Испытания на озере лобнор

Кочующее озеро Лобнор и его загадка

На нашей планете существует немало загадок, которые мечтают разгадать ученые. История о кочующем с места на место озере долгое время казалась сказочной выдумкой, однако такие водоемы существуют на самом деле.

История изучения озера

В конце XIX века известнейший путешественник Н. М. Пржевальский отправился в новую экспедицию в Среднюю Азию. Первое его путешествие в Уссурийский край стало увлекательным приключением, закалившим молодого исследователя. Экспедиции в Центральную Азию были невероятно сложны, но ученый стойко выдержал все испытания и вел записи под палящим солнцем и в обжигающих песках пустыни.

Новая экспедиция отправилась туда, где находится озеро Лобнор. Сегодня оно отмечено на карте на юго-восточной части Таримской (Кашгарской) равнины, расположенной в Китае.

Сложности экспедиции

Озеро, о котором в то время мало кто знал, было изображено на старинных картах древними географами еще в VII веке, а новые сведения о нем отсутствовали. Это путешествие сопровождалось подозрительным отношением китайского правительства к русской экспедиции. С большим трудом Пржевальский получил документы для нового исследования, но власти все время следили за его действиями и даже мешали ему.

Обмелевшая река

Достигнув реки Тарим, которая разливалась в огромное, но неглубокое озеро, путешественники остановились. Местные жители дали ему название Кара-Буран, что в переводе означало «Черная буря». Частенько при сильнейших ветрах оно выходило из своих берегов, затопляя все вокруг.

На востоке река мельчала, пока совсем не пропадала из виду. Путешественник так описывал свои наблюдения: «Выходя из Кара-Бурана, Тарим уменьшается в размерах, так как на него давит пустыня, находящаяся по соседству. Она поглощает всю влагу своим обжигающим дыханием.

Река умирает, но перед смертью из последних сил она разливается маленьким озером, на поверку оказавшимся болотом, которое издавна носит название Лобнор».

Найденное озеро

Цель путешествия была достигнута: озеро, о котором упоминали китайские географы, протянулось на 100 километров. Пржевальский попытался пересечь его в длину, но не смог этого сделать из-за густого тростника, покрывающего почти всю водную гладь.

Коренное население рассказало, что еще 30 лет назад озеро Лобнор отличалось глубиной и отсутствием зарослей. Но с каждым годом оно порастало тростником, а вода, которой некуда было деваться, выходила из берегов.

Ценный материал для науки

Тщательно изучивший все окрестности ученый собрал огромный материал, представляющий научную ценность. В отчете исследователь указал, что в самом озере вода пресная, а возле берегов имеет соленый вкус, так как она растворяет соли почвы. Он составил подробную карту, на которую нанес местоположение озера Лобнор и реки Тарим.

Материал стал настоящей сенсацией в ученом мире и был переведен на разные языки. Описание удивительного водоема запало в души другим исследователям, в том числе немецкому знатоку Китая – Рихтгофену.

Разногласия ученых

Он выступил с предположением о том, что все-таки русский путешественник ошибся, описывая озеро Лобнор. Главной причиной его сомнений стали старинные карты, на которых водоем был отмечен в другом месте, гораздо дальше от того, где его нашел ученый. Немца смущало и заявление Пржевальского о пресной воде, ведь ранее считалось, что она должна быть соленой.

Русский ученый указал на ошибки в китайских географических картах, отметив их несовершенность.

Долгое время шли горячие споры о том, кто же все-таки оказался прав. Несколько иностранных экспедиций было собрано по следам путешествия Пржевальского, чтобы установить победителя. Русский исследователь вместе со своими помощниками отправился в новый путь к озеру, которое не давало покоя.

Загадка озера Лобнор

Преемник ученого Козлов оказался тем самым человеком, который поставил точку, разрешив все споры. Рассматривая сделанную Пржевальским карту, он обратил внимание на высохшее русло реки на востоке, которую местные жители называли песчаной, и пришел к выводу, что ранее карта окрестностей Лобнора была совсем иной.

Тарим, лишенный источника воды, который когда-то давал ему жизнь, пришел в упадок, что сказалось на озере Лобнор, исчезающего на глазах. Удивительно, но с его пересыханием возрождался другой водоем, который находился именно там, где его изобразили китайские ученые. Получается, что в споре не было проигравших, каждый из исследователей был прав по-своему.

Сместившееся на 30 километров озеро Лобнор оказалось очень редким природным явлением, кочующим из одного места в другое и подчиняющимся менявшей русло реке.

Исследования продолжаются

В 2014 году началось масштабное изучение китайскими исследователями пропавшего озера, которое повторяет судьбу Аральского моря. В районе Лобнора были обнаружены остатки древней цивилизации. Считается, что Великий Шелковый путь проходил по его берегам.

Кочующее озеро Лобнор вызывает пристальный интерес не только китайских специалистов, но и ученых всего мира, пытающихся разгадать тайны исчезновения царства Лоулань, находившегося рядом с водоемом и превратившегося в развалины. И будем надеяться, что новые исследования прольют свет на многие загадки цивилизации.

Источник

Секретный объект: Китай модернизирует аэродром на полигоне Лобнор

С целью реализации различных проектов военного и научного характера Китай строит разнообразные новые объекты. Так, несколько лет назад на полигоне Лобнор появился новый аэродром. Строительные работы на этой площадке продолжаются до сих пор, и в ближайшем будущем их результатом может стать появление полноценной авиабазы со всеми необходимыми объектами. При этом в официальных сообщениях от государственных структур КНР аэродром никак не упоминается, а его задачи не сообщаются.

Читайте также:  Озеро байкал когда то было частью океана

На старом полигоне

В 1964 г. Китай провел свои первые ядерные испытания. Полигоном для них стало дно высохшего озера Лобнор в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, и эта площадка активно использовалась в течение трех десятилетий. До 1996 г. включительно НОАК провела порядка 45 атмосферных, наземных и подземных подрывов. После прекращения ядерных испытаний полигон Лобнор не простаивал и использовался в мероприятиях иного рода.

В 2016 г. иностранные СМИ сообщили о новом строительстве на бывшем ядерном полигоне. На свежих спутниковых снимках местности было видно, что в сотне километров к северо-западу от высохшего озера появился новый аэродром с тремя взлетно-посадочными полосами, грунтовыми и бетонными. Также на нем возвели ограниченное количество различных построек неустановленного назначения. Когда и для чего был построен этот аэродром, неизвестно, хотя высказывались различные предположения.

Возможное предназначение аэродрома стало известно в прошлом году. В сентябре 2020 г. Китай осуществил запуск своего первого многоразового космического корабля. Полет продолжался всего пару дней, после чего корабль вернулся на землю и совершил посадку на аэродроме Лобнор. Вскоре после приземления его сфотографировал один из иностранных спутников. Эти снимки привлекли большое внимание специалистов и общественности.

Несколько дней назад, 1 июля американское информагентство NPR опубликовало новые снимки полигона Лобнор, предоставленные компанией Maxar. На фотографиях, датированных 28 июня, видно, что строительство на аэродроме продолжается. Рядом с основной ВПП появилось несколько новых дорог и площадок, на которых построены или строятся разные здания.

Любопытно, что официальный Пекин никак не комментирует новости последних лет. В свете китайского подхода к оглашению новостей это не удивительно. При этом отсутствие официальной информации провоцирует появление различных версий – и некоторые из них могут быть правдоподобными.

Новый аэродром

Аэродром полигона Лобнор находится к северо-западу от одноименного озера и севернее Тамирской равнины. Его можно найти по координатам 40°46’48.0″N 89°16’12.0″E. На значительной площади расположены три взлетно-посадочные полосы в виде равностороннего треугольника. Две из них, западная и северная, выполнены грунтовыми. Южная имеет бетонное покрытие и, вероятно, является основной.

Бетонная ВПП имеет длину порядка 5 км. На ее торцах имеется маркировка «05» (западный) и «23» (восточный). К северо-востоку от основной полосы отходит грунтовая длиной более 2,6 км. От центра бетонной полосы, на юго-восток, проложена рулежная дорожка, ведущая к единственной стоянке с ангаром. Рядом с ВПП проложены многочисленные грунтовые дороги для транспортного сообщения.

На спутниковых снимках, доступных сейчас в сервисе Google Maps, видно состояние инфраструктуры аэродрома в недавнем прошлом. Так, на небольшом удалении от западного торца бетонной ВПП имеются две огороженные площадки с несколькими зданиями. Судя по размеру и планировке, это жилые дома и другие объекты для размещения гарнизона. Две группы небольших сооружений, в т.ч. замаскированных имеются рядом с обоими торцами ВПП.

Несколько зданий находилось возле боковой рулежной дорожки. На площадке, к которой она ведет, расположен единственный на авиабазе ангар. На удалении от дорожки можно наблюдать еще одно скопление зданий. От грунтового продолжения основной полосы отходит еще одна дорога, по которой можно добраться до стационарной радиолокационной станции с характерным сферическим кожухом на крыше.

Практически по всей территории аэродрома разбросаны различные капониры, подготовленные позиции для обороны и т.д. Особо стоит отметить несколько участков характерного вида – там находятся цистерны или некая техника под маскировочными сетями.

В процессе развития

На свежих фото от Maxar все перечисленные объекты остаются на своих местах, конфигурация взлетно-посадочных полос не меняется. При этом рядом со старыми сооружениями появляются новые. Так, к югу от стоянки с ангаром видно несколько новых зданий, ряд строящихся объектов и многочисленная техника. Похоже, что часть новых зданий будет находиться на огороженных площадках.

Назначение новых построек пока определить невозможно. Судя по размерам и расположению, это могут быть административные или иные здания. Одно из сооружений может стать основой для еще одной РЛС того или иного назначения. Также следует отметить, что новые стройплощадки и стоянка возле ВПП не соединяются дорогами с твердым покрытием – возможно, только на данный момент.

По результатам текущих работ аэродром полигона Лобнор может получить ряд новых возможностей по приему, обслуживанию и эксплуатации летательных аппаратов разных классов. Все это указывает на то, что аэродром планируется использовать в неких проектах, возможно, высокой важности. Однако не стоит надеяться, что официальные структуры скоро огласят информацию такого рода – если вообще когда-либо ее раскроют.

Возможные задачи

Озеро Лобнор и одноименный полигон находятся в удаленной и безлюдной местности, что делает их идеальным местом для проведения различных секретных мероприятий. Следить за активностью в этом районе можно только с использованием средств спутниковой разведки, которая имеет объективные ограничения и не всегда позволяет собирать всю желаемую информацию.

Причины появления нового аэродрома на Лобноре очевидны. Китай собирается проводить на нем некие работы и мероприятия, а наблюдаемое сейчас развитие инфраструктуры направлено на получение новых возможностей. В то же время, цели и задачи такого строительства остаются неизвестными – но уже высказываются различные предположения.

Прежде всего, в контексте аэродрома следует вспомнить прошлогодние новости о первом китайском многоразовом космическим корабле. Запуск этого изделия состоялся на космодроме Цзюцюань, а место посадки официально не сообщалось. При этом иностранные спутники заметили корабль в день посадки именно на аэродроме Лобнор. На тот момент он имел ограниченную инфраструктуру, текущее строительство еще не начиналось. Однако база уже могла принимать аэрокосмическую технику.

Читайте также:  Базы отдыха гринта челябинской области на озерах калды

Таким образом, строительство на полигоне следует связывать с китайской ракетно-космической программой, а точнее, с перспективным направлением многоразовых орбитальных самолетов. Такая техника нуждается не только в космодроме, но и в ВПП, и полигон Лобнор дает ей подобный объект. Следует ожидать, что в будущем появятся новые сообщения о запусках и посадках многоразовых кораблей. Скорее всего, приземляться они вновь будут на бывшем ядерном полигоне.

Размеры существующих полос, бетонной и грунтовых, позволяют принимать летательные аппараты с невысокими посадочными характеристиками, отличающиеся большим пробегом. Благодаря этому Китай сможет сажать на Лобноре не только опытный космоплан первой модели, но и более крупные корабли, которые стоит ожидать в будущем.

В профильной зарубежной прессе предлагают не ограничиваться только ракетно-космическим применением нового аэродрома. Предполагается, что он может стать полноценной авиабазой для отработки всех новых технологий и проектов – как пресловутая «Зона 51» в США. Географические особенности полигона позволят сохранить секретность проектов, а строящиеся объекты инфраструктуры обеспечат полноценные испытания изделий разных классов.

Если аэродром модернизируют не только в интересах космической программы, в будущем стоит ожидать самые интересные новости. Иностранные спутники продолжат наблюдать за полигоном и рано или поздно заснимут неизвестные образцы авиационной или иной техники, демонстрирующие последние достижения китайской науки.

Объективное и предполагаемое

На данный момент достоверно известно о существовании аэродрома, о его постепенной модернизации, а также об использовании в рамках космической программы. Все прочие данные носят предположительный характер и могут не соответствовать действительности. Такое положение дел не удивляет – Китай никогда не раскрывает ход работ по секретным проектам и рассказывает только о готовых разработках, причем не всегда и не о всех.

Впрочем, и в этом случае ясно, что китайская промышленность продолжает работы по перспективным проектам и готовит объекты для испытаний или полномасштабного использования новых образцов. А в обозримом будущем появятся новые сообщения иностранных СМИ на подобные темы, которые расскажут, какой вид приобрел аэродром и для чего используется.

Источник

Китайские полигоны и испытательные центры на снимках Google Earth

С самого момента образования КНР стремилось к обладанию ядерным оружием. Мао Цзэдун считал, что пока у Китая нет атомной бомбы, весь мир будет относиться к КНР с пренебрежением. В частности, он говорил: «В нынешнем мире мы не можем обойтись без этой штуки, если хотим, чтобы нас не обижали».

Руководство КНР несколько раз напрямую обращалось к советским лидерам с просьбой предоставить ядерное оружие. Но в этом было отказано, в тоже время СССР оказал огромную помощь в деле подготовки кадров для ядерной отрасли КНР и поставке научного и технологического оборудования. Также была предоставлена документация по интересующим китайских специалистов вопросам.

События в Корее и столкновения в Тайваньском проливе, после которых США озвучили угрозу применения ядерного оружия против КНР, только убедили китайское руководство в своей правоте.

Ухудшение советско-китайских отношений в начале 60-х годов не изменило мотивацию Пекина к обладанию ЯО. К тому времени китайская наука уже получила достаточный объем теоретической информации от СССР, также был достигнут значительный прогресс в собственных исследованиях.

16 октября 1964 года, премьер Госсовета Чжоу Эньлай от имени Мао сообщил китайскому народу об успешном испытании первой китайской ядерной бомбы (проект «596»). Испытания прошли на ядерном полигоне «Лобнор» (в окрестности солёного озера Лобнор). Это был «урановый заряд» мощностью в 22 килотонны. Успешное испытание сделало Китай 5-й ядерной державой в мире.

Ядерное испытание 1964 года в КНР было неожиданностью для США. Американская разведка считала, что Китай не сможет быстро разработать бомбу, так как для совершенствования плутониевой технологии нужен существенно больший срок, не предполагая, что будет использован Уран-235. Плутоний стал применяться с восьмого по счету испытания.

Через семь месяцев китайцы провели испытание первого боевого образца ядерного оружия — авиабомбы. Тяжелый бомбардировщик, Н-4 (Ту-4), сбросил 14 мая 1965 года 35-килотонную урановую бомбу, которая взорвалась на высоте 500 м над полигоном.

17 июня 1967 года китайцы осуществили успешное испытание термоядерной бомбы, испытание было произведено на полигоне «Лобнор». Термоядерная бомба, сброшенная с самолёта H-6 (Ту-16) на парашюте, взорвалась на высоте 2960 м, мощность взрыва составила 3,3 мегатонны. После завершения этого испытания КНР стала четвёртой в мире термоядерной державой после СССР, США и Великобритании. Интересно, что промежуток времени между созданием в Китае атомного и водородного оружия оказался меньшим, чем в США, СССР, Великобритании и Франции.

Всего на китайском полигоне площадью 1100 кв. км было проведено 47 ядерных испытаний. Из них: 23 атмосферных испытания (три наземных, 20 воздушных) и 24 подземных. В 1980 году Китаем проведено последнее ядерное испытание в атмосфере, все дальнейшие испытания выполнялись под землей.

В 2007 году правительство КНР открыло для туристов базу на полигоне «Лобнор», где производились первые испытания ядерного оружия. Уровень радиации в настоящее время в этом районе незначительно отличается от фоновых значений.

Защищённый бетоном бункер, из которого руководили испытаниями, состоит из восьми комнат, расположенных на глубине 9,3 м от земной поверхности. Туристы могут посещать все эти комнаты исследовательскую лабораторию, командный центр, дизель-генераторное и связевое помещения.

Читайте также:  Что делают утки на озере

На базе также открылся музей, в котором выставлены старые телеграфные и телефонные аппараты, оборудование, одежда и предметы быта, принадлежавшие ранее сотрудникам базы.

Первым китайским ракетным полигоном ( в последствии космодромом), где проводились испытания баллистических ракет, стал — «Цзюцюань». Он расположен на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ в провинции Ганьсу, назван по расположенному в 100 километрах от полигона городу Цзюцюань. Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км².

Космодром «Цзюцюань» часто называют китайским Байконуром. Это самый первый и до 1984 года единственный ракетно-космический полигон страны. Является самым крупным космодромом Китая и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе. Также выполняет запуски военных ракет. За период с 1970-1996гг. с космодрома «Цзюцюань» было произведено 28 космических запусков, из них 23 — успешно. На низкие орбиты выводились в основном разведывательные спутники и КА для дистанционного зондирования Земли.

На территории действующего стартового комплекса находятся две пусковые установки с башнями и общей башней обслуживания. Они обеспечивают запуски ракет-носителей CZ-2 и CZ-4.

В 1967 году Мао Цзэдун принял решение начать разработку собственной пилотируемой космической программы. Первый китайский космический корабль «Шугуан-1» должен был отправить на орбиту двух космонавтов уже в 1973 году. Специально для него в провинции Сычуань, близ города Сичан, было начато строительство космодрома, известного также как «База 27».

Местоположение стартовой площадки выбиралось по принципу максимальной удаленности от советской границы, к тому же космодром расположен ближе к экватору, что увеличивает забрасываемую на орбиту нагрузку.

С началом «Культурной революции» темпы работ замедлились, а после 1972 года и строительство космодрома и вовсе прекратилось. Строительство возобновилось спустя десятилетие, в 1984 году был возведен первый стартовый комплекс. В настоящее время па космодроме «Сичан» имеется два стартовых комплекса и три пусковые установки.

За годы своего существования космодром «Сичан» уже успешно осуществил более 50 запусков китайских и зарубежных спутников.

Космодром «Тайюань» — расположен в северной провинции Шаньси, близ города Тайюань. Действует с 1988 года. Площадь его территории составляет 375 кв. км. Он предназначен для запуска КА на полярные и солнечно-синхронные орбиты.

С этого космодрома выводятся на орбиту КА дистанционного зондирования, а также метеорологические и разведывательные. На космодроме расположены пусковая установка, башня технического обслуживания и два хранилища жидкого топлива.

Недалеко от космодрома «Цзюцюань» находится площадка для испытаний баллистических ракет малой дальности и зенитно-ракетных комплексов. Другой крупный полигон ПВО расположен на берегу Бохайского залива

В настоящее время в КНР ведутся активные работы по созданию противоракетного оружия. Первой такой системой национального производства способной перехватывать боевые части тактических ракет на высотах полета до 20 км стал ЗРК HQ-9А, созданный в КНР с использованием технических решений и конструктивных особенностей российского комплекса С-300ПМУ-2.

Параллельно разрабатываются и другие системы ПРО, способные перехватывать баллистические цели на среднем участке траектории. В перспективе это позволит КНР создавать эшелонированные рубежи ПРО для защиты уже не объектов, а наиболее важных районов страны.

Слабым местом, которое препятствует созданию в Китае региональных рубежей ПРО, является слабость системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). КНР ведутся работы по созданию загоризонтных РЛС, способных обнаруживать полет баллистических целей на расстоянии до 3 тыс. км. В настоящее время несколько РЛС проходят испытания или работают в тестовом режиме, но их количество пока явно недостаточно для покрытия всех потенциально опасных в плане ракетного нападения направлений.

Основные китайские полигоны, где проходят испытания ракетные, и авиационные системы вооружения размещены в пустынных малонаселённых районах КНР. В Автономном районе Внутренняя Монголия, в пустыне Гоби на военном аэродроме «Динсинь» по данным иностранных СМИ находится Центр боевого применения ВВС НОАК.

В китайских ВВС по образцу ВВС США создано подразделение «Агрессор» для имитации вероятного противника. На вооружении этого подразделения состоят истребители Су-27.

На авиабазу «Динсинь» на ротационной основе для проведения учебных воздушных боёв с «Агрессорами» и отработки боевого применения на наземном полигоне регулярно прибывают на своих боевых самолётах пилоты из других подразделений ВВС НОАК.

Недалеко от авиабазы имеется наземный полигон, где установлены образцы и макеты боевой техники, в том числе иностранного производства. В том числе имеются макеты ЗРК «Хок» и «Пэтриот».

Крупным авиационным центром, где производятся боевые самолеты, является Сиань. Здесь же находится испытательный центр ВВС НОАК, где проходят испытания новые типы и модификации боевых самолётов, в том числе палубный J-15 и истребитель 5-го поколения J-20.

Испытания перспективных истребителей J-20 ведутся также на аэродроме Чэнджу. Где и осуществляется их сборка, помимо прототипов истребителей 5-го поколения, в Чэнджу выпускаются истребители J-10.

Китай построил бетонную модель авианосца для обучения летчиков и личного состава. Бетонный корабль с надстройкой, посадочной полосой и катапультой возведен вдали от моря недалеко от города Вухань. Рядом с ним сооружена бетонная копия эсминца.

Бетонный «авианосец» позволит летчикам китайской военно-морской авиации получить необходимые навыки, в первую очередь, в посадке и взлете с данного типа кораблей, а также предоставит необходимую практику техническому персоналу.

По количеству действующих и строящихся ракетный и авиационных полигонов, испытательных центров и космодромов КНР в настоящее время не уступает России. На строительство новых и содержание существующих в Китае выделяются весьма значительные ресурсы. Это позволяет поддерживать должный уровень боевой подготовки войск, и испытывать новые образцы авиационной и ракетной техники.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24