Как прорыть канал до озера

Ладожский канал — водный путь Петра Великого

Фотографии

Ладожский канал — старинный водный транспортный путь, задумка и творение самого Петра I, отсюда и второе название канала — Петровский. В начале XVIII века являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

117-километровую водную магистраль проложили вдоль берега Ладожского озера. Канал соединял реки Волхов и Неву. В Шлиссельбурге и Новой Ладоге находятся конечные шлюзы.

После того, как построили Новоладожский канал (Императора Александра II) в 1866 году, Петровский канал стал именоваться Староладожским. Сейчас на многих участках он зарос или пересох.

Предыстория: водный путь «из варяг в греки»

Наши далёкие прародители длительное время пользовались путём «из варяг в греки», который проходил, начинаясь в Балтийском море, через Восточную Европу в Византию. Путь был и опасным, и сложным. Корабли приходилось буквально волоком перетаскивать из одной реки в другую.

До железных дорог было ещё долгих полтора столетия. И основными транспортными магистралями служили реки и каналы. Последние приходилось строить. Заслуга Петра I заключается в том, что ему удалось организовать возведение не только Ладожского канала, который была намного надёжнее предыдущего, но и единую транспортную систему России.

«Первая ласточка» и причина постройки нового канала

Государь Пётр I принял решение вести активную торговлю с Европой по Балтике. А для этого потребовалось расширить пути сообщения, в первую очередь, — водные. Царь старался соединить русские реки системой каналов.

В то время существовал Вышневолоцкий водный путь, который стал «первой ласточкой». В 1709 году эта водная система связывала каналами и шлюзами реку Тверцу, приток Волги, с рекой Цной, по которой проходил водный путь через Ильмень и Волхов к Ладожскому озеру, к Неве до Балтийского моря.

Этот транспортный путь позволял торговать с Европой уральским металлом, транзитными товарами из Средней Азии и товарами самой России. Однако один из участков Вышневолоцкого водного пути, который проходил через Ладожское озеро, соединяя Волгу с Балтийским морем, был очень трудным и опасным.

Частые штормы на Ладожском озере приводили к крушению сотен кораблей с грузами. По этой причине Пётр I задумал строительство обходного водного пути, который бы соединил Волхов и Неву. И 18 ноября 1718 года царь издал указ, в котором было сказано:

какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…

Интересные факты о Петре I и строительстве канала

Пётр I самолично сделал первые наброски канала и приложил «царский перст» к его строительству. По легенде, государь сам наполнил землёй первые 3 тачки и отвёз их к месту строительства будущего канала.

По проекту канал должен быть: протяжённостью — 111 километров, глубиной — 2,1 метра, ниже уровня Ладожского озера, и без шлюзов. Канал брал начало около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в том месте, где Нева берёт вытекает из Ладожского озера.

Строительство Петровского канала началось 4 апреля 1719 года и длилось 10 лет. В том, что канал долго строился, был виноват не государь, а нерадивые и нечестные исполнители…

Читайте также:  5 озер на долгоозерной когда

Неудачное начало строительства Петровского канала

Канал начали строить в 1719 году. Затем процесс затормозился из-за того, что компания подрядчиков и руководителя работ Скорнякова-Писарева весьма небрежно вели дела. Осенью 1723 года Пётр I лично проверил строительство.

Итогом царской инспекции стал арест Скорнякова-Писарева и шлюзовых мастеров-немцев, над которыми было велено провести судебное разбирательство.

Государство взялось за строительство Ладожского канала

После неудачного начала за строительство канала взялось государство, и уже летом 1725 года в возведении канала были задействованы 7 000 вольнонаемных работников и 18 000 солдат регулярной армии.

Затем режим строительства был непрерывным. Царь Пётр I теперь уже под жёстким контролем постоянно инспектировал ход работ. В октябре 1724 года он проехал на ботике до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка на канал императора Петра Великого .

Построен первый участок и канал Петра Великого

В 1726 году завершили строительство участка между Волховом и селом Чёрное, длиной около 29 километров. По нему началось движение судов, что значительно ускорило работу, поскольку с этих пор материалы доставлялись к месту строительства всего канала по воде.

Строительство канала закончили 22 октября 1730 года. Руководил работами генерал Миних. Об окончательном открытии всего канала объявили 30 марта 1731 года. Но при строительстве не учли многие местные гидрологические особенности. Поэтому в сентябре 1732 года власти приняли решение построить шлюзы на краях канала — в Шлиссельбурге и Новой Ладоге.

Дальнейшая судьба Староладожского канала

Чтобы упростить процесс судо-захода из строящегося напротив Сясьского канала, в Новой Ладоге в 1765 году построили Новое устье канала. В Шлиссельбурге было построено также Новое устье с одним шлюзом в 1800—1806 годах.

На Старом устье в Шлиссельбурге шлюзы были полностью перестроены в 1822—1833 годах. Проект разработал генерал-лейтенант, директор корпуса Путей Сообщения Пётр Петрович Базен. Вместе со шлюзами построили накопительный бассейн и разводной двухпролётный мост на гранитных колоннах. Эти объекты сохранились до наших дней.

В Шлиссельбурге было реконструировано и Новое устье, с устройством 2-х шлюзов облицованных гранитом и разводного однопролётного моста, в 1836—1842 годах.

Современность Ладожского канала и значение для истории

В наши дни Староладожский канал, увы, непригоден для судоходства. Он почти весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Новоладожский канал используют для прохождение по нему судов малого водоизмещения.

Но его история навсегда вписана в книгу великих дел Петра I. По масштабу строительство Ладожского канала уступало только возведению Петербурга и Кронштадта. Благодаря Петровскому каналу началась безопасная навигация по Ладожскому озеру.

Этот канал очень долгие годы выступал важнейшей транспортной артерией. Староладожский канал служил верой и правдой петербуржцам и до тех пор, пока на смену водным транспортным магистралям не пришли паровозы.

Источник

Как прорыть канал до озера

LIVE с поездки 1-го августа:
Староладожский и Новоладожские каналы где-то по середине своего пути от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка — не зарос и не зацвел. Канал до сих пор входит в состав Волго-Балтийского водного пути и открыт для маломерных судов с небольшой осадкой.

Грозную Ладогу ведь не зря называют морем. При Петре I третья часть всех судов на ней погибала, и смириться с этим царь-реформатор не мог. В то время желание торговать с Европой по Балтике требовало c одной стороны расширения путей сообщения, особенно водных, с другой – обеспечения безопасности ценных грузов.

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. Уже после он стал называться с приставкой «старо». В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…». Обходной путь, соединяющий Волхов и Неву, был призван решить проблему. Длина канала по проекту составляла 111 километров. Первоначально строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1 м, ниже уровня озера. О шлюзах отдельно расскажем ниже. Забавный просчет строителей обернулся для потомков одной из самых любимых и посещаемых достопримечательностей в Шлиссельбурге и в Новой Ладоге.

Читайте также:  Комплекс великих озер северной америки

А 22-го мая 1719 года Петр лично открыл строительство, наполнив три раза тачку землею и отвезя ее в сторону. Та лопата царя теперь хранится в домике Петра I, в селе Дубно.

Говорят, на начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр проинспектировал работы, после чего приказал арестовать главного и нескольких мастеров-немцев. А строительство канала взяло на себя государство. Уже летом 1725 года на него были привлечены 7 тысяч наемных рабочих и 18 тысяч рекрутов из регулярной армии. Благо, Северная война к тому моменту была закончена и армию стало возможным привлекать к хозяйственным нуждам. Впрочем, строительство каналов в России во все времена шло одинаково тяжело. О позднем примере читайте тут:

И тогда, в XVIII веке рабочих косили болезни, умерших закапывали тут же, поставив над могилой простой крест. Очень скоро местность по побережью Ладоги превратилась в один большой погост. Ехать на «стройку века» работный люд отказывался, говорили, место не чисто, и тогда для поднятия духа решительный Миних, поставленный руководить строительством и фактически достроивший канал, приказал срубить кресты и сравнять могилы с землей, чтобы ничто не напоминало о прошлых бедах. А хитроумный Петр повелел устроить повсеместно кабаки. Так, рабочий люд заметно повеселел и с задором вновь взялся за прокладку водного пути, а зарплаты рабочих, оставленные в питейных заведениях во вне рабочее время, стали снова поступать в государственную казну. Хитро?

В 1726 году был закончен участок между Волховом и селом Чёрное протяжённостью около 29 км, по нему началось движение судов, что значительно ускорило работу, так как теперь материалы доставлялись к месту строительства по воде. Достраивали канал уже в царствование Анны Иоанновны. Надо сказать, канал долго служил России, 200 лет по нему ходили суда.

Источник

«Оставить дело сие к сведению». Как Николай I хотел прорыть канал до Красного Села

В 1820-х годах в Красном Селе была создана императорская военная резиденция; в ее окрестностях стали ежегодно устраивать летние лагерные сборы войск и проводить маневры. Войска располагались в двух лагерях — Большом, с восточной стороны от реки Дудергофки, и Авангардном — с западной стороны, у ее истока из Дудергофского озера. Связь с Петербургом осуществлялась по Нарвскому тракту, проходившему параллельно Дудергофке через Горелово и Лигово.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1833 году у императора Николая I возникла мысль о возможности организовать наряду с сухопутным и водное сообщение. Для этого вдоль извилистой Дудергофки нужно было прорыть прямой судоходный канал протяженностью около девяти верст — от Дудергофского озера до истока из Дудергофки Лиговского канала (возле Горелова). Далее до Петербурга мелкие суда двигались бы по проложенному еще в петровское время Лиговскому каналу.

Теоретически эта идея была вполне разумной, но, чтобы принять окончательное решение, требовалось исследовать местность. О том, как это происходило, рассказывают документы Российского государственного исторического архива.

4 мая 1833 года министр Императорского двора князь П. М. Волконский отправил предписание генерал-майору Корпуса инженеров путей сообщения Лихардову — управляющему петергофскими фонтанами и таицким водопроводом. В документе говорилось: «Государю Императору благоугодно, чтоб Ваше Превосходительство осмотрели все местоположение от озера Дудергофскаго вдоль по течению речки Дудергофки до Лиговскаго канала, с тем, дабы определить, не будет ли возможно провести в сей последний из упомянутаго озера судоходный канал, и если сие сделать можно будет, то составили бы проект плана каналу и смету на устройство онаго».

Читайте также:  Антропогенным факторам влияющим на экосистему озера относят

Через семь месяцев, 5 декабря 1833 года, Лихардов в своем рапорте Волконскому сообщал, что провел изыскания по речке Дудергофке «с надлежащею съемкою и нивеллировкою реки; равномерно учинено и трекратное наблюдение над количеством воды, то есть: весною, летом и осенью». Он выяснил, что речка «имеет общего падения на сем протяжении» 127 футов 5 дюймов (13 метров 47 сантиметров).

Далее указывалось: «По сему количеству воды, хотя и есть возможность устроить лодочную систему, ибо посредством однокамерных шлюзов можно бы было пропустить в сутки более 40 лодок, но по сильному падению [уровня воды] судоходство сие столь затруднительно, что может почесться почти не возможным».

На девяти с половиной верстах пришлось бы устроить 22 шлюза, что «не только потребует весьма значительных издержек, но и чрезвычайно затруднит судоходство, потому что на каждый шлюз употребится для прохода лодки с наполнением шлюзной камеры около получаса». Итого с переходом — от 14 до 15 часов.

«Сверх сего, Лигофской канал, не во всех местах достаточный разрез имеющий, потребует тоже на сделание его способным к судоходству столь значительнаго капитала, что проценты с онаго далеко превзойдут издержки, потребныя на провоз тяжестей сухим путем; большое же судоходство по сей системе вовсе не возможно», — резюмировал Лихардов.

2 февраля 1834 года князь Волконский объяснил положение дел Николаю I. Тот внимательно изучил рапорт Лихардова и. отказался от идеи канала. Волконский начертал на донесении резолюцию: «Высочайше повелено оставить дело сие к сведению и хранить в архиве».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком ««Оставить дело сие к сведению»».

Источник

Здравствуйте,хочу выкопать и обустроить небольшой пруд на своем участке примыкающим (до реки 100 метров)к реке скажите могу ли я прокопать траншею от реки до своего участка чтобы наполнить пруд водой?

Здравствуйте,хочу выкопать и обустроить небольшой пруд на своем участке примыкающим (до реки 100 метров)к реке скажите могу ли я прокопать траншею от реки до своего участка чтобы наполнить пруд водой?

Добрый день, на сооружение водоема разрешение не нужно, а вот для строительства (сооружение) траншеи придется получать соответствующее разрешениею

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМО от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962 Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее. Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется. В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24