Гдз литература 5 класс коровина 2 часть васюткино озеро

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Астафьев — Васюткино озеро (ответы на вопросы, 5 класс)

В.П. Астафьев

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?
Виктор Петрович Астафьев говорил, что писать его заставили книги и жизнь. Он всегда очень много читал, а писатель в нем родился на фронте. Письма домой у него всегда были длинные, потому что в них он рассказывал о событиях и своих боевых товарищах.

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. У него было сложное детство: он потерял мать, когда ему было всего семь лет, и отец в то время был арестован как вредитель. Будущий писатель жил у бабушки и дедушки. Это было хорошее время. А потом отец забрал его в новую семью.

Началась война. Как только Виктору Петровичу исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем ушел на фронт. Сначала учебка – потом передовая. Довелось быть и шофером, и связистом гаубичной батареи. Несмотря на то, что после тяжелой контузии был комиссован, остался служить на Западной Украине. Виктор Петрович был награжден боевыми орденом и медалями.

После войны Астафьев жил на Урале. Здесь начался его долгий путь в литературу. В 1958 В.П. Астафьева приняли в Союз писателей СССР.
Признание читателей и критиков Виктор Петрович получил, когда из-под его пера стали выходить произведения о деревенских людях (например, «Царь-рыба», «Последний поклон») и книги о войне (например, «Прокляты и убиты»).

Для Астафьева всегда было важно писать правду, иногда неприглядную, даже жестокую, но правду, потому что лечить душу человека может только правдивое слово. Книги известного русского писателя переведены на иностранные языки, их читают во многих странах мира.
Виктора Петровича Астафьева не стало в 2001 году.

Астафьев — Васюткино озеро (Размышляем о прочитанном)

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что мальчик Вася заблудился в лесу, и, когда он искал путь домой, наткнулся на лесное озеро, в котором было очень много рыбы. После своего возвращения домой он рассказал о нем рыбакам.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба по­падалась в ловушки?
Писатель рассказывает о разной рыбной ловле на Енисее: бывает она азартной, когда неводом вытаскивают по несколько центнеров за один раз, и спокойной, когда лов идет на переметы и другие ловушки. Рыба попадалась ценная: осетр, таймень, стерлядь.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
Васютка заблудился в тайге, потому что его охватил азарт, когда он увидел глухаря, подстрелил его, а потом погнался за раненой птицей. Когда он понял, что заблудился, то сразу вспомнил слова отца и деда, что тайга «хлипких не любит», поэтому мальчик взял себя в руки и, несмотря на страх, одиночество, стал искать путь домой. Васютка выжил благодаря смекалке, силе духа, знаниям, которые он получил от старших, рассудительности и внимательности.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки са­мым трудным и почему?
Я думаю, что самым трудным был для Васютки момент, когда он, вглядываясь с дерева в тайгу, не видел лиственниц, которые растут у воды. Во все стороны была зеленая тайга, и это не давало мальчику надежды на спасение.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным зву­кам, о чём разговаривал с лесными жителями?
В тайге Васютка вспоминал и звал на помощь своих родных, думал о том, что теперь делается дома. Конечно, и жалел себя, ведь ничего-то он еще не видел и нигде не бывал за свою короткую жизнь. Там, за тайгой, была другая жизнь, а здесь были только тайга и он. Он вспоминал школу, учительницу и завидовал одноклассникам. Мальчик разговаривал с тайгой и ее обитателями: утками, рыбой, а увидев большого глухаря, сказал ему, что больше не будет связываться с их братом.

Читайте также:  К какому океану относится озеро байкал

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Это рыбное озеро нашел Васютка, и он же привел рыбаков к нему, поэтому совершенно справедливо взрослые назвали озеро его именем. Это для Васютки стало и наградой за смелость и находчивость, за победу над собой и тайгой.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
Мне хотелось бы нарисовать иллюстрацию, где Васютка склонился над озером, кишащим рыбой. А одна из рыбин выныривает из воды, на ее белых боках радужный отлив.

А еще можно нарисовать иллюстрацию, где Васютка на берегу Енисея машет руками и кричит в направлении проходящему по реке рыболовецкому боту.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ и начинается, и заканчивается описанием Васюткиного озера на карте.

Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: поче­му мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»? «Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые па­троны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду» — отчего был такой трепет? Что он обозначает? «Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова загово­рил вслух: «Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. » Почему Васютка стал разговаривать вслух?

Мать настаивала на краюхе хлеба, которую должен был взять с собой Васютка, потому что это была давняя традиция таежников: без хлеба в лес не ходить, потому что не нужно испытывать судьбу, случиться в тайге может всякое, даже с опытным охотником.

И трепет перед порохом и дробью у таежников объясняется тем же: в самую критическую минуту может как раз и не хватить того самого «припаса», чтобы спастись, выжить.

Мальчик разговаривал сам с собой, чтобы приободрить себя, как бы создавая иллюзию, что он не один, что кто-то подсказывает ему, что нужно делать.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
Холодная изморось – мелкий-мелкий моросящий дождь
Осётр – крупная ценная промысловая рыба
Стерлядь – рыба из семейства осетровых
Были – правдивые рассказы
Небылицы – рассказы с вымыслом
Хилые берёзки – березы с тонкими кривыми стволами и редкими ветвями
Затеси – отметины на дереве, сделанные топором, для обозначения пути
Белая рыба – рыба осетровых пород
Шлюпка – лодка для перевозки людей и грузов
Бот – общее название небольших парусных, моторных или гребных судов.
Пацан – подросток
Хлопец – парень
Варнак – разбойник
Рыбная тара. – мешки, коробки, ящики для перевозки рыбы

3. Пошёл, ковыляя, передвигался, поплёлся. – какие из этих слов вы часто используете в своей речи?
Я очень часто использую слово «пошел», а остальные слова употребляю в речи, когда рассказываю или пересказываю книгу, кинофильм или увиденное своими глазами.

4. Замёрз, продрог, окоченел. — когда используется каждое из этих слов? Приведите примеры.
Словом «замерз» обозначается неприятное состояние, когда длительно находишься на холоде. Мы говорим «продрог», когда приходим с улицы, где холодно и ветрено. Словом «окоченел» мы обозначаем плохо работающие от холода руки, ноги, когда их чувствительность и подвижность снижается.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.
Я очень устал после двухчасовой спортивной тренировки. Бабушка в пути притомилась и присела отдохнуть на упавшее дерево. Мы изнемогали от жары и духоты: по лицу, шее, спине струился пот.

Источник

Гдз литература 5 класс коровина 2 часть васюткино озеро

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Мальчик Васютка заблудился в тайге и нашел неизвестное никому озеро, полное рыбы, открыл его людям. По имени мальчика и назвали это озеро.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

Читайте также:  Как возникают тектонические озера

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

Васютка заблудился, когда погнался за глухарем и перестал наблюдать, куда идет. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, терпение и упорство.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

День, когда поднялся ветер и начался дождь, был для Васютки самым трудным. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

Васютка вспоминал рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы выбраться из тайги. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге мальчик особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнем, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем, потому что нашел его именно Васютка.

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

Можно нарисовать широкий Енисей, по которому плывет пароход, и мальчика на берегу. Можно нарисовать к этому рассказу избушку на берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети. Или Васютку с ружьем и его мать, которая дает ему с собой хлеб. Можно нарисовать Васютку, который сидит у костра, разговаривает с белкой, оглядывает тайгу с верхушки дерева или стреляет в уток. Или большое озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки.

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец этого рассказа и какую роль играет их связь?

Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

Стр. 145. Литература и изобразительное искусство

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.

Васютка увидел на ели кедровку. Рис. Е. Мешкова.
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».

Васютка у костра. Рис. Е. Мешкова.
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Стр. 145-146. Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Она понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички». Таежные законы сложились из опыта многих и многих охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

Читайте также:  Какова максимальная глубина озера байкала

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых.
Были — правдивые рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — выдуманные рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеей — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка.
Хлопец — парень.
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

5. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами.

Мальчик устал, пробираясь сквозь тайгу. Отец притомился от долгой работы. Кот изнемог от жары.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 24 февраля 2022 г.

Ответы на итоговые вопросы по литературе для 5 класса

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 2 часть, Коровина, страницы 192

Итоговые вопросы

1. Какие, на ваш взгляд, произведения, включённые в наш учебник, навсегда останутся любимыми для многих поколений читателей? Назовите их, вспомните о героях, событиях особенно полюбившихся произведений.

Навсегда любимыми останутся все народные сказки, произведения древнерусской литературы, рассказы, повести, стихотворения великих русских писателей. То есть все произведения, включённые в учебник.

Например, сказ П. Бажова «Медной горы хозяйка», герой которого Степан познакомился с волшебной Хозяйкой и потерял покой, посмотрев на подземный красоты.

Или повесть В. Короленко «В дурном обществе», герой которой Вася научился состраданию и милосердию, научился понимать несправедливость и бороться с нею.

2. Проверьте себя. Какое произведение так заканчивается?

«Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя» — Н. Гоголь «Заколдованное место».

«Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город. « — В. Короленко «В дурном обществе».

3. Назовите жанры литературных произведений, которые были включены в ваш учебник, приведите примеры (сказ, басня, стихотворение, рассказ и т.п.). Чем отличается сказ от сказки, рассказ от повести?

В этот учебник были включены:

Сказ отличается от сказки тем, что основан на легендах, в нём действуют обычные люди и указано конкретное место действия.

Рассказ отличается от повести тем, что повествует об одном событии из жизни героев. В повести показан отрезок жизни героев.

4. Приведите примеры перекрёстной, опоясывающей рифмовки из знакомых вам стихотворений.

Перекрёстная рифмовка АВАВ: «Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть». С. Есенин.

Опоясывающая рифмовка АВВА: «Как весел грохот летних бурь, Когда взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь». Ф. Тютчев.

5. В каких произведениях вам встречались сравнения, гиперболы, метафоры (приведите примеры)?

Сравнения, гиперболы, метафоры могут встретиться в любом художественном произведении.

Сравнения могут иметь место в стихотворении или в рассказе: «День стоит как бы хрустальный» Ф. Тютчев или «Снег пел под ногами, будто артель весёлых пилильщиков» К. Паустовский. Много сравнений в рассказе «Заячьи лапы»: «Облако пыли, мягкой как мука», «Гром потягивался, как заспанный силач», «Созвездия, холодные, как крупинки льда».

Также и метафоры: «Вотчина ночного соловья» Д. Кедрин или «Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше» В. Астафьев.

Гиперболы могут быть в стихотворениях или в сказках: «И прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной» Дон-Аминадо или «Разинула пасть от земли до неба — хочет Ивана с братьями проглотить» «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо».

6. Какой герой какого произведения кажется вам самым интересным?

Самым интересным героем мне показался Васютка из рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Этот мальчик заблудился в тайге, но не пал духом, а стал настойчиво искать дорогу домой. Он проявил мужество и стойкость, чуть ли не героизм, и это мне очень понравилось.

7. Прочитайте наизусть одно из стихотворений, выученных вами в течение года.

Мне очень понравилось стихотворение Сергея Есенина «Я родимый покинул дом».

8. Прочитайте высказывание Маршака о талантливом читателе. Как вы понимаете слова писателя?

Развёрнутый ответ на этот вопрос можно прочитать, перейдя по ссылке.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24