К какому роду литературы относится произведение васюткино озеро

Содержание
  1. Контрольная работа по литературе. Тест по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс).
  2. Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде
  3. Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации
  4. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС
  5. «Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
  6. Дистанционные курсы для педагогов
  7. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  8. Другие материалы
  9. Вам будут интересны эти курсы:
  10. Оставьте свой комментарий
  11. Автор материала
  12. Дистанционные курсы для педагогов
  13. Подарочные сертификаты
  14. К какому роду литературы относится произведение васюткино озеро
  15. Как написать хороший ответ?
  16. «Васюткино озеро» — краткое содержание произведения В.П. Астафьева
  17. Содержание рассказа
  18. Сюжет
  19. Главный герой
  20. Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
  21. История создания
  22. «Васюткино озеро» анализ
  23. «Васюткино озеро» анализ
  24. Композиция «Васюткино озеро»
  25. Ключевые особенности

Контрольная работа по литературе. Тест по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс).

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс. I вариант.

А1. К какому роду литературы относится «Васюткино озеро»?

А) к эпосу Б) к лирике В) к драме

А2. Что лежит в основе рассказа «Васюткино озеро»?

а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников

б) изображение природы Сибири

в) повествование о приключениях мальчика в лесу

А3. Сколько лет Васютке?

А4. Какую рыбу в шутку в Сибири называли «поселенец»?

а) осетра б) стерлядь в) налима

А5. В каком месяце происходили события, описанные в рассказе?

а) в июле б) в августе в) в сентябре

А6. Какую оплошность допустил Васютка?

а) не позвал с собой Дружка

б) подстрелил глухаря

в) не послушался родителей

А7. Что Васютка ел в лесу, чтобы заглушить тошноту?

б) сладкую малину

в) гроздья красной смородины

В1. Васютка вспоминал слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, _____________не любит». Кого же она не любит?

В2. Объясните слова и выражения:

А) холодная изморось

С1. Написать развернутый ответ:

1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?

2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс. II вариант.

А1. К какому жанру литературы относится «Васюткино озеро»?

А) к сказке Б) к рассказу В) к роману

А2. О чем повествует рассказ «Васюткино озеро»?

а) о жизни таежных птиц

б) о мальчике, который заблудился

в) о рыбной ловле сетями

А3. Как звали деда Васютки?

а) Афанасий б) Григорий в) Коляда

А4. Чем снабжал Васютка рыбаков?

а) кормом для рыб

б) кедровыми орехами

в) хорошими удочками

А5. Как решил действовать Васютка, когда понял, что заблудился?

б) горько заплакал

в) решил не сдаваться

А6. Из-под чего был мешок, который Васютка взял для шишек?

а) из-под сахара б) из-под соли в) из-под орехов

А7. Сколько дней Васютка был в лесу?

В1. Неожиданно лес расступился, открыв берег Енисея. Васютка шмыгал носом, растирая слезы по лицу: «_________________! Славный, хороший…». Как назвал реку Васютка? (Запиши слово).

В2. Объясните слова:

В) хилые березки

С1. Написать развернутый ответ:

1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?

2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.

КЛЮЧИ В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс. I вариант.

А1. К какому роду литературы относится «Васюткино озеро»?

А) к эпосу Б) к лирике В) к драме

А2. Что лежит в основе рассказа «Васюткино озеро»?

а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников

б) изображение природы Сибири

в) повествование о приключениях мальчика в лесу

А3. Сколько лет Васютке?

А4. Какую рыбу в шутку в Сибири называли «поселенец»?

а) осетра б) стерлядь в) налима

А5. В каком месяце происходили события, описанные в рассказе?

а) в июле б) в августе в) в сентябре

А6. Какую оплошность допустил Васютка?

а) не позвал с собой Дружка б) подстрелил глухаря в) не послушался родителей

А7. Что Васютка ел в лесу, чтобы заглушить тошноту?

а) хлеб с солью б) сладкую малину в) гроздья красной смородины

В1. Васютка вспоминал слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, __хлипких___не любит». Кого же она не любит?

В3. Объясните слова:

А) холодная изморось – холодный, очень мелкий дождь

Б) стерлядь – рыба семейства осетровых с ценным мясом

В) небылицы – рассказы о том, чего не было в действительности

Г) шлюпка- шлюпка с прочным широким корпусом

Д) хлопец — парень

1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?

2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.

КЛЮЧИ В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс. II вариант.

А1. К какому жанру литературы относится «Васюткино озеро»?

А) к сказке б) к рассказу В) к роману

А2. О чем повествует рассказ «Васюткино озеро»?

а) о жизни таежных птиц

б) о мальчике, который заблудился

в) о рыбной ловле сетями

А3. Как звали деда Васютки?

а) Афанасий б) Григорий в) Коляда

А4. Чем снабжал Васютка рыбаков?

а) кормом для рыб б) кедровыми орехами в) хорошими удочками

А5. Как решил действовать Васютка, когда понял, что заблудился?

а) запаниковал б) горько заплакал в) решил не сдаваться

А6. Из-под чего был мешок, который Васютка взял для шишек?

а) из-под сахара б) из-под соли в) из-под орехов

А7. Сколько дней Васютка был в лесу?

В1. Неожиданно лес расступился, открыв берег Енисея. Васютка шмыгал носом, растирая слезы по лицу: « Енисеюшко_! Славный, хороший…». Как назвал реку Васютка?

В2. Объясните слова:

А) были (быль)- рассказы о действительных происшествиях

Б) затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором

В) хилые березки – слабые, тонкие, невысокие

Г) бот – небольшое парусное гребное или моторное судно

Д) пацан — мальчишка

1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?

2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.

Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 70 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 47 человек из 30 регионов

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Читайте также:  Озеро лотосов время цветения

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 886 595 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 20.03.2016 33759
  • DOCX 20.5 кбайт
  • 441 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Саакян Алла Альбертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 108421
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

«Влияние искусства на формирование личности ребенка»

«Особенности возрастного подхода к социализации воспитанников и обучающихся в условиях современной информационной среды»

«Основные аспекты психоанализа детского возраста»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

К какому роду литературы относится произведение васюткино озеро

Вопрос по литературе:

Помогите с домашний по литре плиз1.К какому роду литературы относится рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

«Васюткино озеро» — это эпос

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Источник

«Васюткино озеро» — краткое содержание произведения В.П. Астафьева

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Содержание рассказа

Жанр произведения — рассказ. Его иногда ошибочно называют повестью, но для такого формата оно слишком короткое. Если обрисовать содержание произведения кратко, то всё начинается со знакомства с мальчиком-школьником. Он попадает в тайгу, но теряет ориентир и выходит к западному озеру. В нём водится большое количество рыбы. Выйдя к своему дому, он зовет за собой рыболовную бригаду, возглавляемую его отцом. Впоследствии водоем называют его именем. Желающим подробно вникнуть в содержание аннотации будет недостаточно. Для них, а также для тех, кто намеревается составить план произведения, окажется более полезным пересказ полностью.

В начале рассказа рыбаки сталкиваются с невезением, из-за которого уровень воды в реке поднимается, вследствие чего рыба уходит на глубину. Когда подул теплый ветер, улов должен был стать получше, но ничего не меняется. Мужчины вынужденно отправляются в низовья Енисея. Они обнаруживают построенную некогда группой ученых избушку и решают остановиться здесь для пережидания осенней путины.

Далее по сюжету рыболовы ремонтируют сети. В это время мальчик Васютка уходит за кедровыми орехами. Время от времени школьник заглядывает в привезённые из города учебники. Постепенно на деревьях почти не остается шишек, и мальчик решает уйти в дальний поход на их поиски. Мать велит ему взять с собой спички, краюшку хлеба и ружье. Обстоятельства меняются, и мальчик понимает, что не знает, куда дальше двигаться.

Какое-то время ему помогали ориентироваться зарубки на деревьях. Набрав побольше шишек, мальчик разворачивается, чтобы идти домой. Но неожиданно он видит большого глухаря. Он подбирается к нему как можно ближе и выстреливает. Ему удается догнать раненую птицу и свернуть ей шею. Но обратного пути уже найти не удается. Васютка теряет зарубки на деревьях и начинает паниковать. Он бросается бежать, сам не понимая, куда.

Мальчик решает остановиться только в тот момент, когда уже темнеет. Он разводит костер и готовит пойманную птицу. Хлеб он оставляет на крайний случай. Всю ночь Васютка проводит в тревоге. Ему всё кажется, что кто-то крадется к нему. Утром он залезает на высокое дерево, чтобы отыскать сторону, где находится Енисей. Обычно его окружает полоса из деревьев с желтыми листьями, а сейчас ничего этого не видно. Тогда он решает набрать кедровых орехов и отправиться в путь.

Под вечер Васютка замечает, что чувствует под ногами кочки, похожие на те, что встречаются около водоемов. Но в результате он находит выход не к Енисею, а к огромному озеру, полному рыбы. По воде плавают утки и прочая дичь. Он подстреливает нескольких птиц и строит себе ночлег. Очередная ночь проходит в тревоге. Васютка вспоминает, как хулиганил в школе, пробовал курить и не слушался учителей на уроках. Сейчас он готов отказаться от курения и стать послушным, лишь бы очутиться в стенах родной школы.

Утром Васютка замечает косяки рыб около берега. Тут до него доходит, что это речные, а не озерные виды. Соответственно, где-то должно оказаться место, откуда вытекает река. Она и должна его привести к Енисею.

Стоит осень. Идет прохладный дождь. Васютка забирается под пихту, ест оставшийся кусок хлеба и решает поспать. Когда он просыпается, уже темно. По-прежнему идет дождь, который мешает развести костёр. Неожиданно мальчик слышит звук проплывающего мимо парохода. Это знак присутствия рядом Енисея. До него он добирается только на следующий день. Пока он думает, куда лучше направиться — вверх или вниз по течению, мимо проплывает большой теплоход. Васютка пытается привлечь к себе внимание, но капитан принимает его за кого-то из местных и решает пойти дальше.

Мальчику приходится переночевать на берегу Енисея. Утром до него доносится звук рыболовного катера. Мальчик начинает стрелять из ружья и громко кричать. Наконец, его замечают. Капитаном лодки оказывается дядька по имени Коляда. Он забирает его на борт и везет Васютку к родным, которые к тому моменту уже неделю ищут его в тайге.

Через несколько дней мальчик отводит рыболовов вместе со своим отцом к озеру, полному рыбы. Его впоследствии называют Васюткиным. Рыбы здесь оказывается очень много, а потому местные жители переключаются на озерную ловлю. На карте района в дальнейшем появляется отметка с надписью «Васюткино оз.». Но на краевой карте такой надписи нет. Таков сюжет книги в сокращении.

Сюжет

Григорий Шадрин имеет бригаду рыбаков. Ловля не пошла, так как вода в реке поднялась, и рыба опустилась на глубину. Команда перешла в другое место, в ожидании осенней путины. Они ловили рыбу переметами, ремонтировали снасти. С ними был мальчик Вася, который уделял время изучению учебников из школы. Также он приносил любое лакомство рыбаков – кедровые орехи. Когда вблизи шишек на деревьях не было, мальчик отправился в глубину тайги. С собой он взял спички, хлеб и ружье. Шел по зарубкам на деревьях. Но по пути назад увидел глухаря, которого подстрелил. Забрав птицу, мальчик понял, что заблудился. В пути было найдено озеро – там было много рыбы и непуганой дичи. Вода в озере была речной, и вскоре Васютка нашел реку. Там его подобрал рыбацкий катер и доставил к отцу. Это озеро дало большой доход. Его называли в честь Васютки – Васюткиным озером.

Главный герой

Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:

  • он игривый, любит похвастаться;
  • ему нравятся приключения;
  • мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.

Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:

  • мужество и выдержка;
  • рассудительность;
  • смекалка.

Одновременно он не теряет чувства юмора, не поддается страху. Он думает не только о своем комфорте, но и об общих интересах.

Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.

Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.

Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

I вариант.
1. В каком жанре написано произведение В. П. Астафьева «Васюткино озеро»: а) рассказ;+ б) повесть; в) сказка-быль.

2. Что лежит в основе произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в)повествование о приключениях героя в тайге.+

3. Васютка ходил по лесу: а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

4. Каким образом Васютка заблудился в лесу: а) отстал от группы; б) погнался за глухарём;+ в) сбился с дороги.

5. Благодаря чему Васютке удалось спастись в лесу? а) богатой таежной природе; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.+

6. Ольга Фёдоровна это: а) мама Васютки; б) учительница; + в) бабушка.

7. Какое открытие сделал Васютка, когда увидел у перешейка подбитую птицу: а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; + в) ветер принесёт непогоду.

8. Чем Васютка привлёк внимание матросов катера: а) громкими криками; б) выстрелом из ружья;+ в) дымом костра.

9. Васютка не любил: а) кедровок; + б) глухарей; в) дятлов.

10. Что делали родные Васютки: а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его;+ в) продолжали искать и надеяться.

11. Что автор использует в следующем предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия»: а) сравнение; + б) антитезу (противопоставление); в) метафору.

12. Как Васютка провёл ночь в лесу: а) закутавшись, возле костра;+ б) на дереве; в) в берлоге.

13. Как зовут птицу, которую убивают с помощью собаки? а) глухаря;+ б) кедровку; в) утку.

14. Какие слова деда и отца Васютка вспомнил, когда заблудился в тайге? а) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» + в) «В тайге одному делать нечего!»

15. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»? а) «Оскудел батюшко Енисей» + б) «рыбаки ушли в низовья»; в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.

16. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес? а) идёшь в лес – бери ружьё! б) идёшь в лес – бери компас! в) идёшь в лес – бери еду и спички!+

17. Что предвещает проявление звезд на небе по словам деда? а) холодную погоду; + б) дождь; в) тепло.

18. Первый пароход, который он встретил, выйдя к Енисею, назывался: а) «Клим Самгин»; б) «Серго Орджоникидзе»;+ в) «Александр Блок».

19. Как звали старшину рыбосборочного бота? а) Сан Саныч; б) Игорь Петрович; в) дяденька Коляда.+

20. Родители искали Васютку: а) неделю; б) 3 дня; в) 5 дней.+

II вариант.

1. Что давал рыбакам мальчик? а) Орехи+ б) Грибы в) Ягоды

2. Выберите, какую из этих птиц встретил Васютка в лесу? а) Куропатку б) Тетерева в) Кедровку+

3. Что лежит в основе данного произведения? а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя в тайге.+

4. По какой причине Васютка бродил по лесу? а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; + б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.

История создания

Читателей, которым понравилось это уникальное произведение, интересует, кто написал «Васюткино озеро». Автором книги является В. П. Астафьев. Она была написана в 1952 году при удивительных обстоятельствах. Автор утверждает, что основой рассказа стал эпизод из его биографии. В школьные годы ему довелось провести несколько дней в лесу вместе со своим отцом Петром Павловичем. Случилось это в период летних каникул. Строгий учитель просит его написать сочинение о том, как школьник провел лето.

Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, где были описаны испытания, выпавшие на его долю, педагог испытывает приятное удивление. Сочинение попадает в школьный журнал. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьный рассказ, который впоследствии называет «Васюткино озеро». Это первое и наиболее яркое достижение писателя родом из Сибири.

С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Чувствуется, что он испытывает к ней глубокую любовь. Автор рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам. Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолеть трудности даже в безвыходной ситуации. Рассказ учит никогда не сдаваться. Это его основная мысль. Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае.

«Васюткино озеро» анализ

Анализ произведений
«Васюткино озеро» анализ — идея, композиция рассказа Астафьева.

«Васюткино озеро» анализ

Год написания — 1956

Жанр — рассказ.

Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле.

Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки

Идея рассказа. Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

Главные герои: Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.

Композиция «Васюткино озеро»

  • Экспозиция — описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца
  • Завязка — поход Васютки в тайгу за орехами.
  • Развитие действия — Васютка заблудился в тайге
  • В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.
  • Развязка — Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру
  • Эпилог — «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

Ключевые особенности

Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:

  1. Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
  2. Неторопливость. События развиваются неспешно.
  3. Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
  4. Минимальное количество персонажей.

Астафьев любит использовать в своих произведениях метод сравнения. Также он прибегает к красочному описанию природных объектов, благодаря чему они как будто оживают. Писатель задействует местные слова и выражения, чтобы добавить героям образности.

Источник

Читайте также:  Озеро верхнее особенности водного режима
Поделиться с друзьями
Байкал24