Гибель судов на реках

Крупнейшие катастрофы гражданского флота СССР и России

12 декабря 1939 года в районе японского острова Хоккайдо попал в шторм и затонул пароход «Индигирка», перевозивший свыше 1 тыс. заключенных из Магадана во Владивосток. Погибли 745 человек.

1 сентября 1948 года у берегов Крыма произошел пожар на теплоходе «Победа», следовавшем из Нью-Йорка в Одессу, с 323 пассажирами на борту. Огонь вспыхнул при перемотке киноленты на ручном станке. Погибли 2 члена экипажа и 40 пассажиров.

13 августа 1950 года в Риге у причала затонул пароход «Маяковский». Судно вернулось из рейса, и новые пассажиры стали подниматься на него, не дождавшись схода вернувшихся из круиза людей. Из-за перегруза пароход осел по иллюминаторы, стал раскачиваться и перевернулся. Погибли 147 человек.

5 июня 1983 года круизный теплоход «Александр Суворов», следуя по маршруту Ростов-на-Дону—Москва, на полном ходу зашел под низкий Ульяновский мост через Волгу. В это время по мосту следовал грузовой поезд в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. По разным данным, погибли от 176 до 600 человек.

31 августа 1986 года в 15 км от Новороссийска потерпел крушение пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», следовавший из Сочи в Одессу. Его правый борт протаранил сухогруз «Петр Васев», у которого отказала система автоматизированной прокладки курса. Погибли 423 из 1243 пассажиров.

2 января 1997 года у берегов Японии во время шторма потерпел крушение танкер «Находка». Погиб капитан судна, в море попало 16 тыс. тонн мазута. Владелец танкера компания Prisco Traffic оплатила экологический ущерб в $221,27 млн.

27 августа 2000 года на Воткинском водохранилище (Пермская область) пассажирский теплоход «Восход» врезался в баржу. 6 человек погибли, 17 получили ранения.

27 октября 2000 года в Беринговом море во время сильного шторма пропал буксир «Бодрый». Погибли 13 человек.

8 ноября 2000 года в Охотском море во время шторма затонуло рыболовное судно «Удача-1». Погибли все десять членов экипажа.

3 февраля 2003 года в Черном море у пролива Босфор попал в шторм и разломился пополам сухогруз «Стрелец». Из 14 членов экипажа погибли 7.

29 марта 2003 года у побережья Приморья затонуло рыболовное судно «Виктория», погибли шесть рыбаков.

2 ноября 2004 года в Японском море потерпели крушение два транспорта с российскими экипажами. В ходе двухнедельной спасательной операции из 15 членов экипажа сухогруза Arosa спасти удалось 7, из 27 членов команды лесовоза West спасатели нашли живыми 2 человек.

16 сентября 2005 года у причала порта Дудинка перевернулся грузопассажирский теплоход «Некрасов». Погибли 14 из 24 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Причиной стал перегруз.

23 октября 2006 года у южнокорейского побережья попал в сильный шторм и затонул лесовоз «Синегорье». Погибли семь членов экипажа.

11 ноября 2007 года в Черном и Азовском морях в районе Керченского пролива и Новороссийска во время шторма потерпели крушение сразу несколько морских судов — два танкера получили повреждения, четыре судна затонули, еще шесть сели на мель. В результате происшествия в воду попало около 2 тыс. тонн мазута. Из 11 членов экипажа одного из сухогрузов спаслись 3. Члены экипажей других судов не пострадали.

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в Татарстане затонул теплоход «Булгария», следовавший туристическим рейсом Казань—Болгар—Казань. На борту находился 201 человек. В условиях шторма судно накренилось и за несколько минут ушло на дно. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

27 января 2013 года российское судно «Шанс 101» было обнаружено перевернутым в акватории Японского моря. На спасательных плотах находились 15 человек из 30 членов экипажа (19 россиян и 11 индонезийцев). Еще 15 человек пропали без вести. Крушение траулера произошло из-за нарушения капитаном требований безопасности и отсутствия контроля судовладельца за его эксплуатацией.

Источник

Опасные воды Енисея: 13 катастроф на сибирской реке

За годы судоходства на великой сибирской реке более ста пароходов и теплоходов, барж и плавкранов утонули, были выброшены на берег или сгорели. Жертвами речной стихии становились как новые суда, так и уже отслужившие. Sibnet.ru составил список 13 наиболее нелепых и крупных катастроф на Енисее.

Самая громкая катастрофа современности произошла на Енисее в 16 сентября 2005 года. Теплоход «Николай Некрасов» с грузом овощей и фруктов затонул в 150 метрах от причала в Дудинке. Погибли 14 человек, в том числе капитан и старший помощник. Некоторые из погибших не смогли выбраться с судна из-за того, что все его внутренние помещения до отказа были заставлены ящиками с продуктами.

Читайте также:  Мы вышли на берег реки холодная

В тот злосчастный день дул штормовой ветер, а высота волн временами достигала трех и более метров в высоту. Кроме того, служебная комиссия по расследованию инцидента заявила, что у «Некрасова» был перегруз, через открытые иллюминаторы вода заливала его внутренние помещения. В результате при повороте теплоход дал крен и затонул.

«Некрасов» некогда участвовал в международных экспедициях, а на его борту побывал первый космонавт Юрий Гагарин.

«ТЕМЗА» НА ЕНИСЕЕ

На звание первой жертвы Енисея претендуют два судна: британская паровая яхта «Темза», первое паровое судно зашедшее в реку, и шхуна «Северное сияние» из Енисейска.

Известный английский мореплавотель Джозеф Виггинс несколько раз пытался пройти по Карскому морю, наконец, это ему удалось в 1876 году. В 1877 году пароход сел на мель в районе современной Игарки. «Темза» могла сняться с мели только сбросив графит, подаренный местным купцом Михаилом Сидоровым за открытие входа в Енисей, но и это не помогло, судно оказалось примерзшим днищем к грунту. Виггинс умудрился продать пароход енисейским пароходовладельцам и отправить команду сухим путем в Англию.

ЦИНГА НА «СЕВЕРНОМ СИЯНИИ»

В это же время погибло «Северное сияние», отправленное купцом Сидоровым в Санкт-Петербург с образцами местной древесины, коллекциями для столичных университетов, птицами и зверями для Петербургского зоологического сада. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг, команда состояла из штурмана Густава Нумелина, фельдшера Чеснокова, матросов Табурина и Короткова. Осенние штормы и морозы заставили шхуну встать на зимовку у Мало-Бреховских островов.

Местный чиновник из-за ссоры со шкипером запретил населению продавать на судно продукты. Экипаж поразила цинга, в живых остались только Шваненберг, покинувший свою команду до болезни, и Нумелин. Шхуна, поврежденная весенним ледоходом, была брошена.

Снижение уровня воды на Енисее привело к ЧП с теплоходом «Инспектор Стабров» (серия «Ярославец»). 1 июля 2013 года он лег на борт возле острова Отдыха в центре Красноярска. «Стабров» с 2007 года стоял на приколе и никто не ожидал кораблекрушения.

«Это практически уже списанное судно, уже четыре-пять лет «Стабров» не эксплуатируется. Вчера вечером снизился уровень воды в Енисее и теплоход лег на бок. Топлива и людей на его борту не было», — рассказал тогда представитель «Енисейрыбвода» (собственник судна) Петр Глушков.

«Ярославец» — название типа служебно-вспомогательных судов. Строились на Ярославском, Сосновском и Красноярском судостроительных заводах. Активно использовались на Енисее с пятидесятых годов прошлого века. Они активно использовались в рыбоохране, в качестве буксиров, судов-связи, на севере с их помощью работали почтовые партии. Это был устойчивый, хороший тип судов.

ГЭС В СУДЬБЕ «КРУПСКОЙ»

Проблемы с уровнем воды привели к гораздо большей трагедии 27 мая 1965 года. В этот день произошел несанкционированный сброс воды на Красноярской ГЭС. Вал воды пришёл в затон в Берёзовку. Ниже дамбы образовался мощный водоворот, который погнал вверх гружёные баржи, одна из них опрокинула и придавила пароход «Надежда Крупская». Погибли четыре человека.

ТРАГЕДИЯ КАРАВАНА «КЛИМ ВОРОШИЛОВ»

Самая массовая гибель судов произошла осенью 1942 года, когда из-за раннего ледостава в районе реки Сухой Тунгуски зазимовал караван из теплохода «Клим Ворошилов» и 21 деревянной баржи с продуктами и промтоварами для Норильска и Игарки.

Зимовка прошла более-менее успешно, но в мае баржи были смяты ледохом. Еще три судна сгорели и были выброшены на берег. Сам «Ворошилов» обломал рули, пробил корпус и сел на грунт. А утопленными продуктами еще долго кормились ссыльные обитатели этих мест.

ВЗРЫВ НА «ЧАО-ХОЛЕ»

Удивительно похожая трагедия постигла теплоходы «Чао-Холь» и «Артемовск». Это были суда-браться, построенные в Финляндии как несамоходные лихтеры. В Красноярске их переоборудовали в танкеры.

«Чао-Холь» капитана Варыгина взорвался возле Казачинского порога, одного из самых опасных мест для судоходства на Енисее, в 1963 году. Погибли старший механик Валуев и два моториста.

«Одним из них был Дима Буробин, курсант речного училища. Это была первая практика нашего курса. Буробин стоял на корме и его взрывной волной выбросило за борт. Его не осталось даже на фотографиях», — вспоминает речник Виктор Мармышев.

Читайте также:  Откуда берет свое начало река свияга

К трагедии привел взрыв паров бензина в кормовом коффердаме (узкий отсек для разделения помещений).

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В августе 1993 года возле Ермолаево взорвался собрат «Чаа-Холя» — «Артемовск».

«Произошёл взрыв в носовом коффердаме, да такой силы, что оторвало палубу на полубаке и завернуло её на нос судна вместе с брашпилем. Рулевой-моторист Дмитрий Геннадьевич Туркин 1974 года рождения, учащийся Лимендского речного училища, погиб – взрывной волной его выбросило за борт», — вспоминал президент красноярского «Клуба капитанов» Иван Булава.

УЖАС С «КАРАГАНДЫ»

Немало слухов и страхов вызвало происшествие на теплоходе «Караганда». В 1993 году он получил пробоину на Осиновских порогах и в трюмы судна попала вода.

Паники добавил груз теплохода — около тысячи тонн химических веществ. К счастью, утечки не произошло, локальной катастрофы тоже, а «Караганда» до сих пор ходит по Енисею.

КАНАТОМ ПО «ПЕТУХУ»

В 1970 году в районе Березовского затона теплоход «Джамбул» утопил одного из «петухов», так речники называли бывшие военные катера, переброшенные с западных морей на Енисей. На их палубах в Красноярске установили дополнительные надстройки, что придало им вид петушиного гребня.

«Один из «петухов» буксировал теплоход «Джамбул» и наскочил на грунт. На теплоходе этого не заметили и груженный «Джамбул» прошел мимо. Канат натянулся и опрокинул буксир на котором погиб капитан», – рассказал Мармышев.

Некогда на месте современного Коммунального моста в Красноярске стоял понтонный мост. Он был возведен в 1942 году. Мост был разводной, и два раза в сутки в районе судоходного фарватера его часть убиралась для прохода судов снизу и сверху.

В 1944 году на мост навалился пароход «Обь», где он и затонул.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС «АКАДЕМИКА КИРЕНСКОГО»

Пассажирский теплоход «Академик Киренский» с 200 пассажирами на борту потерпел кораблекрушение на Нижней Тунгуске 1 июня 1981 года.

«Капитаном был Коля Халевин, однокурсник, в свое время мы вместе лоцманили на Тунгуске. В ту навигацию были низкие уровни воды. Впереди шел теплоход «Профессор Близняк», затем, в нескольких километрах от него, «Киренский». На Онекском перекате он налетел на грунт», — рассказал Мармышев.

Судно шло полным ходом со скоростью 13-15 километров в час с невключенным эхолотом. При ударе судно получило две пробоины, чтобы не допустить затопления, Халевин принял решение поставить теплоход к берегу. По словам капитана и летописца енисейского флота Виктора Ледневского, это не помогло, крен увеличивался так как берег оказался с большим уклоном. Пассажиры были переправлены на «Близнюк».

«После той аварии теплоход находился в ужасном состоянии. Если его наружная архитектура еще как-то сохранилась, то внутренняя часть — жилые помещения, бытовые узлы, рестораны, музыкальные салоны — превратились в груду хлама и гнилья. Зловоньем и удушающим запахом, съестными припасами, которых еще много оставалось после затопления, теплоход привлек к себе крыс и разных насекомых, — они уже успели проникнуть на мертвое судно и устроиться на жилье. Ветер со свистом лез во все щели неживого теплохода и пел одну и ту же заунывную песню, напоминая о большой трагедии на «Угрюм-реке»», – писал Ледневский.

В 1982 теплоход порезали на металлолом. По словам Ледневского, Халевин до конца своей жизни считал себя виноватым в этой трагедии и унижений перенести не смог: однажды он лег на железнодорожные рельсы — под колеса идущего грузового состава.

Последняя катастрофа произошла на Енисее в ноябре 2015 года, когда сгорела гостиница «Виктория», расположенная на пришвартованном на Стрелке теплоходе «Композитор Калинников» в Красноярске. Огонь охватил обе палубы судна по всей его длине, от кормы до носа. Дымом от пожара заволокло весь центр Красноярска. Одна из версий пожара — поджог. Найдено тело женщины. При пожаре в Енисей попало несколько тонн ГСМ.

Судно было списано еще в 1997 году и продано коммерсантам, затем оно попало в залог к банку «Уралсиб». Банк продал его на аукционе в январе 2015 года, покупателем судна за 2,3 миллиона рублей стал бизнесмен Сергей Попов.

Подготовлено с использованием музейных и архивных данных.

Источник

Крушения пассажирских судов в России

17 августа на реке Иртыш в Омской области пассажирский теплоход «Полесье-8» столкнулся с грузовой баржей. По предварительным данным, теплоход получил пробоину. На борту находились 56 пассажиров, и четыре члена экипажа. В результате столкновения 35 человек пострадали, четыре человека погибли.

Читайте также:  Реки средне сибирской равнины

1 августа около 02.00 в Санкт-Петербурге напротив Летнего сада, в месте слияния Невы и Фонтанки столкнулись прогулочное судно и сухогруз типа «река-море» «Киларви». Теплоход получил пробоину и затонул. На его борту находились 15 человек — 13 пассажиров и два члена экипажа. Все они были спасены. По предварительным данным, в инциденте был виноват капитан прогулочного судна, выполнивший опасный маневр перед идущим по курсу сухогрузом.

20 сентября на озере Пясино в 80 км от Норильска, в 10 км от берега затонуло судно «Сильный» типа «Ярославец», когда направлялось на мыс Урванцева для транспортировки баржи. На борту находились два члена экипажа и десять пассажиров. Пятеро остались живы, судьба семерых, в том числе капитана, неизвестна.

18 августа в Рыбинском водохранилище у населенного пункта Лехково потерпел крушение теплоход «Сергей Киров», следовавший по маршруту Петербург-Ярославль-Москва, столкнувшись с перевозившей песок грузовой баржей «Василий Осипов», направлявшейся в поселок Переборы на окраине Рыбинска. В результате происшествия теплоход получил пробоину в области второго отсека правого борта. На его борту находились 91 член экипажа и 202 пассажира граждане США и Германии. Погибших и травмированных нет. Пассажиров потерпевшего аварию туристического судна доставили на берег теплоходами МЧС.

17 сентября скоростное судно на подводных крыльях «Метеор Кола Бельды», принадлежащее ОАО «Амурское пароходство», с примерно 80 пассажирами на борту село на прибрежную мель в 100 км от Комсомольска-на-Амуре. В результате происшествия пострадали четыре пассажира две женщины и два мужчины.

4 июля теплоход «ТГМ-306», принадлежащий государственному учреждению окружной государственной телевизионной радиовещательной компании (ГУ ОГТРК), следовавший из поселка Салемал в город Салехард по реке Обь, затонул возле поселка Горонокнязевск в Приуральском районе Ямала, в 20 ти км от Салехарда. На борту теплохода, кроме капитана и двух членов судового экипажа, находились шесть пассажиров работники «Ямал Регион». В результате инцидента погибли трое сотрудников окружной телерадиокомпании.

16 сентября при заходе в морской порт города Дудинка (Таймыр) затонул теплоход «Некрасов». Теплоход перевернулся в 150 метрах от берега на глубине восьми с половиной метров. Погибли 12 пассажиров и два члена экипажа, включая капитана судна. Трем членам экипажа и четырем пассажирам удалось спастись. Крушение произошло из-за перегруза при максимальной загрузке в 70 тонн, на борту «Некрасова» находилось не менее 101 тонны овощей и фруктов. Некоторые из погибших не смогли выбраться с судна из-за того, что все его внутренние помещения до отказа были заставлены ящиками с продуктами.

20 октября во время тайфуна в японском порту Фусики получил пробоину по левому борту российский пассажирский теплоход «Антонина Нежданова», с креном свыше 50 градусов осевший на дно возле причала. На борту теплохода находилось 44 пассажира и 68 членов экипажа. Все они вовремя эвакуированы на берег, пострадавших нет. Теплоход вышел из Владивостока 16 октября и 22 октября должен был вернуться обратно.

8 сентября в Москве на Москва-реке у Краснопресненского моста затонул теплоход «Москва-183», принадлежащий ОАО «Московский механический завод «Серп и молот». Теплоход получил пробоину и затонул на глубине шести метров. Четырем членам экипажа и десяти пассажирам удалось вовремя покинуть судно, пострадавших нет.

В СССР произошло несколько крупнейших катастроф c пассажирскими судами:

31 августа 1986 года в порту Новороссийска сухогруз «Петр Васев» протаранил теплоход «Адмирал Нахимов», в результате в борту «Нахимова» образовалась пробоина размером около 90 квадратных метров. Лайнер затонул через 7-8 минут. На борту круизного парохода в тот момент находились 1234 человека, спастись удалось 836.

5 июня 1983 года четырехпалубный теплоход «Александр Суворов», следовавший из Ростова-на-Дону в Москву, на полном ходу вошел в пролет моста в Ульяновске, непригодный для прохода больших судов, и задел конструкцию. У судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Из-за аварии пролетное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см, и, соответственно, сместился путь. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км в час весом 3,3 тыс. тонн в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. В вагонах находился груз: зерно, уголь, бревна, все это посыпалось на теплоход и в воду. По разным данным, в ту ночь погибло от 176 до 600 человек.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24