Иордан: биография священной реки
Какие исторические и чудесные события Священного Писания произошли на Иордане
Иордан – одна из священных рек земли. Недлинная, неширокая, не судоходная, с очень холодной водой. В древности по берегам Иордана росли леса и водились дикие звери: пророки Иеремия и Захария упоминают львов, леопардов, кабанов.
Сегодня, правда, остались только лисы, шакалы и гиены, а из прекрасного – газели. Но по-прежнему много птиц, а в реке – рыбы.
В Библии об Иордане говорится уже в Бытии, и связано его первое упоминание с племянником Авраама Лотом: после того, как стада обоих умножились, Авраам и Лот решили разделиться, и Лот выбрал себе «окрестность Иорданскую», она «вся… орошалась водою, как сад Господень» (ср.: Быт 13. 10). А пророк Захария говорит об Иорданской долине как о «Радости Иордана».
Иисус Навин
Первое чудесное событие, происшедшее на Иордане, связано с вступлением израильского народа, шедшего из египетского плена, в обещанную ему Землю Обетованную.
Как говорится в Книге Иисуса Навина, преемника Моисея, Господь явился ему и повелел:«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым».
Когда священники, несшие Ковчег Завета, коснулись им вод Иордана, Иордан расступился и народ посуху перешел реку, как прежде море Суф, или Красное море. Это произошло у старейшего города Ханаанской земли Иерихона.
В Книге Иисуса Навина об этом чудесном переходе говорится так: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав 3. 16).
По повелению Иисуса Навина из Иордана были взяты 12 камней – от каждого колена народа Израилева.
Пророки Илия и Елисей
Останавливание вод Иордана с тех пор становится знаком Божьим: воды Иордана расступаются, когда Господь возвещает Свою волю.
Например, пророку Илии Бог сказал, что следующим за ним будет Елисей, сын богатого человека. Илья взял Елисея в ученики – тот ушел с ним, не допахав поле и не попрощавшись с родными, как и многие ученики Христа. В знак передачи Елисею пророческого дара Илья милотью (плащом) рассек и остановил воды Иордана.
Елисей, став пророком после Илии, хотел, чтобы его пророческий дар был еще сильнее. Когда Илия, по преданию, вознесся на небо (есть мнение, что не на небо, но в некую сокровенную область, где пророк будет сокрыт до времени), Елисей взял милоть Илии, ударил ей по воде Иордана, и вода расступилась перед ним. Тогда все, видевшие это, засвидетельствовали, что дух чудотворений и пророчеств – с Елисеем.
Поток пророка Елисея. Фото: о. Игорь Пчелинцев
И история не раз это подтверждала. Один сирийский военачальник Нееман, страдавший от проказы (проказой тогда называли самые разные неизлечимые инфекционные кожные болезни), попросил пророка Елисея о помощи. Елисей повелел Нееману семь раз омыться в водах Иордана.
Нееман разозлился: зачем ему омываться в Иордане, если в Сирии своих рек полно. Но добрые люди вразумили на примерах, что, споря с пророками, можно доспориться и до беды. Нееман оставил пререкания, омылся в Иордане и исцелился.
Крещение Иоанна Предтечи: ничего подобного Израиль прежде не знал
В Новом Завете сначала Иордан – место проповеди Иоанна Предтечи о покаянии, крещения идущих к нему в «воде покаяния» и приготовление народа к встрече с Мессией Христом.
Точное место проповеди и крещения Иоанном Предтечей – вопрос не проясненный. Евангелист Иоанн указывает на Вифавару как на место проповеди Иоанна Предтечи (в ранних рукописях Вифания), а позже сообщает, что Иоанн крестил и в Еноне близ Салима, потому что «там было много воды».
Вода считалась символом очищения и дарования жизни на всем Востоке.
Омовения в воде полным погружением были частью ритуального очищения со времен закона Моисея и совершались перед приношением жертвы.
До Иоанна Крестителя омовения (исключения были среди ессеев) не имели связи с понятиями грехов совести и спасения.
«Некоторые говорят, что Креститель всякого крещаемого, погрузив его по шею в воду, удерживал, пока тот исповедовал свои грехи, и только после исповеди он выходил из воды», – писал об особенностях крещения Иоанна один из отцов.
До Иоанна Предтечи при омовении никогда не было посредника: человек омывался сам. Никто из немалого числа пророков того времени не совершал ничего подобного.
Кроме того, Иоанн Предтеча не посылал омывшихся в Иерусалим для освидетельствования у священников и принесения жертв – как было заповедано Моисеем. Некоторые ученые-библеисты считают – потому, что сам Закон и его обряды народом уже практически не исполнялись, вся культовая система приходила в упадок.
Иордан зимой. Фото: о. Игорь Пчелинцев
Чтобы войти в приблизившееся Царство Божие, надо было отказаться от своей мнимой праведности. Крещение Иоаново было подготовкой вхождения в новую Землю обетованную – отношения со Христом: «Идет за мной некто, Кто будет крестить Духом Святым и Огнем». Возможно, одним из оснований «Иоаннова крещения» послужили пророческие слова пророка Исаии:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
О крещении Мессии фарисеев не предупредили
То, что безгрешный Мессия должен принять крещение от одного из пророков, не соответствовало ни одному из ветхозаветных пророчеств.
Крещение Мессии совершенно не укладывалось в иудейскую эсхатологию, где Мессия был царь, который мог творить чудеса, приказывать, призывать, но уж точно не нуждаться ни в каком дополнительном омовении.
Разве Мессия – человек, чтобы ему омываться? Мысль же о Богочеловеке Христе, пришедшем во плоти, для ученых иудеев представлялась невозможной.
Христос в Евангелии говорит о том, что иудеи и фарисеи (сведущие в Законе) не поверили Иоанну Крестителю и не крестились у него. А мытари и блудницы, то есть те, кто признавал свою греховность, поверили и крестились.
И здесь главным оказывается вопрос веры и свободы: ученый Нафанаил, знавший пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме, возразил Филиппу, который сказал ему о том, что он нашел Мессию – Иисуса, сына Иосифа из Назарета: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Но по слову Филиппа пошел, посмотрел и убедился, что Христос «Сын Божий. Царь Израилев!».
«Мост дочерей Иакова» через реку Иордан. Территория вокруг моста известна с древности. Переправа в этом месте, называемая «брод Иакова», служила частью древнейшего местного маршрута Via Maris. Фото: о. Игорь Пчелинцев
Событие Крещения Господня – событие новозаветной истории. Господь говорит Иоанну Крестителю о смысле Своего крещения: чтобы «исполнить всякую правду». Под «правдой» можно понимать верность Бога обещаниям, данным еще Аврааму.
Крещение Христа – не только факт Его личной биографии, а исполнение замысла о спасении всего человечества, которое возможно только с приходом Мессии.
Разделяется Иордан, и человек делает свой выбор
Разделение вод Иордана при Крещении Господнем, по мнению отцов, склонных аллегорически толковать чудесное событие, говорит о даровании человеку выбора: поверившие Христу и пошедшие за Ним освобождаются от власти греха и смерти, не поверившие остаются «в мире сем», лежащем во власти греха.
У Исидора Севильского это разделение указывает на различия между уже принявшими крещение христианами: одни из них принимают благодать, другие вновь возвращаются ко греху.
Автор приписываемого свт. Иоанну Златоусту сочинения «О реке Иордане» пишет, что, поскольку Иордан течет не в живое, а в Мертвое море, он является образом преходящей жизни.
Львы иорданские
В одном апокрифическом Евангелии есть такая история:
В гроте, недалеко от брода через Иордан, жила львица со львятами. Из страха перед ней никто не мог пройти по этой дороге. Когда Христос пришел к Иордану, львы поклонились Ему, и Он вместе с ними перешел через Иордан, воды которого расступились.
Блаженный Иоанн Мосх рассказывал, что в V веке в монастыре недалеко от Иордана жил монах Герасим (св. Герасим Иорданский, память 17 марта), у которого был верный ему лев по имени Иордан. Он не смог пережить смерть Герасима и умер на могиле монаха.
Так достигшие Земли Обетованной, в Иорданской долине – саду Господнем люди переставали враждовать со зверями, а звери, как Адаму, служили им и любили их.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник
Иордан
Иордан (течение, ниспадение) ( Быт. XIII, 10 , Нав. I, 2 , Мф. III, 5 , Мк I, 5, 9 , Лк. III, 3 , Ин. I, 28 и др.) – эта священная для всех христиан библейская знаменитая река, протекающая вдоль всей Палестины и разделяющая ее на две половины, в первый раз упоминается в кн. Бытия ( Быт.XIII, 10 ).
Начало Иордана относят к различным потокам – текущим с г. Ермон и Антиливана, но есть два или три особенных потока, которым обыкновенно приписывают образование Иордана. Один из них течет в Тель-Эль-Кади на з. от Баниаса. Воды большего источника, находящегося на западном конце означенной местности, выходят из берегов и образуют сначала маленькое озеро, а затем, выливаясь из оного, составляют быстро текущую реку по направлению к ю. По замечанию Д. Портера, это несомненно самый большой источник в Сирии и один из обширнейших в Азии. Близ него находится меньший источник, на коротком протяжении соединяющийся с вышеозначенным. Этот источник, находящийся в 4 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади, также доставляет значительную массу воды. Третий источник находится близ Хасбеи, в 12 англ. милях к с. от Тель-Эль-Кади (холм Судей). В той же самой местности, несколько далее к с. и з., существует еще несколько и других источников. Потому-то в действительности р. Иордан берет свое начало не из двух только источников, как полагают многие, а из нескольких, которые, соединяясь один с другим в нескольких милях выше озера Мерома, дают начало самому Иордану.
Пройдя около двух миль и приняв в себя соседние истоки, Иордан впадает в небольшое болотистое и мутное озеро Маррон, или Самохонитское (ныне Эль-Гуле), и воды его, доселе чистые и прозрачные, делаются мутными. За этим озером Иордан течет по узкому каменистому руслу, и воды его снова очищаются, усиливаются многими притоками и составляют самую реку глубиной в 2 локтя и длиной в 3 мили. В 3–4 часах пути, ниже озера Маррон, через Иордан, как увидим ниже, построен мост из базальтовых камней с арками. В этом месте, по верованию туземцев, патриарх Иаков переправился через реку, возвращаясь из Месопотамии.
Через три мили затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из него и имея уже в ширину от 12 до 13 миль, он течет с постоянно усиливающейся быстротой в некотором отдалении от гор. Вследствие чего по берегам образуется прекрасная равнина (см. Иорданская долина), понижающаяся к самой реке; наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.
Впрочем, вследствие больших затруднений, сопряженных с переходом через Иордан, исследования течения этой реки не отличаются особенной точностью и подробностями. В некоторых местах она течет очень быстро, в других же нередко встречаются мелководье и броды; к тому же она совсем несудоходна для путешественников, и потому не представляется возможности проплыть безостановочно всю реку вдоль берегов ее.
Самое подробное исследование касательно течения Иордана принадлежит перу лейтенанта Линча, сделанное им в 1848 г.
Над рекой к ю. от озера Гуле построен мост, называемый арабами: мост дочерей Иакова (Дшизр-бени, Якуб или Бенат), но, как кажется, он позднейшего происхождения, по крайней мере в настоящем своем виде. Мост находится на большой дороге между Галилейским морем и Дамаском. Ниже Иордан перекрещивается несколькими бродами и переправами. Несколько к ю. от Тивериадского озера видится другой полуразрушенный мост, называемый Джизр-Меджамия, и очевидно, что в самом начале он был первоначально построен сарацинами или даже во времена римлян. Ниже оного в различных местах находится несколько переправ или бродов, из которых главным считается Сокхофский, еще ниже в нескольких милях, где впадает в Иордан поток Зерка или Иаввок, находятся следы еще третьего моста. Последние нижние броды находятся несколько к с. от Мертвого моря.
Указания на р. Иордан в Свящ. Писании очень часты. Эта река была известна Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею ( Быт. XIII:10, XXXII:10 ; Чис. XIII, 29 ). Она упоминается в кн. Иова ( Иов.XL, 18 ). Иордан был чудесно перейден Иисусом Навином и евреями ( Нав. III, 4 ), и затем название реки Иордан, или просто реки, неоднократно встречается в последующей библейской истории, как, напр., во времена Судей. Аод, Гедеон, Иеффай одерживали свои победы при Иордане над врагами Израиля – моавитянами, мадианитянами и другими. Воды Иордана некогда чудесно разделились, и через него, как по суху, прошли пр. Илия и Елисей; омывшись в водах иорданских, исцелился от проказы Нееман сириянин ( 4Цар. II:8, 14, V:14 ). Но что всего важнее и священнее для всего христианского мира – это то, что в Иордане, близ Вифавары, принял рабское крещение от руки Иоанна Крестителя Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.
На Иордане же в земле Иудейской крестил Господь и Его ученики ( Ин. III, 22 ). Иоанн же также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились (ст. 23).
Так много великого, священного и достопримечательного представляет река Иордан для всякого христианина, и сама по себе и по важным событиям, происходившим на оной. Сколько священных воспоминаний от времен патр. Авраама и до времен самого Господа нашего Иисуса Христа возбуждает она в каждой душе христианской! Сколько и в последующие времена доставлял Иордан, как доставляет даже доселе, и облагорожения духа, и сердечного успокоения, и нравственного настроения каждому благочестивому поклоннику святых мест своим известным течением, чистыми струями своих вод, своими густыми и тенистыми береговыми кустарниками и цветущими растениями, безмолвием окружающей оный дикой пустыни и самим видом с оного возвышающихся голых восточных гор Аравийских!
Широта Иордана в различные времена года бывает неодинакова. Самая большая широта оного доходит до 3–4 верст, а самая меньшая равняется, выражаясь библейски, вержению камени. Глубина летом бывает от семи до восьми футов, а зимой от частых дождей р. Иордан нередко выступает из своих берегов. Вода Иорданская имеет вкус приятный; летом она прозрачна, но осенью, зимой и весной делается мутной, по причине наносимой в оную быстрым течением глинистой земли. Температура воды по различию времени года также различна, именно от 10 и до 20 градусов по Реомюру. В январе она имеет около 10 град. Некоторые находят такую температуру воды слишком холодной, чтобы можно было в это время погружаться в нее, но доселе еще тысячи пилигримов и богомольцев купаются здесь в праздник Крещения Господня или накануне оного, и притом без всякого вреда для своего здоровья.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Источник