К абсолютным заповедникам относятся

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)

14 марта 1995 года N 33-ФЗ

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

15 февраля 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 23.03.2007 N 37-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 244-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,

от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ,

от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 24.11.2014 N 361-ФЗ,

от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 13.07.2015 N 221-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ,

от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ,

от 03.08.2018 N 321-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ,

от 26.07.2019 N 253-ФЗ, от 31.07.2020 N 254-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 30.12.2020 N 505-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

(см. Обзор изменений данного документа)

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Источник

К абсолютным заповедникам относятся

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Читайте также:  Суздальско владимирский музей заповедник

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

(п. 12 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

(п. 13 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

В случаях, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Федерального закона, виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются правилами землепользования и застройки.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ)

(п. 14 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Источник

К абсолютным заповедникам относятся

Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особо природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общественного достояния.

Для сохранения биоразнообразия важным является создание и функционирование особо охраняемых природных территорий.

Согласно классификации Международного союза охраны природы (МСОП или IUCN — World Conservation Union) выделяются 7 основных природоохранных категорий:

1а – природный резерват (заповедник) со строго заповедным режимом;

1б – природный резерват для строгой охраны дикой природы;

2 – национальный парк;

3 – природный памятник;

4 – заказник для охраны отдельных видов биоты или отдельных экосистем;

5 – охраняемая территория или акватория, особо важная для рекреационных целей;

6 – особо охраняемая территория с регулированным ресурсопользованием.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» от 2 октября 1992г. сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики России.

В настоящее время в России имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых природных территориях. Наряду с Земельным кодексом РФ 2001г. и Законом «Об охране окружающей среды» 2002г. развитие системы особо охраняемых природных территорий и их сохранение регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995г., Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995г., другими нормативными актами.

Законодательством выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

государственные природные заказники;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь, кроме того, местное значение.

Читайте также:  Заповедники с редкими растениями

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий человеческой деятельности на прилегающих к ним участках земли и водного пространства создаются охранные зоны. В пределах этих зон регулируется режим хозяйственной деятельности.

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Заповедование — русское слово, имеющее три взаимосвязанных значения: неприкосновенны, запретны, завещаемы.

Заповедный режим подразделяется на три вида: абсолютный, относительный, смешанный.

Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы.

Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно не совместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса, каковыми, в частности, являются:

сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов;

проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения Летописи природы;

проведение научных исследований;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

пропаганда экологических знаний;

участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.

В пределах государственных природных заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми находящимися в их пределах природными объектами передаются заповедникам в бесплатное, бессрочное (постоянное) пользование.

В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников запрещаются:

действия, изменяющие гидрологический режим;

изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением специально предусмотренных случаев;

сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод грибов, орехов, семян цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением специально предусмотренных случаев;

строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением специально предусмотренных случаев;

интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;

применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

транзитный прогон домашних животных;

проезд автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

нахождение, проезд и проход посторонних лиц вне дорог и путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач (ст.61 Закона 1991г.).

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ. Это происходит при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Решение об учреждении заповедника принимается по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченных государственных органов России в области охраны окружающей среды (ст.8 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг, имеют статус государственных природных биосферных заповедников.

Государственные природные заповедники являются юридическими лицами. Это некоммерческие организации, создаваемые в форме природоохранного учреждения. Финансируются они за счет средств федерального бюджета (ст.11).

Относительно заповедный режим построен на сочетании абсолютных запретов с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов, рекреации. Этому признаку соответствует организация и деятельность многочисленных форм заказного режима — охотничьи, ботанические, биологические, палеонтологические, гидрологические, геологические, лекарственные, ландшафтные, рекреационные и тому подобные заказники.

Задачами объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:

сохранение природных комплексов в естественном состоянии;

сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;

поддержание экологического баланса.

На территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены:

рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;

проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений с стимуляторов роста;

нахождение, проезд и проход граждан, автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристских стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов (ст.62 Закона 1991г.).

Читайте также:  Заповедник калужские засеки информация

Государственные природные заказники могут иметь федеральное или региональное значение. Заказники федерального значения создаются решениями Правительства РФ. Основанием для такого решения служит представление органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченных государственных природоохранительных органов. Заказники регионального значения создаются решениями исполнительных органов субъектов РФ после согласования вопроса с соответствующими органами местного самоуправления. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев и собственников.

Смешанный режим наблюдается в практике организации национальных природных парков, где создаются зоны заповедного режима, работающие по принципам абсолютного запрета на вмешательство в природные процессы, зоны пассивного и активного отдыха, где используется режим природного заказника, сочетающий в себе методы запретов и разрешений на ограниченный круг деятельности в области природопользования. В России первый национальный парк РФ («Сочинский») был образован в 1983г.

На национальные природные парки возлагаются следующие задачи:

сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;

создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;

организация экологического просвещения населения;

разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.

На территории национальных природных парков запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе:

строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории, геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;

действия, изменяющие гидрологический режим;

строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков;

организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне;

рубки главного пользования и заготовка живицы (ст.63 Закона 1991г.).

Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков РФ и печати с изображением государственного герба РФ и со своим наименованием. Они освобождаются от платы за землю и другие природные ресурсы.

На территории национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.

Образуются национальные парки в том же порядке, что и государственные природные заповедники.

Памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы. Они могут быть федерального и регионального значения и учреждаются решениями Правительства России и исполнительными органами субъектов РФ.

Территории памятников природы в соответствии с законом могут изыматься у собственников, владельцев и пользователей соответствующих земельных участков (ст.26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В отличие от Закона «Об охране окружающей природной среды» 1991г. Закон 2002г. указывает на режим особой охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (ст. 60), редких и находящихся под угрозой исчезновения почв (ст. 62) и зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61). Впервые Закон определил правовой статус Красных книг РФ и субъектов РФ, и Красных книг почв РФ и ее субъектов.

Экологический каркас России представлен сетью природоохранных территорий различного ранга. Его формирование и развитие продолжается на основе выявления территорий и экосистем, представляющих особую ценность, которым угрожают как современный характер природопользования, так и намечающиеся сдвиги в использовании тех или иных ресурсов.

Уже более 80 лет на территории России формируется уникальная система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охватывающая все природные зоны и основные горные массивы.

ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. http://www.oopt.info/

Сейчас в РФ — 101 заповедник, 35 национальный парк и 68 федеральных заказников

Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальных природных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) — птиц, 2 (50%) — амфибий, 4 (36%) — рептилий, занесенных в Красную книгу.

Также к особо охраняемым территориям природно-культурного характера относятся объекты всемирного наследия.

Всего в мире (в 122 странах) насчитывается 690 объектов всемирного наследия, из которых 138 относятся к разряду природных.

В России расположено 16 объектов такого рода (11 относятся к культурным и 5 к природным объектам). В РФ имеются несколько природоохранных территорий, которые имеют статус объектов мирового наследия – Байкал, девственные леса Коми, Алтай и др.

Эти объекты вместе с так называемыми биосферными резерватами ЮНЕСКО составляют элементы глобального экологического каркаса на территории России.

Экологический каркас позволяет сохранит природные и природно-антропогенные системы в оптимальном для жизнедеятельности состоянии, а также поддерживать условия для восстановления возобновимых природных ресурсов. Поэтому конструирование экологического каркаса для конкретной территории составляет одну из важнейших задач природопользования.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24