Как фотографировать на озере

Как фотографировать воду

© Артем Кашканов, 2011

Итак, дорогие друзья, продолжим наше путешествие в мир цифровой пейзажной фотографии. За окнами месяц май, многие открывают не только дачный сезон, но и сезон фотографический. Тусклая и серая весна уходит и наступление красочного лета неминуемо как крах мирового империализма 🙂 Разумеется, весна дает прощальную гастроль — реки выходят из берегов, луга превращаются в бескрайние озера, светит солнце, тело радуется теплу, а душа — простору. Итак, у нас в руках фотоаппарат и мы жаждем сфотографировать весенний разлив во всей красе. Какая погода лучше всего для съемок весеннего разлива? Солнечная, с легким ветерком и редкими белыми облачками на небе. Ясное дело, солнце — оно для освещенности, но зачем же нам ветер? Ветер дает небольшое волнение на воде, от этого на «неподвижной» фотографии появляется движение.

Безветренная погода


Вроде бы все правильно, но уж больно скучно, без эмоций.

Легкий ветерок


А так фото выглядит намного живее

Несколько рекомендаций по выбору точки съемки

1. Линия берега во время разлива, как правило, представляет собой довольно унылое зрелище — весь мусор прибивается к нему. Если это так, то от берега нужно избавляться. Проще всего это сделать, приблизившись к воде и подняв точку съемки. Проще это сделать тем, у кого камера оснащена поворотным ЖК-экраном. Для чего нужна высокая точка съемки? Прежде всего, чтобы было разделение планов, более далекие объекты при этом будут расположены над близкими (на фотографии). Если точку съемки опустить ниже, то все объекты наложатся друг на друга и фотография потеряет объем. 2. Второй важный момент — направление волн. Лучше, если волны будут идти вдоль снимка, чем «в лоб» зрителю.

Волны идут вдоль снимка


Отражение неба в воде придает снимку больше легкости и воздушности

Волны идут навстречу зрителю


При таком ракурсе вода выглядит как наждачная бумага, особенно на дальнем плане.

Теперь о направлении движения волн и связи этого направления с композицией. Как лучше — справа налево или слева направо? Это уже психологический момент, который зависит от того, как мы воспринимаем движение, нарисованное стрелкой на бумаге. Большинство воспринимают его следующим образом:

Также мы читаем текст (если речь не идет об иврите или арабской вязи). Так же мы смотрим фотографию. Это происходит на уровне подсознания. Теперь, давайте вернемся к фотографической композиции. Перед вами два примера фото — одно исходное, другое отзеркаленное по горизонтали (не важно, какое где).

Направление движения взгляда и волн совпадает


Взгляд первоначально приковали к себе в основном кусты и «повели» за собой вдаль. Отражение неба в воде потеряло ключевое значение, оставшись не у дел. Однако, нарисовался еще один ключевой объект — облако на небе (симметрично ближнему кусту относительно центра). Направление волн подчеркивает внутреннюю динамику снимка.

Волны идут навстречу движению взгляда


Эта композиция выглядит более статично. Вектор движения взгляда компенсируется вектором движения волн. Однако, обращаем больше внимания на отражение неба в воде. Словом, фотография воспринимается совсем по другому.

Оранжевый вектор — направление взгляда, зеленый вектор — направление волн. Разумеется, эти рекомендации относительно направления движения волн применимы только к этому примеру, но имейте в виду, что иногда отзеркаленная картинка иногда выглядит более интересно.

Техническая часть

Ничего особенного в данном случае не требуется — только в меру широкоугольный объектив. Кто-то посчитает необходимым наличие поляризационного фильтра. Насчет поляризатора — скорее нет чем да. Дело в том, что он способен улучшить проработку воды в том случае, если глубина небольшая, вода прозрачная и дно чистое. Вот пример:

На этом, я думаю, можно закончить. Если для кого-то приведенные рекомендации окажутся полезными, буду очень рад!

Источник

Пейзажная фотография с водоемами. 5 советов по фотосъемке

Вода – это очень красивый объект для фотосъемки. Она может быть драматичной, как водопад, предсказуемой, как фонтан, бескрайней, как океан или просто извилистой увлекательной рекой. Независимо от источника, вода может быть интересным объектом ваших изображений или элементом композиции. Если вы очарованы фотографиями воды, вот несколько советов, которые помогут вам улучшить ваши пейзажные фотографии с водоемами.

1. Учитесь передать движение

Во-первых, подумайте о том, что вы хотите передать, и как добавить эту характеристику в снимок. Это может быть так же просто, как выбрать правильную выдержку. Короткая выдержка замораживает движение и хорошо работает для огромных волн, чтобы показать активность океана. Иногда при использовании короткой выдержки ваша камера будет сообщать вам о недостаточном количестве света – здесь вам придет на помощь настройка ISO. При использовании выдержки 1/500 и короче время является ключевым для эффектных снимков.

На противоположной стороне короткой выдержки находятся длинные экспозиции. Если вы хотите показать более величественное движение или получить этот шелковистый эффект, то увеличение выдержки даст вам то, что надо. Несколько ключевых моментов; ориентируйтесь на экспозицию между 0.5 и 10 секунд, и это означает, что камера должна быть абсолютно недвижима (штатив обязателен, также при возможности используйте пульт дистанционного спуска затвора). Сумерки и рассвет отлично подходят для длинных экспозиций, но не стоит ограничивать себя этим временем суток, если у вас есть фильтр нейтральной плотности (обсудим это далее в этой статье).

Совет-бонус: чем ближе вы находитесь к воде, тем более заметным будет эффект размытия движущейся воды.

2. Зеркало, зеркало

Вода – это природное зеркало. Найдите отражение и проанализируйте его. Оно украшает изображение или отвлекает? Если отвлекает, то переместитесь немного, чтобы устранить отражение, где это возможно, или вернитесь на место съемки, когда солнце изменит угол. Поляризационный фильтр поможет немного уменьшить отражение и даст вам красивый контраст (покрутите фильтр и посмотрите, что можно сделать).

Отражения можно также добавлять в изображения, и часто используются те, где вода спокойна и неподвижна. Рябь на воде тоже может быть интересна, привнося текстуру. Есть и абстрактные отражения, которые прекрасно смотрятся на движущейся воде, например, огни городского пейзажа.

С отражениями вы можете составить симметричную композицию или нет, это зависит от вашего замысла. Вы даже можете фотографировать только отражение, а не сам объект; возможности бесконечны.

3. Фильтруйте свет

Использование поляризатора уже упоминалось выше, но о нем стоит поговорить подробнее, так как это очень полезный инструмент для съемки воды. Помимо удаления отражения (где оно нежелательно), поляризатор очень полезен для удаления бликов. Устраняя блики, он помогает выявить цветные детали воды и то, что лежит ниже поверхности.

Фильтры нейтральной плотности полезны для создания длинных экспозиций в течение дня, так как дают вам лучший контроль над экспозицией. Они делают это путем блокирования/ограничения света, попадающего на сенсор камеры, что позволяет вам использовать большую диафрагму в течение более длительного времени.

Примечание: фильтры нейтральной плотности не влияют на цвет вашей фотографии, так же, как и поляризационный фильтр.

4 . Недоэкспонируйте, фотографируя воду

Идеальная экспозиция в камере – это ваша цель. Но при съемке воды большое количество бликов может сделать ее белой, и потом очень трудно восстановить детали на больших участках. Если вода является ключевым объектом вашей фотографии, то лучше недоэкспонировать на 1/3 или 1/2 шага.

Совет-бонус: Съемка водопадов в пасмурную погоду — это то, что рекомендуют многие фотографы-пейзажисты. На самой воде нет прямого солнечного света.

5. Намочите ноги

Если вы можете безопасно войти в воду со своим штативом, то такую перспективу стоит попробовать. Используйте дополнительные меры предосторожности, находясь на скользких камнях. Убедитесь, что ваше оборудование застраховано, и теперь вы готовы попробовать что-то новое.

Если этот вариант не для вас, то используйте зум объектив для некоторых деталей крупным планом. Потраченное время стоит того, чтобы поэкспериментировать с необычными углами.

Заключение

Вода – это на самом деле удивительный объект с множеством возможностей запечатлеть ее. Так почему бы не попробовать?

Источник

10 Советов как снять красивый пейзаж

Я попытался обобщить свой опыт в пейзажной съёмке и дать наиболее важные советы начинающим фотографам. Надеюсь, мои советы помогут вам научиться снимать очень красивый, запоминающийся пейзаж.

Пейзажная фотография позволяет сохранить воспоминания о тех редких моментах, помогает мысленно перенестись в любимые места. Но одно дело снимать для себя, а другое – передать атмосферу места людям, которые никогда там не были. Это под силу далеко не каждому.

Мы привыкли жить в городах, среди бетона и стекла. Многим лишь изредка удаётся вырваться на природу, насладиться чистым воздухом, прозрачной водой и пронзительной тишиной. И поэтому каждое свидание с природой кажется особенным, его хочется запомнить надолго.

1. Планируйте поездку заранее

Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, в горах Алтая или в средней полосе на берегу озера, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Анализируйте спутниковые снимки и топографические карты – по ним, например, можно понять какие горные вершины будут подсвечиваться на закате или рассвете. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, — и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.


Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.

2. Изучайте местность

Наверняка многие из вас попадали в ситуацию, когда при виде красок разгорающегося заката человек начинает суетиться и пытается снять хоть что-то, чтобы запечатлеть стремительно ускользающий свет. В такой ситуации вы обречены на неудачу. Чтобы избежать этого, посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).

Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.


Эту точку съёмки я нашёл после нескольких часов исследования местности.

3. Пейзаж – это, прежде всего, свет

Большинство любителей предпочитают снимать в полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.

Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет восходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат. Точное время и место (азимут) восхода и захода солнца можно узнать, например, с помощью программы The Photographer’s Ephemeris (http://photoephemeris.com).


Редкой красоты рассвет, снятый мной в полном одиночестве – остальные туристы в это время спали. Проснувшись, они увидели лишь затянутое серыми тучами небо.

4. Фототехника

Всегда используйте штатив. Если стоит выбор: взять с собой штатив или дополнительный объектив, выберите штатив. Штатив способен превратить самую простую камеру в мощный инструмент, позволяющий снимать пейзаж в практически любых условиях. Желательно, чтобы штатив позволял устанавливать камеру на любой высоте от 20 см до 1.5-2 м. Вес штатива не так важен, если вы не собираетесь снимать при штормовом ветре.

Я советую использовать широкоугольный объектив, он наиболее востребован при пейзажной съёмке. Например, если вы снимаете на зеркальную камеру с кроп-фактором 1.5, это может быть объектив с диапазоном фокусных расстояний 10-20 или 12-24; соответственно, для полнокадровых камер – 16-35 или 17-40.


Штатив – мощнейшее оружие пейзажного фотографа.

5. Съёмка с низкого положения

Если вы нашли интересный передний план для съёмки (например, цветы или камни, покрытые мхом), попробуйте опустить камеру на штативе пониже. Это позволит акцентировать внимание на переднем плане и сделает фотографию более выразительной.


Съёмка с низкого положения (40см над землёй) позволила акцентировать внимание на цветах за счёт визуального увеличения их размера на фотографии.

6. Глубина резкости

В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими – от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.


Диафрагма f/13 позволила сделать резкой практически всю сцену от камней до гор.

7. Динамический диапазон

Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.


ДД этой сцены значительно меньше, чем у заката, который полыхал в это время за моей спиной.

8. Объём

Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия. Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.


Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру.

9. Вставайте рано, ложитесь поздно

Пожалуй, самый важный совет. Вставайте за час до рассвета и идите снимать вне зависимости от погоды. Я знаю, как сложно бывает встать в 4 утра и вылезти из тёплого спальника на холодный воздух, но поверьте, это стоит того. Аналогично, за час до заката идите снимать вне зависимости от погоды. Помните, что шикарные закаты с радугами бывают только после дождя, и для того, чтобы их снять, нужно изрядно помокнуть.


За час до восхода солнца шёл дождь. Трудно было представить себе, что буквально через полчаса над озером разыграется невероятной красоты светопреставление.

10. Будьте терпеливы

Красивый свет случается нечасто, и чтобы его дождаться придётся запастись терпением. Никакие советы не позволят вам создавать красивые пейзажи десятками в месяц. Даже самые лучшие пейзажные фотографы тратят в среднем 5-10 дней на создание одного кадра — это время уходит на ожидание света. Это нужно учитывать при планировании поездки — если в каком-то месте вы задерживаетесь менее чем на несколько дней, то вероятность снять красивый кадр в этом месте близка к нулю.


Озеро Таёжный Глаз, природный парк Ергаки

Источник

Читайте также:  Архыз софийские озера история
Поделиться с друзьями
Байкал24