Где петр 1 строил свои первые корабли озеро

Где петр 1 строил свои первые корабли озеро

История Потешной флотилии

Музей-усадьба «Ботик-ПетраI» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом.


Плещеево озеро

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.
Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:
« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».


Устав морской. — Санкт-Петербург, 1720 г.

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.
Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.
На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.

Письмо Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля
«Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля апреля 20-го дня 1689 г.»

Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.
К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.

По народному преданию, дворец стоял на двенадцати венцах, состоял из пяти комнат, оконницы в нем были слюдяные, печи изразцовые муравленые. Вход во дворец находился со стороны озера: в него вели три обитые войлоком двери, над центральной размещался двуглавый орел из листового железа.
К потешному двору примыкал деловой двор, состоявший из амбаров и мастерских, где хранились материалы и изготавливались детали кораблей. За ним располагалась кузница и судоверфь, на которой строили малые суда. Для их спуска к озеру в холме был прокопан канал.
Петр умел находить удовольствие в труде, работая на переславской верфи корабельным плотником. Вместе с ним азы кораблестроения постигали 16 преображенцев во главе с сержантом Якимом Ворониным.

Читайте также:  Золотое кольцо россии озеро неро

К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.
1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.

В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.

К середине XVIII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» — единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

Источник

11 мая в истории. Потешная флотилия

В этот день 11 мая 1692 года спущена на воду Плещеева озера города Переславля-Залесского потешная флотилия Петра I. Знаменитый ботик Петра Великого считается «дедушкой» всего русского флота.

Маленький ботик Петра I

В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово будущий Государь Петр I обнаружил маленький ботик голландской работы. Он принадлежал когда-то двоюродному брату царя Михаила Федоровича. Ботик мог ходить под парусами не только по ветру, но и против ветра. Узнав об этом, Петр был поражен. Он решил починить судно и испытать его на воде.

Судостроительное дело Петра Великого

С молодых лет будущий император интересовался и владел разнообразными ремеслами: он был искусным плотником, умел столярничать, работал в кузнице.

Петр был не только главным организатором всех судостроительных работ, но и с любопытством вникал в тонкости корабельного дела и учился у мастеров. В помощь себе Петр разыскал столяра голландца – Карштена Брандта. В начале лета, когда мачта и паруса были готовы, Петр стал учиться управлять судном на московской Яузе. Но для маневров эта река оказалась тесноватой, поэтому ботик перевезли на Плещеево озеро.

Здесь молодой Петр Алексеевич затеял нечто грандиозное. Строительство велось всю зиму, без перерывов, с таким расчетом, чтобы корпуса будущих судов оказались готовы к весне.

В апреле 1689 года написал Петр матери:

«… суды все, кроме большого корабля в отделке…», «и удались все зело хороши».

Читайте также:  Заплыв на лодках на озерах

Вместе с Петром в Переславле постигали науку кораблестроения и бывшие «потешные» – солдаты Преображенского полка. Царь Алексей Михайлович стремился окружить сына верными людьми и создал из его четырехлетних (на тот момент) сверстников «потешный полк». Теперь же потешный полк превращался в потешную флотилию.

Переславская потешная флотилия

Вниз к озеру был прорыт канал, по нему малые корабли, построенные на верфи, спускались в озеро. К лету 1692 года было построено до ста судов различных типов. Затем на воду Плещеева озера была спущена флотилия, вооруженная артиллерией и укомплектованная экипажем. Это был первый русский военный флот, предвестник могущества Российской империи. В течение месяца эскадра совершала маневры, отрабатывала различные приемы. Она до сих пор называлась потешной, хотя была уже серьезной силой.

Петра увлекла мечта увидеть настоящее море и большие морские корабли. 4 июля 1693 года он отправился на Север, в Архангельск – единственный морской в то время порт в России, куда приходили корабли из Западной Европы. После плаваний по Белому морю Петр окончательно решает начать создание в Архангельске военного и торгового флота. Переславская «потешная флотилия» оказалась не у дел, но именно она стала вдохновением и толчком в трудном пути к настоящему военно-морскому флоту. Сначала появился Азовский флот, а в 1703 году Балтийский – сильнейшее морское соединение.

В феврале 1722 года Петр в последний раз посетил Переславль-Залесский. Он хотел посмотреть на свои прежние юношеские «игрушки», но обнаружил корабли в плохом состоянии.

«Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года».

«Дедушка русского флота»

В 1783 году произошел пожар, который уничтожил остатки «потешной флотилии» в Переславле. Однако ботик Петра Великого «Фортуна» оказался цел.

Император с любовью называл судно «дедушка русского флота» и, готовясь к празднованию второй годовщины Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Петр I решил перевезти ботик в Петербург. На параде Государь сам был у руля ботика, а его адмиралы сидели на веслах. Весь Балтийский флот приветствовал своего «прадеда».

Источник

Какой была «потешная» флотилия Петра Первого?

Военно-морской флот, который прочно увязывают с именем Петра Великого, вообще-то, существовал и до него. Отец Петра, Алексей Михайлович, приложил усилия к тому, чтобы военные суда появились на Волге и Западной Двине, ещё в середине ХVII столетия. Но именно Пётр Первый способствовал всемерному развитию флота, его укрупнению и приданию ему прочной, регулярной основы.

По этой причине многие историки и считают именно Петра основателем военно-морского флота России. Но началось всё не сразу.

Известно, что Пётр Первый рос любознательным и склонным к различным наукам, в том числе и точным. В возрасте 14 лет у него уже были астролябия и готовальня, которыми его быстро научили пользоваться голландцы, проживающие в Москве.

В 1688 году в возрасте 16 лет Пётр обнаружил в селе Измайлово, в большом амбаре, голландский ботик. Это судно когда-то принадлежало одному из Романовых. Пётр выяснил, что ботик — довольно интересное судно, потому что под парусами может ходить как по ветру, так и против него. Это заинтересовало юного самодержца.

Под руководством одного из голландских мастеров, строившим суда в России ещё до правления Петра, ботик был восстановлен. Юный Пётр Первый лично опробовал восстановленное судно в деле. Результат его более чем удовлетворил. Однако на реке Яузе, где сначала плавал на восстановленном ботике Пётр, было тесновато. А. Д. Кившенко, «Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке», 1880 г.
Фото: artchive.ru

Тогда судно перевезли в Измайлово, на Просяной пруд. Но и там просторы были не те, что хотелось бы. Тогда будущий император испросил у матери разрешения посетить Троицкий монастырь близ огромного Переяславского (Плещеева) озера. Тут Пётр немного схитрил, так как он хотел, помимо монастыря, посетить ещё и Плещеево озеро, которое было весьма обширным для плаваний ботика.

Читайте также:  Как лучше посмотреть ладожское озеро

На означенном озере Петру всё понравилось, и он, воодушевлённый, вернулся в Москву. Там ему удалось получить разрешение у своей матери строить в Переяславле различные суда. И работа по строительству кораблей, пусть и небольших, началась в августе 1688 года.

Первые пять судов флотилии Петра были готовы в июне 1689 года. Они были тотчас же опробованы на озере.

Вскоре на южном берегу Плещеева озера соорудили отдельную слободу для кораблестроителей. Тут были мастерские, хозяйственные помещения, место для ночлега и столовая. Для строительства слободы даже ввели на местных жителей временный налог.

Интересно, что в этой слободе находились и многие из так называемого «потешного» (Преображенского) полка. Полк этот был сформирован ещё отцом Петра — Алексеем Михайловичем. В эту особую военную единицу набрали детей буквально четырёхлетнего возраста из семей придворных конюхов.

Эти «потешные» солдаты, тем не менее, росли и постигали с взрослеющим Петром азы военной науки. Ну, а когда началась постройка судов в Переяславле, многие «потешные» выдвинулись и туда. Тем более что каждого из них Пётр Первый хорошо знал и мог доверять им в полной мере.

В общем, работа на Плещеевом озере продолжалась несколько лет.

Известно, что к лету 1692 года на означенном водоёме в общей сложности опробовали до 100 судов различных вариантов. Сюда же молодой Пётр привозил на манёвры (в качестве зрителей) свою мать, жену и сестру Наталью. Ну, и всяких знатных людей из числа бояр и князей. Ботик «Фортуна». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I. 2005 г.
Фото: ru.wikipedia.org Ботик «Фортуна»
Фото: aria-art.ru

Интерес к Плещееву озеру остыл у Петра к концу 1692 года. И тогда же «потешная» флотилия вроде как перестала существовать.

Однако не следует забывать, какое огромное значение имела она для становления русского флота и военно-морских кадров. Собственно говоря, сам Пётр о своём юношеском увлечении не забыл. Например, готовясь к Азовскому походу (случившемуся в 1696 году), Пётр Первый лично приехал в Переяславль, дабы выбрать там подходящие для своего военного мероприятия морские пушки.

В 1697 году будущий император решил было даже доставить один из кораблей «потешной» флотилии на Волгу. Однако эта затея не осуществилась.

Года через три царь издал указ, предписывающий хранить суда переяславской флотилии в надлежащем виде. Поначалу всё было хорошо, но потом началось обычное разгильдяйство, пока в 1722 году уже зрелый Пётр не посетил Переяславль. Обнаружив, что суда его юности местами сгнили, император сурово отчитал местного воеводу и повелел корабли восстановить.

Что и было сделано силами мастера Шелудякова и трёхсот безымянных крепостных из близлежащих монастырей. Для пущей сохранности корабли перетащили к городскому валу Переяславля и установили под обширными навесами. И всё было бы ничего, но в 1788 году сильный пожар уничтожил эти суда безвозвратно… Плещеево Озеро и Никитский Монастырь
Фото: Melikamp, ru.wikipedia.org

Впрочем, до нашего времени вполне благополучно «дожили» два ботика Петра Первого.

  • Один из них после ряда переездов с 1940 года обосновался в центральном военно-морском музее в Петербурге.
  • Другой же, после реставрации, с 1803 года находится в музее на берегу Плещеева озера.

Ботик «Святой Николай», вид с кормы
Фото: anashina.com

И оба этих небольших судна — из той самой «потешной» флотилии…

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24