Икона путеводительница княжье озеро

Торопецкая икона Богородицы в Истринском районе

В церкви святого Александра Невского поселка Княжье Озеро Истринского района с 2009 года хранится одна из старейших почитаемых в России икон Божией Матери, которая имеет сразу четыре названия: Эфесская, Корсунская, Полоцкая, Торопецкая. Исследователи датируют ее написание XIV веком, а некоторые из них считают образ еще более древним.

Торопецкая икона Божией Матери исторически не связана с Подмосковьем, но по стечению обстоятельств последние годы хранится в одной из приходских церквей Истринского района. Изначально предполагалось, что древняя святыня проведет в Подмосковье один год, пока не будут созданы условия для ее хранения в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец Тверской области, однако временное пребывание образа по разным причинам затянулось на восемь лет. Не исключено, что святыня когда-нибудь вернется на свое историческое место в Торопец, но пока увидеть икону можно в церкви Александра Невского при поселке Княжье Озеро.

По церковному преданию эта икона Богородицы попала на Русь из греческого города Эфес благодаря княжне Евфросинии Полоцкой в XII веке. По пути из Византии икона более года пробыла в Корсуни – то есть в Крыму, откуда и взялось ее второе название. Когда святыня прибыла на Русь, княгиня поместила ее в Спасском монастыре в древнем Полоцке. Однако многие столетия образу суждено было провести в городе Торопец, по имени которого икона Богородицы получила свое основное название.

В 1796 году торопчане обратились с просьбой о финансировании церкви к императору Павлу Петровичу. В этом письме они упомянули и чудотворную икону Богородицы: «Соборная церковь наша была ознаменована и почтена бывшем в ней бракосочетанием великого прародителя вашего, благоверного князя Александра Невского с княжною Полоцкою Параскевою Брячиславною. Эта княжна принесла с собой из Полоцка помянутую чудотворную икону Божией Матери, принесенную святою княжною Евфросиниею из Эфеса. Сия икона с того самого времени здесь обретается и достолепно почитается».

Интересно, что жители Торопца хотели подчеркнуть мнимую родственную связь императора Павла с легендарным князем Александром Невским, чья свадьба действительно произошла в Торопце, несмотря на принадлежность одного к династии Рюриковичей, а другого к Романовым. Традиция символически роднить обе династии восходила еще ко временам царствования Алексея Михайловича, который по той же логике называл Иоанна Грозного своим «прародителем», хотя, очевидно, что прямой родственной связи у них не было.

В XVI веке икона избавила Торопец от нашествия отрядов царя Ивана Грозного. Жестокий правитель разгромил Новгород и наводил страх на окрестные города. Торопчане боялись, что царь приедет в город и увезет в Москву их любимую икону. Они решили прибегнуть к хитрости – художник написал копию образа, который священники потом поставили в соборе на видном месте и богато украсили. Подлинник, напротив, убрали за алтарь и сняли с него все украшения. Однако страх торопчан был напрасным, по милости Девы Марии Иван Грозный вернулся из Новгорода в Москву, минуя Торопец.

Похожая история случилась в 1812 году, когда французы стремительно наступали со стороны Смоленска. Местные жители носили икону вокруг развалин старой крепости и ставили ее на въездах в город. Узнав о приближении врага, люди решили покинуть город и взять икону с собой. Почти не имея надежды на спасение, они собрались у некоего «Студеного колодца» и молились о милости Божией Матери. В это время горожанам принесли неожиданную весть – армия Наполеона резко повернула обратно на Смоленск, и, таким образом, город был спасен.

Священник Владимир Щукин приводит текст из рукописного сборника XVIII века, в котором очень подробно описано чудо избавления города от нашествия литовцев в 1611 году. По-видимому, это чудо оставило наибольший след в памяти людей. Литовцы расположились станом у села Конищево примерно в 30 верстах от Торопца и восемь дней готовились к штурму. Летописец повествует: «страшно и ужасно начали бить в остроге из многих пищалей, самопалов и луков. Испустили на град пульки и стрелы, будто дождь сильный шел три часа… от грома их пищалей все дома содрогались». Неожиданно в безнадежной, как казалось, для русских битве произошел перелом: «в один час бессильные сильных одолели, малочисленные множество побило, но не городским войском такое множество побили, а ангельской помощью». Интересно, что у местных крестьян долго еще водилось суеверие кидать к холмику, где предположительно стояли станом поверженные литовцы в Конищево, немного овса. Считалось, что там погребен литовский богатырь и «подкармливать» его нужно, чтобы избежать беды.

Читайте также:  Казенное озеро чечня гостиница

Однако иконе не было суждено оставаться в Торопце постоянно. В 1930-е годы начался новый круг путешествий образа Богородицы по разным городам. В это время закрыли Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, где икона хранилась с XIII века, и святыня попала в местный музей. Из Торопецкого музея икону передали в Ленинград в Русский музей. Там в послевоенные годы была проведена неудачная реставрация, которая только ухудшила состояние древней иконы. Торопецкую Божию Матерь не стали размещать в основной экспозиции, а поместили в подвальные хранилища. Там образ пробыл вплоть до 2009 года, недоступный никому, кроме узкого круга сотрудников музея. Передача иконы из музея церкви вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни были рады восстановлению справедливости и тому, что святыня вновь станет доступной для верующих, а других смущал, по крайней мере, тот факт, что икона «вернулась» совсем не туда, откуда была в свое время изъята.

Инициатором передачи стал автогонщик, предприниматель и меценат Сергей Шмаков. Кстати, именно он выступил с известной инициативой подарить квартиру белорусскому спортивному чиновнику, который вопреки запрету, развернул российский флаг на церемонии открытия Параолимпийских игр в Бразилии. Этот предприниматель построил на свои средства храм Александра Невского в подмосковном поселке Княжье Озеро и оплатил покупку для Торопецкой иконы специальной камеры с особым микроклиматом. Этот дорогостоящий аппарат, по данным некоторых СМИ, не мог позволить себе и сам Русский музей. На данный момент музейщики, которые периодически навещают икону на месте ее временного пребывания в Истринском районе, фиксируют ее удовлетворительное состояние, но вопрос о ее дальнейшей судьбе открыт. Так или иначе, пока не принято решение о ее передаче в Корсунско-Богородицком собор в город Торопец или о возвращении обратно в музей, у верующих Москвы и Подмосковья есть уникальный шанс помолиться у этого чудотворного образа, который имеет столь древнюю историю.

Источник

Элита с Новой Риги захотела 800-летнюю икону — Патриарх не мог отказать

«Богоматерь Одигитрия» должна сделать коттеджи подмосковного поселка «Княжье озеро» еще престижнее. Даже если сама этого не переживет

В понедельник, 30 ноября, в элитный подмосковный поселок «Княжье озеро» отправляется группа специалистов Русского музея, чтобы проверить, насколько условия тамошней новой церкви годятся для того, чтобы перевезти в нее икону «Богоматерь Торопецкая Одигитрия» (XIII-XIV в.в.). Реставраторам и хранителям Русского музея не позавидуешь: они должны дать согласие на перевоз уникального произведения древнерусского искусства, которое перевозить нельзя.

Иконе около 800 лет — она пережила очень многое. После изъятия из Корсунско-Богородицкого собора в городе Торопец Тверской области ее передали сначала в местный музей, а потом — в Русский. Здесь ее приняли, как выражаются специалисты музея, «в руинированном состоянии».

— Она настолько уязвима, — говорят реставраторы, — что ее даже реставрировать нельзя — только укреплять. Это было очевидно еще тридцать лет назад, когда из соображений сохранности икона с ликом Богоматери попала на специальное хранение. Оттуда ее даже нельзя взять для экспозиции в музее.

Однако икону забирают на год для вновь построенного храма, к которому торопецкая Одигитрия никакого отношения не имеет. Сотрудники Русского музея ситуацию не комментируют, но обещают все рассказать, как только реставраторы и хранители вернутся из Подмосковья.

Читайте также:  Автобусные туры на озеро банное

Но с какой стати уникальное произведение древнерусского искусства должно покинуть комфортные залы Русского музея, в которых поддерживаются все нужные условия для хранения — влажность, температура? Дело в том, что месяц назад передать икону в коттеджный поселок Истринского района Подмосковья попросил сам Патриарх Кирилл. Он даже написал письмо министру культуры РФ Александру Авдееву, и тот дал письму ход.

Вскоре в Русский музей приехал представитель министерства и стал изучать вопрос на месте. Сейчас чиновники просят специалистов музея дать ответ: можно ли без ущерба для старинной иконы перевести ее в подмосковный поселок? Но в Русском музее сразу ответили: нельзя, поскольку при транспортировке икона просто погибнет. Однако чиновники настаивают…

Почему же столь ценный и столь же хрупкий экспонат должен покинуть пределы музея? Почему то, что не дозволено простолюдину, дозволено обитателям «Княжьего озера», где едва ли не каждый коттедж тянет на пять миллионов долларов?

Об это все стараются скромно умалчивать. Известно лишь, что построил поселок некий бизнесмен Сергей Шмаков. В принадлежащем ему поселке есть гостиница, банк, медцентр и даже собственный зоопарк. Видимо, теперь понадобилась старинная Одигитрия. И патриарх шлет властям письмо за письмом, с настоятельными требованиями означенную икону выдать.

Про Сергея Шмакова известно, что он не только директор строительной фирмы под названием «Сапсан», но и глава многодетной семьи — у него шестеро детей, он профессиональный автогонщик, пилот вертолета и даже бывший заместитель губернатора Чукотки. Занимается благотворительностью. В 2006-м году пожертвовал триста тысяч рублей на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора в Торопце.

Одигитрия должна быть в «Княжьем озере» уже 5 декабря. В этот день построенный храм во имя св. Александра Невского будет освящаться. А накануне, 4 декабря, православный мир отпразднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Так прихожане из «Княжьего озера» отметят праздник.

Ирина Шалина, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея в интервью «Радио Свобода» сказала:

— Храм только-только достроен: со стен недавно снята влажная штукатурка, и для содержания иконы это кошмар. Кроме того, с какой стати должен передаваться туда этот памятник искусства, даже если бы он был в идеальной сохранности? «Троицу» Андрея Рублева не отдали в Троице-Сергиеву лавру даже на три дня (в прошлом году ныне покойный патриарх Алексий II просил передать «Троицу» лавре на три дня церковного праздника. — РС). А здесь мы передаем не меньшую по ценности икону в частный коттеджный поселок. Пока нам ничего не удается, но мы боремся. В крайнем случае, если икону мы все-таки вынуждены будем отдать церкви, то перенести ее можно в храм Русского музея в Михайловском замке…

Ирина Шалина добавила, что на сотрудников музея сейчас оказывается давление, что послужило поводом для обращения к президенту страны.

— На нас оказывается давление со стороны нашего директора, а на директора оказывается давление со стороны министерства, видимо, с угрозами снятия, — предположила Ирина Шалина.

Между тем, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян также в интервью «Радио Свобода» заявил, что церковь фактом передачи иконы, возможно, хочет создать прецедент:

— Есть тенденция запускать «пробные камни»: удастся получить нечто, а затем создать из этого прецедент и руководствоваться им в удобных случаях? Господин Вигилянский (руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси) сказал, что церковь всегда рада возвращению иконы. Это означает желание получить иконы в свое распоряжение. По-человечески мне это понятно, по-христиански нет. Тем не менее, такие заявления можно было бы делать достойнее и аккуратнее, потому что сейчас представляется, что не имеет значения, где располагается храм, и кто в нем будет молиться… До тех пор, пока в руках сотрудников Русского музея остается легитимная процедура выдачи икон, они могут давлению противостоять. Пока никакая выдача икон за пределы музейного фонда не может произойти в обход реставрационного совета, который подтверждает возможность такой выдачи. Если реставрационный совет документально зафиксирует, что выдача невозможна, любая попытка изъять икону из музея будет противозаконной, — заключил Левон Нерсесян.

Читайте также:  Здравница на озере эльтон

Из Нового Завета:

«Истинно говорю вам: легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное».

Почему-то редко вспоминают российские нувориши эти слова Спасителя. Почему?

Из Открытого письма президенту РФ Дмитрию Медведеву в защиту иконы «Богоматерь Одигитрия»

«Глубокоуважаемый Господин Президент!

25 ноября 2009 г. в Государственный Русский музей поступило письмо из Министерства культуры Российской Федерации № 2251−05−23 за подписью директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева. В письме указано, что Департамент «считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год».

Прежде всего, мы не можем рассматривать данное письмо как юридическое основание для дальнейших действий музея. Любое решение о передаче древнего и уникального памятника из государственного хранения должно осуществляться на основании целого ряда регламентирующих документов, в первую очередь — решения расширенного реставрационного совета с участием ведущих специалистов страны.

Считаем своим долгом объяснить о какой иконе идет речь в письме Министерства культуры и в какую именно религиозную организацию Русскому музею предписано ее передать.

Икона «Богоматерь Одигитрия» является одним из древнейших памятников отечественного искусства, исчисляемых в мире единицами. Она стоит в ряду таких мировых шедевров христианского искусства, как иконы и фрески Джотто, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева.

«Богоматерь Одигитрия»» (инв. № ДРЖ-2093) ввиду аварийного состояния ее сохранности была передана в Государственный Русский музей в 1936 г. из Торопецкого краеведческого музея. В 1937 г. в реставрационной мастерской музея икона освобождена от поздних записей и слоев олифы и установлено, что она написана псковским мастером раннего XIV в.

Деревянная основа иконы имеет утраты, подвижные части и разновременные «чинки». Грунт иконы хрупкий, слабо связан с основой и подвержен хроническим вздутиям. Красочный слой и золото сильно потерты, имеют многочисленные утраты, выбоины и очень развитый кракелюр. Лики Христа и Богоматери при реставрации были вынуждены оставить под слоем записи и темной олифы ввиду отсутствия под ними первоначальных изображений. В силу ветхости и сложного состояния сохранности, деревянная основа и красочный слой иконы неоднократно укреплялись в реставрационных мастерских Русского музея. В настоящее время икона находится под постоянным наблюдением музейных специалистов: реставраторов, хранителей и климатологов. Малейшие изменения температурно-влажностного режима пагубно влияют на состояние красочного слоя, связующего и, особенно, золотого фона и ассиста, поэтому ее перемещения даже внутри музея ограничены…»

Письмо подписано сотрудниками отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея:

Н. В. Пивоварова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, хранитель

И. А. Шалина, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Т. Б. Вилинбахова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник

И. В. Сосновцева, старший научный сотрудник, хранитель

М. В. Федосеева, старший научный сотрудник, хранитель

Холдинг «Группа компаний Сапсан»: Основной вид деятельности — строительство коттеджных поселков. Компанией реализовано 15 загородных проектов. Работы по проектам ведутся по полному спектру, от проектирования, риелторской деятельности до управления загородными поселками. Наиболее крупные проекты: поселок «Снегири» (Волоколамское шоссе, 1997 год); поселок «Голубое» (Пятницкое шоссе, 1999 год); поселок «Зеленое подворье» (Пятницкое шоссе, 2001 год), «Княжье озеро» (Новорижское шоссе, срок реализации — 2009 год).

Коттеджный поселок «Княжье озеро» — расположен на Новорижском шоссе и является одним из самых крупномасштабных проектов на рынке загородной недвижимости Подмосковья. Сегодня цена самого «демократичного» коттеджа достигает 800 тысяч долларов США.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Современные школьники могут получать опыт и зарабатывать без отрыва от учебы, если государство немного поможет

Как России закрыть коридор, через который Запад продолжает накачивать «незалежную» военной техникой?

Катастрофа в экономике или на фронте — какая раньше покончит с «незалежной» к декабрю?

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24