Как описана жизнь женщины на родине что происходит с ней во франции озеро чад

Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

Произведение относится к любовной лирике поэта и написано в жанре элегии в стилевом выражении амурного сонета.

Отличительной особенностью стихотворения является его повествование, которое ведется от имени женского образа лирической героини, при этом сюжетная линия произведения воспроизводится в грустных, тоскливых мотивах.

Основная тема стихотворения представляет собой изображение печальной женской судьбы, описанной на примере представительницы восточного мира, африканки, характеризующейся величественностью, основанной на необыкновенных народных обычаях, этнических мотивах, отличающихся от европейского менталитета.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, первая из которых рассказывает о влюбленности женщины к мужчине, являющемся европейцем, и изображает мужчину в качестве соблазнителя, подчиненного жительнице таинственного африканского континента. Вторая же часть прямо противоположна первой, поскольку мужчина становится грубым поработителем влюбленной в него женщины, потеряв к ней всяческий интерес.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются многочисленные метафоры, изображающие загадочность и величественность восточного мира, в которых посредством полета поэтической фантазии автора происходит смешение реального и божественного, фантазийного миров. Использование описания африканского озера, рабов, гор, баобабов сочетается с упоминанием женских жриц и божественных созданий.

Стихотворение поднимает актуальную проблему любовных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, находящихся в разных классовых и национальных сословиях, в которых чувство охватившей страсти и мимолетного увлечения толкают человека на безрассудные поступки, не задумываясь об их ужасных и печальных последствиях.

На примере образа лирической героини поэт демонстрирует боль, отчаяние и разочарования женщины, пережившей предательство любимого человека, бросившего ее после остывшей страсти в рабство в чужой стране, где она вынуждена для выживания торговать собственным телом. Героиня мучается не только с озлобленностью, грязью унижений и хаосом мира, в котором оказалась, но и предстоящей встречей с брошенным мужем, которая произойдет на небесах и является для женщины самым страшным наказанием.

Стихотворение передает авторский замысел о необходимости осознания человеком собственных поступков.

Вариант 2

Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев, вероятно, после поездки в Париж посетил также и Африку. Такое предположение вполне логично, так как поэт многие свои стихи писал именно после увиденного, на основе полученных переживаний.

Многие свои стихотворения Гумилев писал от лица женщины, которая выступала лирической героиней. Внешне брутальный и строгий Гумилев великолепно чувствовал женскую натуру и умел передать внутреннее самоощущение женщины.

В Озере Чад повествование ведется от красавицы супруги вождя одного из африканских племен. Для такого человека практически всегда уготовано безбедное и благостное существование. Тем не менее, героиня видит на берегу озера белокожего красавца, к которому испытывает чувства и который отвечает взаимностью.

Итогом этого становится бегство на конях подальше из африканской деревни. В погоне погибает вождь племени, но после этого главная героиня только радуется возможности оказаться свободной в новой стране, стать частью европейского высшего света. При этом подлость настигает и саму главную героиню, для которой она является только игрушкой в руках коварного европейца, ему нравится экзотика, но не более того.

Собственную долю героиня признается себе: «Я ненужно-скучная любовница, словно вещь, я брошена в Марселе». Таким образом появляется констатация факта печального итога, который наступает после обмана. Главной героине приходится выполнять совершенно низкую и пошлую работу, которую ранее она не могла себе и представить.

Ситуация становится близкой к суициду, но единственным фактором, который удерживает от этого является следующий факт: «там, в полях неведомых, там мой муж, он ждет и не прощает». Героиня понимает ошибочность собственного поведения, однако, сделать с этим ничего не может. Таким образом стихотворение описывает не только увлекательную историю, но и, по сути, является рассуждением о человеческом выборе и решениях, которые принимают люди.

Анализ стихотворения Озеро Чад по плану

Озеро Чад

Возможно вам будет интересно

Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Довольно часто встречается такой факт, когда человек внутренне предчувствует свою смерть и мысленно готовится к ней. У поэтов предчувствие своей гибели особенно остро развито, ведь вся их жизнь переплетена с духовными аспектами

Читайте также:  Иссык куль озеро соленое почему иссык

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

А.С.Пушкин написал стихотворение «Во глубине сибирских руд» в 1827 году. В основу лирического произведения вошли реальные события 1825 года. Именно этот год для автора стал трагическим, так как после неудачного декабристского восстания

Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто

Источник

«Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва

Николай Степанович Гумилёв — русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время Первой мировой войны, отправился добровольцем на фронт и получил два Георгиевских креста, которые в царской армии давали за личный подвиг. Воспевание опасности стало отличительной чертой поэзии Гумилёва. Поэтический мир Николая Степановича складывался из романтической экзотики, ярких декоративных красок, а в напряженном и звучном стихе всегда слышалось подчеркнутое презрение к пошлой современности.

После окончания Царскосельской гимназии Гумилёв продолжил образование в Сорбонне, что позволило ему путешествовать по Европе: Франции, Швеции, Норвегии, Англии. Есть косвенные доказательства того, что в 1907 году он впервые побывал в Африке. Поэтому уже в первых его стихах возникла экзотическая реальность: природа Африки, события Первой мировой войны.

Одно из ранних стихотворений, написанных в 1907 году, — «Озеро Чад». Африканская экзотика подчеркнута самим названием: озеро Чад находится в центральной части Африки. Удивительно, но героиня стихотворения, написанного мужчиной, — женщина, не простая, а дочь вождя могучего африканского племени. Светлый оттенок ее кожи свидетельствует о том, что ее мать, вероятнее всего, родила ее от европейского мужчины. Но для жителей племени эта особенность — признак исключительности, неповторимости. О судьбе матери героини ничего не говорится, но судьба самой героини печальна: влюбившись в европейца, она сбежала вместе с ним во Францию.

Оседлав берберийских коней, любовники уносились на север птицами и даже убили мужа-вождя. В тексте нет портрета мужа. Возможно, он выглядит так, как его обычно представляют: юбка из листьев пальмы, браслеты, кольца в ушах и в носу. Истинным вождем для героини становится европеец — именно его портрет описан подробно:

Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем…

Форма исповеди, которую выбрал Гумилев, помогает читателям пережить всю гамму чувств: от надежд на счастье в Европе до глубокого отчаяния и раскаяния, которые героиня испытала, оказавшись брошенной в Марселе. Наскучив коварному европейцу, искателю экзотики, героиня становится портовой танцовщицей, продающей себя пьяным матросам за «жалкие отбросы».

Автор сравнивает героиню с «мертвой смоковницей» и «вещью». Оба эти сравнения имеют определенную символику. Смоковница еще в древнегреческой литературе была символом любви. Мертвая смоковница, у которой «листья облетели», подчеркивает, что больше героиня полюбить не сможет: она утратила иллюзии, да и «товарный вид» тоже. Поэтому участь портовой девки — все, что ее ждет в жизни.

Сравнение с вещью вызывает воспоминание о героине «Бесприданницы» А. Островского. Лариса Огудалова, испытав предательство любимого человека, принимает решение стать очень дорогой вещью — содержанкой богатого купца Кнурова. Но выстрел Карандышева освобождает ее от этой унизительной роли.

Положение героини стихотворения Николая Гумилёва намного серьезнее: она не может умереть, потому что «там, в полях неведомых», то есть на том свете, там ее муж, «он ждет и не прощает». Путь на родину закрыт, проститься с жизнью нельзя. Вот суровая расплата за любовь! Но более суровым возмездием становится то унизительное положение, в котором находится героиня теперь.

Стихотворение будто состоит из фрагментов, каждый из которых написан разным размером: есть хорей, есть анапест, причем оба размера разностопные. Такая перебивка ритма помогает поэту передавать эмоциональное состояние героини. Если в начале стихотворения шестистопный хорей звучит царственно, подобающе ее положению («Я была женой могучего вождя…»), то встреча с европейцем описана уже четырехстопным хореем, что ускоряет развитие действия. Дальше все разворачивается очень быстро: и побег, и погоня, и дальнейшая гибель мужа.

После действие замедляется с использованием трехсложного размера анапеста. Неспешное движение по пустыне на верблюде «в ласкающей груде шкур звериных и шелковых тканей»прерывается только моментами любования отблеском солнца «в голубых глазах европейца». Заключительная часть стихотворения вновь написана хореем, но уже пятистопным: он звучит резко, подчеркивая неприглядную правду жизни, которую открыла для себя бывшая «дочь властительного Чада».

В своем художественном воображении Гумилёв свободно перемещался во времени и пространстве. Действие многих его произведений разворачивается в Китае, в Индии, в Африке, и мы легко переносимся в античный мир, эпоху рыцарей или во времена великих географических открытий. Недаром один из первых поэтических сборников носит название «Путь конквистадоров» (завоевателей).

Читайте также:  Какие озера африки самые глубокие

Таким образом, особенность поэзии акмеиста Гумилёва и заключается в мужественном стремлении к мечте, порой утопической, а порой вполне достижимой. Основа мироощущения поэта и его героев — романтика и героика.

Источник

Анализ стихотворения «Озеро Чад» Гумилева

Г.

Тема № 99. Стихотворения Гумилева «Жираф», «Озеро Чад». Трагическая судьба поэта после революции.

Учебник. Русский язык и литература,11 класс, базовый уровень, в 2-х частях, Часть1, под ред. В.П.Журавлева, 3-е издание, М.: Просвещение, 2016 г.

Домашнее задание. Изучить стр.168-170, можно использовать методический материл. Прочитать стихотворения Гумилева, кратко написать анализ поэзий «Жираф», «Озеро Чад», написать эссе на тему «Николай Гумилев: трагическая судьба великого русского поэта»

Методический материал

Николай Гумилев — Жираф: Стих

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

Н. Гумилев вошел в историю прежде всего не как поэт, а как путешественник. Он сам признавался, что занятия литературой для него отступают на второй план перед далекими экспедициями. Тем не менее Гумилев оставил богатое литературное наследство, он являлся одним из основателей течения акмеистов. В 1907 г. поэт вернулся из очередного путешествия в Африку. Свои яркие впечатления он отразил в стихотворении «Жираф».

Акмеистам было свойственно отражение действительности в максимально кратких и емких словах. Это отчетливо проявляется в произведении Гумилева. Он обращается к своей неизвестной собеседнице, которая находится в грустном и подавленном состоянии. Для того чтобы развеселить и порадовать женщину, поэт рассказывает ей о своем таинственном путешествии. Этот рассказ сразу же создает волшебную сказочную атмосферу. Гумилев избегает утомительных и скучных подробностей и деталей. Начальные строки рассказа напоминают древнее сказание: «далеко, далеко». В центре рассказа появляется главный герой – жираф. Для холодной и несчастной России это животное представляется невиданным сказочным зверем, в существование которого даже трудно поверить. Поэт не скупится на красочные характеристики. «Волшебный узор» на шкуре жирафа можно сравнить разве что с луной. Животное напоминает «цветные паруса кораблей», его бег – «птичий полет». Даже его вечернее шествие в убежище – чудесное зрелище, которое никому не дано увидеть.

Рассказ о жирафе – всего лишь вступление автора. Он утверждает, что привез из Африки множество волшебных историй, которые никому в России неизвестны. Они насыщены чудесами и увлекательными приключениями. Но его спутница никогда не покидала своей страны. Она «слишком долго вдыхала тяжелый туман», который символизирует русское отчаяние и безнадежность. Это убило в женщине веру и мечты в волшебные страны. Автор начинает рассуждать о безнадежности своей попытки передать собеседнице свои впечатления, так как она даже не способна себе их представить. Этим он доводит ее до горьких слез.

Стихотворение заканчивается тем, с чего и началось. Гумилев начинает свой чудесный рассказ о жирафе заново.

Произведение «Жираф» показывает, насколько Гумилев был оторван от России. В родной стране он проводил очень мало времени, которое было занято подготовкой к очередному путешествию. Неудивительно, что все его мечты были связаны с далекими странами, в них попросту не находилось место для своей страны. Его рассказ о жирафе очень красив и своеобразен, но он не может встретить понимания в человеке, который привык к своей природе.

Читайте также:  Балхаш озеро длина ширина глубина

Николай Гумилев — Озеро Чад: Стих

На таинственном озере Чад
Посреди вековых баобабов
Вырезные фелуки стремят
На заре величавых арабов.
По лесистым его берегам
И в горах, у зеленых подножий,
Поклоняются страшным богам
Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Я была женой могучего вождя,
Дочерью властительного Чада,
Я одна во время зимнего дождя
Совершала таинство обряда.
Говорили — на сто миль вокруг
Женщин не было меня светлее,
Я браслетов не снимала с рук.
И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен,
Губы красны, взор спокоен,
Он был истинным вождем;
И открылась в сердце дверца,
А когда нам шепчет сердце,
Мы не боремся, не ждем.
Он сказал мне, что едва ли
И во Франции видали
Обольстительней меня
И как только день растает,
Для двоих он оседлает
Берберийского коня.

Муж мой гнался с верным луком,
Пробегал лесные чащи,
Перепрыгивал овраги,
Плыл по сумрачным озерам
И достался смертным мукам;
Видел только день палящий
Труп свирепого бродяги,
Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде,
Утопая в ласкающей груде
Шкур звериных и шелковых тканей,
Уносилась я птицей на север,
Я ломала мой редкостный веер,
Упиваясь восторгом заранее.
Раздвигала я гибкие складки
У моей разноцветной палатки
И, смеясь, наклоняясь в оконце,
Я смотрела, как прыгает солнце
В голубых глазах европейца.

А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно-скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Чтоб питаться жалкими отбросами,
Чтоб жить, вечернею порою
Я пляшу пред пьяными матросами,
И они, смеясь, владеют мною.
Робкий ум мой обессилен бедами,
Взор мой с каждым часом угасает…
Умереть? Но там, в полях неведомых,
Там мой муж, он ждет и не прощает.

Анализ стихотворения «Озеро Чад» Гумилева

Стихотворение Н. Гумилева «Озеро Чад» написано в стиле любовного сонета и повествует о трагичной судьбе африканской красавицы. Предположительно, стих был написан в 1907 г., во время путешествия поэта по центральной части Африки. Экзотическая страна произвела неизгладимое впечатление на Гумилева, взбудоражила его фантазию. В стихотворении используется множество метафор, передающих загадочный мир Востока. Повествование идет от лица женщины, без памяти влюбленной в европейского мужчину.

Главная героиня элегии – смуглая красавица из африканского племени. «Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада,» — так она говорит о себе. Она принадлежит к высшей касте в общине, исполняет роль жрицы, имеет почет и уважение среди соплеменников. Но случается любовная драма – африканка влюбляется в европейца. «Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен» — она поражена его красотой и в порыве чувств решается на побег с ним во Францию. Здесь Гумилев затрагивает проблему любовных взаимоотношений между мужем и женой. Жрица сбегает от нелюбимого супруга, от брака, своей привычной жизни, поддается соблазну. Благоверный пытается вернуть ее, устраивает погоню, но погибает – «Муж мой гнался с верным луком, пробегал лесные чащи». Красавица не испытывает мук совести, узнав о смерти мужа. «Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца» — признается африканка. Она мечтает о беззаботной жизни во Франции со своим любовником: «Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранее». Ей все равно, что супруг погиб с позором, так и не вернув ее в племя. В итоге, приехав в чужую страну, женщина оказывается обманутой коварным европейцем. Она была для него лишь экзотической игрушкой на короткое время. Африканка вынуждена жить в нищите и вести аморальный образ жизни: «Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною». Ее мечтам не суждено сбыться, она сравнивает себя с «мертвой смоковницей». «Взор мой с каждым часом угасает…» признается брошенная женщина. Таков печальный итог, о котором пишет автор произведения. За мимолетным любовным увлечением следует жестокая расплата и предательство. Страсть привела ее к гибели: «Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает». Вот о чем все мысли лирической героини. Она не может вернуться домой, в тоже время не может спокойно умереть, зная,что не получит прощения за свою измену.

Таким образом, Н.Гумилев описывает любовную драму женщины и ее расплату за необдуманные поступки. Можно предположить, что это основано на личном опыте автора и он пытается предупредить всех влюбленных.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24