Я слышал что предки были переселенцами откуда-то из России, но откуда точно не знаю. Возможно, именно это слово и указывает на то, что они были из земель, где это слово распространено или же каким-то образом было ими унаследовано от прежних носителей.

Поиск трактовки этого слова привел меня к следующему:
Челдонцы — жители между Чалкой(Чалой) и Доном.
Здесь: «Глубокие корни» www.memorial.krsk.ru/public/00/2000525.htm
Написано следующие:
«По Чулыму и его притокам не одно столетие назад селились пришлые люди. Сначала это были служилые, в построенных ими острогах для охраны речного пути с его волоками, затем – приехавшие вслед за ними их земляки. Среди вольных поселенцев, бежавших от преследования царской власти и церкви, было во множестве староверов, живущих, главным образом, по Дону и его притокам. Их, по рассказам потомков, и стали называть в Сибири чалдонами, то есть, с Дона и его притока Чалки

Итак. Чалка приток Дона. Но нигде в интернете я так и не нашел никакой конкретики по ней. Возможно сейчас она называется по другому. Нет ли среди ценителей красоты великого Дона знатоков, которые смогу внести ясность где все таки течет эта загадочная Чалка-река.

Недавно(вчера ) появилась версия о переселении предков Анастасии Ивановны из Саратовской губернии в конце 18го века. Могло ли слово Челдонец=Джалдос быть характерным для Саратова? Или же близость к Дону села в котором они жили с конца 18го века дала такое интересное слово в лексикон моей прабабушки? многое неясно, моет если все таки локализовать Чалку что то прояснится.

Еще в тему о чалдонах:

И еще вопрос. Не может ли быть Чалка видоизмененным названием реки Сал (Сал-Чал-Чалая-Чалка). предположил это, так как название тюркское, по аналогии с наречиями татар, которые меняют -с- на -ч-, -щ- и т.п. ?


Генеалог
fazulianov@gmail.com (все вопросы только на почту)
С уважением, Сергей!

Подольская, Волынская, Киевская губернии и вся Украина

*По брошюрам Корягина сначала обращаемся за покупкой к Корягину, а потом уже спрашиваем у тех, кто купил раньше
*Донецкая область, ОВД

Ростов-на-Дону
Сообщений: 565
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 359

Ростов-на-Дону
Сообщений: 6
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2

Ростов-на-Дону
Сообщений: 565
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 359

г. Волжский
Сообщений: 222
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 1122

Источник

Читайте также:  За рекой ключевой мы гуляли с тобой кто исполняет
Поделиться с друзьями
Байкал24