Где находится уникальный музей заповедник деревянного зодчества под открытым небом более 30 построек

Нижняя Синячиха: музей-заповедник деревянного зодчества

Уникальный музей под открытым небом в трех часах езды от Екатеринбурга.

Музей под открытым небом в Нижней Синячихе — это удивительное место, где непременно стоит побывать. Здесь на площади больше чем в 60 гектаров собраны уникальные старинные деревянные постройки со всего Урала: крестьянские усадьбы, часовни, башни, хозяйственные службы, колодцы и мельницы.

Каждый экспонат находили в деревнях и селах, аккуратно разбирали, перевозили и собирали на новом месте. Если бы не старания всего одного человека, основателя музея Ивана Даниловича Самойлова, их уже давно не было бы на свете, ведь дерево крайне недолговечный материал.

Нижняя Синячиха — старинное село возле Алапаевска, в 160 км к северо-востоку от Екатеринбурга. Туда можно доехать на машине, автобусе или электричке. Карту смотрите внизу. Музей основан в 1978 году, хотя его история началась гораздо раньше. Иван Данилович Самойлов в послевоенные годы служил инженером-землеустроителем, по долгу службы много путешествовал по области. Постепенно он начал собирать коллекцию народного искусства и церковных предметов: старинных икон, рукописных книг, росписей, предметов обихода. Он буквально спасал все эти вещи, уберегал от огня и разрушения.

Когда коллекция собралась достаточно обширная, Иван Данилович задумался о создании музея. В качестве места для него он приметил почти разрушенную в то время Нижнесинячихинскую Спасо-Преображенскую церковь, в которой в советские времена размещалась зерносушилка. Четыре года ходатайств понадобилось, чтобы добиться для церкви статуса памятника республиканского значения. В 1967 году Самойлов и его жена Анна Ивановна приступили к реставрации, им помогали местные жители.

Реставрация заняла 10 лет, в 1978 году в здании церкви открылся музей уральской домовой росписи, который располагается там до сих пор. В 2000 году Нижнюю Синячиху посещал патриарх Алексий II, он одобрил музей, сказав, что «храмов в России много, а таких музеев мало». По большим христианским праздникам службы проходят на первом, освященном этаже церкви.

Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе

Здание церкви поражает красотой и интересно само по себе. Другой такой не найти на Урале, да и во всей России вряд ли отыщешь. У церкви девять куполов, обычно у российских храмов их гораздо меньше. Основная часть построена в стиле сибирского барокко, нетрадиционного для Урала, а колокольня — в стиле классицизма. Общие архитектурные пропорции также соответствуют классицизму.

Если сравнить Спасо-Преображенскую церковь с церковью Захария и Елизаветы в Тобольске, на которую она очень похожа, то разница будет видна даже неопытному глазу. И. Д. Самойлов в книге «Сокровища Нижней Синячихи» писал:

в облике её отчетливо проступают черты раннего классицизма приделы к церкви отсутствуют, архитектурные объемы вытянуты по вертикали, четкая планировочная композиция придает сооружению динамизм, легкость, устремленность ввысь.

Церковь заложили в 1794 году, а освятили только через 30 лет, в 1823. Имя архитектора затерялось в веках, но это определенно был человек с архитектурным образованием, который переосмыслил традиционный для сибирского барокко облик храма, опираясь на принципы классицизма.

Музей уральской домовой живописи и церковной утвари

На первом этаже церкви разместилась экспозиция старинных икон, церковной утвари и богослужебных книг. Все это по крупице спас лично Иван Данилович. Вместе с Анной Ивановной они восстановили уникальные старинные фрески на стенах и потолке. После 1937 года их закрасили, они страдали от плесени и мазута, но сейчас мы можем снова любоваться ими. Лики святых на фресках как живые, с ясным и проницательным взглядом. По красоте и искусности они не уступают работам итальянских мастеров в Ватикане.

На втором этаже — коллекция уральской народной домовой росписи XIX-начала XX вв. Народные живописцы ходили из деревни в деревню и расписывали не только мебель и предметы обихода, но и интерьеры: стены, простенки, потолки, двери, полати.

В росписи преобладают растительные орнаменты, встречаются изображения животных и даже сюжеты. Отличительная особенность уральской росписи — «разбел». На основную часть кисти брали цвет, на кончик добавляли белила и наносили рисунок так, чтобы белый цвет ложился по контуру.

Музей деревянного зодчества под открытым небом

В последующее десятилетие после основания музея в Спасо-Преображенской церкви Иван Данилович Самойлов искал по всему Уралу деревянные постройки и по бревнышку перевозил их в Нижнюю Синячиху. В экспозиции есть пять часовен, две башни, кузница, постоялый двор и три крестьянские усадьбы целиком.

Музей хорош в любое время года. Его разместили на болотистой местности, которую подтапливает после дождя, но к экспонатам ведут удобные деревянные тротуары. В какую сторону ни посмотришь — виды как с открытки. Три крестьянские усадьбы семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков собраны по частям в разных деревнях. Можно своими глазами проследить, как менялась усадьба от века к веку. Внутри воссозданы интерьеры, во дворах — службы, колодцы и хозяйственные постройки. Интереснее всего наблюдать за реакцией городских детей при виде очередного незнакомого хозяйственного приспособления.

Кроме усадеб, есть и другие экспонаты. В розовой часовне Вознесения Господня, что на заглавном фото, действует постоянная экспозиция народного искусства Христины Денисовны Чупраковой. Возле ветряной мельницы лежат настоящие мельничные жернова. Часовня Ильи Пророка украшена маковкой с деревянной черепицей. В музее постоянно проходят мероприятия для детей, экскурсии, праздники. Билеты в Спасо-Преображенскую церковь и в другие постройки, а также экскурсии по всей экспозиции стоят совсем недорого, около 100-200 рублей. Ходить по территории музея деревянного зодчества можно свободно и бесплатно. Это одно из лучших мест, куда можно съездить на машине из Екатеринбурга.

Как доехать до музея деревянного зодчества в Нижней Синячихе

Как доехать до Нижней Синячихи на машине. Выезжаете на Режевской тракт, доезжаете до Алапаевска, проезжаете город, сворачиваете по указателю на Верхнюю Синячиху, по главной дороге доедете прямо до Спасо-Преображенской церкви. Общее время поездки займет почти три часа. Если хотите не только погулять снаружи, но и попасть внутрь музея и построек, выезжайте с утра. Как доехать на автобусе или электричке из Екатеринбурга. С Северного автовокзала на автобусе или маршрутке до Алапаевска, или с ж/д вокзала на электричке, дальше с автостанции в Алапаевске на автобусе №103 до Верхней Синячихи, он заезжает в Нижнюю Синячиху, но не всегда. Если не заезжает, то от остановки рядом с Нижней Синячихой нужно пройти пару километров пешком или поймать попутку.

Читайте также:  Картинная галерея псковского музея заповедника

Можно также купить тур в любой местной туристической компании, и вас автобусом привезут прямо в музей.

Дорога от Екатеринбурга до Нижней Синячихи на карте.

Источник

Нижняя Синячиха

Всем хочется предложить побывать в Нижней Синячихе, где находится удивительный музей деревянного зодчества и архитектуры под открытым небом.

Нижняя Синячиха – это село Алапаевского района Свердловской области в 160 километрах от Екатеринбурга. История села берёт своё начало с 1680 года, когда вблизи рек Синячиха и Нейва началось строительство Нижнесинячихинского передельного завода, на котором происходила переработка чугуна в железо, он был основан для дополнительной помощи Алапаевскому заводу.


Часовня Ильи Пророка

История Нижней Синячихи

Вокруг завода образовалась небольшая деревенька, географическое положение Нижней Синячихи было крайне выгодным – рядом с ней пролегала дорога, соединявшая европейскую часть России и Сибирь.

Между тем, село не стремилось налаживать торговые связи, а шло по пути развития промышленного производства: в 1724 году здесь построили железоделательный завод, до наших дней сохранилось старое здание заводоуправления.


Останки завода

В 1759 году его управляющим стал секунд-майор Александр Гурьев, но через 7 лет он продал завод Савве Яковлеву – владельцу многих промышленных предприятий на Урале.

В 1828 году Нижнесинячихинский завод был закрыт.


Вид на село

Большого внимания заслуживает Спасо-Преображенский храм Нижней Синячихи, его строительство длилось без малого 30 лет, освятили церковь в 1823 году.

Храм единственный в своём роде на Урале был сооружён в стиле сибирского барокко, но ему не повезло – в советское время его закрыли, колокола переплавили, церковную утварь разграбили. Спасение храму пришло в 70-х годах 20 века от Ивана Даниловича Самойлова – энтузиаста, взявшегося восстановить церковь, а рядом создать музей деревянного зодчества. В 2008 году Иван Самойлов скончался, сейчас музей-заповедник носит его имя.


Вид на мельницу

Официальной датой основания музея-заповедника деревянного зодчества считают 1978 год.

В 1995 году музей включили в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.


Спасо-Преображенский храм

Спасо-Преображенский храм был реконструирован усилиями И. Д. Самойлова, фрески, иконы, церковная утварь были восстановлены, в здании разместился музей уральской домовой живописи, на втором этаже представлено собрание росписи по дереву.

Рядом с храмом размещается порядка 20 построек, которые были доставлены в Нижнюю Синячиху из разных уголков Свердловской области.

Крестьянская усадьба 17 века – самый старый образец экспозиции, собирали дом по частям, внутреннее убранство избы полностью соответствует быту тех времён.


Сторожевая башня

Рядом располагаются усадьбы 18, 19 веков, по которым можно проследить эволюцию возведения деревянных домов в уральских сёлах. С течением времени убранство избы богатеет, появляется резьба и роспись, площадь дома увеличивается. Предметы домашнего обихода, которые можно увидеть в домах, и предметы во дворах, являются действующими и по сей день.

В составе музея русского зодчества в Нижней Синячихе 5 деревянных часовен.

Самая ранняя часовня по дате строительства Савватия и Зосимы Соловецких – построена в 17 веке, привезена в музей из Верхнесалдинского района Свердловской области. Ныне внутри размещаются деревянные резные предметы, особый интерес представляет макет Крестовоздвиженского храма Кыртомского монастыря, сгоревшего в 1972 году.


Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская

Другая часовня – часовня Вознесения Господня относится к 19 веку, среди прочих сооружений Нижней Синячихи она выделяется своей ярко-красной окраской, внутри можно увидеть картины из ткани, плетёные изделия, поделки и игрушки авторства Христины Чупраковой – народного мастера.

Спасская часовня из села Юрты – последняя по времени появления среди часовен Нижне-Синячихинского музея, внутри экспозиций нет.

Ещё две часовни села – часовня Александра Невского и Ильи Пророка.


Ветряная мельница

В Нижней Синячихе можно увидеть и образцы городской архитектуры, интересный объект – реконструкция башни Арамашевского острога, оригинальная башня не сохранилась. Такие башни строились для защиты от набегов захватчиков.

Рядом с острогом стоит здание пожарной, все атрибуты восстановлены – колокол, дозорная каланча, разнообразный пожарный инвентарь.


Здание таможни

Ещё одно сооружение в тему – сторожевая башня, она была необходима за наблюдениями за пожарами, её высота 35 метра, что делает её самым высоким сооружением в заповеднике, и именно она дала старт экспонатам музея, выставленным на улице.

Самое далеко стоящее сооружение – это ветряная мельница, возвышающаяся на берегу пруда. Ей уже 100 лет, но все детали работающие, её лопасти могли бы вращаться, но закреплены в неподвижном положении.

Среди жилых домов выделяется постоялый двор, добротный двухэтажный дом был сооружён в начале 19 века, располагался он на Сибирском тракте, вполне возможно, что в нём останавливались декабристы по пути в Сибирскую ссылку.

Источник

Нижняя Синячиха

Нижняя Синячиха — это музей под открытым небом. Он гораздо обширнее и интереснее знакомых нам музеев в Суздале и Витославлицах под Новгородом. Мы выделили целый день на поездку из Нижнего Тагила в Нижнюю Синячиху, Алапаевск и монастырь Новомучеников. Хотя мы выехали достаточно рано, но Напольная школа, музей Чайковского и монастырь заняли немало времени. В Нижней Синячихе мы оказались около 3 часов пополудни. Лучше приезжать пораньше, потому что в 5 вечера все экспозиции закрываются (включая WC).

Нижняя Синячиха. Иван Данилович Самойлов

Возможностью прикоснуться к уральскому крестьянскому быту мы обязаны Ивану Даниловичу Самойлову. Иван Данилович родился в здешних краях, участвовал в Великой войне. За боевые заслуги его наградили орденами и медалями.

После войны, работая в уральской глубинке, Иван Данилович проникся исчезающей красотой народного искусства. Самойлов собирал образцы домовой росписи, иконы, утварь, покупая их на свои собственные средства. Когда коллекция разрослась, он вспомнил о заброшенной церкви в Нижней Синячихе. Четыре года Самойлов обивал пороги косных чиновников. Наконец церковь признали памятником архитектуры.

Нижняя Синячиха. Спасо-Преображенская церковь

Только не думайте, что власти выделили деньги на реставрацию. Работы велись на общественных началах и заняли 10 лет. На отреставрированную церковь предъявил претензии… уральский областной краеведческий музей. Где они были, когда уникальный памятник, занятый по советской традиции складом зерна, ветшал и разрушался?

Самойлову удалось отбиться. В 1978 году он открыл музей уральской домовой живописи. Затем Иван Данилович начал свозить в Нижнюю Синячиху избы, амбары, часовни. Ему удалось спасти даже смотровую башню и ветряную мельницу.

Читайте также:  Все заповедники калужской области

Панорама Нижней Синячихи

Если бы не Самойлов, всё это давно бы сгнило или сгорело. В 1995 году музею присвоили статус культурного наследия государственного значения. Иван Данилович прожил долгую и очень достойную жизнь. Он покоится в ограде храма.

Нижняя Синячиха. Спасо-Преображенская церковь

Иван Данилович Самойлов недаром выбрал Спасо-Преображенский храм. Это красивейшая церковь на Среднем Урале. Её начали строить в 1794 году, а закончили лишь 29 лет спустя. Специалисты относят её к лучшим образцам сибирского барокко. Скорее всего её построил тобольский зодчий.

Согласно местному преданию, храм возводил итальянский архитектор, неведомо как попавший в здешние края. Но не суждено ему было завершить церковь. Он сорвался с лесов, упал и разбился насмерть.
Первоначально Иван Данилович устроил в храме музей уральской домовой росписи. Музей до сих пор занимает верхнюю летнюю церковь. Там есть замечательные образцы расписных ворот и ставен.

Нижняя Синячиха. Домовая роспись Расписная калитка


Особенно хороша изукрашенная «белая горница» начала прошлого века.

Нижняя Синячиха. Белая горница

Среди росписей видны не только цветы, травы и птицы, но даже… паровоз.

В нижнем храме собрана коллекция икон и церковной утвари. По праздникам в нём бывают богослужения.

Иконопись и церковные облачения Лампады начала ХХ века

Постоялый двор

Музей занимает обширный участок вдоль старинного тракта. От церкви, стоящей на вершине холма, вниз к пруду спускаются избы, часовни и амбары. Первым от церкви стоит двухэтажный дом-шестистенок. Его привезли из деревни Лучинское, стоящей на Сибирском тракте. Дом принадлежал богатым старообрядцам. Они не только жили в нём, но и содержали постоялый двор. Здесь останавливались путешественники, купцы, конвойные солдаты и, не по своей воле, арестанты. Внутри была и старообрядческая молельня. Уральские этнографы обнаружили дом в 1986 году.

Нижняя Синячиха. Постоялый двор

Самойлову удалось купить часть декоративных деталей, включая окна и фрагменты гульбища. Реставрацию провели уже после смерти основателя музея и завершили в 2016 году. Считается, что это самый старый двухэтажный деревянный дом на Урале. На одной из слег чердака нашли дату «1806», вырубленную топором.

Угощение постояльцев

Экспозиция в доме представляет постоялый двор середины XIX века. В сенях хозяин встречает вновь прибывших ямщиков. Места в избе не хватает, поэтому они остановились на короткий отдых прямо в сенях. Ждать обеда некогда. Им подадут «завтрак»: чарку вина со студнем и солёными огурцами и чай с сахаром и калачами. На столе лежит коврига хлеба и стоит жбан с квасом.

Завтрак ямщиков

Дом изначально задумали как постоялый двор, поэтому на первом этаже выделили место для «стряпчей», то есть кухни. На кухне хозяйка ставит чугунок в печь, а её старшая дочь наливает воду в самовар.

Мать и дочь в «стряпчей»

В стряпчей у печи стояла квашня для теста. Хлеба и пирогов пекли много — для себя и для многочисленных проезжих.

Пироги с начинкой

На шестке стоял котёл с тёплой водой для мытья посуды. Рядом с печью висели щипцы для углей, совок и самоварная труба. Щи, уху или кашу варили в медных котлах, на сковородках жарили рыбу или блины. В глиняных горшках парили репу и топили молоко. Чистую воду наливали в деревянные ушаты, а в берестяных кужонках хранили муку и крупу.

Помимо щей, каш и пирогов готовили яичницу, ели творог со сметаной. Блюда сдабривали чесноком и хреном, заготавливали солёные и сушёные грибы. Излюбленной едой были пельмени. Их хранили на морозе в деревянных коробах. В пост (а постились часто) вместо мяса ели варёную и жареную рыбу, начиняли ей пельмени и пироги.

Нижняя Синячиха. На втором этаже

В сенях второго этажа в ожидании «завтрака» расположилась казачья конвойная команда — офицер и рядовой. Они доставили партию арестантов и возвращаются домой. К ним присоединяется фельдъегерь.

Казаки и фельдъегерь

В отсутствие постояльцев в сенях работали и отдыхали члены хозяйской семьи. Через сени можно было пройти в большую и малую горницы.
Горницы на втором этаже предназначались для состоятельных гостей. В малой горнице обедают купец и приказчик. Они едут с тюменской ярмарки, где купец выгодно продал свой товар. Он достал кошель чтобы подсчитать барыш. Приказчик с завистью глядит на него.

Купец с приказчиком

Купцы, золотопромышленники, государственные служащие старались останавливаться не на казённой почтовой станции, а на крестьянском постоялом дворе. Там за двугривенный кормили «до отвала». Подавали щи или уху, поросёнка с кашей, яичницу, пирог с вязигой и чай с прикусками.

В дальней горнице остановились именитые путешественники. Их прообразами стали английский художник и архитектор Томас Уитлам Аткинсон и этнограф и историк Павел Иванович Небольсин. Художник совершил большое путешествие по Сибири, Монголии и Центральной Азии и создал около 600 рисунков. Он зарисовывал «всё интересное», что попадалось по пути. Аткинсон сидит за столом и что-то записывает в дневнике.

Небольсин занимался сибирскими золотыми приисками, исследовал Алтайский край и историю сибирских казаков. Этнограф после угощения встал посреди горницы. За ним на стене — портрет Ермака Тимофеевича.

Старший сын хозяина принёс гостям самовар. Обед завершали чаепитием. К чаю подавали калачи или блины.

Постоялый двор в Лучинском был очень оживлённым местом. Здесь могли останавливаться мемуарист Филипп Филиппович Вигель (1805), норвежский астроном Кристофер Ханстин (1828), немецкий геолог Густав Розе (1829), Василий Андреевич Жуковский (1837), географ и идейный теоретик анархизма, князь Петр Алексеевич Кропоткин (1862), декабристы Батеньков (1856), Раевский (1858) и Завалишин (1862). Прямых свидетельств этому нет, но миновать Лучинское, путешествуя по Сибирскому тракту, было практически невозможно.

Изба и старообрядческая моленная

Вернёмся на первый этаж. Самое большое и светлое помещение в юго-западном углу занимала «изба». В этой комнате жили хозяева постоялого двора. Здесь стояла большая печь с полатями, лавки вдоль стен, шкафчик с посудой. Старообрядцы никогда не смешивали гостевую «никонианскую» посуду со своей собственной.

Изба освещалась масляной лампой. Под потолком подвешивали зыбку — колыбель. Пока старшие работали, в избе оставались только маленькие дети. Здесь девочка нянчится с младенцем и следит за младшим братишкой.

Хозяин и хозяйка заняты с постояльцами. А мать хозяина — истовая последовательница «старой веры» — принимает странника-старообрядца и скитницу. Холодная комната в юго-восточной части дома служила моленной. Войти в неё можно было только из «избы».

Восточная стена была глухой. Её занимал иконостас. Перед иконами теплились лампады. От посторонних глаз иконы закрывали белым полотном. В сундуке хранили святую воду, свечи, миро и ладан. В моленной могли устраивать трапезы для особых гостей, а также хранить ценности: книги, документы и деньги.

Читайте также:  Кому принадлежит кавказский заповедник

Нижняя Синячиха. Часовни

В музей деревянного зодчества перенесли несколько часовен из различных уральских деревень. Ближе всего к церкви стоит Спасская часовня 1881 года из деревни Юрты. По преданию, тамошний знахарь вылечил тяжело больного купца. Тот в благодарность Богу построил часовню. Это небольшой «шестерик», увенчанный куполом. В 70-е годы часовню вывезли в Свердловск, а в 2001 передали в Нижнюю Синячиху.

Яркая красно-белая часовня Вознесения Господня прежде стояла в деревне Карповой Верхотурского уезда. Часовню строили с оглядкой на классицизм и покрасили на манер каменного строения.

Нижняя Синячиха. Вознесенская часовня

Внутри представлены замечательные лоскутные коврики народной мастерицы Христины Денисовны Чупраковой.

Интерьер часовни Нижняя Синячиха. Коврик Х.Д.Чупраковой

Почти у самого пруда стоит часовня Симеона и Анны начала XIX века. Её возвели в стиле барокко.

Экспозиция в часовне посвящается резьбе по дереву. Посреди часовни стоит модель храма с колокольней.

Часовню Александра Невского из деревни Останино Алапаевского уезда поставили на гранитном камне над бывшим заводским прудом. Часовня напоминает парковый павильон. В советское время в ней был склад. Позже её забросили.

Часовню Ильи Пророка восстановили на месте старинной кладбищенской часовни. От неё открывается прекрасный вид на Нижнюю Синячиху. Иван Данилович Самойлов говорил, что над этим местом незримо витает дух далёкого прошлого.

Нижняя Синячиха. Башня и прочее

Сторожевая башня — самое высокое сооружение в музее. Башню первой перевезли в музей. Когда-то с её 35-метровой высоты наблюдали за возможными пожарами.

Но в 70-е годы ХХ века она оказалась на территории завода. Иван Данилович Самойлов успел вовремя. Вдвоём с напарником они вручную разобрали башню:

Десять дней разбирали мы башню вдвоем с Окуловым. Работу начинали в 6 часов утра, кончали в 9 вечера. Хоть и опасно было, работали без лесов. Каждое бревно приходилось спускать по веревках. Все – вручную, на пределе сил. Перевозили башню в течение недели на семи машинах.

Башня стоит неподалёку от речки Синячихи. Когда-то здесь был железоделательный завод. Он проработал около 100 лет с 1724 по 1828 год. От завода уцелел только одноэтажный каменный дом заводоуправления.

В XIX веке здесь жил хлебодар, то есть мельник. В советское время каменный дом занимали больница, затем детский сад. Здесь устроена экспозиция, посвящённая Ивану Даниловичу Самойлову. Самое интересное — это реконструкция комнаты реставратора.

Комната И.Д.Самойлова

На берегу есть и кузница. В ней до сих пор куют необходимые железные детали: гвозди, петли, жековины, подковы.

Пожарная станция

Деревянная Русь очень часто горела. Княжеские и царские указы запрещали топить избы летом. Бани топили только в определённые дни. Запрещали огонь в домах по вечерам: лучины, плошки и свечи. Кузнецы, гончары и оружейники ставили свои мастерские вдали от домов. Курение табака преследовалось вплоть до начала ХХ века.

В уральских сёлах и деревнях обязательно была пожарная станция. Ставили её у дороги. Над пожарной станцией возводили каланчу с колоколом для сигнала о возгорании. Позади пристраивали конюшню. Внутри стояли телеги с бочками с водой, насосами и водоливными трубами. Здесь же хранились багры, топоры, ломы, ведра и лестницы. Во второй половине находилась комната со столом и лавками. Она служила для сбора и обучения пожарной команды.

Крестьянские подворья

На основе старинных построек, перевезённых из «неперспективных» деревень, удалось реконструировать крестьянские дворы XVII, XVIII и XIX веков.

Избу XVII века собрали из нескольких построек. За основу взяли сруб из деревни Таборы. Крышу сделали без единого гвоздя. В старину наши предки пользовались только топором. Это классический пример «топорной работы».

Крестьянская изба XVII века

Внутри очень скромное убранство: лавки, полки, глинобитная печь и голбец (на нём спали) соответствуют эпохе. Утварь или деревянная, или глиняная. Это жбаны, ушаты, ступа, горшки.

Изба XVII века

Подворье окружает ограда из толстых вековых брёвен. Изба и надворные постройки стоят в глубине двора. Ограда была необходима для защиты от лихих людей и набегов башкир.

Очень интересна старинная баня из деревни Городище. Она топилась по чёрному. Печь-каменку сложили без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше.

Баня по чёрному

Крестьянское подворье XVIII века стало гораздо красивее за счёт резных и расписных деталей. Изба из деревни Вогулка Алапаевского уезда заметно выше старинной. Причелины (резные доски вдоль скатов крыши) украшает резьба. Похожая резьба есть и на амбаре из деревни Кулига. Дом и хозяйственные постройки образуют замкнутый двор, но не прячутся за оградой из толстых брёвен.

Утварь остаётся достаточно скромной. На фото видны ухват для чугунков и лопата. На ней в печь сажали Иванушек хлебы.

Кроме традиционных лавок, в доме есть кровать с лоскутным одеялом. В этом заметно городское влияние, докатившееся до уральской деревни.

Крестьянский дом XIX века

Крестьянское подворье XIX века разительно отличается от предыдущих. Дом происходит из деревни Камельская Алапаевского уезда. Это богатый дом-пятистенок с внутренней перегородкой. Его украшают резные наличники и карнизы.

Дом богатого крестьянина XIX века

Двухэтажный амбар привезли из села Кировского. Ворота усадьбы украшает резьба.

Дом делится на две части: избу и белую горницу. Изба — это рабочая часть дома. Здесь готовили пищу, ели, спали, занимались ремеслом и рукоделием. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Так сделано для прочности и чтобы не студить избу зимой. Входящий обязательно трижды кланялся и крестился на божницу с иконой.

В избе сохраняется традиционное разделение на мужской угол и бабий кут. Однако есть и новшества. Семья зажиточная, в хозяйстве появляются маслобойка, сепаратор

зеркало и швейная машинка.

Мерилом достатка в крестьянском доме был самовар. Он стоил от 10 до 25 рублей. Один самовар стоит в избе.

Другой — в белой горнице. Это парадная часть дома. Её отделяет от избы капитальная бревенчатая стена. Белую горницу расписали красильщики Варлам и Варвара Рябковы в 1897 году. В углу белой горницы стоит граммофон. На лавке лежат две гармони.

Нижняя Синячиха оставила одни из самых ярких впечатлений в уральской поездке. На Нижнюю Синячиху лучше планировать минимум полдня. Рекомендуем приезжать пораньше.

Из Нижней Синячихи мы снова вернулись в Нижний Тагил. А наутро отправились в Верхотурье — самую восточную точку путешествия «вправо по карте». Продолжение пишем.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24