Гигантские античные корабли на дне озера неми

Тайна гигантских кораблей Калигулы: зачем Муссолини осушил священное озеро Неми

Археолог и популяризатор науки Тисия Вервир опубликовала в Twitter изображения 1930-х годов. На старых снимках запечатлен построенный римским императором Калигулой, найденный на дне озера Неми.

Два античных деревянных корабля, которые были скрыты под водой более девятнадцати столетий, извлекли со дна озера между 1928 и 1932 годами. Об этом сообщает портал rarehistoricalphotos.

Согласно воспоминаниям римского историка Севтония, большие баржи были построены из кедрового дерева, украшены драгоценностями и скульптурой, паруса были сшиты из пурпурного шелка, а полы выложены стеклянной мозаикой. Кроме того, на кораблях были оборудованы ванными комнатами из алебастра и бронзы.

Суда были оснащены технологиями, которые долгое время считались недавними изобретениями, включая отопление, водопровод и ванны. Два судна, которые в наше время назвали Prima Nave и Seconda Nave (Первый корабль и Второй корабль), имели размеры 70 м x 20 м и 73 м x 24 м соответственно.

Ученые до сих пор гадают, для чего Калигула построил два больших корабля на маленьком вулканическом озере. Его площадь составляет 1,67 км2, а максимальная глубина — 33 метра. Неми было местом религиозного культа и ассоциировалось с богиней Дианой, поэтому некоторые историки полагают, что один из своих кораблей как был построен как плавучий храм богине, а другой корабль, — как дворец для Калигулы.

Плоскодонные баржи «Неми» не были самоходными. Их прикрепляли к берегу цепями и мостиками, тянущимися через воду, чтобы люди могли перемещаться туда и обратно

О том, что в водах Неми скрываются два античных корабля, знали на протяжении веков, поэтому в разное время было предпринято несколько попыток извлечь древние суда, что в итоге приводило к разрушению обломков и разграблению артефактов.

Фашистское правительство Бенито Муссолини приняло решение извлечь корабли со дна озера. Для этого оно было осушено. Работы велись около пяти лет — с октября 1928 по октябрь 1932 года. Древний римский подземный туннель, который связывал озеро с фермами за пределами кратера, был соединен с плавучей насосной платформой. При помощи мощных насосов и машин для черпания воды рабочие опустили уровень озера и к 10 июня 1931 года подняли первый корабль, а второй был обнажен. Уровень воды упал более чем на 20 метров, а всего было удалено более 40 миллионов кубических метров воды.

Сами корабли были повреждены предыдущими попытками подъема. Суда попали в музей озера Неми, где сгорели дотла при пожаре во время Второй мировой войны в ночь на 31 мая 1944 года. Отреставрированный музей был открыт в 1953 году, а благодаря сохранившимся документам художники и архитекторы смогли реконструировать корабли. Реконструкция корпуса парусника в натуральную величину выставлена за пределами музея озера Неми.

Источник

Плавучие дворцы императора Калигулы

Одной из наиболее сенсационных археологических находок ХХ века стало обнаружение кораблей римского императора Калигулы на дне озера Неми в Италии. Корабли имели огромные размеры и были построены как роскошные плавучие дворцы. Благодаря современной технике их удалось извлечь из озёрного ила и внимательно изучить. Хотя сами корабли погибли во время Второй мировой войны, полученная информация даёт ключ к пониманию римского судостроения.

Озеро Неми и его сокровища

Озеро Неми находится в Альбанских горах в 30 км к юго-востоку от Рима. Его площадь составляет 1,67 км², максимальная глубина достигает 33 м. Оно образовано кратером старого вулкана, а его название происходит от латинского слова «роща». В древности этот район был связан с богиней Дианой: здесь располагался её храм, жрец которого мог занять должность, лишь убив своего предшественника голыми руками. Озеро тогда называлось Speculum Dianae, то есть «Зеркало Дианы». Стены кратера защищают его от ветра. Римские богачи любили отдыхать в этом месте из-за свежего воздуха и прохлады, смягчавшей летний зной. Когда-то здесь находилась вилла, принадлежавшая Юлию Цезарю, а сумасбродный император Калигула приказал построить на озере два огромных судна, которые использовались как плавучие дворцы. Когда развлечение ему наскучило, он распорядился их затопить.

Легенда о затонувших кораблях, якобы полных сокровищ, ходила среди местных рыбаков на протяжении столетий. В 1446 году ею заинтересовался кардинал Просперо Колонна, владевший окрестностями Неми. Заручившись поддержкой архитектора-гуманиста Леона Баттиста Альберти и помощью опытных генуэзских водолазов, он действительно обнаружил остатки огромного корабля, предположительно 71 м в длину и 21 м в ширину, лежавшего недалеко от берега на дне озера на глубине 18,3 м. Глубина оказалась слишком большой, чтобы можно было организовать спасательные работы. При помощи верёвок с крючьями, которые опускались на дно с плавучей платформы, рабочим удалось поднять наверх несколько досок обшивки. Изучив находки, Альберти выяснил, что дерево, из которого был построен корабль, снаружи было покрыто листами свинца, что уберегло его от разрушения на протяжении почти полутора тысяч лет.

Читайте также:  Крымское озеро известное целебными грязями

В 1535 году военный архитектор и инженер Франческо Де Марчи из Болоньи совершил несколько погружений к затонувшему судну, используя изобретённый им самим деревянный водолазный колокол со стеклянным иллюминатором. Он смог вполне точно определить размеры корпуса корабля и степень его сохранности. На поверхность были подняты несколько мраморных плит, ряд предметов из бронзы и свинца, а также большое количество деревянных балок и досок. Дальнейшие исследования не проводились. Найденные предметы со временем были утеряны, и их нынешняя судьба остаётся неизвестной.

Следующая попытка добраться до судна была предпринята спустя три столетия, в 1827 году. Аннезио Фускони спустился под воду при помощи снабжённого воздушным насосом водолазного колокола Галлея. Он извлёк из воды множество мелких предметов, которые впоследствии разошлись на сувениры. Чтобы поднять наверх сам корабль, Фускони построил огромную плавучую платформу. Работе помешала плохая погода, вдобавок быстро выяснилось, что заведённые под корпус тросы имели недостаточную прочность. Пока Фускони искал им замену, местные жители разобрали платформу на дрова. От продолжения проекта пришлось отказаться.

Первые исследования

В 1895 году торговец римскими древностями Элисео Борги заручился согласием семьи Орсини, владевшей окрестными землями, и при поддержке Министерства образования начал систематическое изучение дна озера. 18 ноября он обнаружил второе судно, хотя до этого считалось, что речь идёт лишь об одном корабле. Ещё одной удачей стала находка свинцовых труб, на которых хорошо читалось имя императора Калигулы, что позволило точно датировать корабль и увязать его с историческим контекстом. Борги поднял на поверхность множество ценных предметов, в том числе части бронзовых водопроводных труб, фрагменты мозаичных секций, бронзовые протомы (фигуры) хищников с продетыми в их пасти кольцами, фрагменты бронзовой балюстрады и т.д. Все находки были выставлены в музее Орсини, а впоследствии их приобрёл Национальный музей в Риме. Другие предметы были украдены и попали на чёрный рынок антиквариата.

Устаревшие методы охоты за сокровищами и просачивавшаяся в прессу информация о хищениях повлекли за собой вмешательство официальных инстанций. 15 ноября 1895 года Фелис Барнаби, генеральный директор Департамента древностей и изобразительного искусства, направил в Министерство образования отчёт, в котором требовал прекратить поиск сокровищ в водах Неми из-за угрозы разрушения ценнейшего памятника. Отчёт Барнаби возымел действие, и все работы были прекращены. Одновременно Министерство образования обратилось к ВМФ Италии с просьбой провести техническую экспертизу обоих судов и оценить перспективы их спасения. Между 1895 и 1896 годами морской инженер Витторио Малфатти произвёл топографическую съёмку дна озера и определил точное местоположение, размеры и состояние обоих кораблей. Он категорически отверг идею поднять корабли при помощи плавучей платформы и тросов, как предлагали его предшественники. Единственным способом сохранить корабли целыми, по его убеждению, было частичное понижение уровня озера. К сожалению, ни технических возможностей, ни финансов для реализации такого проекта на тот момент не имелось.

Подъём кораблей

Вновь к этой идее вернулись лишь 30 лет спустя. С приходом к власти фашистского правительства великое прошлое Древнего Рима становилось частью государственной идеологии. В 1926 году Муссолини решил устроить из спасения двух кораблей со дна озера гигантский пропагандистский спектакль. Была создана правительственная комиссия под руководством археолога и сенатора Коррадо Риччи, которая согласилась с выводами, ранее сделанными Малфатти, и рекомендовала понизить уровень озера на 22 м. Для этого требовалось откачать 40 млн кубометров воды. В 1927 году Муссолини одобрил проект и привлёк к его реализации все наличные силы армии, флота и промышленности. Была инициирована национальная кампания по сбору финансов. Общее руководство проектом осуществлял Гвидо Учелли, директор миланской компании по производству насосов и гидротурбин. Он восстановил подземный римский водовод, через который при наводнениях сбрасывался излишек воды из озера. Этот канал был соединён с плавучей насосной платформой.

Читайте также:  Как устроены подземные озера

20 октября 1928 года Муссолини в сопровождении нескольких министров лично запустил работу насосов, которые должны были выкачивать воду из озера. 2250 л воды в секунду проходили по четырём трубам и поступали в большой резервуар, располагавшийся у входа в римский канал. Этот канал имел длину 1653 м и градиент 12,63 м. По нему вода поступала в другой рукотворный канал, который соединялся с морем. В конце марта следующего года, когда уровень воды упал на 5,25 м по сравнению с первоначальным уровнем, на берегу ниже первой была построена вторая насосная станция. Попытки укрепить рельеф вокруг её платформы потерпели неудачу, и тогда военные инженеры предложили установить два больших насоса на плавучей платформе, которая соединялась с основной насосной станций на берегу армированными резиновыми шлангами. Этот план был реализован в середине мая 1929 года. Получившаяся конструкция оказалась настолько удачной, что с небольшими нововведениями сохранялась до конца операции.

Источник

Гигантские суда Калигулы на озере Неми

Римский император Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под прозвищем Калигула, был у руля империи всего четыре года — с марта 37-го по январь 41 года. Но история его запомнила как величайшего развратника и циника, готового сделать сенатором даже своего любимого коня.

Забавы императора

Он был мастером эпатажа — то переодевался в женскую одежду, то представал перед подданными в нарядах Нептуна или Венеры. Любил удивлять, устраивая пикники в ветвях платана или в банях, ел с чистого золота, обожал наблюдать за жестокими играми гладиаторов и травлей зверей, любил гонки на колесницах и театральные представления.

Но особой страстью безумного императора были чувственные наслаждения. За четыре года он был женат четыре раза, женщин имел без счета, а среди его пороков недоброжелатели указывали склонность к инцесту. Калигуле приписывали отношения с тремя его сёстрами и уличали в гомосексуальных связях.

Был у императора и ещё один порок: он был настоящим расточителем и обожал тратить деньги на покупку и содержание огромных, великолепных конюшен, пышные театральные представления и масштабные военные манёвры. При нем был заложен каменный маяк в Булони, который должен был стать равным или даже превзойти Фаросский маяк в Александрии. При Калигуле началось строительство моста через Рейн у города Майнц. Император восстановил античные храмы в Сиракузах, бани в Болонье, собирался отреставрировать дворец Поликрата на Самосе и прорыть канал через Коринфский перешеек.

Одним из его самых дорогостоящих проектов стали огромные корабли, спущенные на воду озера Неми — горного водоёма, находящегося в 30 километрах южнее Рима, в кальдере вулкана на высоте 325 метров. На берегу этого озера стоял дворец Калигулы.

Никакой военной или охранной функции эти суда не несли — это были настоящие сады античного разврата, а на одном из них предположительно мог находиться храм языческой богини Дианы Немийской.

Поговаривали, что на одном из кораблей росло сакральное дерево, с которого ни один смертный не имел права сорвать ни одной ветви. Но тому рабу, который всё же пробирался к дереву и срывал ветку, давалось право сойтись в поединке с главным жрецом богини Дианы — Царём леса. Победив его, раб убивал жреца и занимал его место. К сожалению, долго жрецы не жили, а тех, кто, по мнению Калигулы, задерживался на этом месте, император приказывал убить, нанимая для этого громил.

Про корабли Калигулы упоминает древнеримский писатель и биограф императора Гай Светоний Транквилл. Он описывает их как огромные суда «с десятью рядами весёл», которые сверкали отделкой из драгоценных камней. На кораблях были устроены галереи, салоны и бани в количестве достаточном для императора и его многочисленных гостей. Были на кораблях и сады, в которых росли различные фруктовые деревья, цветы и виноград.

Кроме гребных весёл на кораблях были паруса из пурпурного шёлка, а управлялись суда четырьмя рулевыми вёслами, каждое из которых было больше 11 метров длиной.

Светоний же упоминал, что Калигула частенько наведывался на корабли для разврата, пьянства и оргий с приятелями. Причём иногда действие заканчивалось пытками и даже убийствами женщин или рабов.

Археологи считают, что корабли были построены около 37 года и были потоплены специально или затонули сами вскоре после убийства Калигулы, произошедшего 24 января 41 года.

Что там, внизу?

Издревле жившие неподалёку от озера Неми люди знали, что на дне водоёма покоятся неведомые суда, размер которых поражал воображение. Бывало и так, что крестьяне специально забрасывали в воды озера сети, чтобы вытащить на берег то куски старого дерева, то металлические изделия из бронзы. Дерево невежественные люди часто сжигали в очагах, а бронзу продавали или переплавляли для собственных нужд.

Читайте также:  Наш отдых на онежском озере

Впервые останки судов были обследованы в 1444 году кардиналом Просперо Колонной, организовавшим экспедицию, которую возглавил известный учёный эпохи Возрождения Баггиста Альберти. Он заставил ныряльщиков осмотреть дно озера, нашёл один из кораблей и даже предпринял попытку поднять его.

Для этого Альберти устроил на озере плавучие платформы из бочек и попытался поднять корабль с помощью лебёдок и тросов. Но всё, что ему удалось — это вытащить на берег нос судна.

Повторно суда исследовали в 1535 году по инициативе итальянского военного инженера Франческо де Марки, автора трактата «О военной архитектуре».

Ведомый жаждой приключений инженер привёз на берега Неми подводный колокол и с помощью него обследовал дно водоёма. Он подтвердил, что на его дне лежат два огромных корабля. Но поднять их невозможно — они слишком велики.

В конце XIX века экспедицию к водам озера Неми организовывал посол Великобритании лорд Джон Сэвил. Спускаться под воду он не стал, а ограничился тем, что крючьями варварски посди-рал с кораблей крупные бронзовые украшения.

Водопровод и тёплые полы

Настоящих исследователей кораблям Калигулы пришлось ждать ещё 50 лет. Лишь в конце 1920-х годов, когда в Италии к власти пришёл Бенито Муссолини, было решено возобновить исследования и частично осушить озеро Неми.

Находки итальянцев буквально потрясли научный мир. Со дна водоёма было поднято два огромных корабля. Один из них был размерами 73 на 24 метра, а второй был немногим меньше — длина его составляла 70 метров, а ширина — 20 метров. Причём второй корабль был построен таким образом, что корма и нос были одинаковы: судно могло плыть в любую сторону.

Конструкция судов не предусматривала киля. Было очевидно, что их построили специально для озера. По сути, это были роскошные виллы на воде. Стены этих плавучих домов были украшены барельефами, крыши, крытые позолоченной медной черепицей, поддерживались мраморными колоннами, а пол украшен цветной мозаикой.

На каждом из кораблей был проведён водопровод, из бронзовых кранов текла холодная и горячая вода. Итальянцы уже тогда знали толк в сантехнике: элементы водопровода были функциональными и замысловатыми, с различным декором — головами диковинных животных, львов и волков. Была найдена и свинцовая труба, на которой было написано, что судно принадлежит Гаю Цезарю Августу Германику — таково было настоящее имя Калигулы.

Более того, на корабле были настоящие тёплые полы с водяным подогревом. Под палубой находилась система из глиняных труб, по которым шла горячая вода.

Археологи сумели найти и отреставрировать множество предметов. Среди них были бронзовые головы зверей с причальными кольцами, статуя сестры императора, голова Медузы-горгоны, талисманы в виде рук, которые крепились на античные суда, голова римской волчицы и даже насосы, которые откачивали воду из трюма.

Самой удивительной находкой археологи посчитали поднятые со дна озера вращающиеся платформы, которые двигались благодаря бронзовым шарам, катающимся по жёлобу, или благодаря коническим деревянным роликам. Возможно, они служили для театральных представлений, которые разыгрывались перед родовитыми гостями императора или же служили элементами декора. Например, на них могли устанавливать статуи.

Ещё не всё потеряно

Оба корабля были отреставрированы и помещены в Национальный римский музей. Увы, Вторую мировую войну они не пережили. Ночью с 31 мая на 1 июня 1944 года музей загорелся и был полностью уничтожен огнём. Причину пожара выяснить так и не смогли. Одни винили во всём вермахт, другие — американцев, которые якобы открыли огонь по музею из артиллерийских орудий, а третьи считали, что виной всему — беженцы. Так или иначе, но от кораблей Калигулы остался лишь дым да огромный деревянный якорь, оббитый металлическими полосами.

Казалось бы, удивительный артефакт навсегда утерян. Но нет, археологи уверены — на дне Неми лежит ещё один корабль Калигулы. Его предполагаемые размеры поражают воображение — примерно 122 метра в длину. В поисках памятника эпохи Древнего Рима принимают участие сотрудники агентства по охране окружающей среды Калабрии и водолазы-карабинеры из Рима.

Место затопления корабля уже известно. Осталось лишь поднять его останки на поверхность для детального изучения.

Журнал: Тайны 20-го века №52, декабрь 2020 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Майя Новик

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24