Главные особенности оопт заповедника
Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:
а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;
б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
(п. 12 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ)
(п. 14 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
Источник
Главные особенности оопт заповедника
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
С учетом особенностей задач, режима и статуса различаются следующие категории ООПТ (согласно 33-ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»):
— государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
— национальные парки;
— природные парки;
— государственные природные заказники;
— памятники природы;
— дендрологические парки и ботанические сады;
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (в т.ч. ландшафтов, геолого-минеральных ресурсов).
В задачи государственных заповедников входит:
— осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
— организация и проведение научных исследований;
— осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
— экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
— содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды
На территории государственных природных заповедников земли и акватории полностью изымаются из хозяйственного использования (то есть полностью запрещена добыча полезных ископаемых, стройка, охота, рыбалка, рубка леса, сбор трав, ягод и т.д.) с целью охраны природы и сохранения экосистемы местности или акватории в первозданном виде без вмешательства человека.
Как правило, на территории заповедников разрешен контролируемый экологический туризм строго по разработанным маршрутам, посещение должно быть согласовано с администрацией заповедника. Также при некоторых заповедниках организованы музеи природы.
Известно о создании природоохранных и заповедных территорий в мире еще в средневековые времена. Первый заповедник на территории России — Баргузинский заповедник, расположенный около Байкала, был основан в 1917 году на территории Бурятии. В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. Старейшими заповедниками, помимо Баргузинского, являются Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский (1924). Сейчас в России более 100 заповедников. Заповедники являются ООПТ федерального значения.
Биосферный заповедник (биосферный резерват) — особо охраняемая природная территория, создаваемая с целью сохранения природных экосистем и генофонда данного региона, изучения и мониторинга природной среды в нём и на примыкающих к нему территориях. Биосферные заповедники создаются во всем мире под эгидой ЮНЕСКО по программе «Человек и биосфера» с 1970-х годов. Именно биосферный мониторинг, является наиважнейшей задачей при создании таких заповедников. Последствия широкомасштабного антропогенного воздействия на природу и загрязнения окружающей среды приводят как появлению острых локальных экологических проблем в местах воздействия загрязняющего окружающего среду фактора, так и глобальных, воздействующих на значительную часть биосферу Земли (изменение климата, загрязнение вод мирового океана, загрязнение атмосферы, появление кислотных дождей). Станции комплексного фонового мониторинга, позволяют в непосредственно нетронутых человеком участках природных заповедников отследить глобальное изменение экологической обстановки в мире. Также программа «Человек и биосфера» ставит задачу улучшить взаимодействие человека с его природным окружением. Основными целями программы является определение экологических, социальных и экономических последствий от потери биоразнообразия, а также сокращение таких потерь. Все исследования выполняются на международном уровне.
Биосферные заповедники создают не только на базе природных заповедников, статус биосферного заповедника может быть присвоен национальному парку и иным ООПТ или их группам.
Для разных территорий биосферных заповедников устанавливается дифференциальный режим охраны. Биосферные заповедники имеют три взаимосвязанные зоны, которые направлены на выполнение трёх дополняющих и усиливающих друг друга функций:
— заповедная (основная), которая предназначена для сохранения и восстановления наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительности и животного мира;
— буферная, которая окружает заповедную зону или примыкает к ней, выделяется с целью предотвращения негативного воздействия на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях;
— переходная (или антропогенных ландшафтов) является частью заповедника и объединяет территории с земле-, лесо-, водопользованием, поселениями, рекреацией и другими видами хозяйственной деятельности.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Основные задачи национальных парков включают:
— сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
— сохранение историко-культурных объектов;
— экологическое просвещение населения;
— создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
-осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации;
— осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
— восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов
Таким образом, хотя национальные парки обеспечивают защиту природы, на их территории, в отличии от заповедников больше распространён и развит туризм (в специально отведенных местах), может быть разрешена в определенных масштабах хозяйственная деятельность.
Первый в мире национальный парк (в современном понятии этого термина) — Йеллоустоун (Yellowstone National Park) — был создан в США в 1872 году. Идея была в том, что природное достояние — долина гейзеров, водопады, скалистые ущелья и лес с обитающими здесь представителями животных Северной Америки — олени вапити, бизоны, медведи гризли и многие другие — все это величие и красота природы должны охраняться государством и быть всегда доступным народу Америки для посещения, как общенациональный парк. Вскоре идея получила развитие и национальные парки были созданы в различных странах.
Первый национальный парк СССР (не считая заповедников) — Лахемаа — был основан в 1971 году в Эстонской ССР. На территории современной России первыми были организованы в 1983 году национальные парки Лосиный остров (Подмосковье) и Сочинский. Сейчас в России более 50 национальных парков. Национальные парки являются ООПТ федерального значения.
Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение (и эстетическую ценность), и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Задача природных парков — создание условий для туризма и отдыха (в том числе массового, что отличает их от заповедников, но несколько схоже с национальными парками) и, в тоже время, сохранение природной среды. Организуются на региональном уровне.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
На территории заказника могут охраняться как все природные комплексы, так, в отличии от заповедника, и только некоторые виды (например отдельные виды растений и животных или для сохранения экосистем болот или озёр, геологических объектов и т.д.), также допускается, что объявленные заказником территории могут не изыматься у владельца.
В России около 60 заказников федерального значения и более 2 000 регионального значения.
Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы); уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, скалы, дюны); геологические обнажения, имеющие научную ценность; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; термальные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова). Памятником природы может быть и отдельно стоящее дерево (долгожитель с историко-мемориальным значением или причудливой формы), водопад, гейзер, исток реки, пещеры, грот и т.д.
Памятники природы охраняются законодательно и могут быть федерального или (большинство) регионального значения. Количество памятников природы в России исчисляется тысячами объектов.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Дендрологические парки и ботанические сады зачастую являются объектом притяжения туристов.
Некоторые ООПТ частично, полностью или группами входят в состав объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО природы или культуры, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
Другие виды охраняемых и особо охраняемых территорий (не включенные в 33-ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»), и подлежащих охране, согласно иным законодательным актам:
Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Лечебно-оздоровительные местности — это территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами. Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами, устанавливается санитарная охрана. С 2013 года данная охраняемая категория законодательно не входит в состав ООПТ.
Курорты могут быть регионального и федерального (Анапа, Сочи, Кавминводы и др.) уровня.
Территории традиционного природопользования — тип особо охраняемых территорий в Российской Федерации. Понятие территорий традиционного природопользования введено для защиты образа жизни и традиций коренных малочисленных народов России, проживающих на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке страны.
Водно-болотные угодья — районы болот, водоёмов, прибрежных морских акваторий — участки рельефа, имеющие под собой уровень грунтовых вод, находящийся вблизи или на поверхности земли, способный в течение достаточно длительного периода каждый год поддерживать жизнь водных растений. Значение водно-болотных угодий обширно: накапливают и хранят пресную воду; изымают из атмосферы и накапливают углерод и возвращают в атмосферу кислород; поддерживают уровень грунтовых вод и очищают воды; поддерживают биологическое разнообразие; служат местами обитания многих видов растений и животных, в том числе местом обитания водоплавающих птиц. Для охраны водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и населяющих их водоплавающих птиц в 1971 году была принята Рамсарская конвенция. В России (СССР) Рамсарская конвенция была принята в 1977 году, на данный момент в России имеется 35 территорий, объявленных водно-болотными угодьями международного значения. Помимо охраны согласно Рамсарской конвенции водно-болотные угодья зачастую входят в состав заповедников или заказников.
Источник