Как описать реку по географии

Как описать реку по географии

Реки это непрерывные и постоянные потоки пресных поверхностных вод, которые осуществляют движение по течению в пределах выработанного ими русла. Реки в огромном количестве представлены на нашей планете, за исключением в полярных областей и пустынь. На картах реки обозначаются синим цветом. Они играют очень важную роль в мировом круговороте воды, возвращая воду, которая выпадает в виде осадков на суше обратно в море и океан.

Составные части рек

Каждая река состоит из определенных частей, поскольку у нее есть начало и есть конец. География выделяют следующие части рек:

  • Исток. Это место, где река берет свое начало. Очень часто реки формируются в горах, где начальным истоком выступают водоемы так или иначе связанные с ледниками. В любом случае исток всегда будет находиться выше чем устье.
  • Верхнее течение. Образуется немного ниже истока. Верхнее течение характеризуется тем, что на этом этапе даже самые крупные реки еще крайне небольшие.
  • Среднее течение. Начинается от место, где река становится более полноводной из-за того, что в нее впадают притоке и другие реки.
  • Нижнее течение. Располагается перед устьем и является самой большой частью реки.
  • Устье. участок местности, на котором река впадает в другой водоем (для крупных рек это море, для мелких это другие реки или озера).

Все реки располагаются в речной долине. Это углубление в земной поверхности, которое значительно шире, чем непосредственное русло реки. Речная долина (бассейн реки) очень важна, поскольку посредствам подземных вод обеспечивает подпитку рек. Долина поглощает осадки, которые выпадают на этом участке, подпитывают реку. Участки бассейна могут быть огромные. На них могут помещаться отдельные города, а иногда и целые государства. При этом бассейны рек,, даже средних и небольших, всегда отделены друг от друга водоразделом. Обычно в виде водоразделом может выступать возвышенность, высокие холмы или горы.

Все реки не являются постоянными в своей ширине. У них есть периоды разлива и периоды мелководье. Как правила границы разлива рек заранее известны. Поэтому в географии выделено такое понятие как пойма реки. Это часть речной долины, которая затопляется в период разлива.

Как определить направление течения реки

Реки всегда текут в направлении своего русла от более высокой точки к менее высокой точке. У каждой реки есть исток и устье. Течение всегда осуществляется от истока к устью. Это направление совпадает и с основным течением реки. Поэтому даже если нет карты, всегда по направлению течения можно определить где исток, а где устье. Это важный момент, поскольку от правильного определения этих географических координат зависит правильное определение правых и левых притоков рек. По направлению от истока к устью справа располагаются правые притоки, а слева левые. Даже если на карте это выглядит иначе. Для понимания того как это работает приведен рисунок ниже, где учтены все правила. Для закрепления материала выделим несколько основные притоки, как правых и левых, для крупных брег:

  • Енисей. Все крупные реки, являющиеся притоком Енисея являются правами. Это хорошо видно на карте.
  • Волга. Правый приток — Ока. Левый приток — Кама.
  • Обь. У этой реки крупный приток только один — Иртыш, который является левым.

Питание рек

Питание рек это очень важный вопрос, поскольку он определяет то, почему реки не пересыхают. Частично это связано с режимом реки. На нашей планете есть несколько рек, которые на некоторое время пересыхают, но благодаря своему режиму, позже обретают то же росло, которое было ранее.

Можно выделить следующие способы питания рек:

  • Дождевое. Получают воду в виде дождевых осадков. Это реки, которые располагаются вблизи тропиков. Ярчайший пример это река Амазонка.
  • Ледовое. Реки располагаются в умеренных широтах. Как правило они берут своё начало в горных ледниках и их производных. Основной приток воды обеспечивает таяние горных ледников. Примером реки может служить Амударья.
  • Снеговое. Такие реки располагаются в местах, где продолжительные зимы с большим количеством снежных осадков. Пример — река Печора.
  • Подземные воды. Так или иначе подземные воды питают все реки нашей планеты.
  • Смешанное. Это ситуация, когда река получает своё питание от двух или трех источников, представленных выше.

Отличие горных рек от равнинных

На нашей планете все реки можно разделить на две большие категории: горные и равнинные. Они могут располагаться близко друг к другу, могут иметь схожие режимы и схожие элементы питания, но из-за разницы в высоте протекания, в разбросе между максимальной и минимальной точкой, разница между такими реками будет огромной. Для демонстрации этого приведена таблица ниже.

Таблица: Чем горные реки отличаются от равнинных
Признак сравнения Равнинная река Горная река
Русло Извилистое. Это связано с тем, что у таких рек медленная скорость течения, поэтому нет возможности насильно прокладывать русло. Такие реки медленно “обходят” препятствия. Слабоизвилистое. Скорость течения в таких реках как правило очень высокая, поэтому река сама прокладывает себе русло, и у неё нет времени для того чтобы как-то его менять.
Долина Извилистая и широкая. В основном равнинные реки обладают очень большой долиной. Узкая и глубокая. Причина в том же реке не нужно много места.
Глубина Глубокие. Как правило, реки пригодны для судоходства. Обычно неглубокие реки с большим количеством порогов.
Скорость течения Медленная Быстрая

Равнинные реки текут медленно, плавно и как бы не спеша. Типичным примером такой Рики может служить Волга. Достаточно сказать, что исток Волги возвышается над устьем реки всего на 250 м. Во многом из-за этого средняя скорость течения этой реки составляет всего 1 м/с. У Волги нет достаточной силы для того чтобы проложить себе прямое русло. Поэтому река обходит препятствия прокладывая очень извилистое русло.

Примером горной реки может служить Терек. В этой реке разница между истоком и устьем составляет 5 км. Из-за этого средняя скорость течения реки составляет примерно 25 м/с. Река обладает достаточной силой, поэтому она прокладывает себе преимущественно прямой путь, а сильный перепад между истоком и устьем приводит к формированию большого количества порогов.

Также важно отметить, что большое влияние на характер и специфику рек оказывают два фактора:

  • Климат. Он влияет на величину стока, расход воды, на общий уровень водыреке, на объемы и периодичность паводков и половодий, питание реки, замерзание в зимние месяце.
  • Рельеф местности. Определяет характер течения, величину водостока, принципы питания реки, форму, длину и так далее.

Крупнейшие реки планеты

Таблица: Самые длинные реки на Земле
Название реки Длинна Устье
Нил 6670 Средиземное море
Миссисипи 6215 Мексиканский залив
Амазонка 5510 Атлантический океан
Обь 5410 Карское море
Хуанхэ 4670 Жёлтое море
Меконг .500 Южно-китайское море

План географического описания реки (шаблон)

В географии река описывается по 6 основным критериям, которые наиболее полно характеризует любой водный массив нашей планеты. Для того чтобы продемонстрировать шаблон описания реки, возьмем для примера реку Енисей. Шаблон описания реки следующий:

  1. Местоположение. Енисей располагается в Евразии на азиатском континенте.
  2. Между какими параллелями и широтами расположена. Река преимущественно расположены между 45 и 65 широтами в северном полушарии.
  3. Положение относительно рельефа местности. Енисей протекает по Среднесибирскому плоскогорью.
  4. Исток реки. Енисей своим истоком расположен в Соянах.
  5. Устье реки. Находится левее полуострова Таймыр и располагается в Карском море.
  6. К бассейну какого океана относится. Енисей относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Источник

Описать реку по плану

  • Нева – река, протекающая на северо-западе России по территории Ленинградской области.
  • Истоком реки является Ладожское озеро. Нева – единственная река, которая вытекает из этого озера. Впадает Нева в Финский залив Балтийского моря. Принадлежит бассейну Атлантического океана.
  • Направление течения реки – с востока на запад.
  • Нева относится к равнинным рекам. Течение спокойное, не быстрое. Только в одном месте мореной была образована гряда, на которой сейчас находятся Ивановские пороги.
  • Длина реке Нева – 74 км. Площадь бассейна – 5 тыс. км².
  • Притоки Невы.

Левые: Тосна, Мга, Ижора, Славянка, Мурзинка.

Правые: Охта, Чёрная речка.

7. Питание реки смешанное, дождевое и снеговое.

8. В декабре река полностью покрывается льдом, который вскрывается в начале апреля. Здесь не бывает паводков, но случаются сильные наводнения, вызванные ветровыми волнами Финского залива.

9. Вода в Неве холодная, поэтому тут обитает небольшое количество живых организмов. Из рыб чаще всего встречаются уклейка, окунь, плотва, ёрш.

10. На всем протяжении реки развито судоходство. Этот речной путь является важной транспортной артерией Балтийского моря.

Источник

Реки России – Список, длина, описание, характеристики, расположение, фото и видео

На территории России присутствует большое количество рек, обладающих определенными особенностями. Они имеют собственные притоки, а в водах обитают самые разные создания. Люди уже давно успели изучить все реки РФ и приступить к их использованию.

Классификация рек

Реки классифицируются по таким признакам, как размер бассейна, условия протекания, гидрологический режим, а также по окружающему их ландшафту. Что касается размеров, то они бывают большими: бассейн имеет площадь свыше 50 000 кв.км и зачастую распространяется сразу на несколько географических зон. Средние могут занимать просторы от 2 000 до 50 000 кв.км, а малые, соответственно, до 2 000 кв.км.

Также реки подразделяются еще по нескольким типам, например они бывают:

  1. Равнинные. Отличаются спокойным течением, так как не имеют уклонов. Русло таких рек зачастую складывается из песчаных и иловых отложений.
  2. Горные. Благодаря наличию возвышенностей поток воды имеет большую скорость, а дно в основном состоит из камней.
  3. Полугорные. Совмещают в себе быстроту течения и его умеренность. Донные залегания представлены гравием, галькой и крупным песком.

Также признаки классификации определяются и по ландшафту. Например, если река начинает течение с ледника, ее называют ледниковой, а если исток с озера или протекает через него, в этом случае она – озерная.

Сколько рек в России

На территории России протекает свыше 2,8 млн рек. Общая площадь составляет 12,4 млн. км. Следует отметить их количество относительно протяженности:

  • длина которых более 500 километров – 214;
  • распространяющиеся на расстояние от 101 до 500 км – 2830;
  • с протяженностью от 10 до 100 км – согласно подсчету 133 503;
  • с длиной до 10 км – 2 559 454.

Обозначенные виды рек – это не просто природные водные ресурсы, а еще транспортные пути, которые играют огромную роль для многих отраслей государства.

Источник

Практическая работа №3 Описание реки по плану. Озера Земли.

Урок. Практическая работа №3 Описание реки по плану. Озера Земли .

Цели урока:
1. Совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту учебника, справочнику; содействовать в ходе урока формированию знаний учащихся о водной оболочке Земли, Гидросферы и Водах Суши.
2. Развивать логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи, работать с таблицами, схемами, картами отдельных отраслей, понятиями, учебником.
3. Продолжать формирование основных мировоззренческих идей о взаимосвязях в природе.

— закрепление основных понятий по теме «Реки Земли»;

— определение реки и ее части;

— называть и показывать части речной системы;

— продолжить изучать составные элементы гидросферы;

— типы озерных котловин, различия озер по сточности и солености.

— Развивать навыки работы с атласом, эрудицию, познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

— Давать определения понятиям.

— Осуществлять расширенный поиск информации.

— Устанавливать причинно-следственные связи.

— Воспитывать патриотизм, формировать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы.

— анализировать и закрепить знания по теме, развивать логическое мышление путем формирования умения делать выводы;

— способствовать экологическому воспитанию, формируя представление о значении воды в природе и жизни человека, бережное отношение к ней.

1. Учебник «География. 5-6 классы» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др., М.: «Полярная звезда», 2014. — 192с.
2. Пособие: тетради для практических работ. Супрычёв А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. – М.: Аркти, “Наша школа”, 2015. – 48с., карты.
3. Магнитная доска, карточки-понятия, схемы, физическая карта мира и океанов, опорный конспект, атлас 6 класса.

Технические средства: компьютер, проектор, экран для просмотра презентации.

Тип урока: комбинированный, урок-презентация.

Методы обучения: беседа, рассказ, доклад ученика, инструктаж, практические задания – составление схем, таблиц, индивидуальный и фронтальный опрос.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов .

2. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний .

Допишите предложения путем определения основных понятий.

1. Постоянный поток поверхностных вод, текущий в выработанном им углублении. . …..

2. Самый маленький водоток. …………… ……

3. Что образует главная река с притоками? …………. ……

4. Площадь суши, с которой река собирает воду. …………….. ……

6. Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. ………. ……

7. Линия на поверхности Земли, по разные стороны от которой сток идет в разные речные бассейны. ………….. ……

8. Последовательность изменений уровня воды реки в течении года.

9. Продолжительный подьем уровня воды в реке весной из-за таяния снегов.

10. Снижение уровня воды летом и зимой в реке. ……………. ….

2. Последовательность изменений уровня воды реки в течении года.

3. Самый маленький водоток. …………… ……

4. Снижение уровня воды летом и зимой в реке. ……………. ….

5. Постоянный поток поверхностных вод, текущий в выработанном им углублении. . …..

6. Линия на поверхности Земли, по разные стороны от которой сток идет в разные речные бассейны. ………….. ……

7. Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. ………. ……

8. Продолжительный подьем уровня воды в реке весной из-за таяния снегов.

9. Что образует главная река с притоками. ……

10. Площадь суши, с которой река собирает воду.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Учащиеся обозначают на рисунке части речной системы: исток, устье, главную реку, правый и левый притоки, границу бассейна реки.

4. Анализ содержания и последовательности исполнения практических действий.

Сейчас, открываем практические тетради на странице 11. Практическая работа №3 и заполняем таблицу. Выбираете одну из рек Земли и делаете характеристику по плану. В конце практической работы делаете вывод. Для усложнения работы предлагается дополнительное задание для любознательных.

Практическая работа №3 Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

Цель:
1. Совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту учебника, справочнику.

Оборудование: учебник, атлас, физическая и климатическая карты мира.

Опорные понятия:
Речная система — совокупность рек в пределах данного речного бассейна, состоящая из главной реки и ее притоков. Название речной системы дается по названию главной реки.
Река — естественный водный поток, текущий в проложенном им русле и приуроченный к наиболее пониженным участкам рельефа.
Речной бассейн — территория, с которой река собирает воду.
Исток — место, где река берет начало.
Устье — место впадения реки в другой водоем.
Дельта — особая форма устья реки, характеризующаяся многочисленными протоками, располагающимися обычно веерообразно.
Режим реки — регулярное изменение уровня воды в реке в течение года.
Питание реки — постоянное пополнение русла реки поверхностными и подземными водами. Половодье — ежегодно повторяющаяся фаза водного режима, при которой происходит значительный подъем уровня воды в реке.
Межень — период, в течение которого в реке наблюдается наиболее низкий уровень воды.
Ход работы.
План характеристики реки Обь
1. Название реки и её географическое положение (в какой части материка расположена, к бассейну какого океана относится).
Река Обь расположена на материке Евразия. Окружена на западе Уральскими горами, на юге: государственной границей, горами Алтай и Саяны, на востоке – речной бассейн р. Енисей. Относится к бассейну Северного Ледовитого океана.
2. Исток, устье и длина реки.
Обь начинается при слиянии рек Бия и Катунь (см. атлас), впадает в Обскую губу Карского моря Северного Ледовитого океана. Длина реки по карте: 18 см, масштаб карты: 1 см = 200 км, длина реки: 18 см x 200 км = 3600 км (в действительности 3650 км).
3. Направление движения и зависимость характера течения реки от рельефа.
Обь движется с юга на север, река равнинная, так как расположена на Западно-Сибирской равнине, с медленным течением, русло и глубина реки расширяются к устью, у реки широкая пойма, извилистое русло, пологие берега, большой речной бассейн.
4. Основные притоки (правые, левые).
Река имеет много притоков. Правые притоки: р. Вах, р. Кеть, р. Чулым и другие.
Левые притоки: р. Иртыш, притоки р. Иртыш: р. Тобол, р. Тавда, р. Ишим и другие.
5. Питание реки.
Обь питается за счет таяния снега – основное питание. В теплое время года – дождевое питание. Реки Бия и Катунь имеют ледниковое питание.
6. Режим реки.
Река имеет весенне-летнее половодье, осенний поводочный режим, зимой покрыта льдом. Вскрывается от льда в начале на юге, образует ледяные заторы в среднем течении и низовье, поэтому сильно разливается, подтапливает пойму. В конце лета на реке незначительная межень.
7. Хозяйственное использование реки.
Река используется в судоходстве, при сплаве древесины, обеспечение населенных пунктов и промышленных предприятий водой, для рыболовства, отдыха людей.

Вывод. Обь – крупнейшая река России по площади водосбора, одна из крупнейших рек страны по длине, широкая и глубокая река Евразии, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана. Река равнинная, движется на север. Преобладает снеговое и дождевое питание, на долгое время покрывается льдом, сильно разливается и подтапливает пойму. Широко используется людьми.

5. Изучение нового материала.

Целеполагание. Наша задача — продолжить получать знания о Гидросфере. Сегодня мы вспомнили все, что знаем о реках и познакомимся с понятиями «озеро», «озерная котловина», узнаем о типах озерных котловин, научимся показывать озера на карте.

Актуализация знаний. — Чем отличается озеро от моря?
— Как вы понимаете, что такое озеро?

1. Озеро — это ещё один естественный водный объект, который каждому знаком. Озеро- водоемы в природных углублениях на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой (стр.115 в учебнике). Слово «естественный» в данном случае означает, что углубление возникло в результате природного процесса. Если же такое углубление имеет искусственное происхождение, то есть создано человеком, то занимающий его замкнутый водоём, в зависимости от размеров, будет называться прудом или водохранилищем.

Самое большое озеро на Земле — Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую. (Показ на карте.)

Байкал — самое глубокое озеро нашей планеты — 1637м. Содержит 20% пресной воды.
Байкал-это чудо природы во всех отношениях. Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой громкой славой. Громадная глубина, удивительная чистота, прозрачность воды, суровая, сказочная красота берегов. Особенно красив Байкал в солнечную погоду.

2. Озерные котловины. Углубление, в котором находится озеро, называется озерной котловиной. Озерные котловины очень разнообразны по происхождению. (Запись в тетради. Показ на карте примеров.)

По происхождению котловин выделяют следующие виды озер:

Самые глубокие озера – тектонические, они образуются в трещинах, разломах земной коры при ее движении. Примеры: Байкал, Телецкое, Виктория, Танганьика.

Вулканические (кратерные) озера образуются в кратерах потухших вулканов. Примеры: Тоба, Курильское, Ирасу.

Старицы образуются в долинах старых русел равнинных рек при изменении направления течения реки и русла.

Карстовые озера образуются в результате провала грунта над пустотами.

Ледниковые озера образовались в результате таяния древнего ледника. Таких озер много на севере Евразии и Северной Америки.

3. Питание озер. Так же как реки, озера питаются дождевой, талой и подземной водой. Озерная вода расходуется на испарение, выносится реками.

4. Сточные и бессточные озера. Озера, из которых вытекают реки, называют сточными, озера, из которых не вытекают реки, называются бессточными. Почему же такое озеро не переполняется водой? Бессточные озёра чаще всего встречаются в районах с сухим климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна – она просто испаряется. Бессточные озера отличаются от проточных химическим составом. Они, как правило, солёные. А проточные озера всегда пресные. Сточные – Байкал, Верхнее, Мичиган, Виктория, Танганьика. Бессточные – Чад, Аральское, Каспийское, Эйр, Балхаш.

5. Виды озер по солености. Самое соленое озеро мира — Мертвое море, расположенное севернее Аравийского полуострова (около 270 %о). Один из самых соленых водоемов на Земле является Мертвое море, которое, на самом деле, и не море вовсе, а уникальное соленое озеро. В озеро впадает всего одна река — Иордан, и ни одна река из него не вытекает. Мёртвое море имеет высочайший уровень солености и плотности воды, благодаря чему на ней можно спокойно лежать, не боясь утонуть. Из-за невероятной концентрации соли в ней нет живых организмов, кроме одного вида бактерий.

Запомните, озера на картах показаны объемными объектами голубым цветом. На картах их нужно показывать по береговой линии.

Заполнение схемы учащимися.

Работа с картой

Учитель: — Назовите и покажите крупные озера мира, используя карту полушарий.

Ответ учащихся: В Евразии – Байкал, Ладожское, Онежское. В Африке – Виктория, Танганьика, Ньяса. В Австралии – Эйр. В Южной Америке – Титикака. В Северной Америке – Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Учитель: Какие материки богаты крупными озерами? (Северная Америка, Африка).

Учитель: -Ребята, а ведь самое крупное озеро находится в Евразии.

Самое большое озеро планеты настолько велико, что его даже называют морем – Каспийским. Каспийское море – бессточный водоём. А значит, вода в нём какая?

Солёная, конечно. Как в море.

Тогда почему оно считается озером?

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ. «Каспийское море — озеро»( или другие примеры).

Учитель: — Спасибо, большое за работу. Давайте убедимся в них еще раз, посмотрев на карту. Перед вами атласы. Найдите на карте море – озеро Каспийское. Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно неотличимо от моря. Да и глубиной тоже. Каспийское море занимает третье место в мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое.

А самым глубоким на Земле является озеро Байкал. Глубине его могут позавидовать некоторые моря: 1642 — это нешуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!

Учитель: — Найдите озера Чад и Виктория. Чем отличаются берега этих озер?

Ответ учащихся : Берега озера Чад показаны пунктиром, а берега озера Виктория – сплошной линией.

Учитель: Пунктиром показываются берега, которые меняют свои очертания. Озеро Чад то увеличивается по площади, то высыхает.

— Как вы думаете, от чего это зависит? (От дождей).

Учитель: Верно. Когда идут дожди, становится полноводной река Шари, которая несет воду в озеро Чад, и оно разливается.

-Найдите еще озеро, которое имеет такую же обманчивую береговую линию.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ.

Какие впечатления об уроке остались у вас?

Поделитесь своими впечатлениями.

Учитель . Ребята, как вы думаете — знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?

Благодарю вас за хорошую работу на уроке.

7. Домашнее задание. Практ. Раб. №3 доделать, №35 стр.115-116 пересказ.

Источник

Читайте также:  Как высчитать уклон реки
Поделиться с друзьями
Байкал24